Сущность понятия коммуникации как значимой стороны общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность понятия коммуникации как значимой стороны общения



Для журналиста особый интерес представляет понятие коммуникации как одной из сторон человеческого общения. Современный специалист, работающий в системе субъект-субъектных отношений (т.е. отношений между людьми), в том числе и журналист, должен четко себе представлять, что понимается под коммуникативным процессом, каковы общие черты коммуникации, и какова роль коммуникации в современном информационном обществе. Ответы на эти вопросы необходимы, т.к. человек, живущий в современном обществе, находится в постоянном процессе общения с окружающим миром, он должен иметь возможность правильно использовать особенности общения в своей профессиональной деятельности, четко различать их и умело соединять в своей работе. Не говоря уже о тех профессиях, которые непосредственно связаны с общением, например, журналист.

Слово «коммуникация» происходит от латинского слова communicatio – связь и означает «делаю общим, связываю, общаюсь».

Если рассматривать коммуникацию как одну из сторон общения, то онав таком понимании – это, прежде всего, процесс передачи, приема и обмена информацией общение. Но при этом следует учитывать, что коммуникациякак сторона общения:

- включает в себя передачу и обмен информацией с учетом характера человеческих взаимоотношений, установок, целей;

- применительно к человеку коммуникация означает не только тот или иной объем информации, но и интуицию, ощущения, эмоции;

- в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями;

- в процессе общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается, т.е. осуществляется процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность.

Теперь представим себе содержание коммуникации (по Г.М. Андреевой).

Когда говорят о коммуникации, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными мыслями, сведениями, представлениями, идеями, интересами, чувствами и т.д., т.е. происходит передача того или иного содержания от одного сознания (коллектива, индивида) к другому посредством знаков. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Исходя из этого, коммуникативное сообщение это всегда процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность. Особую роль при этом играет значимость информации, потому что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечал А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса – не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально представлены в единстве деятельность, общение и познание.

Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия». Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная – принятой. Журналисту, важно знать, при каких обстоятельствах тот или иной канал информации может быть блокирован этим фильтром, а также выявлять средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действия фильтров. Совокупность этих средств называется фасцинацией. В качестве фасцинации выступают различные сопутствующие средства, выполняющие роль «транспортации», сопроводителя информации, создающие некоторый дополнительный фон, на котором основная информация выигрывает, поскольку фон частично преодолевает фильтр недоверия. Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция может быть различной. Прежде всего, это может быть активизация, то есть побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикация, то есть побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Примером этому может служить реклама, направленная против наркомании, СПИДа. Однако в данной ситуации прием рекламы является не всегда эффективным противоядием, ибо рекламу у нас не любят, мало смотрят, переключая каналы. Более действенными являются программы телевидения, газетные статьи, в которых очевидцы рассказывают о своей тяжелой жизни. Использование наглядности является достаточно эффективным средством борьбы с нежелательными видами деятельности человека. Наконец, это может быть дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения человека, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьироваться от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения.

В каждом процессе коммуникации содержатся следующие основные компоненты:

1) коммуникатор (сообщающий),

2) реципиент (принимающий),

3) сообщение.

Если коммуникацию рассматривать как вид деятельности (речевая деятельность), то в таком случае она подчиняется законам строения (имеет в своем составе потребности, мотивы, цели, условия достижения, действия и операции) и общим закономерностям развития деятельности.

В связи с этим коммуникация представляет собой процесс, который представлен в виде определенной модели, состоящей из следующих структурных элементов:

 

1) Цель коммуникации.

Успех осуществления коммуникации во многом определяется целью, которую человек ставит перед собой.

Цель – это «то, к чему стремятся, чего хотят достичь; главная задача, основной замысел».

Процесс коммуникации журналиста должен быть всегда целенаправлен. Бесцельное (в плане общения) произнесение каких-то предложений есть проговаривание, а не говорение в коммуникативном процессе. Говорящий всегда хочет достичь своим высказыванием какой-то цели: убедить или разубедить собеседника, вызвать сочувствие или поддержать его мнение, высмеять его и т.д. Подобные цели можно назвать коммуникативными задачами. Их решению и служит целенаправленность говорения в общении, то есть подчиненность всех его качеств выполнению поставленной в общении задачи.

За каждой из коммуникативных задач, возникающих в отдельных речевых ситуациях, стоит общая цель говорения как деятельности. Эта цель заключается в том, что один человек пытаетсявоздействоватьна другого (других) в смысле изменения его (их) поведения (речевого и неречевого), а не просто сообщить ему, как иногда говорят, некую информацию. Это значит, что говорение должно быть (в хорошем смысле этого слова) прагматичным.

Целенаправленность как раз и заключается в прагматичности (воздейственности) говорения и осуществляется благодаря его стратегии и тактике. Стратегией называетсяреализация общей цели, та линия, которую проводит говорящий, а тактика этореализация подчиненных задач.

Чтобы воздействовать на собеседника, говорящий обязан уметь достаточно хорошо говорить, уметь соответственно ситуации варьировать тактику высказывания во имя сохранения стратегии, которая только и приводит к выполнению коммуникативной задачи.

Достижение цели коммуникации во многом обусловлено мотивированностью. Человек, как правило, говорит потому, что у него есть для этого определенная внутренняя причина, есть мотив, выступающий, по выражению А.Н. Леонтьева, в роли мотора деятельности. Мотив может быть осознанным и неосознаваемым в данный момент, но он всегда связан с общением. Поэтому, говоря об общении, можно говорить о коммуникативной мотивации, в основе которой лежит потребность двух видов:

- потребность в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальному,

- потребность в совершении данного конкретного речевого поступка, потребность «вмешаться» в данную речевую ситуацию.

Первый вид можно назвать общей коммуникативной мотивацией; второй вид – это ситуативная мотивация.

Вступая в процесс коммуникации с человеком, специалист ставит перед собой профессиональные цели, обусловленные ситуативной мотивацией, то есть потребностью «вмешаться» в конкретную речевую ситуацию. Данные цели «сиюминутны», они постоянно меняются в зависимости от человека, с которым специалист общается, его профессии, социального статуса, возраста, национальности, места действия, объективных и субъективных обстоятельств и т.д. Каждый раз человек ставит перед собой новую такую цель. Но выполнение данной цели становится возможным только лишь при условии знания цели самого коммуникативного процесса, являющейся постоянной и обеспеченной общей коммуникативной мотивацией. Без такой цели общение просто не сможет состояться. Об этой цели должен всегда знать и помнить каждый.

Такая цель общения заключается, по мнению М.С. Кагана, прежде всего в приобщении «субъекта к субъекту, в организации «их единых, совместных действий» или обретении их духовной общности, поскольку каждый партнер должен открыться другому в своей подлинной природе, намерениях, возможностях, целях, устремлениях, идеалах, чтобы другой, зная всё это мог согласовать свои действия с действиями партнера».

Одной из всегда желанных целей общения выступают доверительные отношения между людьми. «А сам термин «доверие» означает не что иное, как убежденность или уверенность в правоте, честности, искренности и основанное на них отношение к кому- либо… На того, кто убеждает в своей искренности обычно опираются в любом деле… Доверяя человек говорит о себе, о своих переживаниях, о своей деятельности. И вот этот личностный, откровенный характер информации и придает ей доверительность» (по Б.Н. Лозовскому).

Что же понимать под доверительной информацией? Очень хороший ответ на этот вопрос дает Б.Н. Лозовский в статье «В лабиринтах доверия» в книге «Искусство разговаривать и получать информацию» (см. Приложение 5).

Ещё одним важным моментом, обеспечивающим достижения цели общения, является активность. Коммуникация всегда процесс активный, ибо в нем проявляется отношение говорящих к окружающей действительности. Это отношение имеет место не только тогда, когда человек говорит, но и когда он слушает собеседника (так называемая внутренняя активность). Именно активность обеспечивает инициативное речевое поведение собеседника, что так важно для достижения цели общения. Если человек в процессе беседы с журналистом поймет, что его слова, реплики, высказывания не имеют значимости для собеседника, то не будет ни речевой активности, ни инициативности с его стороны. Он будет лишь человеком - автоматом, равнодушно и строго отвечающим исключительно на поставленные вопросы, не выходя за рамки заранее намеченного журналистом плана. А такое общение, скорее всего, будет малоинтересным, малопознавательным и новым для читателя, зрителя, слушателя, что приведет его к неуспеху.

Не достижение цели коммуникации приводит к коммуникативным неудачам. Коммуникативные неудачи это не достижение инициатором общения коммуникативной цели и, шире, прагматических устремлений, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения (см. подробнее статью Е.М. Лазуткиной «Причины коммуникативных неудач» в Приложении 6).

Подводя итог сказанному, следует особое внимание обратить на следующее: если будет установлен контакт с человеком, то журналист всегда сможет достичь своей профессиональной цели – узнать новое и интересное.

 

2) Функции коммуникации заключаются в достижении взаимопонимания, в целях, содержании, формах совместной деятельности (например, в планировании, координации, оценки совместной деятельности специалистов при решении каких-либо задач; поиска решений (для журналистов) в ходе газетной, теле- и радиодискуссии, установления контактов и их поддержания при интервьюировании, в процессе дискуссии и т.д.).

Функции коммуникации состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого его элемента. К функциям относятся:

- Управленческая – это функция, присутствующая в системе исполнения социальных ролей (например, руководитель – подчиненный, родитель – ребенок, учитель – ученик и т.д). Но и в любом процессе общения данная функция присутствует, т.к. при разговоре происходит попеременное включение в разговор членов общения. При этом тот человек, который говорит в данную минуту, и является управленцем общения. Затем роли меняются. Это хорошо видно на рис. 3.

 

Роль говорящего К сообщение Р Роль слушающего

Обратная связь К' Роль говорящего

 

Роль слушающего Р' (интерпретация смысла)

 

Роль говорящего К''

Р'' Роль слушающего

Уточнение, добавление

К''' Роль говорящего

Я обратная связь

 
 


Роль слушающего Р''' (приращение информации)

Роль говорящего К''''

Р'''' Роль слушающего

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.022 с.)