Интервью – основной путь получения информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интервью – основной путь получения информации



 

Понятие интервью

Б.Н. Лозовский в книге «Искусство разговаривать и получать информацию» справедливо отмечает, что «по всей вероятности, история интервью восходит к вопросу Евы к Адаму: «Не хотите ли яблока?». Полученная при этом информация привела к известным последствиям для благодарного человечества».

Традиционно под интервью понимается беседа журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес и предназначенная для передачи в средствах массовой информации.

В науке и практике современной журналистики термининтервью имеет два значения:

- жанр журналистского произведения;

- процесс, метод сбора информации.

И в том и другом случае в основе действий журналиста – общение с человеком, обладающим нужной информацией, вопросно-ответный способ получения сведений.

Рассмотрим особенности интервью в первом значении слова.

По определению Л.М. Майдановой, «интервью – текст, пользующийся логической схемой описательного или событийного типа и различной глубины».

Есть интервью с логической схемой средней глубины. Такие интервью обычно небольшого объема, они выступают как средство передачи подчеркнуто актуальной, свежей информации, получаемой из первых рук и потому ценной именно своей новизной, а не глубиной. И текст таких интервью выполняет свою задачу, очерчивая круг вопросов, с которыми предстоит иметь дело собеседнику журналиста и читателя. Интервью этого вида по содержанию напоминают расширенную заметку.

Особенностью логической схемы интервью является возможность наличия в ней двух смысловых центров. По этому признаку выделяются два типа текстов.

Во-первых, интервью с одним смысловым центром. У собеседника берутся сведения о предмете или событии, но никак не затрагивается его личность. На том же материале могла бы быть написана проблемная статья, от которой наше интервью отличается компоновкой и языковым оформлением фактов: темы тезисов формулируются в вопросах, сохранены сигналы контактного общения, устной речи (например, интервью «Второй срок для школьника» Ольги Демидовой (см. Приложение 36).

К первой же группе относятся интервью портретного типа, где предмет речи тоже один – человек, с которым ведется беседа. Здесь все направлено на раскрытие личности собеседника: его характера, отношения к делу. Примером может служить интервью Инны Руденко с Галиной Улановой (см. интервью «Дорога на пьедестал», опубликованное в журнале «Собеседник» за 1984 год, № 4.). Здесь речь идет о великой русской балерине, о ее творческом методе. Или, например, «Кто слезам не верит» Елены Скворцовой–Ардабацкой (см. Приложение 23).

Во-вторых, выделяются интервью, содержание которых можно выразить формулой: «дело и человек в деле». В этих текстах два смысловых центрапредмет, о котором рассказывает собеседник, и сам собеседник, интересующий журналиста именно в связи с предметом речи (например, интервью «Кто слезам не верит» Елены Скворцовой – Ардабацкой (см. Приложение 23).

В интервью могут входить событийные элементы, время которых дается с привязкой к моменту речи собеседников. Событие, даже если оно стоит в центре разговора, не дается в беседе (см. глоссарий) подробно и хронологически последовательно, эпизоды представлены, как правило, сжато или даже номинативно, поскольку беседность не предполагает изобразительности, это качество не является жанрообразующим (получится наглядно – хорошо, не получится – не беда, интервьюируют ведь не только художников слова). Например, интервью И. Руденко с Г. Улановой не включает ни одного развернутого эпизода, не соблюдается и их хронология (например:

 

И вы мечтали сыграть Елену из «Накануне», невесту революционера?

Да. И уже начала репетировать.

И что же?

Постановщик трактовал образы чересчур прямолинейно, без тургеневской поэтичности. Я отказалась).

 

Перед этим рассказом в интервью помещен эпизод из детства, после – так же сжато – говорится о постановке спектакля по заказу ЮНЕСКО.

Таким образом, в данном портретном интервью наглядно представлено нарушение хронологической последовательности в описании событий, что обеспечивает освещение самого значимого в жизни героя, раскрывающего его как человека и «человека в деле».

Более подробно может быть дано событие в многособытийном интервью, когда говорящие оперируют разными событиями как иллюстрациями своих тезисов.

Не часто, но бывают в интервью случаи подачи развернутого, красочно выписанного эпизода. Примером такого эпизода может служить отрывок из интервью Татьяны Юлаевой с художницей Ольгой Окуневой («Параллельные миры Ольги Окуневой, или Поезд не может уйти без тебя» Т. Юлаевой):

 

И что тебе мешает вернуться обратно в свой параллельный мир? Тебе нужны новые впечатления?

Нет. Они тебя переполняют. Можно просто взглянуть в окно… Мешают обыкновенные житейские дела. Я так же, как и все, завишу от быта. От денег. От состояния здоровья. И даже от настроения в обществе. Одиночество, так необходимое в творчестве, оборачивается своей обратной стороной в обычной жизни. Впервые я это особенно остро ощутила, когда потеряла своего учителя. Станислав Косенков, к которому я ездила из Харькова в Белгород в пору студенчества, чтобы постичь нечто большее, чем просто мастерство, был не просто великолепный график. Он мне был как отец. Я очень дорожила его мнением. И после окончания института долгое время ему ничего не показывала, хотя уже были успехи, были выставки. Раз в год писала. Раз в год звонила. Вот думала, поеду в Белгород и тогда… А его жизнь внезапно оборвалась. Хотя в это мне до сих пор трудно поверить. Это невосполнимая утрата.

 

Композиция интервью зависит от размещения в нем вопросов, от смысловой связи между ними.

Можно выделить тип интервью со свободной композицией, когда допустима перестановка вопросов: вопросы едины лишь по широкой теме, но касаются разных сторон обсуждаемого предмета и в значительной степени бывает безразлично, о чем спросить раньше, а о чем позже. Таковы часто интервью, в которых использованы вопросы читателей (например, «Второй срок для школьника» Ольги Демидовой (см. Приложение 36).

Противоположный случай – композиция импровизированной беседы, при этом вопрос порождается предшествующим ответом собеседника, вследствие чего перестановка вопросно-ответных единств невозможна.

Обычно интервью демонстрируют примерный план заготовленных вопросов (например, вопросы, касающиеся биографии собеседника, особенностей его профессии и т. д.) и вопросов, свободно возникающих по ходу беседы (например, это уточняющие, дополнительные вопросы).

Таким образом, вопросы в интервью, коротко обозначая темы следующих за ними отрезков текста – ответов, делают содержательную структуру текста и композицию его прозрачными, легко обозримыми.

Интервью большого объема могут члениться на главки с заголовками, что еще больше облегчает их восприятие. Использование такого композиционного построения не так часто встречается в публицистике.

В интервью журналист может передать индивидуальные особенности речи собеседника (у одного речь афористична, у другого насыщена терминами, у третьего полемически заострена и эмоциональна). Так, в интервью Инны Руденко с Галиной Улановой речь героини полемична: журналист и балерина спорят по поводу понятий «хочу» и «надо», многие вопросы вызывают противоречащий ответ. В речи Улановой много неожиданных, острых ответов (например:

 

- А что такое молодость?

- Молодость – это движение.

- Ваш любимый цветок?

- Гвоздика в бутоне. Не поймешь: то ль это ее конец, то ли начало).

 

В интервью Елены Скворцовой–Ардабацкой с Владимиром Меньшовым речь героя насыщена такими словами которые являются эмоционально–экспрессивными (например:

 

- Однокурсники из хороших семей прикладывали меня и высмеивали так, что мало не покажется.

- И вы решили переквалифицироваться в режиссёры, потому что поняли, что не достигните больших высот как актёр?

- И поэтому тоже. Ну и кино меня по-прежнему тянуло, а меня в кино никто не тянул, и это было для меня тоже трагично).

 

Учитывая все особенности интервью, можно согласиться с тем, что интервьюявляется достаточно сложным жанром, требующим от пишущего внимательного восприятия речи собеседника, с тем чтобы передать не только смысл, но и живую форму ответов. Это жанр, через который на страницы газет проникает интонация непосредственной устной речи.

 

Классификация интервью

Классификация интервью в специальной литературе очень разнообразна. Остановимся на трех типах, которые, с нашей точки зрения, более всего формируют характер журналистского интервью:

- информационное (событийное);

- проблемное;

- личностное (интервью – портрет).

Различают также и такие формы интервью как прямая линия, круглый стол, пресс- конференция и т. д.

Информационное интервью не требует глубокого анализа проблем, причин явлений, вскрытия противоречий и т.п. Главная его задача – выявление, проверка, уточнение фактов (например, в интервью «Виктор Мережко: Полеты во сне и наяву»… Виталия Бродзкого с Виктором Мережко (см. Приложение 38), дается информация о создании фильма режиссера Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву».

Проблемное интервью нацелено на обсуждение проблемы, выявление мнений собеседника о способах ее решения (например, интервью «Наши дети голодают и теряют зрение» Татьяны Тюлюлюкиной (см. Приложение 37).

Основная задача личностного интервью – изучение характера, взглядов собеседника (например: интервью «Параллельные миры Ольги Окуневой, или Поезд не может уйти без тебя» Татьяны Юлаевой (см. Приложение 18);интервью – портрет «Кто слезам не верит» Елены Скворцовой–Ардабацкой (см. Приложение 23). В центре первого интервью – художница Ольга Окунева, в центре второго – режиссер Владимир Меньшов. В этих интервью раскрывается внутренний мир героев, их отношение к делу.

Примерамиинтервью «Прямая линия» является «Второй срок для школьника. Что ни день – мозги набекрень» Ольги Демидовой (см. Приложение 26). Такой вид интервью позволяет услышать мнение большого количества людей по определенной теме и способствует выработке у читателя собственного представления на обсуждаемую проблему.

Выделение этих разновидностей позволяет проследить особенности поведения журналиста в зависимости от главной задачи интервью. Успешное проведение интервью предполагает несколько моментов. Прежде всего, необходима тщательная подготовка, разработка стратегического и тактического планов интервью (см. Приложение 39).

Подготовка складывается из :

- общей подготовки (идеологической, интеллектуальной и профессиональной);

- подготовки к конкретному разговору;

- психологической подготовки (см. подробнее в книге «Искусство разговаривать и получать информацию». – М.: Высш. шк., 1993. – С. 223 – 239).

Такая работа требует особой подготовленности журналиста к профессиональной деятельности, тренировки навыков, необходимых для успешного проведения интервью, настроя на конкретную встречу.

Во всяком интервью на этапе общей подготовки происходит процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга. Психологи установили, что воспринимающий субъект делает заключения о познаваемой личности, исходя из собственного опыта, имеющихся знаний. Вот почему интеллектуальное развитие интервьюера (журналиста, интервьюирующего кого – либо), накопление им разносторонних знаний в самых различных областях культуры – не благое пожелание, но профессиональное требование. Только человек эрудированный, думающий, умудренный жизненным опытом способен правильно понять и оценить собеседника, найти к нему верный подход, отказаться, если нужно, от предубеждений во имя истины. И собеседник журналиста, видя, что перед ним интересный, знающий человек, будет разговаривать охотнее, с большим уважением к нему.

Однако этим подготовка к интервью не исчерпывается, так как помимо общих знаний нужны и специальные знания, умения, навыки. Это и отчетливое понимание задачи и функций печати, радио, телевидения. Весьма важны для журналиста знания об аудитории своего печатного органа: ее структуре, интересах, потребностях, характере потребления и усвоения информации, установках, стереотипах сознания и т. п. Знание особенностей, специфики газетных, радийных и телевизионных жанров.

Особый вопрос представляет специализация журналиста. Какую-то сферу жизни журналист должен знать досконально, чтобы улавливать перемены, лучше чувствовать тенденции развития, близко знать людей, то есть вести систематическое наблюдение за этими объектами. Такое наблюдение позволит глубже вникнуть в состояние вопроса, дать правильную оценку ситуации, и, конечно, послужит ничем не заменимой подготовкой к будущим интервью.

Конкретная подготовка к интервью складывается из следующих операций:

1) определение цели интервью и характера необходимых сведений;

2) изучение предмета интервью и собеседника;

3) предварительное обдумывание хода беседы, составление вопросов;

4) договоренность о встрече, месте и времени интервью.

Эти элементы присутствуют в любом интервью, хотя в зависимости от задач конкретной творческой акции их удельный вес может меняться.

1) Определение цели интервью и характера необходимых сведений.

Кинтервью журналист прибегает не только тогда, когда намеривается написать материал в жанре интервью, но и в любом случае, когда ему необходимо получить информацию в непосредственной беседе с тем человеком, который ею располагает. В системе методов, которые использует журналист в своей работе, собирая сведения для будущего материала, интервью занимает ведущее место как способ получения информации. Причем, интервью не слишком надежный метод, прибегать к нему стоит лишь тогда, когда есть уверенность в источнике информации, возможность проверить сведения и, конечно, когда необходимую информацию нельзя получить иначе. Источник информации должен быть выбран с таким расчетом, чтобы он обладал именно той информацией, которая требуется. Определить это поможет общее знание объекта и предмета предстоящей беседы.

2) Изучение предмета интервью и собеседника.

Журналист должен быть человеком эрудированным, обладать развитым интеллектом, знаниями в той области, в которой он специализируется, однако это не освобождает его от необходимости каждый раз изучать тот предмет, по поводу которого он собирается беседовать. Нельзя поставить интересные, значимые вопросы, если предмет будущего разговора представляется расплывчато, в общих чертах. Хорошее знание предмета поможет не только составить заранее план беседы, но и найти такой подход, придумать такие фразы, которые заставят разговориться даже самого неразговорчивого собеседника. Характер изучения предмета при подготовке к интервью зависит, конечно, от его целей. Имеет смысл изучить ранее опубликованные журналистские материалы на эту тему или об этом человеке, помня о необходимости сохранения самостоятельности взглядов.

Вместе с изучением темы и предмета беседы журналист стремится выяснить все, что возможно, о будущем собеседнике: его взгляды, позицию, занимаемую им по проблемам беседы; факты его биографии; его личные качества, привычки, особенности характера, которые могут повлиять на ход беседы.Примеры такой подготовки мы можем видеть в следующих интервью: «Кто слезам не верит» Елены Скворцовой–Ардабацкой (см. Приложение 23), «Параллельные миры Ольги Окуневой, или Поезд не может уйти без тебя» Татьяны Юлаевой (см. Приложение 18).

3)Предварительное обдумывание хода беседы, составление вопросов.

Уже в ходе изучения материала у журналиста складывается план будущей беседы. Каким он будет – с заранее сформулированными, четко продуманными вопросами или только в виде схемы, наброска тех главных проблем, которые нужно решить, зависит от целей интервью, от вкусов и привычек самого журналиста. Например, если интервью касается профессиональной деятельности в образовании, то журналист, определяя схему будущей беседы, выделяет проблемы, которые в ходе интервью с этим человеком можно решить, типа:

- Каково финансирование системы образования сегодня и какова роль в этом финансировании внебюджетных средств?

- Какие перспективы развития на рынке образовательных услуг вы видите на современном этапе?

Иногда наличие строгого списка вопросов обязательно. Например, журналист идет к официальному лицу беседовать по какой-то четко определенной проблеме. Посмотрим, например, какие вопросы были заданы председателю областной избирательной комиссии Ю. Андрееву в программе «День за днем» (ГТРК «Оренбург») от 27 декабря 1999 г.:

 

- Кто стал губернатором Оренбургской области?

- Какова была явка избирателей на выборных участках?

- Какие нарушения были зафиксированы облизбиркомом?

Заранее подготовленные вопросы необходимо иметь и для беседы по телефону, а также, если она проходит в условиях ограниченного времени.

Если журналист и не составляет заранее перечень вопросов, он продумывает ход беседы, мысленно выстраивает ее план. У него должны быть заготовлены: «рабочая гипотеза» и «драматургический стержень» беседы.

«Рабочая гипотеза», то есть представление о проблеме, ее развитии, ее месте в изучаемом вопросе, или, если речь идет об интервью-портрете, о главных чертах героя, основной жизненной линии и т. д. В свете этой гипотезы журналист будет задавать вопросы, направлять рассказ интервьюируемого, выяснять его взгляды, мнения, его позицию в различных вопросах.

«Драматургический стержень» беседы – это тот центральный элемент беседы, который должен объединить интересы журналиста и интервьюируемого. Он позволяет разговорить собеседника, заставляет его высказываться серьезно, нестереотипно, увлеченно. Характерная особенность этих интервью – хорошее предварительное знание предмета, взглядов самого собеседника и его оппонентов.

Таким образом, предварительное составление вопросов полезно в любом случае, независимо от того, намерен ли журналист придерживаться их жестко или нет. Такая работа позволяет сосредоточиться на главной цели беседы, избежать распыления внимания. Формулируя вопросы, журналист конкретизирует и уточняет цели интервью, ему становится ясно, что и какой материал уже собран. Это помогает построить интервью компактно, логично, избежать пустых вопросов, не приносящих информации.

4) Выбор места и времени интервью.

Продуктивность интервью зависит и от того, в какой обстановке оно проводится. Место для беседы выбирается в соответствии с характером предстоящего разговора, а также должностными, возрастными и другими характеристиками собеседника. Например, беседы на производственные темы, в особенности если их целью является информационное интервью, можно вести в рабочей обстановке и даже в присутствии посторонних лиц. Интервью, нацеленные на получение сведений о личности собеседника (личностные), лучше проводить в нерабочей обстановке. Если же они ориентированы на выяснение профессиональных качеств собеседника, то их можно проводить в два этапа – краткая беседа на рабочем месте, сопровождаемая интенсивным запланированным наблюдением, и более подробная беседа вне работы. Приглашать собеседника можно в редакцию, но при одном условии – если предмет разговора не требует более доверительной обстановки.

Договариваясь о встрече, журналисту следует уточнить, каким временем располагает собеседник, и в зависимости от этого планировать интервью. Некоторые журналисты готовят два плана интервью: на короткую и длинную беседу.

Психологическая подготовка осуществляется как в общей, так и в конкретной подготовке к интервью. Психологическая подготовка к журналистскому труду – длительное дело. Поэтому чем раньше она начинается, тем лучше, тем больше возможностей развить, улучшить или воспитать в себе необходимые психические качества и способности. Журналистский труд требует хорошей памяти, внимания, наблюдательности, воображения, впечатлительности, большой собранности, психологической устойчивости, «общительности», настойчивости, находчивости, быстрой реакции, подчас значительных волевых усилий, любознательности и т. д.

В любом интервью происходит процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга, он начинается в момент первого контакта интервьюера и интервьюируемым и действует в течение всей беседы.

Журналисту важно осознавать этот процесс восприятия, «соотнесения», контролировать его, не упускать из виду, что процесс этот взаимный, что возможна двоякого рода опасность:

- во-первых, одностороннее, поверхностное, искаженное представление может существовать у интервьюируемого и через его призму он будет воспринимать журналиста;

- во-вторых, сам журналист может предвзято отнестись к своему собеседнику. Вторую опасность нужно сводить к минимуму.

При подготовке у журналиста начинает складываться мнение о человеке, с которым ему предстоит беседовать, то есть о социальной группе, к которой он принадлежит, о его характере, о возможном отношении к беседе и т.д. Однако все это не должно мешать объективности восприятия журналиста. Всякая предубежденность, предвзятость препятствует получению достоверных знаний.

Умение расположить к себе интервьюируемого – это своего рода искусство. Главное здесь компетентность журналиста, уважительное отношение к собеседнику, осознание своей роли как представителя интересов общества, читательской аудитории. Более подробно о психологической подготовке можно прочитать в статье Т.В. Шумилиной «Не могли бы вы рассказать…» (см. «Искусство разговаривать и получать информацию». Хрестоматия / Сост. Б. Н. Лозовский. – М.: Высш. шк., 1993. – С. 234 – 239).

Следующим этапоминтервью является непосредственно его проведение.

Среди задач, которые решаются в ходе проведения интервью, можно выделить следующие:

- получение новой (часто «эксклюзивной») информации;

- обсуждение общественно важных проблем, что нередко обретает форму дискуссии между двумя или несколькими собеседниками журналиста;

- «портретирование» – создание объемного образа самого человека, с которым проводится интервью, в том числе за счет демонстрации его индивидуальных речевых особенностей.

По характеру действий интервьюера во время интервью можно условно выделить три элемента интервьюирования:

- задавание вопросов и выслушивание ответов;

- наблюдение;

- фиксирование поступающих сведений.

По характеру взаимодействия интервьюера с интервьюируемым можно выделить три этапа этого процесса (проведения интервью):

- начальный этап или зачин (представление собеседника, описание ситуации, в которой проходит беседа, и т.п.);

- средняя или основная часть беседы, представляющая собой диалогическое единство, образуемое следующими друг за другом и вытекающими одна из другой репликами;

- заключение или концовка (вывод, обращение к адресату, «прощание» с собеседником и др.).

В связи с особыми функциями задаваемых вопросов и анализа поведения интервьюируемого следует выделить еще один элемент – контроль поступающих сведений в ходе интервью.

1. Начальная стадия интервью.

Вступление должно быть кратким, обоснованным и уверенным (без излишней настойчивости). Корреспонденту следует представиться, сообщить от имени какого органа он выступает, почему решил обратиться именно к этому человеку, изложить цели беседы. Все это нужно продумать заранее и построить свою речь так, чтобы вызвать у собеседника интерес к сказанному, желание сотрудничать с журналистом. Необходимо обратить внимание на формулировку вопросов: они должны быть понятны собеседнику. Если разговор ведется со специалистом, допустимо употребление терминов, профессионализмов; в других случаях этого нужно избегать. Хорошо, если первые вопросы покажут компетентность журналиста, его подготовленность к интервью. Когда собеседник чувствует, что журналист знает дело, готовился к разговору, у него появляется более серьезное отношение к нему, и он охотнее делится своими мыслями, проблемами. Кроме того, первые вопросы должны быть интересными для собеседника, втягивать его в разговор. Темп беседы зависит от многих обстоятельств, в частности от характера обсуждаемого вопроса, свойств личности интервьюируемого, времени, которым располагают ее участники и т. д.

Ни в коем случае не следует торопить собеседника, так как это может вызвать нежелательную реакцию: раздражение, смущение, стремление поскорее закончить разговор. В то же время, если интервьюируемый отклонился от темы, а журналист не располагает временем, можно корректно, тактично, с помощью дополнительных вопросов направить беседу в нужное русло. Особую чуткость и деликатность нужно проявлять в личностном интервью, где неосторожным словом, некорректно сделанным замечанием можно разрушить контакт с собеседником.

Однако и слишком строгое следование плану, стремление задать все намеченные вопросы не всегда уместны. И в радио – и телевизионных передачах, и на страницах газет, и журналов можно нередко встретить интервью, в которых журналист как бы остается глухим к тому, что волнует собеседника, пропускает мимо ушей те интересные повороты темы, те проблемы, которые возникают в ходе беседы. Невнимательность к словам собеседника, неумение слушать могут выражаться и в излишне большом количестве вопросов. В подобных случаях вряд ли стоит надеяться, что беседа окажется глубокой.

Подробнее о том, как проводить интервью пишут Уолтер ван Дайк Бингхэм и Брюс Виктор Мур в статье «Как интервьюировать» (см. Приложение 40).

2. Развертывание беседы и заключение.

Отношения, сложившиеся в начале беседы, в ходе ее развиваются, изменяются и во многом зависят от умения интервьюера направить беседу.

Для успешного проведения беседы интервьюеру очень важно научиться слушать и слышать своего собеседника. Надо научиться слушать внутренним слухом, то есть слышать больше, чем просто слова, которые произносит собеседник, надо улавливать скрытые чувства, его невыраженные реакции.

Внимание к словам собеседника, уважение к нему – первое условие успеха интервью.

Интервью подходит к концу. Этот момент психологически интересен тем, что интервьюируемый расслабляется, напряжение спадает, он чувствует себя свободнее. В это время он может что-то вспомнить важное, обронить какие-то интересные замечания, дополнить свой рассказ. Журналист должен быть внимателен к заключительным словам, важно не пропустить того значительного, что может в них содержаться.

Можно использовать этот момент, чтобы получить сведения, отличающиеся «неформальным» характером.

Прощаясь, журналист должен не только оговорить на всякий случай возможность повторной беседы, но дать понять, что встреча была интересной, плодотворной, что интервьюируемый хорошо справился со своей задачей, поскольку человек затратил время, усилия, и он должен чувствовать, что сделал это не напрасно. Кроме того, таким образом журналист закладывает основу дальнейших встреч с этим человеком для себя самого или своих коллег.

На протяжении всего интервью журналисту необходимо помнить о следующих моментах.

Информация, получаемая журналистом в процессе интервью, нуждается в контроле и проверке. Интервью называют ненадежным инструментом для сбора информации, имея в виду двойную субъективность этого метода: субъективность источника информации и субъективность воспринимающего информацию журналиста. Собеседник может излагать события, с его точки зрения, правдиво, а может и сознательно давать неверную информацию. Но даже если он вполне искренен, нельзя целиком полагаться на его сведения, так как они зависят от индивидуальных свойств его памяти, состояния его здоровья вообще и в момент события, о котором идет речь. Их содержание зависит также от его компетентности (чем меньше сведущ человек, тем больше простора для домыслов), от ситуации беседы, его отношения к корреспонденту, от индивидуального умения последнего разговорить собеседника и т.д. Результаты интервью зависят и от самого журналиста, ведь он так же подвластен законам психологии, таким, как избирательность памяти, внимание, способность правильно и быстро понимать и запоминать услышанное и т.д. Поэтому сведения могут искажаться и в процессе восприятия их интервьюером. А сколько информации теряется при записи!

В связи с этими обстоятельствами необходимы строгий контроль и проверка сведений, получаемых в процессе интервью, на достоверность.

Причиной недостоверности информации могут быть следующие факторы:

1. Содержание и цели интервью. Опасность недостоверности тем больше, чем сильнее цели и задачи интервьюируемого. Сам факт возможной публикации, обнародования, с одной стороны, может повышать ответственность источника, с другой – становиться причиной недостоверности информации. В очень внимательной проверке нуждается информация как критического характера, так и слишком оптимистическая, хвалебная.

2. Формулировка вопросов, поведение интервьюера. Построение вопросов и поведение интервьюера в ходе беседы могут оказать внушающее воздействие, вызвать положительную или отрицательную реакцию собеседника, способствовать или препятствовать точному и откровенному изложению фактов.

3. Индивидуальные качества интервьюера, его психологические свойства, степень его объективности, профессиональная квалификация (память, наблюдательность, восприимчивость, способность к аналитическому мышлению, умение передавать свои чувства и мысли т. д.).

Контроль сведений в процессе интервью может быть «внешним», то есть строиться на сопоставлении фактов, сообщаемых интервьюируемым, с данными, добытыми из других источников, другими методами, и «внутренним», основанным на сопоставлении высказываний интервьюируемого с его же словами.

«Внешние» способы контроля обычно применяются по окончании интервью, но все, что возможно, лучше проверять уже по ходу самого интервью (сделать это легче, чем лучше журналист подготовился к встрече).

Самым надежным способом контроля является сопоставление, сравнение высказываний интервьюируемого с данными всего круга источников информации по изучаемой проблеме. Это могут быть высказывания других людей, всякого рода документы, наблюдения самого журналиста, результаты проведенного им лично эксперимента.

Еще один способ проверки– анализ последовательности взглядов интервьюируемого, совпадение фактов, сообщенных им в этом интервью и в другое время. При этом нужно иметь в виду, что расхождения могут быть вызваны изменением и развитием ситуации, большей осведомленностью интервьюируемого и т.д.

«Внутренние» способы контроля проявляются в последовательности сообщений в пределах одного интервью, казалось бы, не зависит от изменения ситуации, однако может быть и так, что под влиянием вопросов журналиста, собственных размышлений в сознании собеседника происходит переоценка фактов, в результате которой изменяется его позиция. Однако такое случается не часто.

Анализ правдоподобия сообщения.

К числу наиболее распространенных искажений в рассказах о событиях относятся следующие:

- пропуск некоторых фактов;

- дополнения, «развитие», преувеличение;

- замещения – комбинация пропусков и дополнений, которые не имеют отношения к подлинному событию, но их подставляют вместо фактов, действительно имевших место (иногда развитие событий додумывается по аналогии);

- выдумка – когда описание событий ведется в соответствии не с действительностью, а с представлением интервьюируемого, по законам воображения;

- ложная исповедь – чаще всего встречается у лиц с высокой внушаемостью, повышенной впечатлительностью;

- перестановка – когда излагаются реальные факты, но в ложных связях и отношениях.

Анализ поведения собеседника в процессе интервью заключается в контроле достоверности информации. Контролировать достоверность получаемой информации помогает наблюдение за поведением интервьюируемого в ходе беседы. Прежде всего, следует обратить внимание, как он реагирует на ситуацию интервью в целом, насколько охотно дал согласие; где назначил встречу, настаивал ли на разговоре с глазу на глаз или, наоборот, на присутствии третьего лица или просто не придал значения такому обстоятельству; как встретился с корреспондентом; каким тоном ведет разговор, волнуется или нет, может быть, скрывает волнение и т. д. Затем обращают внимание на то, как реагирует собеседник на отдельные темы и вопросы (в каких случаях он отмалчивается, старается уклониться от ответа, в каких раздражается или оживляется, отвечает охотно и т.д.). Кроме того, журналист должен следить за «выразительными движениями» интервьюируемого в процессе всей беседы: мимикой, жестами, интонацией голоса и т. д.

Помимо этих способов существуют довольно эффективные приемы контроля достоверности информации. Один из них – способ регистрации данных интервью.

В основном журналисты ведут записи в блокноте.

Но в некоторых ситуациях запись на магнитофон или диктофон может быть необходима (например, в интервью с официальными лицами, привыкшими к публичным выступлениям), а для непринужденной откровенной беседы может стать губительной.

Журналисту полезно выработать способность к запоминанию информации. Если невозможно записывать синхронно, это нужно сделать сразу же по окончании интервью, так как потеря информации с течением времени происходит очень быстро и необратимо. Лучше, когда магнитофонная запись осуществляется с ведома интервьюируемого, даже если материал предназначен для критического выступления, чтобы не оставлять у собеседника представления о журналисте как о человеке, который ради того, чтобы «выудить» нужные сведения, способен на любые средства. При сборе материалов для критических выступлений такие записи очень полезны, так как они позволяют дословно воспроизвести все сказанное и могут быть использованы как документ, подтверждающий правоту журналиста.

Регистрация ответов в любом случае должна быть быстрой и не бросающейся в глаза, чтобы не отвлекать внимания собеседника. Поэтому, если запись ведется в блокноте, журналисту следует выработать для себя систему условных сокращений, знаков, помогающих быстрее записывать, или овладеть стенографией. Если интервью особо важное, требующее сосредоточенного внимания и большей точности при невозможности пользоваться магнитофоном, лучше идти на такое задание вдвоем: один корреспондент будем вести беседу, другой – записывать ее содержание.

Таким образом, рассмотрев композиционные особенности каждого этапа проведения интервью, мы можем сделать следующий вывод:

- Интервью – важный, незаменимый в журналистике метод сбора информации.

- Успешному его применению способствует та или иная специализация журналиста.

- Для интервью необходима определенная специальная подготовка.

- Интервью требует напряжения, собранности, сосредоточенности, мобилизации способностей и навыков журналиста.

Однако нельзя забывать, что в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.106 с.)