Средства речевой выразительности в публицистике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства речевой выразительности в публицистике



Для языка прессы устойчиво характерно одновременное стремление к стандартизованности и экспрессивности речи. В результате соединения двух тенденций возникает новое языковое образование, которое, пользуясь готовыми, известными единицами, тут же, на глазах у читателей, изменяет, варьирует их, что в итоге приводит к появлению новых, не затасканных, экспрессивно действенных выражений.

Реализация этого процесса широко осуществляется за счет фигур речи – отступлений от нейтрального способа изложения с целью эмоционального и эстетического воздействия. В публицистическом стиле происходит постоянная воспроизводимость фигур, то есть определенные схемы, лежащие в основе каждой фигуры, позволяют наполнять её новыми словами. В этих схемах зафиксирован результат многовековой культурной деятельности человека и обеспечена отточенность формы. Экспрессия же возникает как результат мыслительных операций сближения и противопоставления, как разрушение привычных речевых формул и стереотипов, а также при умелом изменении речевой тактики. В языке публицистики можно встретить почти все художественные тропы и стилистические фигуры, однако преобладают четыре группы:

- вопросы различных типов;

- разноуровневые повторы;

- аппликации;

- структурно-графические выделения.


Вопросы различных типов.

Журналистский текст с самого начала изобилует такими разновидностями вопросов, как дубитация и объективизация.

Дубитация – это ряд вопросов к вопрошаемому собеседнику, служащих для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения. По сформулированным в начале вопросам читатель (слушатель, зритель) судит о проницательности журналиста, об актуальности темы и о том, представляет ли она интерес. Дубитация это и своего рода план дальнейшего изложения и способ установления контакта с получателем текста, например:

 

Все чаще… публикуются социологические данные о популярности претендентов на высокую должность и прогнозы о вероятном победителе. Но насколько надежны эти данные? Можно ли им доверять? Или это только средство формирования общественного мнения, своеобразный способ пропаганды желанного кандидата?

«Правда», 1996 г.

 

Как видим, вопрос всегда обращен к собеседнику и требует от него ответной реакции. Высвечивание тех или иных граней проблемы происходит как бы на глазах у читателя или слушателя и при его участии. От этого убедительность вывода возрастает. Дубитация является важным композиционным средством и выполняет роль зачина, как перед кратким изложением сути дела, так и после него. Благодаря своим интонационным особенностям дубитация является очень динамичным вступлением (например: Как отмечают Новый год наши верховные правители? Вопрос интересный («АиФ» № 52, 1999 г.).

Объективизация – это реальный вопрос, на который автор отвечает сам:

 

А когда одни романтики победили окончательно других романтиков, то эти окончательно победившие романтики стали опять бороться – с кем, как вы думаете? Правильно, опять с обывателями.

«АиФ» № 26, 1999 г.

«Объективизация – это языковое средство, служащее для высвечивания отдельных сторон основного вопроса по мере развертывания текста. Фигуры этого типа располагаются главным образом в начале абзацев. Наряду с метатекстом они создают каркас рассуждения, причем не только фиксируют поворотные пункты мысли, но и продвигают рассуждение вперед. Смена утвердительной интонации на вопросительную позволяет оживить внимание читателя, восстановить ослабший контакт с ним, внести разнообразие в авторский монолог, создав иллюзию диалога».

Противоположностью и аналогом объективизации является обсуждение. Это постановка вопроса с целью обсудить уже принятое авторитетными лицами решение или обнародованный вывод (например: Людям, реально смотрящим на вещи, давно предложено позаботиться о себе самим. Какие маневры может предпринять обычный москвич? («МК», 1996 г.).

По структуре обсуждение является зеркальной противоположностью объективизации: сначала – утверждение, затем – вопрос. Эта фигура замедляет рассуждение, отбрасывает участников коммуникации назад, но она и учит сомневаться, перепроверять выводы авторитетных лиц. Решенная проблема на глазах у читателя вновь превращается в проблему, что наводит на мысль о непродуманности принятого решения.

Риторический вопрос – это экспрессивное утверждение или отрицание. Интонационно и структурно риторический вопрос выделяется на фоне повествовательных предложений, что вносит в речь элемент неожиданности и тем самым усиливает её выразительность. Некоторая театральность этого приема повышает стилистический статус текста, поднимает его над обыденной речью. Риторический вопрос может помещаться в любую часть текста, но нередко он служит эффективным завершением статьи, например: Новые граждане к трудным условиям приспосабливаются лучше: в России научились. Чем это плохо для Германии? («Известия», 1996 г.).

В первую группу речевых средств, служащих поддержанию контакта с адресатом, входят также коммуникация, парантеза, риторическое восклицание, умолчание. Коммуникация это мнимая передача трудной проблемы на рассмотрение слушающему, например: Ведь сама схема безумно удобна и выгодна. Смотрите сами. Чтобы получить кредит, надо будет накопить 30 процентов стоимости квартиры («МК», 1996 г.).

Опознавательным знаком этой фигуры речи в газете служит формула «судите сами» или её аналоги «смотрите сами», «вот и решайте» и др. Независимо от частных особенностей коммуникация повышает убедительность рассуждений, поскольку читатель в них участвует сам.

Парантеза – самостоятельное, интонационно и графически выделенное высказывание, вставленное в основной текст и имеющее значение добавочного сообщения, разъяснения или авторской оценки,например: В США от сальмонеллы (это вам не куриная слепота) ежегодно умирает 4 000 человек и болеют около 5 миллионов («Известия», 1996 г.).

Риторическим восклицанием называется показное выражение эмоций. В письменном тексте эта псевдоэмоция оформляется графически (восклицательным знаком) и структурно: С каждой разборкой подобного типа людям все виднее одно – как же в таком окружении тяжело спикеру! («НГ», 1993 г.). Восклицательный знак в таких высказываниях – это способ привлечь внимание читателя и побудить его разделить авторское негодование, изумление, восхищение.

Умолчание – указание в письменном тексте графическими средствами (многоточием) на невысказанность части мысли, например: Хотели как лучше, а получилось …как всегда («МК», 1993 г.). Многоточие – это заговорщическое подмигивание автора читателю, намек на известные обоим факты или обоюдно разделяемые точки зрения.

 

Разноуровневые повторы.

Следующая группа фигур – это повторы разных типов. Повторы могут создаваться средствами любого языкового уровня. На лексическом уровне это может быть буквальный повтор слов: Поэт в Чечне – он больше, чем поэт («Труд», 1996 г.).; или столкновение в одной фразе паронимовпарономазия: Артур – начинающий бизнесмен и, возможно, в жизни руководствуется не столько классовыми соображениями, сколько кассовыми («Известия», 1996 г.). Сюда же относится и повтор, затрагивающий глубинную семантику – эпанодос, то есть повтор с отрицанием, которое может быть выражено морфемой или служебным словом: И жертвы их беззакония стали жертвами закона («МН», 1996 г.).

На морфологическом уровне встречается повтор в одном предложении слова в разных падежных формах – полиптотон.

Повторы на синтаксическом уровне могут затрагивать структуру предложения, как, например, в вопросах различных типов.

Как видим, повтор – это важнейший стилеобразующий компонент языка газеты, затрагивающий макроструктуру текста (например, при повторе информации в заголовке, вводке и непосредственно в тексте статьи). Сюда же относятся и повторные обращения к теме в условиях газетной компании.

 

Аппликации.

Третье место по частоте употребления в тексте занимает аппликация – вкрапление общеизвестных выражений (как правило, в несколько измененном виде). В качестве таких выражений выступают фразеологические обороты, пословицы, поговорки, газетные штампы, сложные термины, фрагменты из распространенных рекламных единиц, например: О радио бедном замолвите слово («Журналист» № 9, 1995 г.); Кому на Руси сидеть хорошо? Репортаж из «зоны» для иностранцев («ОГ» № 12, 1996); Кому еще не ясно, что в случае успеха на выборах президента России Геннадию Зюганову придется работать в плотных слоях товарищеской атмосферы? («Известия», 1996 г.).

Использованием аппликации достигается сразу несколько целей: создается иллюзия живого общения, автор демонстрирует свое остроумие, эрудицию, текст украшается еще одной фигурой. Однако журналисту необходимо следить за тем, чтобы в погоне за выразительностью не возникало двусмысленности и стилистических недочетов. Кроме того, не должно подводить и языковое чутье и чувство меры: ведь многократное употребление кажущегося новым выражения очень скоро сделает его опять штампом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.223.204 (0.021 с.)