Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Владимир меньшов: «я сразу понял, что москва – это мой город»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Завтра исполняется 60 лет самому любимому нашим городом режиссёру Владимиру Меньшову. Накануне юбилея он делает сенсационное признание, что не боится попадать в стыдные положения. Что к своим актёрским работам относился безответственно, потому что ему это не интересно. Что некто из съёмочной группы фильма «Москва слезам не верит» не думал, что у него будет такой успех. Мало того, некоторые даже хотели попросту сбежать по середине работы от позора подальше. Что он начал снимать новый фильм про любовь, но говорить о нем много не хочет, боясь сглаза недоброжелателей, коих у него по-прежнему много.
- Вы приехали покорять Москву из Астрахани… - Родился я в Баку и жил там до восьми лет, потом семья переехала в Архангельск, затем – в Астрахань. И если выбирать город, который я считаю родиной до Москвы, то это – Астрахань. Там родились мои родители, там теперь их могилы. Папа был военный моряк, а мама… Знаете, у них была странная пара: она старше, совсем из другой социальной среды, он её долго добивался, в результате родились я и сестра. Мама была из раскулаченной сельской семьи с двумя классами церковно-приходной школы. Брак у них оказался, честно говоря, неудачным. - Вы с самого начала знали, что, в конце концов, столица будет ваша? - Я это понял сразу, как только вышел из поезда. Москва меня ошеломила, это был восторг, и я был готов встать на колени и целовать этот заплёванный перрон Павелецкого вокзала: «Я в Москве! Я сейчас её увижу!». В столице у меня не было ни родственников, ни знакомых, я был здесь совсем чужой всем человек. И характер мой закалялся, наверное, уже здесь. Начало моей столичной жизни было связано с дикими сложностями. Когда я приехал, думал, что я свой. А когда столкнулся с тем кругом людей, которые поступили в школу-студию МХАТ, то понял, что это совсем не так. - За те три года, когда вас не брали в школу студию МХАТ, вы сменили столько рабочих профессий: токарь, шахтёр матрос. Почему не занялись чем-то близким к актёрству, играли в романтику? - Меня не взяли в армию, потому что я был нервный: во сне кричал, да и до сих пор кричу, кстати. И я решил познавать жизнь: сначала проработал на заводе в Астрахани, потом, когда не поступил второй раз, поехал в Воркуту на шахту. На третий год уже оказался на водолазном катере в Баку. Вечерами готовился, репетировал, а днём зарабатывал на жизнь. И такой фильм, как «Москва слезам не верит», вряд ли мог появиться, если б у меня самого не было опыта рабочих общежитий и опыта завоевания Москвы. В какой-то мере это автобиографический фильм, потому что было и добывание Москвы, и жизнь в пригнутом состоянии с ощущением, что все равно чего-то добьюсь. В четвертый раз перед экзаменами я был накануне отчаяния, хоть кончай жизнь самоубийством в расцвете лет. Но случилось чудо, и я бессмертно благодарен педагогам, которые меня взяли, потому что оснований для этого было не так много. За годы учёбы я не проявил себя интересным актёром. Курс был сильным и тяжёлым: разные медведи поселились в одной берлоге – я и Мягков. Это не касалось актёрских дел, скорее проблем нравственных, человеческих: сходились мы трудно и много спорили. И тут я понял и всю свою проницательность, и малообученность, и отсутствие воспитания. Однокурсники из хороших семей прикладывали меня и высмеивали так, что мало не покажется. - И вы решили переквалифицироваться в режиссёры, потому что поняли, что не достигните больших высот как актёр? - И поэтому тоже. Ну и кино меня по-прежнему тянуло, а меня в кино никто не тянул, и это было для меня тоже трагично. Всех уже вызывали на пробы, Мягкова, Мирошниченко уже снимали, Веру Алентову позвали в кино сразу после окончания, а меня не разу никто даже не дёрнул. Я разочаровался в актёрской профессии и стал читать много литературы о режиссуре. Вера купила мне четырёхтомник Эйзенштейна, но это оказалось такое тяжёлое чтение. Не знаю уж, для кого он преподавал, но меня он подавлял. Потом прочёл книгу Ромма «Беседы о кино» и понял, что не так всё страшно, набрался смелости и позвонил ему. Он меня сразу брал на второй курс ВГИКа, но руководство было против. В итоге я стал аспирантом, потому что уже погибал от нищеты. Аспирантура поправила материальное положение нашей с Верой молодой семьи, но я хотел снимать картины, а возможность это делать давал диплом ВГИКа, которого у меня не было. Диссертацию не стал защищать, потому что это лженаука, и у меня есть только справка об окончании аспирантуры. - После дебютного «Розыгрыша» вам предложили сценарий фильма, от которого вы отказались, заявив: «Не люблю все эти картины интеллигенции об интеллигенции». Данелия взял его с радостью и снял «Осенний марафон». Не кусали локти? - Изобилие фильмов об интеллигенции мне и правда к тому времени стало надоедать. А тут мне попался сценарий Валентина Черныха. Он участвовал в конкурсе сценариев о Москве, получил на нём третье место. После этого предлагался всем, все отказывались, я тоже по началу его отодвинул, но потом что-то меня в нём задело. Я увидел там несколько роскошных ходов, как, например, переход от первой серии ко второй, и самого Гошу, примерно такого, каким он вышел на экраны. Но очень много я, конечно, переделал, переписал. - А вы сразу знали, что это будет народный хит? - Вся группа считала, что мы делаем плохой немодный фильм, что в соседнем павильоне – там да, там Абдрашитов снимает, тут Тарковский делает настоящее кино, а у нас – не то. И Вера тоже сказала, что это плохой сценарий. И я её долго уговаривал. Единственным, кто поверил в мою работу, был второй режиссёр. Оператор даже хотел сбежать с картины. Какой там хит, а я думал, как бы без позора выйти из того положения, в которое сам себя поставил. Но когда оказалось пол картины снято. Позвал друзей посмотреть, что получилось. И тут я почувствовал, что всё удалось. - Говорят, в фильме много порезано любовных сцен? - Я хотел свидание Катерины с любовником, которого играет Табаков, сделать более плотским, чем сцена её соблазнения, когда она была ещё только девочкой и не знала, что и как. Они с Табаковым стояли друг перед другом и судорожно, быстро раздевались, бросались друг на друга. Это вызвало такую бурю негодования, хотя, что там: она оставалась в комбинации, он в трусах. И жаль, что пришлось убрать, потому что я хотел, чтобы было в Катерине женщину – не девушку, а мать. - И ваша супруга легко согласилась на любовь перед камерой? - Ну, там же ничего особенного, кроме страстного поцелуя и бурного раздевания, хотя само нетерпение было гораздо сексуальнее, чем если бы мы показали сам акт, потому что оба прямо с ума сходили. Взрослая женщина, взрослый мужчина – нормальные отношения. - Правда, что вы на съёмочной площадке можете разругаться с женой в пух и прах? - Сейчас уже нет, но на «Москве слезам не верит» было очень нервно. Я всегда требователен к Вере, а тогда мне вообще не нравилось, что она делает. Группа даже отводила её от меня в сторону, успокаивая где-то в уголке. В основном, так тяжело мне было только с ней, игра остальных меня как раз устраивала. И Вера тоже в ответ не молчала, а меня довести до крика – раз плюнуть, так что дергались оба. Выяснения продолжались и в машине по дороге домой, и в квартире – слезы, скандалы и заявления: «Я не пойду завтра на площадку!» - Про то, как картина попала на «Оскар», до сих пор ходят разные слухи. - Картина в результате очень понравилась начальству, хотя проблемы с эпизодом на квартире у Табакова тянулись до самого конца, у меня даже требовали его вообще целиком убрать. Боялись, что Гришин не пропустит, но фильм понравился Брежневу, и судьба его была решена. Но, думаю, отобрали все же сами американцы, потому что в США ещё до «Оскара» картина получила приз прокатчиков, они заработали на ней под три миллиона долларов – три, а может, и тридцать тысяч процентов от того, за сколько они её купили – я не знаю точной цены, но уверен, что наши продали дешево. - Что-то попало в ваш карман? - Нет, хотя я заработал неплохо по тем временам. Мне дали постановочные самой высокой категории и ещё полуторные постановочные за зрителя в наших кинотеатрах, что вызвало в кинематографических кругах дополнительную неприязнь ко мне. Я пошел с приглашением на церемонию вручения «Оскара» к нашему министру культуры, но тот сказал: «А знаешь, кто ещё номинирован вместе с тобой? Куросава, Трюффо! Ну что тебе ехать позориться?» Так я своего «Оскара» впервые увидел аж в 89-м году на церемонии вручения «Ники», где должен был его взять и за кулисами сразу же отдать. Но не отдал. - А вам по-мужски не было обидно, что супруга, став известной раньше вас, первая решила бытовые проблемы семьи – получила двухкомнатную квартиру? Вы же жили долго в общежитиях, причем в разных. - Нет, когда она её получила, я был еще никто, и даже оснований у меня обижаться не было. Сначала мы вообще боролись за восьмиметровую комнату в коммуналке, а тут такое счастье, как отдельная квартира. И ребенка мы не могли себе позволить, да и долго не было понятно, что Вера беременна, ну а когда стало ясно, решили: будь что будет. При этом она жила в театральном общежитии в комнате с еще одной девочкой. А я – в общежитии ВГИКа. Иногда девочка оказывала нам милость и уходила к своей тете ночевать. Так у нас появлялась целая ночь. В итоге получилась Юля. - У дочери чей характер – мамин или папин? - Недавно она отмечала свой день рождения. Собрались её институтские подруги и коллеги ТВ-6. И когда они говорили про Юлю, я сделал столько открытий про её характер! Оказалось, что она довольно жестка на работе. Я услышал про дочь такие слова, какие произносят обычно на пятидесятилетии, а не тридцатилетии. И в кого она пошла, мне трудно сказать, потому что у Веры характер тоже жесткий, хотя она женщина и во многом все-таки прячется за моей спиной. Юлины друзья даже говорили, что ей нужно в президенты баллотироваться. Хотя начинала она на телевидении тяжело, через полгода на неё начался крупный накат, группа заявила, что с Меньшовой невозможно работать, дошло до того, что перестали общаться, и сценарий очередной программы просто кидали в почтовый ящик. Группа пришла к Демидову и поставила ультиматум: «Или мы, или она». И у Вани хватило мудрости сказать: «Или она». - Но вернемся к вам. Как появился фильм «Любовь и голуби»? - После «Москвы слезам не верит» я не ждал такого приступа ненависти в своей среде, какой получил, хотя друзья утешали, что просто завидуют. Уважаемые люди с высоких трибун говорили: «Надо что-то делать с картиной «Москва слезам не верит» – это же позор «Мосфильма». И я понял, что на меня смотрят в увеличительное стекло, и должен был доказать, что «Оскар» – не случайность. А тут мне кто-то посоветовал сходить в «Современник» на спектакль «Любовь и голуби». И, сидя в зале, стал ловить себя на том, что плачу и смеюсь. Глядя на сцену, забыл обо всем. И я подумал, что если на меня так действует эта пьеса, почему бы мне не снять по ней фильм. - Вы все время говорите про неприятное в вашей среде, но у вас всегда снималось столько известных артистов! - Не всегда, это пошло с фильма «Любовь и голуби», но там уже был «Оскар», хотя тоже многие ломались. Гурченко очень осторожно отнеслась к работе. В «Ширли-мырли» были уже одни звезды. Но вот Чурикова после фильма сказала в интервью, что жалеет о том, что снялась в картине. Ну а я жалею, что её снял, и должен сказать, что не в восторге от её игры и особенно от работы с ней. - У вас такие паузы между фильмами, чем вы их заполняете? - Уже два года играю главную роль израильтянина – в спектакле Леонида Трушкина «Поза эмигранта». Внутренняя дрожь, конечно, была, ведь 30 лет прошло, как я закончил школу-студию МХАТ, и с тех пор не выходил на подмостки. Но рискнул, и мало одного спектакля, играю теперь ещё на малой сцене в Театре им. Пушкина вместе с Верой в спектакле «Пизанская башня». - Вы в разговоре часто сравниваете себя с женой. Считаете её соперником? - Нет, профессии-то у нас разные. Мы очень разные люди, это тот случай, когда сходятся противоположности, хотя духовные интересы близки. Она человек по имени «нет», я её переделываю, а у неё все равно первая реакция на любое предложение – сказать «нет». А я человек по имени «да» – всегда пробую то, что предлагает мне судьба. Считаю, что гораздо страшнее пропустить свой шанс, чем облажаться. Во всякую протянутую руку тут же вкладываю свою, а потом уже думаю. И в политику меня тянули, и каждый раз я верил. И потом что-то случалось полезное из-за того, что когда-то с кем-то познакомился: и деньги на картину нашлись, и Юле квартиру устроили. - А что же дальше? - Ну, я не очень хочу как раз про это говорить, потому что вместе с рекламой того, что ты делаешь, растет враждебность по отношению к тебе. Только сейчас, спустя 20 лет, скрипя зубами, стали говорить, что мы не сразу оценили «Москву слезам не верит», что там есть достоинства, но, в общем-то, что говорить, это не Михалков, не Соловьев и уж тем более не Тарковский... А я делал и буду делать кино для народа, который в их понимании, по существу, быдло. Я не отрицаю авторского кино, но это штучная работа, им владеет всего несколько человек в стране. Тарковский, Иоселиани, Герман – три фамилии только могу назвать, остальные имитаторы, они не знают, как снять зрительское кино, поэтому снимают авторское. Но я не останавливаюсь, 14 сентября начал снимать новое кино. Рабочее название – «Последнее танго в Москве», но оно мне не нравится, думаю, будет «Зависть богов». Это 83-й год, это любовь русской женщины к иностранному журналисту. В их роман вмешиваются события со сбитым нашими их самолетом. Действие разворачивается на периферии, не в столице. Её играет Вера Алентова, её мужа – Александр Феклистов, её маму – Ирина Скобцева. С журналистом пока до конца не определились. Ну и я пройду где-нибудь, как Хичкок.
«Московский комсомолец» 16 сентября 1999 года. Приложение 24
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.150 (0.01 с.) |