Отличительные признаки текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличительные признаки текста



 

По мнению Л.М. Майдановой, в определение понятия «текст» входят три отличительных признака текста:

- целостность;

- связность;

- отраженность в нем определенных черт акта коммуникации.

Первая черта текста – целостность - создается наличием авторского замысла. Смысловое единство текста, то есть его целостность выявляется путем вычленения его основной мысли, путем сжатия его за счет устранения второстепенных предикатов.

«Если исходить из того положения, что субъектом высказывания является реальный предмет действительности, еще неизвестный в каких-то качествах слушающему (читающему), то всякая речь может быть сведена к системе предикатов, которые, последовательно дополняя друг друга, раскрывают состав и соотношение признаков неизвестного ранее предмета действительности. Так обстоит дело в речи, утверждающей или отрицающей что-либо. Эти предикаты не нанизываются друг за другом в однородную цепь, но некоторые из них являются главными, другие дополнительными, а третьи дополнительными к этим вторым и т.д., то есть устанавливается некоторая иерархия предикатов» (Н.И. Жинкин).

Представление о тексте как иерархии предикатов продиктовало следующееизображение смысловой структуры текста:

Главная мысль (цель сообщения).

Элементы общего содержания:

а) основные элементы:

- основной констатирующий тезис;

- разъяснение основного тезиса;

- аналитическая оценка ситуации;

б) второстепенные элементы:

- иллюстрации к тезисам;

- общий фон к цели сообщения.

При этом основной тезис развивает предикат главной мысли, разъясняющий тезис развивает предикат основного тезиса, аналитическая оценка раскрывает значение или следствие ситуации, рассмотренной в тексте. Фон подводит к теме и часто заканчивается прямой формулировкой задачи выступления.

Итак, исходя из данной схемы, можно сказать, что в смысловой структуре текста реализуется авторский замысел. В текстах творческого характера замысел понимается как:

- требующая реализации в знаковой, удобной для передачи форме научная идея;

- идеальная художественная модель (С.Х. Раппопорт), художественная концепция мира (М.Я. Поляков);

- журналистская гипотеза (В.М. Горохов), возникающая в результате творческого акта.

Подчиненность всех компонентов текста авторскому замыслу создает, таким образом, особое его качество – целостность.

Л.М. Майданова представила целостность следующим образом:

- главная мысль (предмет речи + основной признак, ему приписываемый);

- общее содержание текста (см. таблицу 2):

 

Таблица 2 – Целостность текста

 

Основные элементы Второстепенные элементы (не входящие в логическую схему, но помогающие понять роль событийных и описательных элементов)
1. Констатирующий тезис (предикат главной мысли, ставший здесь субъектом мысли + новый признак) 1. Иллюстрации
2. Развивающий тезис (предикат предшествующего тезиса, ставший здесь субъектом мысли + новый признак) 2. Фон к цели выступления
3. Аналитическая оценка ситуации (ситуация, отраженная в констатирующем тезисе, + следствие из нее или признак, отражающий ее значение)  

 

При таком подходе в тексте выделяются система тезисов и комплекс иллюстраций к этим тезисам. Систему тезисов называют логической схемой текста.

Целостность текста зависит от наличия логической схемы. Например, Л.М. Майданова выделяет несколько типов логических схем:

логическая схема описательного типа с основной мыслью «предмет А обладает основным признаком В» и констатирующими тезисами типа «признак В проявляется в…», «признак В объясняется…», «признак В приводит к следствию…»;

логическая схема событийного типа с основной мыслью «имеет (имело) место событие А» и констатирующими тезисами вроде «это произошло так», «это произошло потому», «это имеет такие следствия»;

логическая схема обобщающего типа, основная мысль при этом отражает какую-то закономерность, тезисы объясняют ее, а событийные и описательные элементы текста иллюстрируют. Таким образом передается информация о новых предметах, событиях и проблемах, проявляющихся в обществе.

Разные газетные жанры и разные виды одного жанра выбирают и разрабатывают эти схемы по-своему:

- заметка обращается к логическим схемам первых двух типов и дает минимальное развитие основной мысли, избегая тезисов с причинным значением (например, «Как спасали Серого» Ларисы Плахиной (см. Приложение 13) и хроникальные заметки;

- репортаж использует событийную схему, по-особому передавая событие и в аналитической разновидности обращаясь к тезисам с причинным и следственным значениями (например, «Здоровые мужики рыдали, как дети» Александра Коца(см. Приложение 14);

- то же без репортажной разработки события можно сказать о корреспонденции (например, «Ученье и труд «Синим по белому» Елены Андреевой (см. Приложение 15);

- очерки, статьи, фельетоны могут иметь любую логическую схему.

Вторая черта текста – связность. Связность проявляется в смысловой зависимости последующего предложения от предыдущего, для чего в языке выработались и формальные средства межфразовой связи (чистый и синонимический повтор, анафорические и катафорические местоимения).

«Связность определяется, - пишет А.А. Леонтьев, - на двух или нескольких последовательностях предложений, принадлежащих одному говорящему (в случае монологической речи) или нескольким говорящим (в диалогической речи)… Реципиент текста использует признаки связности как сигнал объединения соответствующих предложений в семантическое целое».

Как речевое образование текст представляет собой не просто последовательность предложений. Это особого рода единство предложений, которое в силу специфических смысловых отношений между ними возникает внутри текста.

Более подробно рассмотрим следующий пример:

 

Своеобразные ласки Бишки не досаждали мне в первое время. Но вот у него на лбу появились вроде бы два ореха. Потом орехи эти заострились, вытянулись, немного загнулись назад и вскоре превратились в крепкие изящные рожки.

Данный микромонолог взят из рассказа В. Солоухина «Бишка», на примере которого можно убедиться, что это микровысказывание является связным.

Во-первых, оно включает в свой состав три предложения, первое из которых является самостоятельным. Второе предложение зависимо от первого и присоединяется к нему на основе местоименной замены (Но вот у него на лбу…). Третье предложение скрепляется со вторым с помощью повтора существительных (… два ореха. Потом орехи…). Цепочку предложений можно продолжить.

Во-вторых, в данном микровысказывании можно легко определить один тип модальности – это повествование.

Рассмотрим следующий пример:

 

Слышен был тихий шелест опадающих листьев. Они медленно кружились в прозрачном осеннем воздухе, подгоняемые ветром. Ветер же становился все прохладнее. К счастью, у нас были с собой теплые куртки. Но они нам мало помогли: вскоре зарядил мелкий дождик, и мы вынуждены были прервать нашу прогулку. А жаль! Ведь осенний лес – незабываемое зрелище!

Как видно из примера, предложения связаны между собой союзами, частицами, местоимениями. Но относятся они к разным типам речи: первые три предложения относятся к типу описания, а остальные – к типу рассуждения.

Подвергая качественному анализу связный текст, необходимо определить степень его спаянности. Показателем четкости границ, а тем самым спаянности текста является начало предложения.

Третья черта текста –это включенная в него тем или иным способом информация о говорящем и адресате, о ситуации общения. Объясняется эта черта тем, что «текст является превращенной формой общения, речевые действия, зафиксированные в тексте, создают видимую форму отношений, существующих между элементами коммуникативного акта».

Ситуация общения отражается в стилистической окраске текста, в тональности, в различных способах выражения авторской позиции, в различных формах обращения к адресату.

Формы отражения данной информации нормативно обусловлены, социально заданы, поскольку «люди вступают в контакт как члены общества, как носители определенных социальных качеств». Это свойство продемонстрируем на примерах текстов разных типов. Например, в заявлении о приеме на работу, тексте делового стиля, специально указано, кому и кем адресован текст, причем автор и адресат вступают в акт общения как носители конкретных, строго определенных социальных ролей. В художественном тексте автор выступает в форме «образа автора», так как различными средствами создается конкретно-чувственное представление о носителе речи в рамках данного и только данного произведения. Нередко создается и образ адресата. Кроме того, и автор, и адресат в акт общения должны вступить не только в своей социальной роли, но и во всей полноте личностных своих качеств, со всем богатством чувств и жизненного опыта. Записи в личной записной книжке – пример «одностороннего» текста, в том смысле, что в него включена информация о непредназначенности для другого лица, информация о том, что адресатом этого текста является автор (К.О. Гаузенблаз).

Поэтому будущий журналист, создавая тот или иной текст, должен владеть определенными коммуникативными умениями, к которым относятся:

- умение раскрыть тему и основную мысль создаваемого текста;

- умение собирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание;

- умение строить высказывание в определенной композиционной форме (речевом жанре), например, в жанре невыдуманного рассказа, репортажа, в форме портретных зарисовок и т.д.

- умение отбирать оптимальные с точки зрения речевой задачи и условий общения языковые средства; умение править, совершенствовать написанное.

Если же иметь в виду коммуникативные умения устной речи, то к названным следует добавить следующее:

- умение пользоваться средствами выразительности звучащей речи (темп, громкость, тон высказывания и т.д.);

- умение владеть различными приемами подготовки (составление плана, набросков рабочих материалов, тезисов, письменного текста и т.д.);

- умение строить различные в композиционном отношении устные высказывания (устное повествование, устный рассказ, информация, сообщение, доклад, критические, дискуссионные, агитационные выступления);

- овладение навыками вежливой речи в межличностном и групповом общении.

Необходимость формирования обозначенных коммуникативных умений объясняется тем, что без специальной работы журналисты не смогут овладеть ими в должной мере.

Виды и типы текстов

 

В лингвистической литературе проведена типология текстов, которая показала, что по единым основаниям возможна классификация всех известных текстов. Например,

- по видамвыделяют тексты устные и письменные;

- по структуре тексты диалогические и монологические;

- по типам имеют место тексты описания, повествования, рассуждения;

- по стилистическим особенностям деловые, научные, публицистические, разговорные и художественные.

По видам тексты делятся на устные и письменные.

По мнению А.А. Леонтьева, нет сомнения, что понимание письма лишь как одного из возможных способов кодирования звукового языка справедливо, если рассматривать их отношения в генетическом плане. Ни один лингвист не будет отрицать ни исторического приоритета устной речи перед письменной, ни того, что в онтогенезе ребенок начинает с овладения устной речью и лишь на её основе овладевает письменной.

Свойства устной речи – это быстрота её порождения, неподготовленность, отсюда – сравнительно простой синтаксис, редкое употребление придаточных предложений, обособленных и вводных конструкций.

Ситуативная устная речь содержит много обращений, междометий, частиц, вводных слов, сравнительно часты лексические и синтаксические повторы. Также необходимо отметить, что в устной речи существенную роль играют невербальные средства общения: интонации, паузы, логические ударения, жесты, мимика, умолчания, указания на окружающие предметы и пр. Ситуативную устную речь мы можем наблюдать в телепередачах.

На устную речь влияют такие физические факторы, как ограниченность нашего голоса и слуха, из-за которой устное общение должно быть контактным в пространстве и времени; ограниченность дыхания, ограниченность нашей кратковременной памяти. Следствия этих ограничений таковы:

- в построение устного высказывания вмешивается ситуация общения, а именно то обстоятельство, что говорящие слышат и видят друг друга. Автор в результате этого получает возможность передавать информацию по нескольким каналам: через вещный контекст, через интонацию, через мимику и жесты;

- ограниченность дыхания, необходимость периодически набирать в легкие новую порцию воздуха приводит к тому, что устная речь обладает особым ритмом, по которому, включив радио и услышав с полуслова какой-то текст, безошибочно узнаем, читается ли он по бумажке или создаётся сразу в устной форме; наша речь строится так, что при образовании высказывания слова группируются в смысловые беспаузные единства, и в паузы между ними человек имеет возможность перевести дыхание;

- малый объем кратковременной памяти заставляет нас в устной речи строить предложения недлинные и с малой глубиной (то есть не вставлять придаточные внутри главного, ограничивать число обособленных конструкций) (например, в предложении: И мне эта перспектива показалась очень радужной / что я буду такую жизнь вести письменный эквивалент его был бы такой: «И мне эта перспектива, что я буду такую жизнь вести, показалась радужной». Чтобы избежать возрастающей глубины высказывания, говорящий ставит придаточное после главного).

Следует учитывать тот факт, что устная речь развивается в процессе общения, тогда как письменная является предметом обучения, это речь обдуманная, подготовленная, более сложная синтаксически, соответствует норме – в ней меньше ошибок, но она лишена интонаций, мимики.

«Письменная речь – форма речи, а) реализуемая в графической субстанции и б) обладающая определенной структурной организацией, отличающейся от организации устной речи».

Письменная речь возникла, чтобы преодолеть ограниченность устной речи, она отрицает качества последней. Поскольку при письменном общении нет вещного контекста, снижается степень структурной неполноты высказываний. В письменной речи утрачивается зависимость от дыхания и появляется возможность аритмичности. Независимость от объема кратковременной памяти снимает ограничения с величины и степени сложности предложения. Объединение интонационных возможностей компенсируется сложной системой союзов, число которых постоянно увеличивается.

 

По своей структуре тексты делятся на монологические и диалогические.

Монолог, как отмечает В.В. Виноградов, имеет следующие особенности:

- монолог есть продукт индивидуального построения;

- он характеризуется последовательным изложением мыслей, что основано на логико-смысловых связях между предложениями;

- монолог характеризуется самостоятельным расположением речевых единиц;

- отличительная черта монолога – его непрерывность.

По мнению Н.Б. Сиговой, «монологические высказывания, являясь по существу микромонологами, в реальной речевой ситуации совершаются, как правило, в экстремальных условиях и являются практически неподготовленными».

Чтобы овладеть навыками свободного монологического высказывания на определенную тему, необходимо овладеть умениями создавать речевое произведение, то есть микромонологи: повествование, описание, рассуждение. Приведем примеры указанных текстов из газет:

 

Текст – описание.

Построить свой дом

…Село Пронькино. Заметно молодеет оно. Появляются новые добротные дома. Сельчане сами их строят. Правление колхоза имени Фрунзе выделяет денежные ссуды, помогает транспортом, если есть возможность – строительными материалами.

За последние пять лет индивидуальными застройщиками возведено 20 домов. Село газифицировано, проложен водопровод. Имея просторное жилье, с удобствами, с надворными постройками, люди не стремятся уезжать из села.

А. Заляза

Текст – повествование.

На орбите Марса пропал американский спутник

Нам придется подождать с новостями о марсианской погоде. Первый в мире межпланетный метеорологический спутник «Марс Клаймит Орбитер» потерялся при приближении к «красной планете». Специалисты НАСА винят в случившемся ошибку в компьютерной программе.

Космический робот стоимостью в 125 миллионов долларов приблизился к Марсу около 5 часов утра по вашингтонскому времени. Сработал тормозной двигатель, и спутник ушел из зоны радиосвязи, спрятавшись за планету. Только тут ученые заметили фатальную оплошность. Вместо высоты в 150 километров над поверхностью Марса спутник опустился до 60. Встреча с плотными слоями атмосферы грозила ему досрочным окончанием миссии. Худшие ожидания подтвердились через 25 минут, когда «орбитер» не вышел на связь. По версии ученых, он мог разрушиться и сгореть или даже разбиться о марсианскую поверхность.

Так или иначе, программа освоения Марса, которая должна увенчаться высадкой человека уже через десять – пятнадцать лет, споткнулась.

Андрей Кабанников

Текст – рассуждение.

(продолжение предыдущего материала)

Р.S. Авария отодвигает ответ и на извечный вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?» и может породить версию о возможном вмешательстве в полет аппарата обитателей «красной планеты». Не сбили ли спутник марсиане точечным ударом? Тем же, кто интересуется вопросами инопланетной жизни, рекомендуем прочитать сегодняшний «Клуб любознательных »…

Если монологическая речь характеризуется относительной развернутостью, непрерывностью, в большей степени произвольна и меньше зависит от собеседника, то для диалогической речи характерен сравнительно быстрый обмен высказываниями. Приведем в качестве примера следующий текст:

В Оренбурге появилась мисс-студентка

Вот и прошел межвузовский конкурс красоты «Мисс-студентка». В нем приняли участие девушки из четырех университетов: ОГУ, ОГАУ, ОГМА, ОГЮА.

В зале дома культуры «Россия» атмосфера казалась накаленной до предела. Зрители волновались, с нетерпением ждали выхода на сцену четырех очаровательных конкурсанток.

Присутствующие познакомились с участницами…

Девушкам предстояло пройти множество испытаний:…

Жюри учитывало умение держаться и манеру общения со зрителями.

Очень трудно было выбрать из четырех девушек одну. Зрители отдали предпочтение Татьяне Беловой. А вот жюри… Мнение жюри и болельщиков разошлись. Титул «Мисс-студентка» получила Юлия Назарук, студентка Педагогического университета. А вот, что показал опрос зрителей…А вопрос был один: почему не совпадает мнение жюри и зрителей?

Денис: не знаю, лично мне понравилась девушка из ОГУ, Таня Белова, хотя я – студент Аграрного университета. Но если Татьяна лучше участницы из нашего ВУЗа, почему я должен это скрывать?

Галя: Мне кажется, все это от того, что мы разные по возрасту. У каждого поколения свое мнение, свои идеалы.

Слава: По моему мнению, Юля Назарук не заслуживает звания «Мисс-студентка». Меня, как думаю, и многих других покорила Таня Белова из ОГУ…

Вот такие они – мнения! И, действительно, признание зрителей куда большая награда, чем хорошие отзывы жюри.

По типам имеют место тексты описания, повествования, рассуждения.

Все перечисленные особенности и различия монологической и диалогической речи относятся и к текстам этих типов.

Нам часто приходится упоминать о таких типах высказываний как описание, повествование и рассуждение, которые нам встречаются как в письменной, так и в устной речи. Они различаются в зависимости от содержания и характера изложения материала. В связи с этим можно определить и типы текстов, указанных высказываний. Тексты – повествование, описание, рассуждение традиционно назывались жанрами. Повествование, описание и рассуждение обладают определенными композиционными, логическими и стилистическими особенностями.

Посмотрим на особенности этих типов текстов.

В описательных текстах предметы или явления изображаются путем перечисления характерных для них признаков. В начале или в конце описания дается представление о предмете или явлении в целом, основную часть составляют элементы описания – отрывки, раскрывающие отдельные стороны изображаемого. Элементы описания приводятся по определенной системе: в порядке их важности, в порядке последовательности расположения в пространстве и т.д. Данный тип текста имеет разновидности, например, описание художественное и научное, описание портрета, местности, события и пр. Примерами таких текстов являются «Классная комната» Л.Н. Толстого и «Роща» И.С. Тургенева (см. 5 задание из Практического занятия 1), «Бескрылые летуны» В. Пескова (см. Приложение 16), «На зрелый желудь смотришь…» В. Пескова (см. Приложение 17).

Повествовательные тексты содержат рассказ о событиях, который ведется в хронологической последовательности. В повествовании выделяются основные события, указывается порядок их следования, показывается их взаимосвязь (например, «Здоровые мужики рыдали как дети» А. Коца (см. Приложение 14).

Повествовательные тексты – это очерки, рассказы, информационные сообщения, биографическое произведение и т.д. Но нередко в повествовательных текстах, как правило, используются элементы описания и рассуждения и наоборот.

Рассуждением называется такой вид текста, в котором исследуются предметы или явления, вскрываются причины, анализируются внутренние признаки, доказываются определенные положения. В доказательствах выделяются основные положения (так называемый тезис), и суждения, обосновывающие правильность тезиса (их называют аргументами).

Тексты типа рассуждений: выступления, дискуссии, характеристики героев произведений и т.д. В качестве примера приведем следующий текст:

 

Когда люди уходят, после них остаются вещи. Вещи безмолвно свидетельствуют о самой древней истине – о том, что они долговечнее людей. Неодушевлённых предметов нет. Есть неодушевлённые люди. Без вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно понять до конца его жизнь и творчество. Это хорошо знали ещё современники поэта, и лучше всех Александр Иванович Тургенев, писавший о доме Пушкина, о соснах, сирени, гульбище и многом другом в Михайловском.

Давно известно, что для любого поэта места, где складывалась его судьба, где открылись его «вещие зеницы», особенно дороги. Они остаются для него навсегда самыми примечательными на свете.

Начало своей творческой биографии сам Пушкин связывал не только с царкосельскими садами, но и с михайловскими рощами. В Михайловском он осознал, «зачем на свет родился». Он постиг в нём истинную щедрость природы, её безграничность, «красу, вечно сияющую». И он отдал сердце и любовь здешнему небу и земле, её хлебу, цветам, деревьям и птицам. Михайловское было его домом, через окна которого он увидел свою Отчизну. Оно было его судьбой и счастьем.

Через любовь к цветам, птицам и травам к великому поэту пришла любовь к своему народу, любовь светлая, жизнерадостная, как чудесная песнь соловья или иволги.

Через любовь к природе Михайловского приходит радость и ко всем нам.

С.С. Гейченко

 

Сегодня в публицистике редко можно встретить текст строго определенного типа. Чаще всего встречаются тексты смешанного типа (например, «Параллельные миры Ольги Окуневой, или Поезд не может уйти без тебя» Татьяны Юлаевой (см. Приложение 18).

Понимание типа текста позволяет придать работе над письменным изложением большую целенаправленность в ходе подготовительной работы над материалом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.064 с.)