Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стилистические особенности публицистического текста

Поиск

Чем больше развито общество, тем в большей степени дифференцируются ситуации общения и передаваемая информация. В разных сферах общения язык функционирует по-разному, поэтому и выделяются функциональные разновидности языка, или функциональные стили.

Появившийся в середине прошлого века термин «стилистика», несмотря на длительное время своего существования и использования не приобрел, однако, единого понимания.

Разные ответы даются на вопросы о том, что представляют собой стили языка, каковы принципы их классификации, в чем сущность стилистической синонимии, как понимать стилистическую и экспрессивно-эмоциональную окраску языковых средств и т.д.

Но следует отметить, что в различных классификациях, приводимых учеными, фигурируют одни и те же стили с различными вариантными наименованиями. Это стили:

- научный (научно-популярный, научно-деловой, научно-технический);

- публицистический (общественно-публицистический, газетно-публицистический);

- официально-деловой (обиходно-деловой, официально-документальный, официально-канцелярский);

- язык художественной литературы (художественно-беллетристический);

- разговорный (разговорно-бытовой).

Журналисту необходимо знать особенности каждого стиля, потому что возникает потребность (с целью создания экспрессии, оценки, точности, наглядности, правдоподобия и т.д.) написания текстов разных стилей (например, в очерке потребуется сделать вставку в официально-деловом стиле (биографическая справка) для создания образа героя или в корреспонденции сделать вкрапления элементов разговорно-бытового стиля для большей эмоциональности и т.д.). Именно поэтому следует остановиться на классификации стилей.

Рассмотрим стиль, который традиционно именуется языком художественной литературы. Нужно заметить, что язык художественной литературы включается в систему функциональных стилей как стиль особый, так как в нем концентрируется и в какой-то мере воспроизводится все многообразие языковых стилей данного языка. При этом нужно подчеркнуть, что художественный стиль до определенной степени противопоставлен остальным функциональным стилям.

В.В. Виноградов указывает: «Понятие стиля в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем, например, в отношении стилей делового или канцелярского и даже стилей публицистического и научного. Язык национальной художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями, типами или разновидностями книжно-литературной и народно-разговорной речи. Он использует их, включает их в себя, но в своеобразных комбинациях и в функционально преобразовательном виде».

Если говорить о тексте в этом стиле, то следует отметить, что художественный текст рассказывает о людях, природе, событиях реальных и вымышленных, фантастических, рассказывает живо и ярко, рисует в слове кусочек жизни. Но это не картина ради картины – в ней, через неё художник говорит читателю о своем взгляде на мир, на человека, смысл жизни, любовь, смерть, он говорит о родине, об уважении к труду, о совести, обо всем, что сейчас или вечно волнует человечество. Иными словами, рисуя яркое жизненное полотно, художник говорит о том, что касается каждого читателя.

Научный стиль отличается рядом общих черт, обусловленных особенностями научного мышления, в том числе отвлеченностью и строгой логичностью изложения. Основной целью научного стиля является сообщение объективной информации, доказательство истинности научного значения. Примерами научного стиля являются тексты «Русская (Российская) национальная идея…» Б. Бессонова, «Этнополитический фактор в развитии Российского федерализма» В. Зорина (см. журнал «Этнопанорама». - 1999. - № 2).

Лексика научного стиля включает в себя немало терминов (например, демография, этнос и др.), отвлеченных существительных типа абстракция, бытие, категория, объективность, понятие и т.д. Научная лексика более других пополняет словарный запас языка. В научных текстах почти не используются слова из диалектов, просторечные элементы. Редкими являются вкрапления из разговорно-бытовой речи.

Деловой стиль – это совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений, то есть отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной, юридической деятельности (например, заявление, доверенность, отчеты, расписка, справка и т.д.).

Официально-деловой текст имеет развернутую главную мысль, включающую признаки предмета речи, сообщения которых требует схема делового документа. Например, жанр служебной характеристики требует, чтобы были отражены качества человека как специалиста, его общественная работа и т.д. Главная мысль и включает эти признаки, которые в общем содержании будут конкретизированы и аргументированы.

Такой текст логизирован, причем эта черта проявляется в нем более жестко, чем в научном стиле: логика официального документа закреплена в его традиционной схеме, заранее заданной, порой даже отпечатанной на особом бланке, в котором требуется заполнить только переменные сведения.

Лексика официально-делового стиля свойственна разного рода законам, постановлениям, протоколам и т.д. В них большое значение имеет точность и четкость изложения мыслей, наименования фактов. Поэтому в официально-деловой речи немало специальных терминов (например, юридических, дипломатических), нередко употребляются устаревшие канцеляризмы (например, амбарная книга) и разного рода речевые штампы (вышеупомянутый, нижеследующий, на основании, в деле и т.д.). В текстах этого стиля не употребляются иностилевые вкрапления (в частности, элементы разговорного стиля).

Разговорный стиль выполняет функцию общения в устной форме выражения, включает в свой состав обиходные выражения, которые свойственны устной речи.

Разговорно-бытовой текст – функционально-стилевая разновидность текстов, имеющая две формы: диалогическую и монологическую. В диалоге каждый из говорящих по-своему ведет общую тему, при этом может наблюдаться смена предмета речи (например, студентки говорят о конспектах, которые были обещаны, но не даны первой участнице разговора:

«1. Очень красиво. 2. А что? 1. Обманывать. 2. Ничего мы не обманывали / просто… 1. (Машет рукой). 2. Ну послушай, пожалуйста! 1. (Отворачивается). 2. Ты чего /правда обиделась? 1. (Пожимает плечами). 2. Ты эти хотела? (Достает тетради, показывает). Или вот эти? 1. Все равно».

В разговорном монологе можно увидеть резкие переходы от одного предмета речи к другому, строго последовательное и плавное развитие главной мысли для него не является правилом. Часто наблюдается «перескок» на новый предмет речи. Такая «невыдержанность» предмета речи объясняется неподготовленностью высказывания, отсутствием заранее продуманного, заготовленного плана.

Основой лексики разговорного стиля является лексика межстилевая. Но значительную часть её составляет лексика разговорно-литературная и бытовая, к которым относятся слова и выражения, употребляемые в непринужденной беседе. С точки зрения стилистической разговорной лексике присуща некоторая сниженность, нередко большая экспрессия и эмоциональность. Ср. литературные и разговорные варианты: испортить – гробануть, возбудимый – заводной, современный – модерновый и т.д.

Публицистический стиль охватывает проблемы общественно-политических вопросов современности, а также вопросы текущей жизни общества.

Публицистический текст выполняет информативную и социально-оценочную функции. Такой текст обусловливает особый подход журналиста к предмету речи: в предмете вскрывается его социальная значимость, полезность для общества. Главная мысль должна быть компактной и отражающей предмет речи однопланово. Необходимость убеждения в правильности оценки, влияния через убеждение на поведение читателя, зрителя, слушателя приводит к тому, что публицистический текст должен быть эмоционально окрашенным, воздействующим на чувства читателя, слушателя, зрителя. Именно поэтому большое внимание в таких текстах должно быть уделено публицистической лексике (как одному из уровней публицистического стиля).

Рассмотрим особенности публицистического стиля на основе исследования особенностей языка и стиля газетной статьи. Эти особенности определяются спецификой и назначением, к которым относятся так называемые экстралингвистические, внеязыковые факторы, обусловливающие состав речевых средств, диапазон их использования, характер употребления и этим самым формируют стиль жанра.

Для газетной статьи такими экстралингвистическими факторами, существенно влияющими на язык и стиль жанра, являются актуальность и публицистичность.

С точки зрения содержания это выражается в постановке актуальных, интересующих широкие массы вопросов, в новизне и остроте разработки темы.

«Передовая статья – есть ли это публицистическое произведение? – писал Михаил Кольцов. – Во многих случаях – да, это публицистика. Но среди передовых можно различать заурядные, серые статейки и наряду с этим статьи, которые поднимаются до уровня публицистических произведений. Передовая статья, которая только пересказывает, излагает своими словами те или иные уже известные факты, решения, телеграммы, - она может быть хороша, полезна, но её нельзя ещё назвать в полном смысле публицистической статьей. Лишь статья, которая по-новому преподносит факты, по-новому их суммирует и освещает, есть подлинная публицистика».

Известную стилеобразующую роль играет и фактор информационности, присутствующий в каждой газетной статье. Любые общие положения, призывы необходимо подкреплять фактами, аргументами, примерами, цифрами. И пусть в композиции статьи они занимают скромное место, но влияние их на стиль жанра несомненно.

Отмеченные экстралингвистические факторы передовой статьи обусловливают и общую функцию её языка.

Лексика современных газетных статей разнообразна, так как широк круг актуальных тем, получающих отражение в них. Достаточно яркое представление об этом дают заголовки «Московского комсомольца» (например, «Московский комсомолец» от 9-16 декабря 1999 года): «Молодые тигры «Отечества» вышли на финишную прямую», «В Кремле даже у ёлки будет двойник», «Кто заблокирует Россию?», «Командировка на войну», «В чем смертям назло» и т.д.

Разнообразие тем, охватывающих практически все области политики, производства, общественной жизни, идеологии, культуры, вызывает известную лексическую пестроту, введенную в строгие рамки жанра. В газете представлена лексика официально-делового, научного стиля, что свидетельствует о взаимодействии газетного языка с этими стилями, о высокой проницаемости его. Данный стиль, как никакой другой, не является строго замкнутой системой, в нем часто встречаются иностилевые вкрапления.

Состав газетно-публицистической лексики неоднороден. Так выделяется большой пласт общественно-политической лексики (например, благосостояние, демократия, компромисс, гражданственность, внешнеполитический и т.д.).

В текстах данного стиля часто используются слова с отвлеченным значением, нередко выражающие те или иные оценки (например, всепобеждающий, эволюция, жизнеутверждающий, малодушие, деградация, человеконенавистничество и т.д.).

В газетно-публицистическом стиле нередкими являются слова разговорные, оживляющие тексты разных жанров (например, интервью«Параллельные миры Ольги Окуневой, или Поезд не может уйти без тебя» Татьяны Юлаевой(см. Приложение 18), корреспонденция «Ученье и труд «Синим по белому» Е. Андреевой (см. Приложение 15), включая и статьи газет и журналов.

Твердо укрепились в газетных текстах такие слова, как: причитающегося нам, не соответствует действительности, порочит достоинство, на основании изложенного, в соответствии со статьей, договорные отношения, возникла необходимость, для качественного выполнения, согласовать вопрос, зона диффузионного слоя, чувствительная поверхность полупроводникового детектора и т.д.

На современном этапе рыночной экономики в статьях укореняется и специальная лексика, а также заимствованная из других языков и из различных областей науки, техники, искусства, спорта и т.д. Это слова – типа аквизиция, аккомодация, аллеопатия, альтернатива, апперцепция, арбитраж, бартер, брифинг, брокер, декларация, деструкция, имидж, инвестор, конгломерат, консенсус, консорциум, маркетинг, менеджер, менталитет и т.д.

В газетных текстах сегодняшнего дня используется нейтральная, книжная, специальная, заимствованная, разговорная и просторечная лексика.

Морфология же занимает сравнительно скромное место в общих стилистических ресурсах газетной статьи, однако и морфологические средства оказывают известное влияние на формирование стиля жанра.

Значительное преобладание существительных по сравнению с глаголом свидетельствует об именном строе газетной статьи, о принадлежности её к речи рассуждающей, публицистической (например, в интервью «Параллельные миры Ольги Окуневой, или Поезд не может уйти без тебя» Т. Юлаевой на вопрос корреспондента: «И все-таки, наверное, символы появляются не случайно. Дом. Он так часто присутствует в твоих работах… Что это?» героиня отвечает: «Дом? Детство. Рай потерянный. Счастье. Покой. Такая ностальгия. Тоска по детству. Не по месту, где оно прошло, а по мироощущунию. По счастью…»).

Задачи разъяснения, убеждения, называния занимают в текстах газет главное место. Задачи же описания, повествования отступают на задний план.

Значительный удельный вес прилагательных тесно связан с большой ролью существительных в текстах и, в свою очередь, свидетельствуют о его книжном характере.

Многообразные приемы и средства эмоционального синтаксиса, используемые в газетной статье, можно условно разделить на три группы:

- элементы структуры простого предложения;

- различные типы простого предложения;

- различные типы сложного предложения.

Важную роль в синтаксическом строе газетной статьи, как уже не раз отмечалось исследователями, играет первое предложение – зачин.

Здесь также весьма употребительны специальные синтаксические средства и типы предложений, цель которых привлечь внимание, заинтересовать читателя.

Так, в зачинах газетных статей нередко используется синтаксическая конструкция, имеющая заметную эмоциональную окраску и распространенная как - именительные представления:

Оренбург – это областной центр и естественно, что здесь сконцентрировано наибольшее количество государственных и коммерческих учебных заведений. Академия, университет, колледж, лицей – от одних названий дух захватывает, а особенно в юном возрасте. Но и это еще не все. Ежедневно через средства массовой информации вас приглашают получить профессию на различных курсах, а порой даже с возможностью стажировки за границей.

С этой же целью в зачинах часто используются и имена собственные:

 

Олег Евгеньевич Милохин – один из тех тысяч и тысяч российских граждан, чья судьба строилась, а потом рушилась волею жестоких кремлевских правителей и последователей на местах, считающих, что в их власти все. Однако сама жизнь или, может быть, тот самый высший суд, в который мы долгое время не очень-то и верили, опровергает утвержденные ими постулаты: нет, не все во власти сильных мира сего. Человек, наделенный талантом и характером, преодолевает все преграды, не ломается под натиском обстоятельств, и в конце концов судьба вознаграждает его по заслугам.

Нередко статья открывается вопросительным или побудительным предложениям:

 

Кто побеждает в драке двух примерно равных по силе противников? Кто-то из драчунов? Отнюдь нет – некто третий, который приходит после того, как враги обессилили друг друга, и без всяких проблем забирает все плоды победы. Именно это может произойти на думских выборах. Некогда составлявшие единую команду Ельцин, Лужков и Примаков слишком уж увлеклись войной друг с другом. В результате в выигрыше может оказаться сила, уже было списанная на свалку истории – коммунисты.

В зачине могут также использоваться и обращения:

 

Уважаемые избиратели Оренбуржья! Нам выпало жить в период больших перемен. Меняются политические лидеры, на смену одним приходят другие, претерпевает изменения общественное устройство.

Но неизменными остаются простые и понятные потребности человека в еде, тепле, крыше над головой. Все мы хотим, чтобы жизнь в нашем городе, поселке, селе была безопасной, спокойной и благополучной. Мы хотим уверенности в завтрашнем дне.

Именно этим нашим чаяниям и нуждам, прежде всего, должна служить власть, которую мы выбираем.

Синтаксис играет важнейшую роль в формировании стиля газетной статьи, в создании многих выразительных эффектов. Это один из важнейших компонентов как стиля, так и мастерства.

Благодаря развитию системы языка в целом и непрерывному взаимодействию функциональных стилей границы между ними обладают известной подвижностью. Ведь «стиль – это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка».

Чаще всего стили сопоставляются на основе их лексического наполнения, так как именно в области словарного состава заметнее всего проявляется различие между ними.

Но также ученые отмечают, что при характеристике стилистических ресурсов языка, несомненно, учитывается двоякого рода окраска: стилистическая (связанная с отнесением языковых средств к тому или иному функциональному стилю, тем самым – с ограничением немотивированного их употребления) и экспрессивная (связанная с выразительностью и эмоциональным характером соответствующих средств языка).

В каждом функциональном стиле действуют свои объективные стилеобразующие факторы. Л.К. Граудина предлагает следующую схему функционирования этих факторов (см. таблицу 3):

Таблица 3 - Схема функционирования объективных стилеобразующих факторов

 

Функ- циона- льный стиль Стилеобразующий фактор
Доминиру-ющая языковая функция Форма обществен-ного сознания Основная форма речи Типичный вид речи Преобла-дающий способ общения Тон речи
Научный Информати-вная Наука Письмен- ная Монолог Массовый неконтактный и косвенно-контактный Нейтраль-ный
Официа- льно-деловой Информати-вная Правовое сознание Письмен-ная Монолог Массовый неконтактный и контактный Нейтраль-ный, констати-рующий, императи-вный
Публици-стичес- кий Информати-вная и функция воздейст-вия Идеология и политика Письмен- ная и устная Монолог Массовый, контактный и косвенно-контактный Обуслов-ленный эстетичес-кой задачей
Разговорный Обмен мнениями Обыден- ное сознание Устная Диалог, полилог Личный, контакт-ный Обуслов-ленный ситуативно

 

Каждый из функциональных стилей имеет свою цель, своего адресата, свои жанры.

Цели (особенно их соотношение) в большей или меньшей степени могут корректироваться в процессе создания текста, конкретизироваться в задачах данного текста. Цели и ситуация определяют отбор материала, который используется на всем протяжении создания текста. Однако вначале этот процесс имеет количественный характер, а ближе к концу – качественный.

Адресатами произведений публицистического стиля являются читатели, зрители, слушатели.

В жанровом отношении публицистический стиль довольно разнообразен.

Таким образом, стилистический анализ позволяет увидеть журналисту возможность использования в тексте большого разнообразия материала, что помогает придать публицистическому тексту не только глубину и точность, но и эмоциональность, оценочность, благодаря чему и привлекается внимание читателя, зрителя, слушателя.

Подводя итог, следует особое внимание обратить на то, что журналист должен уметь читать, понимать текст и анализировать особенности, достоинства и недостатки его формы. Это необходимо, прежде всего, для совершенствования журналистом собственного мастерства.

 

 

1.4.3 Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Дайте определение текста и охарактеризуйте его отличительные признаки.

2. Назовите отличительные признаки текста.

3. Какие виды текстов вы знаете?

4. Дайте характеристику устной и письменной речи.

5. Охарактеризуйте монолог и диалог.

6. Какие типы текстов вы знаете? Приведите примеры.

7. Какие стили речи вы знаете? Приведите примеры.

8. Назовите особенности публицистического стиля.

9. Что вы понимаете под стилем, отметьте стилистические особенности газетной статьи.

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Подумайте, используя рекомендуемую литературу, какое определение текста, данное учеными, является наиболее полным?

2. Прочитайте отрывок из работы В.В. Виноградова «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика» (см. Приложение 19), ответьте на ряд вопросов:

- Какие задачи ставит перед собой стилистика?

- Что собой представляет стилистика языка?

- Расскажите о структурных своеобразиях языковых стилей.

- Объясните понятие «экспрессивно-смысловая окраска».

- Дайте характеристику стилевым особенностям в индивидуальном творчестве.

- Какое значение для стилистики имеет художественная литература?

- Какова роль речевой деятельности в процессе изучения стилистики языка?

1.4.5 Задания для самостоятельной работы и последующего анализа

1. На основе материалов Приложений (2-3 газетных материала по выбору) докажите, что данные типы письменных высказываний являются текстами. Ответ аргументируйте.

 

2. На основе материалов Приложений (3-4 газетных текстов по выбору) охарактеризуйте типы текстов (повествование, рассуждение, описание), мотивируйте соотнесенность их с данными типами, назовите их отличительные признаки.

 

Практическое занятие

 

Занятие рассчитано на 2 часа.

 

Оно состоит из 2-х частей:

1. Рассмотрение вопросов, предлагаемых студентам для обсуждения и размышления и задания для самостоятельной работы и последующего анализа, которые помогут в работе над практическими заданиями.

2. Практические задания.

 

Примечания:

Студенты выполняют ряд заданий преподавателя, которые даются заранее.

 

1 задание:

1. Дайте полную характеристику газетного текста (берется любой публицистический текст) по следующему плану:

а) определите в тексте:

- смысловую структуру;

- вид текста;

- стиль текста;

- типы речи (описание, повествование, рассуждение);

б) выделите виды внутренней связи;

в) составьте вопросный и назывной план текста;

г) сделайте синтаксический разбор предложений, указанных педагогом;

д) отметьте лексические особенности текста.

 

2 задание:

Прочитайте текст Ф.А. Абрамова:

 

«…Самый большой, самый непреходящий вклад Севера в сокровищницу национальной культуры – это слово. Живое народно-поэтическое слово, в котором полнее и ярче всего запечатлелась душа северянина, его характер. Слово, которое и сегодня сохранило строй и дух русского языка древнейшей поры, времен Господина Великого Новгорода, и уже одно это делает его краем наших истоков, наших духовных начал, ибо язык народа – это его ум и мудрость, его этика и философия, его история и поэзия.

На Севере издревле вся жизнь, и повседневная и праздничная, была пронизана многоцветным краснословьем, будь ли то обычная бытовая речь, или по-местному «говоря», то ли песня или сказка, то ли героическая былина и искрометная скоморошина, то ли задиристая и забористая частушка.

А как же иначе? Как жить в этом суровом краю без опоры на чудодейственную силу слова? Занесло, скажем, артель зверобойную в кромешные льды грозного океана – ну и чем как не словом укрепить пошатнувшийся дух, скрасить невыносимое житье?

Давно вымерли в южной и средней России такие мамонты русского национального эпоса, как былина и историческая песня, а здесь, на Севере, еще в двадцатом веке они жили своей полнокровной жизнью, и маленькая, неграмотная старушонка с Пинеги изумляла и покоряла просвещенную столицу своими знаменитыми старинами, поэтическими преданиями, словно выплеснувшимися из глубины веков…

Народно-поэтическое творчество Севера всегда жило в дружбе с книжной культурой. Крестьяне Севера, превосходившие грамотой собратьев других губерний, сплошь и рядом были владельцы личных библиотек, и не случайно, что факел учености на Руси зажег крестьянский сын из-под Холмогор Михайло Ломоносов.

…Ранней весной, когда половодьем взыграют северные реки и озера, с юга, из теплых краев и стран возвращаются на свою родину неисчислимые стаи птиц. А там, немного подсохнет да проклюнется зеленая травка, смотришь, потянется на Север и всякий странствующий люд.

Зачем? Ради чего избалованные горожане нередко неделями терпят бездорожье, разные неудобства быта?

Не для того ли, чтобы приобщиться к животворным истокам национальной культуры, чтобы красотой и словом Севера возвысить свою душу, свой дух?! »

 

Выполните следующие задания:

- Озаглавьте предлагаемый текст, аргументируя свой выбор.

- Укажите, в чем выражается сочетание в нем высокой художественности и публицистичности.

 

3 задание:

Прочитайте тексты и определите, в каком стиле они написаны, докажите свою точку зрения.

 

Текст 1

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял мою комнату. Я встал и подошёл к окну. За стеклом все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг.

(К. Паустовский)

 

Текст 2

 

Исследования последних десятилетий позволили нам в полной мере осознать, что наша русская «античность» была не менее величественна и драматична, нежели классическая. С принятием христианства на Русь проникает византийская философия, которая во многих отношениях была выше западноевропейской средневековой философии.

(Из учебного пособия профессора А.Ф. Замалеева «Лекции по истории русской философии»)

 

Текст 3

 

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь – начнёшь опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

(А. Блок)

 

Текст 4

 

Сидоров Александр учится в средней школе № 21 г. Смоленска с первого класса. Зарекомендовал себя как прилежный ученик. Серьёзно относится к учебным занятиям и общественным поручениям. Учится только на «4» и «5». Особый интерес проявляет к химии и биологии. Неоднократно участвовал в городских и областных олимпиадах по этим предметам, занимал призовые места.

Александр несколько лет подряд является членом совета школы, принимал активное участие в смотрах художественной самодеятельности. Является членом городского шахматного клуба, участвовал в спортивных соревнованиях.

(Характеристика на учащегося)

 

Текст 5

 

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком…

 

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль.

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль…

 

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова…

(С.Есенин)

 

Текст 6

 

Главному зоотехнику племсовхоза «Буртинский» Беляевского района Кубанису Давлетбаеву недавно присвоено звание «Заслуженный зоотехник Российской Федерации». За 27 лет работы в этом хозяйстве ему несколько раз областное руководство предлагало переехать в другие районы на более высокие и денежные должности. Но не может он покинуть эти ставшие родными для него места. (Из газеты «Южный Урал)

 

Текст 7

 

Гроза – это атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (т.е. грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. (Из энциклопедического словаря)

 

Текст 8

 

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Оренбургской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось ещё одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. (Информационная заметка в газете)

 

Текст 9

 

Доводим до Вашего сведения, что вчера после полуночи над нашим районным центром и прилегающей к нему сельской местности пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинён значительный материальный ущерб сельскому хозяйству. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Сильно пострадало здание средней школы, для восстановления которого понадобится капитальный ремонт. (Служебное донесение)

 

Текст 10

 

До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро приближалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые от неё идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон…

Мне становится жутко в бричке, и я чувствую, как кровь быстрее и быстрее обращается в моих жилах… (Л. Толстой)

 

4 задание:

Выполните задания по текстам.

Задание по 1 тексту:

Укажите черты описания и повествования в тексте К.И. Чуковского:

 

«Около полувека назад в дачном посёлке Куоккала стоял неподалёку от станции деревянный домишко, над которым торчала несуразная башенка с разноцветными, наполовину разбитыми стёклами. Там, в башенке, около полувека назад находилось моё жильё, и лестница туда была очень крутая.

По этой лестнице однажды, перед вечерними сумерками, очень легко, без одышки, взобрался ко мне пожилой человек - в первую минуту я принял его за посыльного – и подаёт мне письмо:

- Из Питера, от Ивана Ивановича…

И называет фамилию одного очень небольшого писателя, который печатал в тогдашних газетах мелкие заметки об искусстве.

Я вскрываю конверт и читаю:

«Пользуясь любезностью Ильи Ефимовича Репина, который доставит Вам эту записку, спешу сообщить…»

Дальше я не читал. Мысль, что здесь, передо мною, в этой крохотной комнатке, создатель «Бурлаков», «Запорожцев», «Не ждали», «Ивана Грозного», «Крестного хода», привела меня в состояние крайней растерянности. Я стал усаживать его на свой единственный стул, но он сказал, что он только что с поезда, что ему нужно поскорее домой, и всё же задержался на минутку, чтобы оглядеть мою скудную книжную полку.

Когда в Третьяковке или в Русском музее смотришь десятки картин, написанных репинской кистью, Репин кажется великаном. Самое количество этих картин поражает своей колоссальностью. И вот он стоит передо мною – небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным, стариковским лицом, с прищуренным правым глазом, в чёрной шинельке, с накидкой, в самых обыкновенных деревенских перчатках, и даже не перчатках, а варежках, вокруг усов у него топорщатся рыжеватые волосы, совсем простой, даже как будто застенчивый, будто и не знает, что он – Репин.

Ах, вы и по-английски читаете! – сказал он, увидев на полке какую-то английскую книгу, и сказал таким уважительным голосом, словно умение читать на чужом языке было величайшей премудростью, недоступной обыкновенному смертному».

 

Задание по 2 тексту:

Укажите черты повествования и рассуждения в тексте Г.Я. Бакланова:

«Когда на южной окраине города рассвело, третья батарея уже окопалась и стояла замаскированная. За снегами поднялось зимнее солнце, и все увидели немецкие танки, изготовившиеся к атаке. Они не скрывались, на глазах у всех перестраивались, и оттого, что двигались всё время, их трудно было сосчитать. Но их было много.

Впереди несколько слева третьей батареи стояла тяжёлая батарея другого полка. Комбата её можно было отличить по высокой чёрной шапке с красным верхом. Он стоял у колеса пушки, одной рукой держа бинокль, другой, в перчатке, делал знаки расчёту, и, повинуясь его руке, стволы пушек разворачивались. Видно было, как работают под щитом номера, наводчик крутит колесики поворотного и подъёмного механизмов. Батарея готовилась открыть огонь по танкам.

После первого снаряда танки ожили. Они ждали этого, опасались идти в атаку по снежному полю, не зная наших огневых точек, и вызывали огонь на семя. Теперь всей мощью они навалились на батарею. Снаряды густо рвались вокруг неё, и батарейцы только отстреливались.

Оттуда по глубокому снегу бежал человек. Ещё издали закричал рыдающим голосом:

- Что же вы смотрите? На ваших глазах нас расстреливают, а вы стоите?

Это был лейтенант, командир взвода.

Беличенко чувствовал на себе взгляды бойцов.

Быстро подошёл Назаров:

-Товарищ комбат, разрешите открыть огонь.

А танки всё били по батарее. Одно орудие её уже молчало. Снаряд угодил под колесо, и пушка осела набок, щит был погнут. Несколько человек осталось лежать в окопе, другие, рассыпавшись, бежали к садам.

Назаров ближе шагнул к Беличенко:

- Если вы не прикажете, я сам открою огонь!

- Я вас расстреляю на месте! – задохнувшись, тихо сказал Беличенко.

Когда он обернулся, он не встретил ничьих глаз.

На батарее уже и вторая пушка была подбита и не отвечала на огонь немецких танков. Расчёт покинул её, последние номера уже добегали до садов. Только комбат в своей чёрной шапке с красным верхом сидел за колесом пушки сжавшись, не желая оставлять батарею, которую он сам погубил. Кому этот его героизм теперь был нужен. Нет, не мог Беличенко открывать огонь. Не имел права, поддавшись чувству, принять бой в условиях, который навязывали ему немцы. Открой он огонь, и танки обнаружат его замаскированную батарею и с выгодных позиций, издали расстреляют её, как они только что расстреляли соседнюю. Он отвечал за жизнь людей, но эти же люди сейчас под его взглядом отводили глаза, как перед человеком, который сделал жестокое дело. На разбитой батарее оставались снаряды, и он послал за ними бойцов. Низинами, садами, оврагами они пробрались туда и вынесли все ящики, а комбат по-прежнему сидел на батарее, оставшейся без пушек и без снарядов.

Но у Беличенко не было сейчас жалости к этому человеку. Да и времени жалеть не оставалось.

Здесь, на окраине садов, третья батарея встретила танки и отбила их, а потом потеряли атакам счёт. И с каждой отбитой атакой укреплялось сознание, что хотя и нет уже н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 3745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.112.15 (0.022 с.)