Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение понятия газетного жанра
Понятие «жанр» в журналистике обозначает устойчивую форму отражения действительности, определяемую конкретным назначением журналистского произведения, характером исследуемого объекта, спецификой методов анализа и отображения жизненных фактов, явлений, ситуаций, масштабом выводов, особенностями композиционно – стилистических средств. Жанры обеспечивают различные способы подачи одной темы при неизбежной повторяемости ее, оправдывают разную глубину ее анализа. Жанры сложились не случайно, а в результате действующих в этом роде творчества закономерностей. Журналист выбирает тот или иной жанр в зависимости от: - цели своего выступления, - характера жизненного материала, - темы (предмета, основного содержания рассуждения, изложения), - проблемы (сложной задачи, вопроса, требующих разрешения, исследования), - особенностей своего профессионального метода (приемов и системы приемов в деятельности, способа или образа действия), - авторской позиции (точки зрения, мнения в каком-либо вопросе), - индивидуальной специфики творческого почерка (индивидуальной манеры творить, создавать, делать что-либо. Чем выше профессиональное мастерство работников СМИ, тем богаче и разнообразнее публикации в жанровом отношении. Л.М. Майданова в работе «Стилистические особенности газетных жанров» определяет жанр следующим образом: «Жанр можно рассматривать как очень важную категорию процесса общения, как форму, которая в известной степени обеспечивает способ передачи определенной информации в определенных условиях». При этом она отмечает, что общение, как всякая деятельность, является целенаправленной и продуктивной активностью человека. Научное произведение, произведение искусства, газетная публикация, деловой документ как результаты деятельности характеризуются тем, что в них воплощается замысел их создателя. Замысел выступает как мыслительное образование, в свернутом виде содержащее ответы на пять вопросов о чем, что, кому, как и зачем передается в акте общения. От каждого из поставленных вопросов мы можем подойти к жанру, хотя бы в некоторых видах искусства и в некоторых функциональных стилях. Например, ответ на вопрос, о чем будет сообщать произведение, определяет жанр.
В публицистике (газеты, журналы) тема определяет содержательный тип логической схемы – единства главной мысли и развивающих ее тезисов, а это в известной мере связано с жанрами. В зависимости от того, что стоит в центре внимания пишущего журналиста, выделяются три типа логических схем: - описательная (тема – явление) (например, рецензия «Беда: Буран!» Татьяны Текутьевой (см. Приложение 29), - событийная (тема – событие) (например, репортаж «Здоровые мужики рыдали как дети» Александра Коца (см. Приложение 14), - обобщающая (тема – закономерность) (например, статья «Предвыборное падение» Александра Будберга (см. Приложение 30). Есть газетные жанры, предпочитающие одну из трех логических схем. Например, репортаж охотно использует событийную схему, рецензия – описательную, а передовая статья – обобщающую. Ответ на вопрос, что сообщается о предмете (о том, на что направлена мысль, что составляет её содержание или на что направлено какое-нибудь действие) связан с жанром более опосредованно, чем предыдущий. Ответ на вопрос «кому?» разграничивает, например, жанры детской и взрослой газеты и художественной литературы или жанры официального, частного и открытого письма. Ответ на вопрос «зачем?» включается в жанр как представление о познавательном, поучающем, развлекательном, директивном, воспитательном, оценивающем назначении текста. В художественной литературе по цели различаются, например, детективная, психологическая, назидательная повести, ода и гимн. Среди газетных жанров оценивающий (критический) характер имеет фельетон, а директивный – передовая статья. Ответ на вопрос «как?» особенно важен для выделения жанров, ибо жанр хранит память о материальном воплощении отобранной для передачи информации. В газете способ воплощения информации отчетливо различает многие жанры. Например, в зависимости от жанра по-разному подается событие: в репортаже так, что возникает впечатление одновременности действия и рассказа о нем (например, «Здоровые мужики рыдали как дети» Александра Коца (см. Приложение 14), в очерке – наглядно (например: «Гобсек» Андрея Кулагина (см. Приложение 26), «Бескрылые летуны» Василия Пескова (см. Приложение 16), для заметки достаточно его номинативного обозначения (например, «Собачья жизнь не так уж и плоха» Ирины Неживенко (см. Приложение 31).
Вопрос «как?» связан с отражением носителя речи в тексте. Во-первых, газетный текст отражает тип авторства: - индивидуальное (заметка, корреспонденция, репортаж, очерк, фельетон, статья, рецензия), - скрытое индивидуальное (передовая статья, некоторые виды обзора), - индивидуальное авторство письменной формы (интервью), - коллективное (коллективный рассказ). Во-вторых, текст отражает носителя речи в его функции мотивирования композиции (строения, соотношения и взаимного расположения частей). Если учтена только социальная роль автора, отражение носителя речи не имеет мотивирующего значения (как в статье, заметке, обзоре, интервью и ряде других жанров). В очерке и фельетоне носитель речи отражается в «образе автора», особой категории художественного текста. Создается конкретно–чувственное представление о повествователе, которое и мотивирует компоновку элементов изложения. Поскольку жанры складывались стихийно, постольку каждый из них отразил в себе ответы не на все вопросы, заключенные в замысле, а лишь на часть из них, причем комбинации этих ответов в результате исторического развития жанров, их дифференциации, отмирания, рождения получились самые прихотливые. Поэтому жанры, даже в пределах одного вида искусства или одного функционального стиля, трудно поддаются классификации. И, тем не менее, жанр – важный регулятор, с одной стороны, воплощения замысла, а с другой – восприятия произведения, поскольку он с точки зрения автора прогнозирует и ограничивает выбор формы, а с точки зрения адресата прогнозирует и ограничивает ожидания (и, следовательно, построение гипотезы о тексте). Для автора жанр – это «организатор слова», а для адресата – комплекс ожиданий, которые оправдываются или не оправдываются по мере восприятия. Во всем многообразии современной журналистики нам кажется наиболее приемлемым именно такой подход к определению понятия жанра.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.005 с.) |