Определение понятия газетного жанра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение понятия газетного жанра



Понятие «жанр» в журналистике обозначает устойчивую форму отражения действительности, определяемую конкретным назначением журналистского произведения, характером исследуемого объекта, спецификой методов анализа и отображения жизненных фактов, явлений, ситуаций, масштабом выводов, особенностями композиционно – стилистических средств.

Жанры обеспечивают различные способы подачи одной темы при неизбежной повторяемости ее, оправдывают разную глубину ее анализа.

Жанры сложились не случайно, а в результате действующих в этом роде творчества закономерностей.

Журналист выбирает тот или иной жанр в зависимости от:

- цели своего выступления,

- характера жизненного материала,

- темы (предмета, основного содержания рассуждения, изложения),

- проблемы (сложной задачи, вопроса, требующих разрешения, исследования),

- особенностей своего профессионального метода (приемов и системы приемов в деятельности, способа или образа действия),

- авторской позиции (точки зрения, мнения в каком-либо вопросе),

- индивидуальной специфики творческого почерка (индивидуальной манеры творить, создавать, делать что-либо.

Чем выше профессиональное мастерство работников СМИ, тем богаче и разнообразнее публикации в жанровом отношении.

Л.М. Майданова в работе «Стилистические особенности газетных жанров» определяет жанр следующим образом: «Жанр можно рассматривать как очень важную категорию процесса общения, как форму, которая в известной степени обеспечивает способ передачи определенной информации в определенных условиях». При этом она отмечает, что общение, как всякая деятельность, является целенаправленной и продуктивной активностью человека. Научное произведение, произведение искусства, газетная публикация, деловой документ как результаты деятельности характеризуются тем, что в них воплощается замысел их создателя. Замысел выступает как мыслительное образование, в свернутом виде содержащее ответы на пять вопросов о чем, что, кому, как и зачем передается в акте общения.

От каждого из поставленных вопросов мы можем подойти к жанру, хотя бы в некоторых видах искусства и в некоторых функциональных стилях. Например, ответ на вопрос, о чем будет сообщать произведение, определяет жанр.

В публицистике (газеты, журналы) тема определяет содержательный тип логической схемы – единства главной мысли и развивающих ее тезисов, а это в известной мере связано с жанрами. В зависимости от того, что стоит в центре внимания пишущего журналиста, выделяются три типа логических схем:

- описательная (тема – явление) (например, рецензия «Беда: Буран!» Татьяны Текутьевой (см. Приложение 29),

- событийная (тема – событие) (например, репортаж «Здоровые мужики рыдали как дети» Александра Коца (см. Приложение 14),

- обобщающая (тема – закономерность) (например, статья «Предвыборное падение» Александра Будберга (см. Приложение 30).

Есть газетные жанры, предпочитающие одну из трех логических схем. Например, репортаж охотно использует событийную схему, рецензия – описательную, а передовая статья – обобщающую.

Ответ на вопрос, что сообщается о предмете (о том, на что направлена мысль, что составляет её содержание или на что направлено какое-нибудь действие) связан с жанром более опосредованно, чем предыдущий.

Ответ на вопрос «кому?» разграничивает, например, жанры детской и взрослой газеты и художественной литературы или жанры официального, частного и открытого письма.

Ответ на вопрос «зачем?» включается в жанр как представление о познавательном, поучающем, развлекательном, директивном, воспитательном, оценивающем назначении текста. В художественной литературе по цели различаются, например, детективная, психологическая, назидательная повести, ода и гимн. Среди газетных жанров оценивающий (критический) характер имеет фельетон, а директивный – передовая статья.

Ответ на вопрос «как?» особенно важен для выделения жанров, ибо жанр хранит память о материальном воплощении отобранной для передачи информации. В газете способ воплощения информации отчетливо различает многие жанры.

Например, в зависимости от жанра по-разному подается событие: в репортаже так, что возникает впечатление одновременности действия и рассказа о нем (например, «Здоровые мужики рыдали как дети» Александра Коца (см. Приложение 14), в очерке – наглядно (например: «Гобсек» Андрея Кулагина (см. Приложение 26), «Бескрылые летуны» Василия Пескова (см. Приложение 16), для заметки достаточно его номинативного обозначения (например, «Собачья жизнь не так уж и плоха» Ирины Неживенко (см. Приложение 31).

Вопрос «как?» связан с отражением носителя речи в тексте.

Во-первых, газетный текст отражает тип авторства:

- индивидуальное (заметка, корреспонденция, репортаж, очерк, фельетон, статья, рецензия),

- скрытое индивидуальное (передовая статья, некоторые виды обзора),

- индивидуальное авторство письменной формы (интервью),

- коллективное (коллективный рассказ).

Во-вторых, текст отражает носителя речи в его функции мотивирования композиции (строения, соотношения и взаимного расположения частей). Если учтена только социальная роль автора, отражение носителя речи не имеет мотивирующего значения (как в статье, заметке, обзоре, интервью и ряде других жанров). В очерке и фельетоне носитель речи отражается в «образе автора», особой категории художественного текста. Создается конкретно–чувственное представление о повествователе, которое и мотивирует компоновку элементов изложения.

Поскольку жанры складывались стихийно, постольку каждый из них отразил в себе ответы не на все вопросы, заключенные в замысле, а лишь на часть из них, причем комбинации этих ответов в результате исторического развития жанров, их дифференциации, отмирания, рождения получились самые прихотливые. Поэтому жанры, даже в пределах одного вида искусства или одного функционального стиля, трудно поддаются классификации. И, тем не менее, жанр – важный регулятор, с одной стороны, воплощения замысла, а с другой – восприятия произведения, поскольку он с точки зрения автора прогнозирует и ограничивает выбор формы, а с точки зрения адресата прогнозирует и ограничивает ожидания (и, следовательно, построение гипотезы о тексте). Для автора жанр – это «организатор слова», а для адресата – комплекс ожиданий, которые оправдываются или не оправдываются по мере восприятия.

Во всем многообразии современной журналистики нам кажется наиболее приемлемым именно такой подход к определению понятия жанра.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.005 с.)