Организация лечебно-профилактической помощи городскому 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация лечебно-профилактической помощи городскому



Населению

Оказание медицинской помощи населению в Российской Федерации в настоящее время осуществляется совокупностью государственных и частных медицинских учреждений. Система государственных медицинских учреждений находится в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации и подразделяется структурно на несколько уровней: федеральный, территориальный и муниципальный.

Федеральные медицинские организации. К категории высшего, федерального, уровня относятся учреждения, непосредственно находящиеся в ведении Министерства, в первую очередь, клиники высших медицинских учебных заведений, системы переподготовки кадров здравоохранения, научно-исследовательские центры. Их финансирование осуществляется прямо из федерального бюджета, но, в тех случаях. когда такие учреждения участвуют в оказании медицинской помощи в территориальной системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), их доход дополнительно формируется на общих основаниях поступлениями из Территориальных Фондов обязательного медицинского страхования (далее ТФОМС) (особенности финансирования здравоохранения РФ рассмотрены подробно в соответствующем разделе).

Региональные медицинские организации. К ним относятся государственные медицинские учреждения, подчиняющиеся министерствам здравоохранения субъектов РФ. Это стационары областного и городского уровня, диагностические центры, специализированные медицинские учреждения, оказывающие помощь при конкретных видах патологии, например, онкологические, противотуберкулезные или психиатрические. Кроме того существует совершенно самостоятельная система оказания помощи женщинам и детям (гинекологической и педиатрической). Все эти структуры финансируются за счет бюджетов субъектов Федерации и поступлений из фондов ОМС.

Муниципальные медицинские организации, к числу которых до последнего времени относились районные медицинские учреждения – большая часть амбулаторных учреждений (поликлиник) и районных больниц. Они подчинялись местным органам управления, поскольку, именно бюджет этого уровня совместно с системой ОМС предоставлял им финансирование. Однако в 2013-2014 гг. они были переданы на региональный уровень.

Совершенно особую группу составляют государственные медицинские организации ведомственного подчинения, в первую очередь, системы Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ и т.п. Эти структуры финансируются из бюджета собственных министерств и оказывают помощь своим сотрудникам. Министерство здравоохранения РФ и местные органы власти практического влияния на их деятельность не имеют, данные о производственной и финансовой активности таких организаций в системе государственной отчетности здравоохранения полностью отсутствуют.

Оказание скорой медицинской помощи осуществляется отдельно существующей системой учреждений, находившихся ранее на бюджетном финансировании, однако с 01 января 2015 г. все государственные медицинские организации в России перешли на одноканальное финансирование из средств фондов обязательного медицинского страхования.

Министерство здравоохранения РФ располагает сегодня около 18000 государственных медицинских учреждений, насчитывающих в своем составе 1 600 000 коек и ежегодной пропускной способностью 1 300 000 000 посещений. Среди этих учреждений около 9 000 больниц, 1 500 специализированных клиник и 6 300 амбулаторно-поликлинических учреждений. В системе Министерства здравоохранения России работает 3 000 000 человек персонала, в том числе 2 000 000 врачей, медицинских сестер и фармацевтов.

Ежегодно каждый третий гражданин вызывает скорую помощь, каждый четвертый – госпитализируется в стационар, каждый человек 9 раз в год посещает поликлинику или вызывает врача на дом.

В последние годы уровень госпитализации составлял около 20 на 100 человек населения, причем каждый пятый госпитализированный провел в стационаре более 14 дней. Система Минздрава РФ имеет в среднем 108 коек на 10000 населения при колебаниях этого показателя от 161 койки до 79 коек на 10 000 населения. Средняя занятость койки в году составляет в региональных больницах около 330 дней, центральных районных больницах – около 300, сельских участковых – около 280 дней.

В стране имеются 4 600 государственных дневных стационаров, в которых работает около 66 000 коек, обеспечивая помощь примерно 2 000 000 пациентов в год.

Система частных медицинских учреждений, которую правильнее именовать термином «негосударственная», включает в себя два главных типа учреждений: существовавшие ранее и вновь созданные.

Первая подгруппа состоит из ведомственных учреждений, находящихся на балансе хозяйствующих субъектов всех форм собственности, например, акционерных обществ открытого и закрытого типа промышленного профиля, а также относительно небольшой совокупности медицинских т.н. хозрасчетных учреждений, которые в предшествующий период плановой административной системы осуществляли свою деятельность по принципам близким к рыночным и предоставляли населению медицинские услуги на платной основе.

В сущности, несмотря на свой негосударственный статус, эта подгруппа учреждений мало чем отличается по организации и качеству помощи от государственных структур, и далее, при упоминании частных провайдеров, будут подразумеваться только учреждения второй, нижеописанной подгруппы.

Вторая подгруппа – реально частные медицинские структуры, созданные в последние годы на средства частных инвесторов. Таких учреждений достаточно много, но концентрируются они, главным образом в городах, не распространяя свою активность на сельское население.

Изучение основных принципов работы системы здравоохранения в целом и отдельных медицинских организаций всех уровней (поликлиник, больниц, станций скорой медицинской помощи, диспансеров и др.), а так же их структуры, функций, учетно-отчетной документации и показателей деятельности позволяет будущему врачу систематизировать представления о производственной модели лечебно-профилактической помощи населению (рис. 12.1).

Организация лечебно-профилактической помощи населению  
Характеристика системы оказания медицинской помощи населению
третичная (специализированная, высокотехнологичная)
вторичная (специализированная)  
первичная (квалифицированная)
Изучение особенностей структуры и функции работы врача общей (семейной практики) - участкового врача в АМП учреждениях РФ
Изучение особенностей структуры и функции работы врача-специалиста АМП учреждений и стационаров городских больниц
Изучение особенностей структуры и функции работы врача-специалиста высокотехнологичных медицинских организаций регионального и федерального уровня (амбулаторного и стационарного профиля)
Анализ результатов функционирования территориальной сети медицинских организаций (поликлиники, больницы, родильные дома, женские консультации, детские поликлиники и больницы, лечебно-диагностические центры, стоматологические поликлиники, диспансеры (кожно-венерологический, психиатрический, врачебно-физкультурный и т.д.), станции и отделения скорой помощи и др.)

Рис. 12.1. Организация лечебно-профилактической помощи населению»

В России, как и в других странах мира сложилась трехуровневая модель медицинской помощи населению, которая достаточно плотно стыкуется с расчетными объемами медицинской помощи населению по месту их проживания (рис. 12.2).

 

Рис. 12.2. Соотношение числа населения и специалистов производства медицинских услуг различных уровней

 

Наряду с общими принципами построения и функционирования организации здравоохранения имеются принципы организации конкретной отрасли здравоохранения - лечебно-профилактической помощи населению:

1. Участковость поликлинического обслуживания (территориальный принцип).

2. Применение диспансерного метода.

3. Единство амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи (преемственность).

4. Развитие специализированных и высокотехнологичных видов помощи.

Для организации медицинской помощи городскому населению существует территориальная и производственная сеть лечебно­профилактических учреждений (ЛПУ) различных типов, определенных 83-ФЗ 2010 г. (Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»). Этот закон призван изменить общую структуру учреждений здравоохранения. Эти изменения внесены в гражданский, бюджетный, налоговый и кодексы РФ, а так же в ФЗ «Об автономных учреждениях»:

ü Гражданский кодекс - в части определения правового положения учреждений в имущественных отношениях,

ü Бюджетный кодекс - в части определения правового положения казенных учреждений как субъектов бюджетных правоотношений и исключения норм о бюджетных учреждениях,

ü Налоговый кодекс - в части оптимизации налогообложения и снижения налоговой нагрузки на государственные (муниципальные) учреждения,

ü Федеральный закон «Об автономных учреждениях» - в части снятия запрета на изменение типа существующих государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения на автономные.

После внесенных изменений сформировалась следующая структура учреждений (рис. 12.3).

 

.

Рис. 12.3. Типы медицинских учреждений в РФ в соответствие с Федеральным законом № 83-ФЗ от 08 мая 2010 года

 

Наиболее консервативный тип государственных учреждений – это казенные учреждения. Финансовое обеспечение их деятельности осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы.

Для бюджетных и автономных учреждений предусмотрена иная форма финансового обеспечения деятельности, этим учреждениям из бюджета будет предоставляться субсидия на выполнение государственного задания. В настоящее время в субъектах РФ ДФО проведена работа по изменению организационно-правового статуса медицинских учреждений. Уже в 2012 году в рамках меняющегося законодательства организованы 54 казенных и 507 бюджетных ЛПУ, в последующие годы число автономных медицинских организаций растет опережающими темпами. Разная численность казенных и бюджетных учреждений в субъектах РФ ДФО свидетельствует о разных подходах при принятии управленческих решений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.196.206 (0.027 с.)