II.Организация лечебно-профилактической помощи детям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II.Организация лечебно-профилактической помощи детям



Наблюдение за состоянием здоровья ребенка, особенно в период непосредственно после рождения, в учреждениях педиатрического профиля способствует снижению перинатальной, младенческой и детской смертности, уменьшению уровня заболеваемости, способствует улучшению здоровья детей. ВОЗ программирует мероприятия по охране материнства и детства как приоритетные направления любой системы здравоохранения.
Состояния здоровья женщин и детей в Росси и в настоящее время далеко не оптимальное. Каждый год более 40 тыс. младенцев умирают, более 30 тыс. рождаются недоношенными или больными, ежегодно девушки - подростки до 17 лет делают около 20 тыс. абортов.

Показатель младенческой смертности в России достиг 7 на 1000 родившихся живыми, однако в развитых странах Европы этот показатель достоверно ниже. Дети болеют в 3 раза чаще взрослых. Структура болезней детей на 1 году жизни: первое место - пневмония, второе место - расстройства питания, третье место - родовые травмы и гемолитические болезни. На втором году жизни: первое место - болезни органов дыхания (70%), второе место - инфекции, третье место - болезни обмена веществ, аллергии.

ВОЗ определила 6 групп наблюдения за состоянием здоровья детей:

1 группа охраны здоровья детства - до зачатия. Сюда включают мероприятия по охране здоровья женщин в целом, развитие медико-генетических центров.

2 группа - период от зачатия до родов. Самые активные мероприятия проводятся в первые месяцы беременности.

3 группа - период родов, включает в себя мероприятия по безопасности родовспоможения и предупреждения осложнений в родах.

4 группа - период раннего детства (до 1 года) или младенчества. Мероприятия по активизации грудного вскармливания и иммунизации.

5 группа - период дошкольного возраста (1-7 лет). Задачи: рациональное питание и физическое развитие.

6 группа - школьный возраст. задачи - приучение детей к оздоровительным процедурам, проведение санитарно-гигиенического обучения, пропаганда здорового образа жизни.

Отражением влияния рыночных реформ на здоровье семьи дальневосточников стала утрата социально заданных ценностных ориентиров её членов, сообщавших смысл жизни вплоть до конца 1980-х годов, поставила подрастающее поколение в ситуацию необходимости поиска и обнаружения уникального смысла собственной жизни. Широкое распространение среди детей, подростков и их родителей получил феномен смыслоутраты, в результате которого возросла распространённость различных проявлений дезадаптации, таких как девиантное поведение, депрессии, зависимости от алкоголя, наркотических веществ, азартных игр, интернет-аддикция, различные формы эскапизма.

Усугубляет ситуацию и то, что на Дальнем Востоке прогрессивно снижается численный состав женщин репродуктивного возраста, а призывы медицинского сообщества региональными властными структурами ДФО услышаны не были, что заблокировало реализацию профилактических мероприятий по охране здоровья беременных женщин и детей. Поэтому ждать каких-либо положительных результатов по основным направлениям охраны здоровья женщин и детей пока не приходится. Население стареет, число детей и женщин репродуктивного возраста сокращается, значительная часть семей, имеющих детей, социально деградирует, что ставит под сомнение перспективы формирования собственных трудовых ресурсов для инновационного развития Дальнего Востока России.

Для реализации мер по охране здоровья детей существует достаточно сложная организационная структура лечебно-профилактической помощи детям, которая требует изучения и модернизации (рис. 14.5).

Детская поликлиника. Цели, задачи, принципы организации амбулаторной медицинской помощи детям
Структура и функции детских медицинских организаций (детская поликлиника, городская детская больница, областная детская больница)
Городская детская больница. Цели, задачи, принципы организации стационарной медицинской помощи детям
Областная детская больница. Цели, задачи, принципы организации высокотехнологичной медицинской помощи детям
Трехуровневая система оказания лечебно-профилактической помощи детям
Анализ структурного, технологического и результирующего компонентов лечебно-профилактической помощи детям
Оценочные критерии эффективности функционирования медицинских организаций системы оказания лечебно-профилактической помощи детям
1. Удельный вес детей (0-17 лет включительно) в общей численности населения 2. Распределение детей по группа здоровья, в том числе 1 года жизни. 3. Доля детей 1 года жизни, находящихся на грудном вскармливании до 4 месяцев. 4. Охват прививками 5. Младенческая смертность 6. Неонатальная смертность 7. Перинатальная смертность. 8. Удельный вес детей, умерших в стационаре за 24 часа после поступления 9. Госпитальная летальность

 

Рис. 14.5. Организация лечебно-профилактической помощи детям

 

 

Детская поликлиника - учреждение, оказывающее внебольничную лечебно-профилактическую помощь детям до 18 лет, проживающим в районе его деятельности. Может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением объединенной детской больницы или городской поликлиники. Примерная структура детской поликлиники представлена на рис. 14.6.

 

Рис. 14.6. Примерная структура детской городской поликлиники

 

Детская поликлиника проводит профилактическую работу со здоровыми детьми, диспансеризацию детского населения в районе деятельности, оказывает помощь на догоспитальном этапе, осуществляет мероприятия по охране здоровья детей в организованных коллективах, правовую защиту матери и ребенка. Работа детской поликлиники построена по участковому принципу. На педиатрический участок (800 детей) выделяется 1 должность участкового врача-педиатра и 1,5 должности участковой медсестры.

Детская поликлиника должна иметь фильтр с отдельным входом, изоляторы с боксами, кабинеты врачей - педиатров и других специальностей, лечебно-диагностические кабинеты, регистратуру и другие помещения. В современных типовых проектах детских поликлиник предусматривается специальный блок для отделения восстановительного лечения. Во многих поликлиниках выделяются блоки для профилактического отделения, пристраиваются бассейны для проведения оздоровительных и лечебных процедур.

Организационный план работы детской поликлиники:

I. Дородовый патронаж. В детскую поликлинику поступает информация из женской консультации, что на участках есть беременные со сроком более 28 недель

II. Проведение осмотра врачом на дому в течение 3 дней после выписки из роддома, охват 100%

III. Ежемесячное наблюдение за здоровыми детьми 1 года жизни, а на 1 месяце должно быть 3 осмотра.

IV. На 2 году жизни поводятся осмотр каждые 3 месяца.

V. Осмотр детей до 3 лет 1 раз в полгода

VI. Углубленный осмотр школьников 1 раз в год.

Для осуществления профилактической работы со здоровыми детьми раннего возраста в составе детской поликлиники организуют кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ре­бенка). Для работы в нем в поликлинике, обслуживающей до 10 000 детей, предусмотрена 1 должность, свыше 10 000 детей — 2 должно­сти медицинских сестер по профилактической работе со здоровыми детьми.

Основными задачами кабинета здорового ребенка является обуче­ние родителей правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход и др.) с целью профилактики заболеваний и отклонений в физическом раз­витии ребенка.

Важнейшим звеном диспансеризации детского населения явля­ется организация медицинских осмотров, сроки и порядок которых определяют соответствующими приказами МЗиСР РФ.

Особенностью в работе детской поликлиники является то, что все больные дети с острыми заболеваниями наблюдаются участковой службой на дому. В поликлинике проводят прием здоровых детей, больных детей, страдающих хроническими заболеваниями, а также повторных больных с инфекционными заболеваниями (без острых явлений) и реконвалесцентов.

Важное значение в деятельности детской поликлиники име­ет прививочная работа. Сроки проведения вакцинации определены «Национальным календарем профилактических прививок».

Профилактические прививки проводят детям в прививочных кабинетах при детских поликлиниках. Детям, посещающим образо­вательные учреждения, прививки делают в этих учреждениях. Кате­горически запрещается делать прививки на дому.

О дне проведения предстоящих профилактических прививок детям, посещающим дошкольные образовательные учреждения и школы, заранее оповещают родителей. Всех детей в день прививки обследуют врачи с учетом анамнестических данных и термометрии. Детям, имеющим относительные противопоказания, прививки про­водят по индивидуальной схеме, согласно рекомендациям соответ­ствующих специалистов.

Острые инфекции и неинфекционные заболевания, обострения хронических заболеваний считают временными противопоказания­ми для вакцинации. Плановые прививки проводят через 2-4 недели по­сле выздоровления.

Участковая медицинская сестра на следующий день после при­вивки посещает ребенка на дому для выяснения характера реакции на прививку, сообщает о результатах участковому врачу-педиатру и фиксирует данные о реакции на прививку в «Истории развития ре­бенка» (ф. 112/у).

Учет и контроль за профилактическими прививками осущест­вляют на основе заполнения «Карты учета профилактических при­вивок» (ф. 063/у) на каждого новорожденного и каждого ребенка, вновь прибывшего в район деятельности детской поликлиники. В настоящее время в практику здравоохранения вводят «Прививоч­ный сертификат».

Основные формы и виды медицинских и статистических документов детской поликлиники. В работе детских поликлиник, наряду с общими для всех амбулаторно-поликлинических учреждений формами первичной учетной медицинской документации, используются следующие специальные формы:

ü История развития ребенка (ф. 112/у);

ü Карта профилактических прививок (ф. 063/у);

ü Журнал учета профилактических прививок (ф. 064/у);

ü Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов (ф. 026/у-2000);

ü Санаторно-курортная карта для детей (ф. 076/у-04) и др.

ü В соответствии с Приказом МЗ и СР № 102 с 2007 года на каждом врачебном участке должен вестись «Паспорт врачебного участка (педиатрического)» ф. N 030/у-пед.

Статистические показатели, характеризующие медицинскую деятельность детских поликлиник, объединяют в следующие группы:

ü заболеваемость детского населения;

ü показатели профилактической работы;

ü диспансеризация детского населения;

ü объемы амбулаторно-поликлинической помощи;

ü нагрузка персонала.

Показатели профилактической работы. Профилактическая ра­бота является ведущим направлением в деятельности детских поли­клиник. Основным методом реализации этого направления является диспансеризация. К этой группе показателей относятся:

ü общий показатель диспансеризации детского населения;

ü полнота охвата детей, состоящих под диспансерным наблю­дением, лечебно-профилактической помощью;

ü полнота охвата больных детей диспансерным наблюдением;

ü эффективность диспансеризации детского населения;

ü охват патронажем детей 1-го года жизни;

ü удельный вес детей, находящихся на грудном вскармливании, от 0 до 3 мес (от 3 до 6; от 6 до 12 мес) жизни ребенка;

ü полнота охвата детей периодическими медицинскими осмотрами;

ü полнота охвата детей профилактическими прививками;

ü структура детей по группам здоровья.

 

Городская больница для детей. Организация работы детской городской больницы имеет много общего с работой стационара для взрослых, однако имеются и свои отличия. Больные дети, как и взрослые, поступают в стационар детской больницы по направлению врачей детских поликлиник, при доставке бригадами скорой медицинской помощи, переводом из других медицинских учреждений, «самотеком».

Структура детской больницы формируется в зависимости от потребности детского населения в стационарной помощи и включает в себя приемное отделение, профильные стационарные отделения (педиатрическое, хирургическое, инфекционное и др.), лабораторию, отделения рентгенологической, эндоскопической, ультразвуковой, функциональной диагностики и др.

Приемное отделение и стационары детской больницы боксированы. Боксы составляют 3–5% от общего числа коечного фонда больницы. В небольших больницах при отсутствии боксов для приема детей должно быть предусмотрено не менее 2–3 изолированных смотровых кабинетов и 1–2 санпропускников. Наиболее удобными для работы являются индивидуальные боксы Мельцера–Соколова, которые включают в себя предбоксник, палату, санитарный узел, шлюз для персонала.

Организация работы детской городской больницы имеет много общего с работой стационара для взрослых, однако имеются и свои отличия. Структура детской больницы формируется в зависимости от по­требности детского населения в стационарной помощи и включает в себя приемное отделение, профильные стационарные отделения (пе­диатрическое, хирургическое, инфекционное и др.), лабораторию, отделения рентгенологической, эндоскопической, ультразвуковой, функциональной диагностики и др.

Отделения (палаты) стационара формируют по возрасту, полу, характеру и тяжести заболеваний, сроку поступления. В зависимости от возраста выделяют отделения (палаты) для недоношенных, ново­рожденных, детей грудного, младшего, старшего возрастов. Палаты целесообразно иметь небольшие — на 2—4 койки, что дает возмож­ность заполнять их с учетом возраста и заболевания. Между палатами имеются застекленные перегородки для того, чтобы персонал мог наблюдать за состоянием детей и их поведением. Предусматривают возможность пребывания в стационаре вместе с ребенком матери.

Важной особенностью организации работы детских отделений является необходимость проведения там воспитательной работы. Для этой цели в детских больницах вводят должности педагогов- воспитателей. С больными детьми, которые длительное время лечат­ся в стационаре, проводят учебную работу. Очень важным элементом создания лечебно-охранительного режима для детей является орга­низация их досуга, особенно в вечерние часы. Проводимые в конце больничного дня ручной труд, лепка, рисование, чтение вслух улуч­шают настроение детей и способствуют спокойному сну. Важную роль в правильной организации досуга детей играют палатные (по­стовые) медицинские сестры.

В комплексе лечебно-профилактических мероприятий особое значение имеет правильно организованное лечебное питание. Для этого детей, находящихся на естественном вскармливании, госпита­лизируют вместе с матерями или обеспечивают грудным донорским молоком. Все другие продукты лечебного питания дети 1-го года жизни получают с детской молочной кухни. Детям старше года ле­чебное питание готовят на пищеблоке больницы.

В детских больницах в большей степени, чем в больницах для взрослых, следует опасаться внутрибольничных инфекций. При вы­явлении ребенка с острым инфекционным заболеванием в отделе­нии устанавливают карантин на срок инкубационного периода для данного заболевания. При этом проводят учет контактировавших с больным ребенком детей, которых в течение инкубационного перио­да нельзя перемещать в другие палаты. В отдельных случаях в зави­симости от выявленного острого инфекционного заболевания про­водят специальные противоэпидемические мероприятия (прививки, исследования на бактерионосительство и др.).

Анатомо-физиологические особенности новорожденных, свое­образный характер течения заболевания определяют необходимость создания специальных отделений для новорожденных и недоно­шенных детей в составе детских больниц. Основной задачей этих отделений является оказание квалифицированной диагностической и лечебной помощи доношенным и недоношенным новорожден­ным больным детям, создание оптимальных условий выхаживания детей.

В работе отделения для новорожденных и недоношенных детей детских больниц осуществляется тесная взаимосвязь и преемствен­ность с родильными домами и детскими поликлиниками.

Основными формами первичной учетной медицинской документации детских больниц являются:

ü Медицинская карта стационарного больного, ф. 003/у;

ü Листок ежедневного учета движения больных и коечного фонда стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении, ф. 007/у-02;

ü Сводная ведомость движения больных и коечного фонда по стационару, отделению или профилю коек стационара круглосуточного пребывания, дневного пребывания при больничном учреждении, ф. 016/у-02;

ü Статистическая карта выбывшего из стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении, дневного стационара при амбулаторно-поликлиническом учреждении, стационара на дому, ф. 066/у-02.

На основе этих и других учетных первичных медицинских документов разрабатываются и анализируются показатели медицинской деятельности детского стационара, которые объединяются в следующие группы:

ü показатели удовлетворения населения стационарной помощью;

ü показатели использования коечного фонда;

ü показатели нагрузки персонала;

ü показатели качества стационарной помощи:

ü показатели преемственности в работе амбулаторно - поликлинических и больничных учреждений.

 

Детская областная (краевая, республиканская) больница. Эта медицинская организация призвана обеспечить сельское население высококвалифицированной специализированной и узкоспециализированной медицинской помощью детям для восполнения тех профилей, которые отсутствовали на предыдущих этапах ее оказания (ЦРБ и городские детские больницы). К числу этих организаций относятся детская областная больница с консультативной поликлиникой.

Средняя мощность областных больниц составляет примерно 300-500 коек при радиусе обслуживания 100 км, то есть в пределах 3-х часовой транспортной доступности. На этом этапе осуществляется оказание специализированной медицинской помощи детям по всем основ­ным специальностям.

Областная (краевая, окружная, республиканская) детская больница — крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учрежде­ние, призванное оказывать в полном объеме специализированную помощь не только сельским, но и всем детям субъекта РФ. Она является центром организационно-методического руководства детскими ме­дицинскими учреждениями, размещенными на территории области (края, округа, республики), базой специализации и повышения ква­лификации врачей-педиатров и среднего медицинского персонала.

Функциональные обязанности медицинского персонала, ме­тодика расчета статистических показателей, учетно-отчетная до­кументация областной (краевой, окружной, республиканской) детской больницы принципиально не отличаются от таковых в городской детской больницы. В то же время организация работы областной детской больни­цы имеет свои особенности, одной из которых является наличие в составе больницы детской консультативной поликлиники, куда за помо­щью приезжают дети всех муниципальных районов.

В консультативную поликлинику больных направляют, как пра­вило, после предварительной консультации и обследования у район­ных (городских) врачей-педиатров и специалистов.

Учетные первичные медицинские документов и анализ показателей деятельности детской областной больницы практически мало чем отличаются от аналогичных документов и показателей городской детской больницы.


Литература

1. Автандилов Г.Г. Особенности X пересмотра Международной классификации болезней и применение ее в патологоанатомической практике // Арх. пат. 2006. Вып. 2. С. 56.

2. Андерсон Т. Статистический анализ временных рядов. - М.: Мир, 1976. – 756 с.

3. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология / Серия «Гиппокарат».Ростовн/Д.; Феникс, 2000. – 243 с.

4. Белицкая Е. Я. Учебное пособие по медицинской статистике. «Медицина». Ленинградское отделение. 1972, с. 173.

5. Белицкая Е. Я. Проблемы социальной гигиены. Ленинградское отделение. «Медицина» 1970, с. 398.

6. Боровиков В.П., Ивченко Г.И. Прогнозирование в системе Statistica в среде Windows. Основы теории и интенсивная практика на компьютере. - М.: Финансы и статистика, 2000. – 384 с.

7. Бредфорд Хилл. Основы медицинской статистики. М. 1958, с. 273.

8. Борисов В.А. Демография: Учеб ник для вузов. М., 1999. 345 с.

9. Валентей Д.И., КвашаА.Я. Основы демографии. М., 1989.

10. Власов В. В. Введение в доказательную медицину. М.:Медиа-Сфера; 2001.-392 с.

11. Власов В. В. Эпидемиология. М: Гэотар-мед 2004. гл.2.8.2.

12. Гланц С. Медико-биологическая статистика. Пер. с англ. М: Практика 1998. гл.8.

13. Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М: Выс­шая школа 2000.

14. Зайцев В. М., Лифляндский В. Г., Маринкин В. И. Прикладная медицинская статистика. СПб: ФОЛИАНТ 2003.

15. Кильдишев К. С. и др. Общая теория статистики. М. 1980, с. 423. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения (ред. Ю. П. Лисицин). М. Т. 1, с. 432.

16. Комаров Ю.М. Кризис, здоровье и здравоохранение (2008-2011 г.г.): кто виноват и что делать. (2013) http://www.s-media.su/?action=show&id=423

17. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. - 520 с.: ил. – (Серия «XXI век»).

18. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / В.А. Медик, В.К. Юрьев. — М.: Профессионал, 2009. — 432с.: ил.

19. Мерков А. М. Общая теория и методика исследования. Медицина. 1960, с. 205.

20. Мерков А. М., Поляков Л. Е.. Санитарная статистика. Л. Медицина. 1974, с. 384.

21. Миняев В.А., Вишняков Н.И., Юрьев В.К. Социальная медицина и организация здравоохранения. Т.1, – Санкт-Петербург, 1998

22. Общественное здоровье и здравоохранение: учебн. для студентов /под ред. В.А. Миняева, Н.И.Вишнякова. — 6-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2012. — 656 с.

23. Основы корреляционного анализа. Компьютерный образова­тельный курс «Основы биомедицинской статистики». Под ред. Н. А. Крюч­кова. Версия 1.0. Ставрополь-Москва; 2005.

24. Петри А., Сэбин К. Наглядная статистика в медицине. Пер. с англ. М: Гэо­тар-мед 2003. стр.70-82.

25. Реброва О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. М: МедиаСфера2002. гл.12.

26. Случанко И.С., Церковный Г.Ф. Статистическая информация в управлении учреждениями здравоохранения. М.: Медицина, 1983.

27. Струмилин С. Г.. Статистика. М., с. 567.

28. Флетчер Р., Флетчер С, Вагнер Э.. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. Пер. с англ. М: Медиа-Сфера 2004. гл.9.

29. Хитоси Кумэ, Иосинори Иизуки, Текенори Такахари и др. Статистические методы повышения качества. – М.: Финансы и статистика, 1990. – 301 с.

30. Швец. Ю.Ю. Соотношение количественных показателей с качеством оказываемой медицинской помощи. XII Всероссийское совещание по проблемам управления ВСПУ-2014. Москва 16-19 июня 2014 г. jurijswets@yahoo.com

31. Altman D.G. Practical statistics for medical research. New York, Chapman and Hall; 1991.

32. American Medical Association Manual of Style. 9th ed. Baltimore, Williams&Wilkins; 1998.

33. Bailar J.C. III., Mosteller F. Medical uses of statistics, 2nd ed. Boston, New England Journal of Medicine. Books; 1992.

34. Bowling A. Research methods in health. Buckingham, Open University Press; 1997.

35. Feinstein A.R.. Clinical biostatistics. St. Louis, MO, CV Mosby; 1977.

36. Friedman L.M., Furberg C.D., DeMets D.L. Fundamentals of clinical trails. 3rd ed. St. Louis, MO, Mosby-Year Book; 1996.

37. Gardner M.J., Altman D.G. Statistics with confidence. London, BMJ Publishing Group; 1989.

38. Glantz S.A. Biostatistics: how to detect, correct and prevent errors in medical literature. Circulation.1980;61:1—7.

39. Hall G.M. How to write a paper. London, BMJ Publishing Group; 1994.

40. Lang T.A., Secic M. How to report statistics in medicine. Philadelphia, American College of Physicians; 1997.

41. Lionel N.D., Herxheimer A. Assessing reports of therapeutic trails. BMJ 1970;3:637—40.

42. Mainland D. Problems of chance in clinical work. BMJ 1936;2:221—4.

43. Motulsky H. Intuitive Biostatistics. Oxford, Oxford University Press; 1995.

44. Murray G.D. Statistical aspects of research methodology. Br J Surg 1991;78:777—81.

45. Schor S., Karten I. Statistical evaluation of medical journal manuscripts. JAMA 1966;195:1123—8.

46. Scientific style and format. 6th ed. Style Manual Committee, Council of Biology Editors. Cambridge, Cambridge University Press; 1994.

47. Swinscow T.D.V. Statistics at square one. 9th ed. London, BMJ Publishing Group; 1996.

48. Yancy J.M. Ten rules for reading clinical research reports. Am J Surg 1990;159:553—9.

 

Приложение

Основные термины и понятия:

I группа состояния здоровья — лица, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ), отсут­ствуют факторы риска (ФР) развития этих заболеваний или имеются факторы риска при низком или среднем суммарном сердечно сосудистом (СС) риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний). Таким пациентам проводится краткое профилактическое консультирование, кор­рекция ФР развития ХНИЗ врачом-терапев­том, медицинским работником отделения (кабинета) медицинская профилактика (МП) или центра здоровья (ЦЗ).

II группа состояния здоровья — лица, у которых не установлены ХНИЗ, имеются ФР развития этих заболеваний при высоком или очень высоком суммарном СС риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний). Таким пациентам проводится коррекция ФР развития ХНИЗ в отделении (кабинете) МП или ЦЗ, при наличии медицинских показаний вра­чом-терапевтом назначаются лекарственные препараты для коррекции ФР. Эти пациенты подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) МП

III группа состояния здоровья — лица, имеющие заболевания (состояния), требую­щие диспансерного наблюдения или оказа­ния специализированной, в том числе высо­котехнологичной, медицинской помощи, а также лица с подозрением на наличие этих заболеваний, нуждающиеся в дополнитель­ном обследовании [2]. Такие пациенты под­лежат диспансерному наблюдению врачом- терапевтом, врачами-специалистами с про­ведением лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий. Пациентам с ФР развития ХНИЗ, проводится их коррек­ция в отделении (кабинете) МП или ЦЗ.

диагностика — комплекс медицинских вмешательств, направленных на распозна­вание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осу­ществляемых посредством сбора и анали­за жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, ин­струментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлени­ем этих мероприятий;

диспансеризация — представляет собой комплекс мероприятий, в том числе меди­цинский осмотр врачами нескольких специ­альностей и применение необходимых мето­дов обследования, осуществляемых в отно­шении определенных групп населения в со­ответствии с законодательством Российской Федерации; Все определения, кроме определение групп здоровья, «скрининг», «фактор риска» и «фактор риска основной» даны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ Об основах охраны здо­ровья граждан в Российской Федерации (прим. авторов)

диспансерное наблюдение — пред­ставляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование за состоянием здоровья лиц, страдающих хро­ническими заболеваниями, функциональ­ными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, пред­упреждения осложнений, обострений забо­леваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицин­ской реабилитации указанных лиц, проводи­мое в порядке, установленном уполномочен­ным федеральным органом исполнительной власти;

заболевание — возникающее в связи с воздействием патогенных факторов наруше­ние деятельности организма, работоспособ­ности, способности адаптироваться к изме­няющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защит­но-компенсаторных и защитно-приспособи­тельных реакций и механизмов организма;

здоровье — состояние физического, пси­хического и социального благополучия че­ловека, при котором отсутствуют заболева­ния, а также расстройства функций органов и систем организма;

качество медицинской помощи — со­вокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской по­мощи, правильность выбора методов про­филактики, диагностики, лечения и реаби­литации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного ре­зультата;

лечащий врач — врач, на которого воз­ложены функции по организации и непо­средственному оказанию пациенту медицин­ской помощи в период наблюдения за ним и его лечения;

лечение — комплекс медицинских вме­шательств, выполняемых по назначению ме­дицинского работника, целью которых явля­ется устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состоя­ний пациента, восстановление или улучше­ние его здоровья, трудоспособности и каче­ства жизни;

медицинская деятельность — профес­сиональная деятельность по оказанию меди­цинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и меди­цинских освидетельствований, санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятель­ность, связанная с трансплантацией (пере­садкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

медицинская организация — юриди­ческое лицо независимо от организацион­но-правовой формы, осуществляющее в ка­честве основного (уставного) вида деятель­ности медицинскую деятельность на осно­вании лицензии, выданной в порядке, уста­новленном законодательством Российской Федерации. Положения ФЗ № 323, регули­рующие деятельность медицинских органи­заций, распространяются на иные юриди­ческие лица независимо от организацион­но-правовой формы, осуществляющие на­ряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. К медицинским организациям, в соответствии с Фз № 323 приравниваются индивидуальные предпри­ниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;

медицинская помощь — комплекс ме­роприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включа­ющих в себя предоставление медицинских услуг;

медицинская реабилитация — ком­плекс мероприятий медицинского и психо­логического характера, направленных на полное или частичное восстановление на­рушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, ран­нюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение ра­ботоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество;

медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилак­тику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих са­мостоятельное законченное значение;

медицинский осмотр — комплекс ме­дицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, забо­леваний и факторов риска их развития;

медицинский работник — физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской орга­низации и в трудовые (должностные) обя­занности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физиче­ское лицо, которое является индивидуаль­ным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятель­ность;

медицинское вмешательство — виды медицинских обследований и (или) меди­цинских манипуляций, выполняемые меди­цинским работником по отношению к паци­енту, затрагивающие физическое или пси­хическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, ди­агностическую, лечебную, реабилитацион­ную направленность, а также искусственное прерывание беременности;

пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или кото­рое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него забо­левания и от его состояния;

профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирова­ние здорового образа жизни, предупрежде­ние возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявле­ние причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устране­ние вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

предварительный медицинский ос­мотр — медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу или учебу в це­лях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему рабо­те, соответствия учащегося требованиям к обучению;

периодический медицинский осмотр

— медицинский осмотр, проводимый с уста­новленной периодичностью в целях динами­ческого наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся, своевременного вы­явления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового, учебно­го процесса на состояние здоровья работни­ков, учащихся, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболе­ваний, выявления медицинских противопо­казаний к осуществлению отдельных видов работ, продолжению учебы;

профилактический медицинский ос­мотр — медицинский осмотр проводимый в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицин­ского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов;

охрана здоровья граждан (далее — ох­рана здоровья) — система мер политическо­го, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе сани- тарно-противоэпидемического (профилак­тического), характера, осуществляемых ор­ганами государственной власти Российской Федерации, органами государственной вла­сти субъектов Российской Федерации, орга­нами местного самоуправления, организа­циями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления фи­зического и психического здоровья каждо­го человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему меди­цинской помощи;

скрининг (от англ. screening — «отбор, сортировка») — стратегия в здравоохране­нии, обследование населения, направлен­ное на выявление заболеваний у клинически бессимптомных лиц в популяции, а также ри­ска заболеваний. Цель скрининга — раннее выявление заболеваний, что позволяет обе­спечить раннее начало лечения и снижение смертности. Скрининговые исследования должны обладать достаточной чувствитель­ностью и допустимым уровнем специфично­сти. Различают массовый (универсальный) скрининг, к которому привлекаются все лица из определённой категории (например, все дети одного возраста) и селективный скри­нинг, применяемый в группах риска (напри­мер, скрининг членов семьи в случае выяв­ления наследственного заболевания).

состояние — изменения организма, воз­никающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.179 (0.085 с.)