Административные суды в России: результаты и проблемы законопроектной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административные суды в России: результаты и проблемы законопроектной деятельности



Необходимость учреждения в России федеральных админи­стративных судов по осуществлению административного судо­производства основывается на ст. 118 и 126 Конституции РФ, согласно которым правосудие в судах общей юрисдикции осу­ществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

По мнению разработчиков законопроекта, создаваемые фе­деральные административные суды должны находиться в системе судов общей юрисдикции и рассматривать административные де­ла, к которым можно отнести (кроме дел, рассматриваемых по правилам конституционного, гражданского и уголовного судо­производства, и дел об административных правонарушениях) дела об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправ­ления, общественных объединений и должностных лиц, а также по спорам, связанным с применением законодательства о выборах, налогового законодательства, по спорам органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления между собой. К компетенции административных судов предполагается отнести и дела о приостановлении или прекращении деятель­ности общественных объединений. К категории администра­тивных относятся дела, вытекающие из административно-вла­стных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, указанные административные дела рассматриваются судами общей юрисдикции, включая фе­деральные административные суды и соответствующие колле­гии по административным делам.

К будущим федеральным административным судам могут быть отнесены:

Судебная коллегия по административным делам Верхов­ного Суда РФ. Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношен

 

ию к федераль­ным окружным административным судам;

федеральные окружные административные суды. Они мо­гут стать, по мнению законодателей, непосредственно выше­стоящими судебными инстанциями для административных дел, рассмотренных входящими в судебный округ верховными суда­ми республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и авто­номных округов. Создание в системе судов общей юрисдикции административных судов, не связанных с существующим адми­нистративно-территориальным делением страны, будет направ­лено на преодоление негативных тенденций в разрешении ад­министративных дел. Планируется сформировать 21 федераль­ный окружной суд в пределах соответствующих федеральных округов (юрисдикция этих судов будет распространяться на не­сколько субъектов РФ);

судебные коллегии по административным делам верхов­ных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автоном­ных округов, которые образуются президиумами этих судов по мере необходимости. Верховные суды республик, краевые, об­ластные суды, суды городов федерального значения, суды авто­номной области и автономных округов являются непосредст­венно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к федеральным межрайонным административным судам, дейст­вующим на территории соответствующего субъекта РФ;

федеральные межрайонные административные суды, ко­торые могут стать вышестоящей судебной инстанцией по адми­нистративным делам, рассмотренным мировыми судьями. Эти суды будут действовать в отношении нескольких районов субъ­екта РФ.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ будет рассматривать дела в качестве суда второй ин­станции и в порядке надзора, а в качестве суда первой инстан­ции - следующие дела:

об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ;

о приостановлении и прекращении деятельности обще­российских, а также международных общественных объедине­ний, действующих на территории Российской Федерации, в случаях нарушения ими законодательства РФ;

об оспаривании решений и действий (бездействия) Цен­тральной избирательной комиссии РФ (за исключением реше­ний, принимаемых по жалобам на решения, действия (бездей­ствие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий рефе­рендума);

по разрешению споров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ, переданных Президентом РФ Верховному Суду РФ в соответст­вии со ст. 85 Конституции РФ;

иные административные дела, имеющие важное государ­ственное или международное значение, если они не могут быть рассмотрены в нижестоящих судах.

Федеральные конституционные законы могут отнести к под­судности Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстан­ции и другие административные дела. Он рассматривает также дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Федеральный окружной административный суд будет рас­сматривать административные дела в качестве суда первой ин­станции и по вновь открывшимся обстоятельствам. В качестве суда первой инстанции к его подсудности могут быть отнесены дела:

об оспаривании нормативных правовых актов, принятых: законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, высшими должностными лицами субъектов РФ, высшими исполнительными органами государ­ственной власти субъектов РФ, входящих в судебный округ;

об оспаривании нормативных правовых актов федераль­ных органов исполнительной власти и иных федеральных госу­дарственных органов;

об оспаривании решений и действий (бездействия) изби­рательной комиссии республики, края, области, города феде­рального значения, автономной области, автономного округа, окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти, органы государственной вла­сти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения, действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума);

по спорам между органами государственной власти субъ­ектов РФ, входящих в судебный округ. Предусмотрено, что в случае возникновения спора между органами государственной власти субъектов РФ, входящих в различные судебные округа, подсудность дела будет определяться Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ.

Федеральным конституционным законом к подсудности фе­дерального окружного административного суда в качестве суда первой инстанции могут быть отнесены и другие администра­тивные дела. Федеральный окружной административный суд рассматривает в качестве суда второй инстанции администра­тивные дела по жалобам на не вступившие в силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов.

Президиум верховного суда республики, краевого, областно­го суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа рассматривает дела по протестам на кассационные определения этих судов, на вступившие в си­лу решения и определения федеральных межрайонных судов.

Судебная коллегия по административным делам верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города феде­рального значения, суда автономной области, суда автономного округа рассматривает дела по жалобам на не вступившие в силу решения и определения федеральных межрайонных административных судов. В качестве суда первой инстанции Судебная коллегия рассматривает дела:

связанные с государственной тайной, кроме дел, подсуд­ных вышестоящим судам;

об оспаривании нормативных правовых актов органов го­сударственной власти и должностных лиц субъектов РФ (за ис­ключением дел, отнесенных к подсудности федерального ок­ружного административного суда);

об оспаривании ненормативных актов высших должност­ных лиц субъектов РФ;

о приостановлении и прекращении деятельности межре­гиональных и региональных общественных объединений в слу­чаях нарушения ими законодательства РФ.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд горо­да федерального значения, суд автономной области, суд авто­номного округа является непосредственно вышестоящей судеб­ной инстанцией по отношению к федеральным межрайонным административным судам, действующим на территории соответ­ствующего субъекта РФ. Указанные суды рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам, и к их подсудности в каче­стве суда первой инстанции федеральными конституционными законами могут быть отнесены и другие административные дела.

Федеральный межрайонный административный суд будет рассматривать административные дела, за исключением дел, отнесенных к подсудности Верховного Суда РФ, федерального окружного суда, судебной коллегии по административным де­лам верховного суда республики, краевого, областного суда, су­да города федерального значения, суда автономной области и автономного округа.

Предполагается, что административные дела в федеральных межрайонных административных судах рассматриваются судьей единолично, а в вышестоящих судах - в составе трех профес­сиональных судей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.62.42 (0.018 с.)