Понятие, цели, задачи и предмет прокурорского надзора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, цели, задачи и предмет прокурорского надзора



Единственным ведомством в системе государственной вла­сти, осуществляющим надзор за исполнением всех действую­щих в Российской Федерации законов от имени государства, является прокуратура. Прокурорский надзор - это специфиче­ский вид государственной деятельности. Он распространяется на всю территорию страны и на все отношения, урегулирован­ные правом, являясь в этом смысле универсальным.

Прокурор вправе в силу предоставленных ему полномочий проверить исполнение законов любым органом, должностным лицом либо гражданином, если в поступивших заявлении, жало­бе, ином обращении содержатся сведения о нарушении законов. Вместе с тем органы прокуратуры, осуществляя надзор, не долж­ны подменять иные государственные органы и должностных лиц, на которых возложен контроль за соблюдением прав и сво­бод человека и гражданина, не вправе вмешиваться в оператив­но-хозяйственную деятельность предприятий и организаций.

Цели прокурорской деятельности заключаются в том, чтобы обеспечить:

верховенство закона;

единство и укрепление законности;

защиту прав и свобод человека и гражданина;

охраняемые законом интересы общества и государства.

Эти же задачи стоят перед прокуратурой и при осуществле­нии надзора за законностью деятельности государственной ад­министрации (общего надзора). Для их выполнения Генераль­ный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры наделены не­обходимыми полномочиями.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом ее надзора является исполнение законов и соблюдение прав и свобод че­ловека и гражданина феде

 

ральными органами, законодатель­ными и исполнительными органами субъектов Федерации, их должностными лицами, администрациями негосударственных организаций, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Надзор за законностью деятельности государственной адми­нистрации - одно из направлений прокурорского надзора. С этой целью органы прокуратуры проводят проверки. Повода­ми для них служат любые поступившие в прокуратуру сообще­ния о фактах нарушения закона; основаниями - данные о ка­ких-либо правонарушениях, требующих прокурорского реаги­рования.

Прокурор, а также его заместитель, помощник вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения государственных и него­сударственных организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступив­шей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Прокурор может требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специа­листов для выяснения возникших вопросов, проведения прове­рок по поступившим в органы прокуратуры материалам отно­сительно деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При осуществлении надзора за соблюдением органами и должностными лицами государственной администрации прав и свобод человека и гражданина прокурор: рассматривает и про­веряет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадав­шим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод чело­века и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нару­шавших закон, и возмещению причиненного ущерба; использу­ет иные полномочия, предоставленные в связи с осуществлени­ем надзора за исполнением законов.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, если пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным при­чинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, нарушены права и свободы значительно­го числа граждан, в силу иных обстоятельств нарушение приоб­рело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах по­страдавших.

Если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбу­ждает производство по делу об административном правонару­шении или незамедлительно передает сообщение о проступке и материалы проверки в органы или должностным лицам, кото­рые полномочны рассматривать такие дела.

Выявив нарушения действующего законодательства, проку­рор применяет и специальные меры прокурорского реагирова­ния:

протест;

представление;

постановление;

заявление о признании правового акта противоречащим за­кону (недействительным);

предостережение.

Протест прокурора - это правовой документ, который при­носится на незаконный правовой акт и содержит требование о его отмене или приведении в соответствие с действующим за­конодательством. Он приносится в орган либо должностному лицу, издавшему незаконный акт, или в вышестоящий орган. Протест подлежит рассмотрению в 10-дневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, тре­бующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообща­ется прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Представление - это акт прокурорского надзора, содержа­щий требование об устранении нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Основанием для внесения пред­ставления выступают установленные в ходе проверки наруше­ния. Как правило, оно вносится в орган или должностному ли­цу, компетентному обеспечить принятие реальных мер по устра­нению нарушений, при наличии системы, группы нарушений. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению с принятием конкретных мер по устранению допущенных право­вых аномалий. О результатах принятых мер сообщается проку­рору в письменной форме в месячный срок.

Заявление о признании правового акта противоречащим за­кону - это письменное обращение прокурора в суд, содержа­щее ходатайство признать незаконный правовой акт недействи­тельным. Заявление направляется в суд в порядке, предусмот­ренном процессуальным законодательством РФ.

В начале 1999 г. в Федеральный закон «О прокуратуре Рос­сийской Федерации» были внесены изменения. В частности, он был дополнен ст. 251 «Предостережение о недопустимости на­рушения закона». В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нару­шения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

При наличии признаков преступления прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела.

В заключение следует подчеркнуть, что в настоящее время деятельность российской прокуратуры является важной со­ставляющей борьбы за законность в защите прав и интересов граждан.

Глава 30



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.007 с.)