Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении



Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в преду­смотренном федеральным законом порядке и установлена всту­пившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конститу­ции РФ). Несмотря на то что в данной конституционной норме говорится лишь о лицах, обвиняемых в совершении преступ­ления, ее положения в соответствии с общим принципом презумпции невиновности распространяются на все случаи совершения правонарушений. В частности, согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается не­виновным, пока его вина не будет доказана в порядке, преду­смотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В этой связи участник производства по делу об администра­тивном правонарушении, в отношении которого составляется протокол о правонарушении, применяются меры обеспечения производства по делу и рассматривается дело, в КоАП РФ на­зывается не нарушителем, как это было в ранее действовавшем Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, а ли­цом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Таким образом, законода­тель подчеркнул незыблемость в производстве по делам об ад­министративных правонарушениях принципа презумпции не­виновности.

Напомним, что лицом, в отношении которого ведется про­изводство по делу об административном правонарушении, мо­жет быть не только физическое, но и юридическое лицо. Правам и обязанностям лица, в отношении к

 

оторого ведется про­изводство по делу об административном правонарушении, посвящена ст. 25.1 КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять до­казательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юри­дической помощью защитника, а также иными процессуальны­ми правами. В частности, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, не владеющему языком, на котором ве­дется производство, являющемуся немым или глухим, предос­тавляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдопе­ревода, т. е. понимающее знаки немого или глухого. Это дает возможность лицу, в отношении которого ведется производство по делу, активно участвовать в рассмотрении дела, защищать свои права и законные интересы, пользоваться услугами лиц, которым он доверяет, что, безусловно, способствует полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела.

Защиту прав и законных интересов физического лица, в от­ношении которого ведется производство по делу, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психи­ческому состоянию лишенным возможности самостоятельно реализовывать свои права, осуществляет его законный предста­витель. Законными представителями могут быть его родители, усыновители, опекуны или попечители.

К числу указанных в ст. 25.1 КоАП РФ «иных процессуаль­ных прав» лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, следует также отнести гарантируемые ему права при составлении протокола об административном правонарушении и осуществлении мер обеспечения производства по делу. Так, согласно ст. 28.2 Ко­декса в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, при составлении протокола этим ли­цам разъясняются их права и обязанности.

Физическому лицу или законному представителю юридиче­ского лица, в отношении которых возбуждено дело об админи­стративном правонарушении, должна быть предоставлена воз­можность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Данные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые заносятся ли­бо в бланк протокола, либо прилагаются к нему. Не исключается возможность ознакомления с записью, которая производит­ся в корешке квитанции, удостоверяющей уплату штрафа на месте правонарушения.

Протокол подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых воз­буждено дело. Этим лицам вручается под расписку копия про­токола об административном правонарушении. В случае адми­нистративного задержания лица составляется специальный протокол, в котором среди прочего указываются мотивы задер­жания и который подписывается задержанным лицом.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об админист­ративном задержании несовершеннолетнего в обязательном по­рядке уведомляются его родители или лица, их заменяющие. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности. Статьей 27.5 КоАП РФ определены максимально возможные сроки административного задержания. Лицу, в отношении ко­торого ведется производство по делу об административном пра­вонарушении, гарантируется обеспечение аналогичных прав и при осуществлении других мер обеспечения производства по делу.

Как уже отмечалось, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предоставлено право давать объяснения. Такое право следует понимать как право данного лица давать объяснения по собст­венной инициативе, а не как обязанность давать такие объяс­нения. Действительно, хотя в ст. 25.1 КоАП РФ формально ни­чего не говорится о праве лица, в отношении которого ведется производство по делу, не свидетельствовать против себя, одна­ко с учетом соответствующих положений ст. 51 Конститу­ции РФ очевидна возможность отказа данного лица от дачи объяснений. В этой связи за отказ или уклонение от дачи объ­яснений ответственность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не предусматривается.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производ­ство по делу, данные им как по собственной инициативе, так и по просьбе судьи, органа, должностного лица, являются источ­ником доказательств по делу. В принципе в своих объяснениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу, вправе затрагивать любые вопросы, если считает, что они имеют значение для дела. Это лицо может сообщить данные об отягчающих обстоятельствах, причинах и условиях, способст­вующих совершению данного правонарушения, давать характе­ристики потерпевшего, свидетелей, взаимоотношений с ними и между ними и т. д.

Среди указанных выше прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонару­шении, одним из важнейших является право заявлять ходатай­ства и отводы. В частности, это лицо вправе заявлять ходатай­ства о приобщении к делу документов и вещественных доказа­тельств, о вызове свидетелей, привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, вправе предла­гать вопросы, выносимые на разрешение эксперта. При этом заявлять ходатайства данное лицо может уже при составлении протокола на стадии возбуждения дела об административном правонарушении.

Ходатайство должно быть заявлено лицом, в отношении ко­торого ведется производство по делу, в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению судьей, органом, долж­ностным лицом, в производстве которых находится дело. При наличии обстоятельств, предусмотренных КоАП РФ и исклю­чающих возможность участия в производстве по делу об адми­нистративном правонарушении лица в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, вправе по­давать судье, органу, должностному лицу, в производстве кото­рых дело находится, заявление об отводе указанных лиц.

Важной гарантией защиты прав и свобод лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является возможность пользоваться юридиче­ской помощью защитника. В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается не только адвокат, как это предусматривалось ра­нее действовавшим Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, но и любое иное лицо. Возможность лица, привлекаемого к ответственности, приглашать в качестве за­щитника любое лицо по своему выбору является одной из га­рантий обеспечения конституционного права гражданина за­щищать свои права и свободы всеми способами, не запрещен­ными законом (ст. 45 Конституции РФ).

Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае ад­министративного задержания физического лица в связи с ад­министративным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу с момента административного задержания. Это соответствует положениям ст. 48 Конститу­ции РФ о том, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи и каждый задер­жанный (в том числе, безусловно, и за совершение админист­ративного правонарушения) вправе пользоваться помощью ад­воката (защитника) с момента задержания.

В ст. 25.1 КоАП РФ ничего не говорится о праве лица, в отношении которого ведется производство по делу об админи­стративном правонарушении, обжаловать действия и решения органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу. Однако общее право на подачу жалобы, обусловлен­ное положениями ст. 45 и 46 Конституции РФ, предоставлено гражданам, в том числе и лицам, в отношении которых ведет­ся производство по делу об административном правонаруше­нии, многими законами и иными нормативными актами1. Ли­цу, в отношении которого ведется производство по делу об ад­министративном правонарушении, предоставлено также специальное право обжаловать постановление по делу об ад­министративном правонарушении (см. гл. 28 настоящего учеб­ника).

Дело об административном правонарушении рассматривает­ся с участием лица, в отношении которого ведется производст­во по делу об административном правонарушении. Разрешение дела в присутствии этого лица, заинтересованного в исходе де­ла, обеспечивает возможность более полного и обстоятельного исследования всех обстоятельств дела, состязательность про­цесса, его гласность. Присутствие данного лица при рассмотре­нии дела, безусловно, имеет и определенный воспитательный эффект, способствует предупреждению правонарушений. По­этому рассмотрение дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, допускается лишь тогда, когда это лицо извещено о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотре­ния дела либо когда такое ходатайство оставлено без удовлетво­рения. Если нет достоверных сведений о вручении лицу, в от­ношении которого ведется производство по делу об админист­ративном правонарушении, извещения о месте и времени рассмотрения дела, оно должно быть отложено и назначен но­вый срок рассмотрения дела.

Однако рассмотрение дела в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности за совершение административного правона­рушения, не допускается ни при каких обстоятельствах, если это правонарушение может повлечь административный арест или административное выдворение за пределы Российской Фе­дерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, впра­ве и в других случаях признать обязательным присутствие при его рассмотрении лица, в отношении которого ведется произ­водство по делу. В этих случаях это лицо должно быть подверг­нуто принудительному приводу в суд, орган, к должностному лицу, рассматривающим дело.

Следует указать, что, поскольку в соответствии со ст. 27.5 КоАП РФ при совершении ряда правонарушений (в частности, таких, за совершение которых в качестве меры наказания воз­можен административный арест) допускается административ­ное задержание лица на срок до 48 часов, в подобных случаях облегчается возможность обеспечения присутствия при рас­смотрении дела лица, в отношении которого ведется производ­ство по делу.

Если, по мнению судьи, органа, должностного лица, кото­рые рассматривают дело в отношении несовершеннолетнего лица, обсуждение обстоятельств этого дела может оказать на него отрицательное влияние, несовершеннолетний может быть удален на время рассмотрения обстоятельств дела.

Потерпевший

В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпев­ших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство должно обеспечивать потерпевшим воз­можность получать компенсацию за причиненный ущерб. По смыслу этой статьи Конституции РФ законом также охраняют­ся права лица, которому причинен физический, имущественный или моральный вред вследствие совершения администра­тивного правонарушения. Физическое или юридическое лицо, которому причинен такой вред, признается потерпевшим.

Таким образом, в деле об административном правонаруше­нии потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен фи­зический, имущественный или моральный вред.

Причиненный в результате совершения административного правонарушения физический вред потерпевшему (например, в результате побоев при мелком хулиганстве), как правило, выра­жается в легком вреде его здоровью. Правонарушения, следст­вием которых является причинение тяжкого или средней тяже­сти вреда здоровью, законодатель относит к преступлениям. Легкий вред здоровью потерпевшего связывается с кратковре­менным расстройством здоровья или незначительной стойкой утратой общей трудоспособности. Кратковременным расстрой­ством здоровья признается заболевание или нарушение функ­ций какого-либо органа продолжительностью не менее шести дней, но не более трех недель. Незначительная утрата трудо­способности заключается в стойкой утрате общей трудоспособ­ности (в результате нанесенного повреждения) до 10%.

Имущественный вред, причиненный потерпевшему в ре­зультате совершения административного правонарушения (на­пример, повреждение автомобиля вследствие нарушения Пра­вил дорожного движения), в основном является мелким ущер­бом. При принятии решения по делу об административном правонарушен

 

ии стоимостная оценка ущерба нередко крайне важна, так как для ряда правонарушений стоимость имущест­венного ущерба вообще является основанием для отграничения проступков от преступных посягательств.

Причиненный в результате административного правонару­шения вред потерпевшему может быть моральным (когда, на­пример, человеку нанесено личное оскорбление нецензурной бранью).

Законодатель не определяет, какой орган или должностное лицо могут признать физическое или юридическое лицо потер­певшим от административного правонарушения. В отличие от уголовно-процессуального законодательства ни ст. 25.2 КоАП РФ, ни другие его статьи не устанавливают специально­го процессуального порядка признания лица потерпевшим. Од­нако по смыслу ряда положений КоАП РФ очевидно, что при­знание лица потерпевшим от административного правонарушения осуществляется судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

При этом лицо может быть признано потерпевшим как при составлении протокола об административном правонарушении на стадии возбуждения дела, так и при рассмотрении дела. Об этом свидетельствуют положение ст. 28.2 КоАП РФ, предусмат­ривающее отражение в протоколе об административном право­нарушении сведений о потерпевших (если они имеются), а так­же положение ст. 29.10 Кодекса о том, что если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постанов­лении по делу об административном правонарушении указыва­ются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и поря­док его возмещения.

Решить вопрос о возмещении имущественного ущерба, при­чиненного в результате совершения административного право­нарушения (при отсутствии соответствующего спора между по­терпевшим и лицом, его совершившим), одновременно с на­значением административного наказания вправе судья в процессе рассмотрения дела об этом правонарушении. Возник­шие же споры о возмещении имущественного ущерба разреша­ются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Другие субъекты административной юрисдикции не наделе­ны правом решать вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате совершения правонаруше­ния, он разрешается только судом в порядке гражданского су­допроизводства. Вопросы, связанные с возмещением морально­го вреда, причиненного административным правонарушением, также рассматриваются судом в порядке гражданского судопро­изводства.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами де­ла об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжало­вать постановление по делу, пользоваться иными процессуаль­ными правами. Крайне важно, например, что законодатель ус­тановил обязанность органов и должностных лиц, возбуждаю­щих дело по административному правонарушению, вручать потерпевшему копию протокола об этом правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

Потерпевшему, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, являющемуся немым или глухим, пре­доставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сур­доперевода, т. е. понимающее знаки немого или глухого. Это дает возможность потерпевшему активно участвовать в рас­смотрении дела, защищать свои права и законные интересы, пользоваться услугами лиц, которым они доверяют, что, безус­ловно, способствует полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела.

В соответствии с положениями КоАП РФ защиту прав и за­конных интересов потерпевшего, являющегося несовершенно­летним либо по своему физическому или психическому состоя­нию лишенным возможности самостоятельно реализовывать свои права, осуществляет его законный представитель. Закон­ными представителями могут быть его родители, усыновители, опекуны или попечители. Защиту прав и законных интересов юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Среди указанных выше прав потерпевшего одним из важ­нейших является право заявлять ходатайства. Проиллюстриру­ем полезность реализации этого права на следующем примере. Поскольку степень причиненного потерпевшему физического или имущественного вреда должна учитываться при определе­нии тяжести правонарушения и меры наказания, потерпевшему в ряде случаев желательно производство соответствующей экс­пертизы. Производство экспертиз и проведение исследований нередко необходимо и в других случаях для всестороннего, пол­ного и объективного исследования всех обстоятельств дела и установления вины лица, в отношении которого ведется произ­водство по делу.

В этой связи важно, что потерпевший вправе заявлять хода­тайства, в том числе о привлечении и заслушивании специали­ста, назначении по делу экспертизы, предлагать вопросы, вы­носимые на разрешение эксперта. При этом заявлять ходатай­ства потерпевший может уже при составлении протокола на стадии возбуждения дела об административном правонаруше­нии. Ходатайство должно быть заявлено потерпевшим в пись­менной форме и подлежит немедленному рассмотрению судь­ей, органом, должностным лицом, в производстве которых на­ходится дело.

Как отмечалось, потерпевшему предоставлено право давать объяснения. Такое право следует понимать как право потерпевшего давать объяснения по собственной инициативе. Фор­мально в ст. 25.2 КоАП РФ ничего не говорится об обязанно­сти потерпевшего явиться по вызову судьи, органа, должност­ного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показа­ния, однако указывается, что потерпевший может быть опро­шен по правилам, предусмотренным для свидетеля ст. 25.6 КоАП РФ.

В этом случае потерпевший, как и свидетель, обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонаруше­нии, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы. Показания потер­певшего, данные им как по собственной инициативе, так и по требованию судьи, органа, должностного лица, являются ис­точником доказательств по делу.

Однако в возможности опроса потерпевшего в качестве сви­детеля видится серьезное противоречие. Дело в том, что с уче­том положений ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.6 КоАП РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя само­го, очевидна возможность отказа потерпевшего от дачи показа­ний в качестве свидетеля. Потерпевший вправе считать, что все необходимое он уже изложил в ранее данных объяснениях, а его ответы в процессе опроса как свидетеля будут истолкованы не в его пользу и лишь улучшат положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. Кроме того, использо­вание свидетельских показаний потерпевшего обусловливает обвинительный уклон производства по делу об административ­ном правонарушении.

В принципе в своих показаниях потерпевший вправе затра­гивать любые вопросы, если считает, что они имеют значение для дела. Он может, в частности, сообщить данные об отягчаю­щих обстоятельствах, причинах и условиях, способствующих совершению данного правонарушения. Показания потерпевше­го могут касаться характеристики лица, в отношении которого ведется производство по делу, свидетелей, взаимоотношений с ними и между ними и т. д.

До вступления в силу КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях было обязательно присут­ствие лица, в отношении которого ведется производство по де­лу (за исключением случаев, оговаривавшихся в законе). Необ­ходимость присутствия при рассмотрении дела потерпевшего не предусматривалась. Статьей 25.2 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рас­смотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложе­нии рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Это способствует активному участию потер­певшего в рассмотрении дела, защите своих прав и законных интересов, полному, всестороннему и объективному выясне­нию всех обстоятельств совершения административного право­нарушения.

Законные представители

Законный представитель - лицо, правомочное выступать в защиту прав и законных интересов других граждан, которые либо недееспособны или ограниченно дееспособны, либо в си­лу своего возраста или физического состояния не могут лично осуществлять свои права и обязанности, а также в защиту прав и законных интересов юридического лица.

Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об адми­нистративном правонарушении, или потерпевшего, являю­щихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности само­стоятельно реализовывать свои права, осуществляют их закон­ные представители. Законными представителями физического лица могут быть его родители, усыновители, опекуны или по­печители.

В порядке, установленном гражданским процессуальным за­конодательством, гражданин признается судом недееспособ­ным, если он вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. От имени гражданина, признанного недееспособным, выступает его опекун. Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть в порядке, установленном гражданским процессуальным законо­дательством, ограничен судом в дееспособности. Над ним уста­навливается попечительство. При этом ограниченно дееспособ­ный гражданин вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношении с любыми лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Над несовершеннолетними гражданами при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей ро­дительских прав, а также в случаях, когда такие

 

граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в ча­стности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов, устанавливается опека и попечи­тельство. При этом опека назначается над малолетними (граж­данами, не достигшими 14 лет), а попечительство - над несо­вершеннолетними гражданами в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст. 25.3 КоАП РФ законные представители граж­дан могут выступать в интересах всего лишь двух участников производства по делам об административных правонарушени­ях: лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего. Представляя интересы этих участников произ­водства по делу, их родители, усыновители, опекуны и попечи­тели свои родственные связи или соответствующие полномочия удостоверяют документами, предусмотренными законом. Таки­ми документами являются: паспорт, свидетельство о рождении, решение суда об установлении усыновления, решение об уста­новлении опеки или попечительства.

Законные представители имеют права и исполняют обязан­ности, предусмотренные КоАП РФ в отношении представляе­мых ими лиц. От имени лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего их законные представи­тели осуществляют все процессуальные действия, право совер­шения которых принадлежит представляемым.

Присутствие при рассмотрении дела об административном правонарушении законных представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего, ли­шенных возможности в силу своего физического или психиче­ского состояния самостоятельно осуществлять свои права, обя­зательно. Исключениями являются случаи, когда имеются дан­ные о надлежащем извещении законных представителей о месте и времени рассмотрения дела и от них не поступило хо­датайство об отложении рассмотрении дела либо такое ходатай­ство оставлено без удовлетворения.

Вместе с тем не требуется обязательного присутствия при рассмотрении дела об административном правонарушении за­конных представителей несовершеннолетних лиц (если только они ни признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными). Однако при рассмотрении дела об админист­ративном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, в конкретном случае судья, орган, должностное лицо, рассматривающие это дело, вправе признать обязательным присутствие законного представителя данного лица.

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об админи­стративном правонарушении, или юридического лица - потер­певшего, также осуществляют его законные представители. За­конными представителями юридического лица в соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ являются его руководитель, а также иное ли­цо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Так, согласно ст. 91 ГК РФ в обществе с ограниченной от­ветственностью создается коллегиальный и (или) единоличный исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью общества; исполнительным органом акционер­ного общества в соответствии со ст. 103 ГК РФ может быть правление, дирекция (коллегиальный орган) и (или) единолич­ный руководитель - директор, генеральный директор и т. д. Положения ГК РФ конкретизируются нормами федеральных законов, регулирующих правовое положение, организацию и деятельность отдельных видов юридических лиц.

Однако существует и локальное нормативное регулирование организации и деятельности юридических лиц. Прежде всего это учредительные документы и принятые на их основе внут­ренние документы юридических лиц - локальные статутные нормативные документы, также определяющие отдельные во­просы организации и деятельности органов управления юриди­ческого лица. Кроме того, юридическими лицами издается большое количество актов правоприменительной деятельности самих органов управления (приказы, указания, решения и др.). Важно подчеркнуть, что законным представителем юридиче­ского лица в процессе производства по делам об администра­тивных правонарушениях помимо его руководителя может быть только лицо, признаваемое в таком качестве в соответствии с законом или учредительными документами, а не согласно ак­там органов управления юридического лица.

Хотя в ст. 25.4 КоАП РФ и не указывается, что законным представителем юридического лица при производстве по делам об административных правонарушениях может быть только его единоличный орган - физическое лицо, по смыслу статьи по­нятна невозможность исполнения этих функций коллегиаль­ным органом управления. Это явствует, в частности, из поло­жений ч. 3 и 4 данной статьи относительно присутствия закон­ного представителя юридического лица при рассмотрении дела.

Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служеб­ное положение. Полномочия единоличного руководителя как законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение -служебным удостоверением или соответствующей справкой. Единоличный руководитель действует от имени юридического лица, в том числе представляет его интересы в процессе произ­водства по делу об административном правонарушении, без до­веренности.

Полномочия законного представителя юридического лица, не являющегося его руководителем, также подтверждаются до­кументами, удостоверяющими его служебное положение, но служебного удостоверения или соответствующей справки в этом случае недостаточно. В ст. 25.4 КоАП РФ не говорится о необходимости удостоверять полномочия законного представи­теля юридического лица, не являющегося его руководителем, доверенностью. По смыслу данной статьи возможно представ­ление судье, органу, должностному лицу, в производстве кото­рых находится дело об административном правонарушении, ко­пии учредительного или иного документа, обусловливающего возможность участия данного лица в производстве по делу в качестве законного представителя. Но целесообразно удостове­рение полномочий законного представителя соответствующей доверенностью.

Законный представитель юридического лица вправе присут­ствовать при осмотре принадлежащих юридическому лицу по­мещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Однако закон не требует его обязательного присутствия при осуществлении данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Статьей 25.4 КоАП РФ не предусмотрена также обязатель­ность присутствия при рассмотрении дела об административ­ном правонарушении законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, дос­таточно присутствие его защитника. Между тем отсутствие обоих недопустимо. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.

Без законного представителя и защитника, точно так же, как и в случае рассмотрения правонарушения, совершенного физическим лицом, дело может быть рассмотрено лишь в слу­чаях, если имеются данные о надлежащем извещении этих лиц, о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступи­ло ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое хо­датайство оставлено без удовлетворения.

Обязательность присутствия при рассмотрении дела лиц, уполномоченных потерпевшим юридическим лицом, законом тоже не предусмотрена. Однако при рассмотрении дела об ад­министративном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо вправе признать обяза­тельным присутствие законного представителя юридического лица. Поскольку законодатель в ч. 4 ст. 25.4 КоАП РФ не уточ­няет, имеется ли в данном случае в виду только законный пред­ставитель лица, привлекаемого к ответственности, или же и за­конный представитель потерпевшего юридического лица, су­дья, орган, должностное лицо могут признать обязательность присутствия при рассмотрении дела обоих.

Защитник и представитель

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении ко­торого ведется производство по делу об административном пра­вонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.

Защитник и представитель уполномочены отстаивать закон­ные интересы соответственно лица, привлекаемого к админист­ративной ответственности, и потерпевшего, оказывать юриди­ческую помощь в осуществлении их прав. Возможность пользо­ваться юридической помощью защитника и представителя является важной, определенной ст. 48 Конституции РФ, гаран­тией защиты прав и свобод лица, в отношении которого ведет­ся производство по делу об административном правонаруше­нии, и потерпевшего. Защищая интересы этих лиц, действуя на основании полученных от них полномочий, защитник и пред­ставитель вместе с тем как участники производства по делу наделяются определенной самостоятельностью, обладают соот­ветствующими правами и обязанностями.

В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается не только ад­вокат, как это предусматривалось ранее действовавшим КоАП РСФСР, но и любое иное лицо. Представителем также может быть как адвокат, так и любое иное лицо. Таким образом, за­щитник и представитель как участники производства по делу об административном правонарушении - это обобщенные по­нятия, включающие адвоката и любое другое лицо.

Адвокат - понятие более узкое, это профессиональный за­щитник (представитель), член коллегии адвокатов. Независимо от того, оказывает ли юридическую помощь своему доверителю адвокат или иное лицо, они обладают одинаковыми процессу­альными правами и имеют одни и те же процессуальные обя­занности. Полномочия адвоката удостоверяются ордером

 

, вы­даваемым юридической консультацией.

Полномочия иного лица, оказывающего юридическую по­мощь, удостоверяются доверенностью, выданной лицом, обра­тившимся к нему за юридической помощью. Порядок выдачи и оформления доверенности, срок ее действия и другие обстоя­тельства должны отвечать требованиям законодательства1. До­веренность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой ор­ганизации.

Защитник и представитель не вправе принять поручение об оказании юридической помощи, если они каким-либо образом связаны с лицами, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося к ним за юридической помощью. Лица не должны выступать защитником или представителем также и из-за их предыдущего участия в деле в ином качестве, так как у них может быть выработано предвзятое, одностороннее мнение по существу дела.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.045 с.)