Органы местного самоуправления в системе публичной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы местного самоуправления в системе публичной власти



Публичная власть имеет двухуровневую структуру: государ­ственный уровень (органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти) и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе мест­ная администрация). На уровне местного самоуправления соз­даются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Однако для того, чтобы уви­деть систему организации публичной власти и ее исполнитель­ных органов в комплексе, целесообразно коротко рассмотреть вопрос о назначении, задачах, функциях, компетенции и видах органов местного самоуправления, а также об истории их ста­новления и формирования в России.

Законодатель устанавливает виды организаций, которые от­носятся к органам местного самоуправления, в самой общей форме. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» органами местного самоуправления считают­ся избираемые непосредственно населением (выборные) и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в сис­тему органов государственной власти.

Местное самоуправление осуществляется на всей террито­рии РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муници­пальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотрен­ными указанным Законом.

Органы местного самоуправления - это органы муници­пального образования, создаваемые им для осуществления функций

 

публичного управления на своей территории в це­лях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения. Органы местного самоуправле­ния для выполнения задач и функций публичного местного управления получают соответствующие полномочия, компе­тенцию.

К органам местного самоуправления относятся:

представительный орган муниципального образования;

глава муниципального образования;

местная администрация (исполнительно-распорядитель­ный орган муниципального образования);

контрольный орган муниципального образования;

иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собствен­ными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований и местной адми­нистрации (исполнительно-распорядительного органа муници­пального образования). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муни­ципального образования. Наименования представительного ор­гана муниципального образования, главы муниципального об­разования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Представительным органом муниципального образования яв­ляется выборный орган местного самоуправления, обладаю­щий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципаль­ного образования. Этот орган состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе со­ответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Устав муниципального образования определяет численный состав представительного органа местного самоуправления и его пол­номочия.

Представительный орган муниципального образования при­нимает решения в коллегиальном порядке. В исключительной компетенции этого выборного органа находятся:

принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений;

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

установление, изменение и отмена местных налогов и сбо­ров в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

принятие планов и программ развития муниципального об­разования, утверждение отчетов об их исполнении;

определение порядка управления и распоряжения имущест­вом, находящимся в муниципальной собственности;

определение порядка принятия решений о создании, реорга­низации и ликвидации муниципальных предприятий и учреж­дений, а также об установлении тарифов на услуги муници­пальных предприятий и учреждений;

определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

определение порядка материально-технического и организа­ционного обеспечения деятельности органов местного само­управления;

контроль за исполнением органами местного самоуправле­ния и должностными лицами местного самоуправления полно­мочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципаль­ных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (устава­ми), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образо­ваний.

Органы местного самоуправления имеют установленную различными законами и иными нормативными правовыми ак­тами (уставами муниципальных образований) компетенцию, под которой понимаются полномочия этих органов публичной власти, осуществляемые ими в рамках предметов ведения мест­ного самоуправления и для решения местных вопросов муни­ципального образования.

Глава муниципального образования является высшим долж­ностным лицом муниципального образования и наделяется уста­вом муниципального образования собственными полномочия­ми по решению вопросов местного значения. Глава муници­пального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Ука­занный Закон устанавливает случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (например, смерть, отставка по собственному желанию, отрешение от должности, отзыв избирателями).

Местная администрация как исполнительно-распорядитель­ный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению во­просов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава мест­ной администрации на принципах единоначалия. Главой мест­ной администрации может быть глава муниципального образо­вания либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полно­мочий, который определяется в уставе муниципального образо­вания. Представительный орган муниципального образования устанавливает порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Из числа кандида­тов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, представительный орган муниципального образова­ния назначает соответствующее лицо на должность главы мест­ной администрации.

Представительный орган муниципального образования ут­верждает структуру местной администрации по представлению ее главы. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы мест­ной администрации. Законодатель устанавливает запреты, органичения и полномочия главы местной администрации, случаи их прекращения, порядок расторжения с ним контракта.

В соответствии с уставом муниципального образования на муниципальных выборах или представительным органом муни­ципального образования формируется контрольный орган муни­ципального образования (контрольно-счетная палата, ревизион­ная комиссия и др.). Он образуется в целях контроля за испол­нением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюде­нием установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Выборные должностные лица местного самоуправления мо­гут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в со­ответствии с Федеральным законом «Об общих принципах ор­ганизации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования.

Необходимым элементом компетенции органов местного са­моуправления и деятельности должностных лиц местного само­управления являются подготовка и издание правовых актов по вопросам их ведения. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должно­стных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу оп­ределяются уставом муниципального образования в соответст­вии с законами субъектов РФ. Нормативные правовые акты ор­ганов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официально­го опубликования (обнародования).

Органы местного самоуправления и должностные лица мест­ного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными закона­ми. Ответственность органов местного самоуправления и долж­ностных лиц местного самоуправления перед государством на­ступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституцион­ных законов, федеральных законов, конституции (устава), зако­нов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государствен­ных полномочий.

Высшее должностное лицо субъекта РФ может издать пра­вовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случаях:

издания должностным лицом местного самоуправления нор­мативного правового акта, противоречащего российскому зако­нодательству, если такие противоречия установлены соответст­вующим судом, а данное должностное лицо в течение двух ме­сяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

совершения должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной це­лостности Российской Федерации, национальной безопасности России и ее обороноспособности, единству правового и эконо­мического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено соответствующим судом, а должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъек­та РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администра­ции, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания ука­занного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда. Акт об отрешении от должности может быть обжалован в судебном порядке в тече­ние 10 дней со дня его официального опубликования. Суд рас­сматривает жалобу и принимает решение по делу не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федераль­ным законом органы осуществляют надзор за исполнением орга­нами местного самоуправления и должностными лицами мест­ного самоуправления Конституции РФ, федеральных конститу­ционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. Уполномоченные органы госу­дарственной власти осуществляют контроль за реализацией орга­нами местного самоуправления и должностными лицами мест­ного самоуправления переданных им отдельных государствен­ных полномочий.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправ­ления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном зако­ном порядке.

Глава 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.014 с.)