Основные начала теории правовых режимов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные начала теории правовых режимов



В юридической литературе правовые режимы рассматрива­ются в нескольких аспектах: как элемент юридического инстру­ментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств; как составная часть системы пра­ва, которая наряду с предметом и методом правового регулиро­вания отвечает за отграничение одной отрасли права от другой; правовой режим рассматривается как совокупность правовых и организационно-технических мер, используемых в сфере безо­пасности, представляющая собой юридико-организационный институт1; правовой режим анализируется как результат регуля­тивного воздействия на общественные отношения системы юридических средств; отождествляется с юридической формой социального режима3; под правовым режимом понимается рас­порядок действия права, создающий конкретную степень благо­приятности либо неблагоприятности для удовлетворения инте­ресов субъектов права!

Правовой режим, с одной стороны, объединяет разнообраз­ный юридический инструментарий, заставляя его работать на единых правовых началах, а с другой - обеспечивает его диф­ференциацию, создавая различные условия реализации прав и обязанностей субъектов в зависимости от целей и задач, време­ни и места совершения деятельности, обстановки, которая складывается под влиянием факторов внешней среды.

Правовой режим - это официально установленный особый порядок правового регулирования, отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздей­ствия и направленный на обеспечение их устойчивого функ­ционирования. Таким образом, правовому режиму присущи следующие признаки:

правовое регулирование целенаправленно осуществляетс

 

я в интересах определенного объекта, предмета или процесса -носителя правового режима;

совокупность используемых правовых средств образует спе­циальные правила поведения, деятельности, жизнедеятельно­сти, официально установленные и обеспеченные системой ор­ганизационно-правовых мер;

сударство управа 1996.

в правовых актах закрепляется определенное правовое со­стояние объекта или процесса, отличное от иных участков пра­вовой действительности и выражающееся в устойчивых взаимо­связях носителя режима с иными социальными объектами;

специально установленные правила направлены на создание условий, препятствующих нарушению статуса (состояния) но­сителя режима, поддержание заданных параметров его функ­ционирования;

деятельность (действия) субъектов, реализующих режимные правила, основана на единых правовых принципах, единых правовых формах и осуществляется в точном соответствии с за­ранее установленным механизмом реализации прав и обязан­ностей.

Нормативно-правовая основа режимного регулирования за­висит от характера и вида правового режима. Режимы, преду­сматривающие ограничения правосубъектности граждан и ор­ганизаций, могут устанавливаться только федеральными зако­нами. Указы Президента РФ, правительственные акты, акты иных органов исполнительной власти применительно к таким режимам реализуют правоприменительную функцию, вводя предусмотренный законом режим на определенной территории, закрепляя конкретные режимные правила. Для региональных режимов, регулирующих состояние объектов, подведомствен­ных субъектам РФ, нормативно-правовой основой выступают законы и иные акты субъектов РФ. Местные режимы, дейст­вующие на территории муниципальных образований, могут вводиться актами органов местного самоуправления.

Структура правового режима включает такие элементы, как носитель режима, режимные правовые средства, режимные правила, правовые статусы субъектов режимного регулирова­ния, система организационно-юридических гарантий.

В качестве носителя режима выступают определенные тер­ритории (режим закрытого административно-территориального образования, режим исключительной экономической зоны), правовые образования и институты (режим законодательства, режим отрасли), организации (режим атомной электростанции, военного объекта, исправительно-трудового учреждения), со­циальные и природно-техногенные процессы (режимы труда и отдыха, чрезвычайной ситуации), предметы материального ми­ра (режимы имущества, природных ресурсов, документов), ад­министративная деятельность (режим секретности, таможенные режимы). При этом возможность быть носителем того или иного режима подлежит объективному выявлению, поскольку он призван способствовать раскрытию социального предназначе­ния объекта.

Режимными правовыми средствами являются нормативные предписания, акты реализации прав и обязанностей субъектов, правоприменительные акты, меры поощрения и принуждения, юридические санкции, методы и приемы административной деятельности. Каждый правовой режим в зависимости от целей и задач регулирования обладает адекватным набором правовых средств. При этом следует учитывать общую правовую направ­ленность регулирования - ограничительную или стимулирую­щую. Если правовой режим обеспечивает безопасность, охрану, предотвращение противоправных действий, то в основе его юридического инструментария будут лежать правовые ограни­чения, запреты, меры пресечения, санкции. Если же правовой режим призван стимулировать развитие какой-либо деятельно­сти, то используются правовые стимулы - дозволения, льготы, поощрения. Среди правовых средств, образующих правовой ре­жим, отдельно следует выделить правовые принципы, а также положения, определяющие функционально-целевое предназна­чение режима.

Режимные правила представляют собой особое сочетание правовых средств, создающих нормативную модель поведения и регламентирующих порядок пользования субъективными правами, полномочиями, обязанностями, ограничениями. Ре­жимные правила являются сердцевиной, ядром любого режима, обеспечивая соответствие деятельности участников правоотно­шений объявленным целям и статусу носителя режима. Иногда режимные правила отождествляют с самим правовым режимом, что очевидно неправомерно. Без их фактической реализации, ежедневной правоисполнительной деятельности, направленной на обеспечение их выполнения, вряд ли можно говорить о дей­ствии правового режима.

Субъектами, или участниками, правовых режимов являются физические и юридические лица, связанные с носителем режи­ма (проживающие на режимной территории, работающие с ре­жимными документами или на режимном объекте) и обязан­ные соблюдать установленные правила. В качестве специально­го субъекта выступают государственные и муниципальные органы и их должностные лица, обеспечивающие соблюдение установленных правил. Правовой статус субъектов, участвую­щих в выполнении режимных требований, - важнейший элемент режима. По его объему, степени самостоятельности, ха­рактеру дополнительных прав и обязанностей можно судить о режиме в целом, его отраслевой принадлежности.

Система организационно-юридических гарантий - составная часть правового режима. Она отвечает за устойчивость режим­ных правил, их фактическую выполнимость, устранение воз­можных нарушений. В эту систему могут входить в зависимо­сти от вида правового режима административная подсистема, включающая перечень органов и должностных лиц, наделен­ных полномочиями по обеспечению и поддержанию режима, совокупность юридических санкций за нарушение требований режима, иные меры защиты, организационные мероприятия, связанные с установлением режима, информационно-техниче­ские средства.

Иногда в литературе при характеристике территории, где ус­тановлены особые правила жизнедеятельности, вместо понятия правового режима используют понятие правового статуса тер­ритории. Понятие статуса традиционно в правоведении связано с правами и обязанностями субъекта, реализуемыми в различ­ных правоотношениях. Оно не вполне приемлемо для выявле­ния особенностей режимных правил, порядка их установления, мер, обеспечивающих их соблюдение. Именно режим с его за­претами, ограничениями, мерами принудительного воздейст­вия, юридическими санкциями, особым порядком управления позволяет показать те правовые последствия, которые порожда­ет подобное регулирование на территории определенных зон.

Взаимодействие носителей правовых режимов, а также уни­версальность используемых режимами правовых средств приво­дят к тому, что они могут наслаиваться друг на друга, в рамках более общего может существовать специальный режим. Так, общий режим государственной границы включает режим в пунктах пропуска через государственную границу. В рамках об­щего таможенного режима действуют специальные таможенные режимы пользования и распоряжения перемещаемым через границу имуществом.

К наиболее общим, универсальным, правовым режимам от­носятся режимы отраслей права и законодательства. Для них характерно использование регулятивного потенциала всей со­вокупности юридических средств, имеющихся в распоряжении отраслевого метода правового воздействия. Отраслевые режимы тесно связаны с общими правовыми принципами, присущими той или иной отрасли, а также системой правовых источников.

Под юридическим режимом отрасли «следует понимать особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая харак­теризуется специфическими приемами регулирования - осо­бым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокуп­ность норм». Как видно, подобная характеристика вполне при­менима к любому, а не только отраслевому правовому режиму. Административному праву присущ свой отраслевой режим, в основе которого лежат принципы административно-правово­го регулирования, методы и способы административно-право­вого воздействия, правовое положение участников администра­тивно-правовых отношений. Административно-правовой ре­жим сопровождает деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти при их взаимодействии с гражданами и организациями, а также между собой при реализации ими сво­их должностных обязанностей, регулировании различных соци­альных объектов и процессов. Это режим, который может быть обозначен как общий режим деятельности государственной ад­министрации. Он рассчитан на повседневную административ­ную деятельность, типичные социально-управленческие ситуа­ции. В то же время, когда требуются особые меры исполни­тельной деятельности, применяемые на строго определенной территории, в отношении определенного объекта или предмета, устанавливаются специальные административно-правовые ре­жимы (САПР).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.196.206 (0.024 с.)