Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Муниципальное управление социальной поддержкой отдельных групп населения: понятие, формы поддержки, категории граждан нуждающихся в поддержке

Поиск

Проблемы социальной защиты и социальной поддержки

отдельных групп населения

Социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических,

социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным граж-

250 Система муниципального управления

данам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым)

слоям — преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую

материальную и социально-психологическую поддержку во всех формах.

Социальная поддержка — это временные или постоянные меры адресной поддержки

отдельных категорий граждан в кризисной ситуации.

Социальная защита и социальная поддержка граждан являются прерогативой

государства. Федеральный закон 2003 г. относит к компетенции муниципальных

районов и городских округов в данной сфере только опеку и попечительство

и к компетенции поселений — оказание содействия в установлении в соответствии

с федеральными законами опеки и попечительства над нуждающимися

в этом жителями поселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке

граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве

государственных полномочий. Как наиболее близкие к населению, органы местного

самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан

и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно.

В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты

несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.

Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения показаны

на рис. 5.5.1.

Муниципальная политика в области социальной защиты и социальной поддержки

населения представляет собой реализацию собственных и переданных (федеральных

и региональных) государственных полномочий по организации комплекса

мероприятий, направленных на предохранение отдельных уязвимых групп

населения и граждан от попадания в зону крайнего социального неблагополучия.

Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки

населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам

и слоям населения, отдельным гражданам.

Критерии и механизмы оказания социальной поддержки

на муниципальном уровне

К основным критериям для оказания социальной поддержки отдельным категориям

граждан на муниципальном уровне относятся следующие.

1. Низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода

человека (семьи) ниже определенного законодательно установленного

нормативного значения, этот человек (семья) нуждается в социальной поддержке.

Нормативное значение душевого дохода определяется ценой потре-

Глава 5. Муниципальное управление социальной сферой 251

бительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете на

одного члена семьи (или одиноко проживающего гражданина) для данного

периода развития общества. Состав, структура и стоимость этого набора меняются

в соответствии с изменениями общепринятых жизненных стандартов.

2. Нетрудоспособность, следствием которой является невозможность самообслуживания.

3. Утрата жилища и имущества.

Категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке, приведены на

рис. 5.5.2.

Для каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются специфические

программы социальной защиты, а на местном уровне — программы

социальной поддержки.

Социальная защита и социальная поддержка населения эффективна на основе

применения программного подхода. Можно выделить два вида программ: объектные

(рассчитанные на определенную социальную группу населения) и проблемные

(рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы, например ликвидацию

последствий аварии на Чернобыльской АЭС).

Для реализации муниципальной политики в сфере социальной поддержки населения

в муниципальных образованиях создаются различные учреждения социального

обслуживания, а в структуре местных администраций — органы (отделы, комитеты,

департаменты) социальной защиты. Структура этих органов и учреждений зависит

от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы

управления, наличия необходимых специалистов. Она представлена рис. 5.5.3.

Основную организационную, практическую и координационную деятельность

по оказанию различных видов социальных услуг осуществляют муниципальные

центры социального обслуживания. Они призваны выявлять граждан, нуждающихся

в социальном обслуживании, определять необходимые для них виды социальных

услуг, обеспечивать их предоставление. При муниципальных центрах

могут создаваться цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства, магазины,

торгующие по льготным ценам, и т. д.

Ниже рассмотрены основные направления деятельности муниципальных органов

управления и учреждений социальной защиты населения.

Муниципальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов

Федеральный перечень социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого

возраста и инвалидам, включает:

• услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим

в стационарных учреждениях социального обслуживания (материально-

бытовые услуги, услуги по организации питания, быта, досуга,

социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, услуги, связанные

с социально-трудовой реабилитацией, правовые услуги и т. п.);

• услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам,

нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты

способности к самообслуживанию (услуги по организации питания, быта

и досуга, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, содействие

в трудоустройстве и т. п.).

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется

по решению органов социальной защиты населения в подведомственных

им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты

с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. При этом

социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия

граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за

исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите

инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления:

• определяют условия капитального ремонта жилых помещений, принадлежащих

инвалидам Великой Отечественной войны, за счет средств местных

бюджетов;

• определяют условия первоочередного получения местных строительных

материалов инвалидами Великой Отечественной войны для жилищного строительства;

• бесплатно предоставляют жилые помещения в муниципальном жилищном

фонде в первую очередь инвалидам Великой Отечественной войны (инвалидам

войны I группы вне очереди);

• обеспечивают реализацию других мер социальной поддержки инвалидов Великой

Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территориях

других государств, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых

действий на территориях других государств и других групп ветеранов.

Инвалиды освобождаются от арендной платы за землю и помещение для хранения

средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании. Они имеют

право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии

с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ. Органы местного

самоуправления с участием общественных объединений инвалидов определяют

порядок и основания социально-бытового обслуживания инвалидов.

Муниципальная поддержка семьи, материнства и детства

Деятельность органов местного самоуправления в этой сфере предполагает их

участие в решении следующих государственных задач:

• обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации

материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение

помощи малоимущим семьям;

• улучшение охраны здоровья семьи;

• увеличение помощи семье в воспитании детей;

• содействие обеспечению равных прав женщин на рынке труда;

• поддержка деятельности женских, молодежных, детских общественных организаций;

• развитие сети дошкольных и внешкольных учреждений, учреждений социального

обслуживания, доступных для всех типов семей; поддержка детей,

находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Органы местного самоуправления:

• стимулируют развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности,

а также внешкольных учреждений, летних оздоровительных

лагерей;

• создают органы опеки и попечительства, осуществляют первичный учет детей,

оставшихся без попечения родителей, в целях передачи детей на воспитание

в семью, под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при

отсутствии такой возможности — в учреждения всех типов для детей-сирот

или детей, оставшихся без попечения родителей;

• исходя из установленных норм материального обеспечения, выделяют на приемного

ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам

в данном регионе. Денежные средства выделяются приемным семьям на

отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату

услуг бытового обслуживания. Для приобретения продуктов питания

приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно

к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения;

• осуществляют необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление

льгот семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их

жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению

земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения

подсобного и дачного хозяйства и садоводства;

• обеспечивают детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях

социального обслуживания, являющихся сиротами или лишенных попечительства

родителей, по достижении 18 лет жилыми помещениями вне очереди

по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего

жительства по их выбору.

В соответствии с Федеральным законом 2003 г. все перечисленные функции

(за исключением опеки и попечительства) следует рассматривать как государственные

полномочия.

Муниципальная поддержка лиц, оказавшихся в критических ситуациях

К числу таких лиц относятся лица без определенного места жительства, беженцы

и вынужденные переселенцы, лица, лишившиеся кормильца, погорельцы и другие

граждане, нуждающиеся в срочной социальной помощи. Для ее осуществления

в муниципальных образованиях создаются отделения срочной социальной помощи.

Услуги отделений или муниципальных центров социального обслуживания

включают в себя оказание разовых услуг остро нуждающимся гражданам, содействие

в предоставлении временного жилого помещения, обеспечение одеждой,

обувью, оказание материальной помощи и т. п.

Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях, т. е. в отделениях

дневного (ночного) пребывания, в том числе для лиц без определенного места

жительства, могут включать услуги по организации питания, быта, досуга, социально-

медицинские услуги и т. п.

Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность

за обеспечение его качества и доступности, за развитие муниципального сектора социального обслуживания на подведомственных территориях, а также

обеспечивают контроль над соблюдением государственных стандартов качества

социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального

обслуживания. Они предоставляют муниципальным учреждениям социального

обслуживания помещения для организации социального обслуживания,

а также выделяют площади для создания специализированных производств

для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста.

Финансирование социального обслуживания населения

Социальное обслуживание осуществляется муниципальными учреждениями бесплатно

и за плату. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется в объемах,

определяемых государственными стандартами социального обслуживания.

Платные социальные услуги в оказываются в порядке, установленном Правительством

РФ.

Согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения

в Российской Федерации», учреждения социального обслуживания, как

муниципальные, так и иные, пользуются льготным налогообложением в порядке,

установленном законодательством о налогообложении.

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания

осуществляется за счет средств местных бюджетов и субвенций из средств

федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, направленных в муниципальный

бюджет на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания,

а также на оплату гарантированных государством социальных услуг, включенных

в федеральные и региональные перечни. Размер субвенций определятся

ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов.

Однако, как отмечалось, состояние экономики страны в настоящее время не

позволяет осуществлять тотальное социальное обеспечение населения, что характерно

для социального государства. Увеличивается разрыв между возможностями

государства выполнять свои задачи по финансированию, и нормативным

объемом финансирования. В связи с этим возникает множество проблем во взаимоотношениях

государства и органов местного самоуправления, которые осуществляют

на конкретной территории различные виды социальной помощи.

Наблюдается тенденция к передаче исполнения ряда государственных социальных

функций с муниципального (в виде государственных полномочий) на

федеральный уровень. Последствия этого неоднозначны. С одной стороны, передача

функций на федеральный уровень избавляет муниципальные органы от

лишних финансовых и материальных затрат, сокращает количество муниципальных

служащих, а гражданам позволяет лучше ориентироваться в системе органов

власти, точнее судить об их характере и статусе. С другой стороны, сокращается

активность местных сообществ в решении социальных проблем, снижается эффективность

реагирования на разнообразные интересы и устремления местных

сообществ, отдельных граждан в области социальной защиты. Могут снизиться

качество и компетентность руководства социальными процессами, эффект использования

адресного подхода к оказанию социальной помощи и обслуживания,

гибкость и плодотворное реагирование на требования, формулируемые характером

переходного этапа в стране.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.255.142 (0.329 с.)