Муниципальное управление в сфере культуры: понятие, компетенция, структура системы муниципальных органов управления культурой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Муниципальное управление в сфере культуры: понятие, компетенция, структура системы муниципальных органов управления культурой



Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной

социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения

на муниципальной территории.

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры,

а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируются

Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ «Основы законодательства Российской

Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой

для формирования регионального законодательства в сфере культуры.

Культура — это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный

в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека,

а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана

сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять

копилку культурных достижений в области литературы, искусства,- художественного

творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей

к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования

в области культуры.

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы

поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир

символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла,

произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований

культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость

здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном

отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством

в Российской Федерации допускаются все формы собственности на

культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование

и другое имущество культурного назначения.

Культурное наследие — это материальные и духовные ценности, созданные

в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты,

значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую

цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности,

хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной

промышленности и традиционных народных промыслов, включая

помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации. Приватизация

других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательством

Российской Федерации, при условии сохранения культурной деятельности

в качестве основного вида деятельности, сохранения профильных

услуг, организации обслуживания льготных категорий населения.

Культурные блага — услуги, предоставляемые юридическими и физическими

лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Культурная деятельность — деятельность по сохранению культурного наследия,

созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ.

К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности

(рис. 5.7.1).

Рис. 5.7.1. Состав сферы культуры

Формирование и осуществление осмысленной культурной политики является

одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность

и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны,

формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывать

культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных,

национальных и других общностей.

К полномочиям федерального уровня власти относится определение политики

в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение

в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения

этих задач, контроль и финансирование деятельности государственных учреждений

культуры.

На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области

культуры и искусства, разрабатываются особые целевые программы, а также необходимые

для осуществления региональной политики нормативно-правовые и

организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая,

методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства.

Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов

государственной политики. Федеральный закон 2003 г. относит к вопросам

местного значения поселений и городских округов создание условий

для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного

обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного

наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального)

значения. К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного

обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора).

Организация сферы досуга в муниципальном образовании

Понятие "досуг", в отличие от понятия "культура", имеет одно толкование - "свободное время". Система предпочтений и ценностная направленность досуга характеризуют уровень культуры человека, оказывают прямое влияние на его профессиональную деятельность и, как следствие, на экономическую стабильность общества.
К объектам досуга на территории муниципального образования относятся городские леса и парки, скверы, пляжи, иные рекреационные объекты, детские городки, аттракционы, иные развлекательные сооружения. Федеральный закон 2003 года относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для организации досуга и массового отдыха жителей, обустройство мест массового отдыха. Забота о содержании этих объектов, как правило, возлагается на муниципальные органы культуры, финансируется через них. К достижениям культуры, как правило, приобщаются на досуге, поэтому и существует термин "культурно-досуговая" сфера. Одной из функций местных органов культуры является организация и проведение массовых мероприятий развлекательного характера: праздников, фестивалей, иных зрелищных мероприятий.
Культурно-досуговая сфера вышла далеко за пределы традиционной клубной практики и культурно-массовой работы. Ее характеризуют развитие интеграционных процессов и устранение межведомственных барьеров: всплеск самоуправляемых общественных инициатив в виде фондов, ассоциаций, движений, формальных и неформальных любительских объединений; широкий спектр развлечений, предоставляемый досуговой индустрией, и, наконец, вторжение в культуру рынка с его жесткими рациональными законами. Особенностью современной ситуации является развитие любительского движения, создание различных объединений, возрождение камерных, салонных форм общения.
На выбор вида досуговой деятельности влияет много факторов образовательного, социального, экономического характера, а также состояние материально-технической базы учреждений культуры как основы социального досуга. Все эти факторы отражаются на статусе, типологии и функциональных особенностях учреждений культуры и досуга.
Многие сферы массовой культуры и досуга самоокупаемы, а некоторые (например, организация концертов популярных артистов, казино и др.) служат источниками пополнения местных бюджетов. Местная власть должна способствовать развитию всех форм организации культурной и досуговой деятельности на территории муниципального образования.

Муниципальные органы культуры

Для осуществления функций регулирования и поддержки культуры и искусства

и организации сферы досуга в администрации муниципального образования может

создаваться структурное подразделение по вопросам культуры с правами юридического

лица. При этом подразделении могут формироваться совещательные органы:

общественный совет по культуре, художественный совет, советы директоров,

объединенные методические советы учреждений культуры, советы по кино, другие

совещательные органы.

Основные функции муниципального органа управления культурой показаны

на рис. 5.7.2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 2924; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.011 с.)