Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Муниципальное регулирование потребительского рынка: понятие, структура, механизмы регулирования
Содержание книги
- Аграрная политика: понятие, основные направления, методы деятельности
- Антимонопольная политика и борьба с недобросовестной конкуренцией
- Аттестация гражданских служащих: сроки проведения, состав аттестационной комиссии, результаты аттестации
- Взаимодействие органов местного самоуправления с немуниципальными хозяйствующими субъектами: понятие, поддержка малого и среднего бизнеса
- Взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти с Президентом, законодательной и исполнительной властью
- Высшее должностное лицо субъекта РФ: правовое положение, полномочия
- Государственная Дума: структура, порядок избрания, предметы ведения
- Государственная жилищная политика: понятие, основные направления деятельности
- Государственная политика в области занятости: понятие, структура, предметы ведения
- Государственное регулирование в сфере здравоохранения: понятие, структура, предметы ведения, реформа здравоохранения
- Государственное регулирование в сфере культуры: понятие, структура, предметы ведения
- Государство как субъект управления: виды и методы управления
- Законодательная власть в Оренбургской области: полномочия, право законодательной инициативы
- Запреты и ограничения муниципальных служащих
- Исполнительная власть в Оренбургской области: структура, полномочия
- Местная администрация: понятие, структура, полномочия, условия контракта
- Местный референдум: понятие, порядок проведения
- Муниципальная жилищная политика: понятие, компетенция органов местного самоуправления
- Муниципальная молодежная политика: понятие, цели, полномочия и проблемы в области молодежной политики
- Муниципальное регулирование потребительского рынка: понятие, структура, механизмы регулирования
- Муниципальное управление в сфере культуры: понятие, компетенция, структура системы муниципальных органов управления культурой
- Муниципальное управление жилищно – коммунальным комплексом: понятие, основные направления реформирования ЖКХ
- Муниципальное управление использованием земли и природных ресурсов: понятие, компетенция, формы землепользования
- Муниципальное управление охраной здоровья населения: понятие компетенция, структура системы здравоохранения и ее модернизации
- Муниципальное управление социальной поддержкой отдельных групп населения: понятие, формы поддержки, категории граждан нуждающихся в поддержке
- Муниципальный строительный комплекс
- Муниципальное управление транспортным комплексом: понятие, функции, проблемы
- Муниципальные услуги: понятие, общая характеристика, классификация, роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг
- Обязанности гражданских служащих, запреты и ограничения
- Основные научные школы государственного управления.
- Понятие государственной службы. Должности. Классные чины
- Понятия «местное самоуправление» и муниципальное управление»
- Порядок присвоения и сохранения классных чинов. Квалификационный экзамен
- Поступление на гражданскую службу: служебный контракт и конкурс на замещение вакантной должности
- Права и социальные гарантии гражданских служащих
- Правительство РФ в системе государственной власти: структура, полномочия
- Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
- Предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления
- Представительный орган местного самоуправления: компетенция, организация деятельности
- Прохождение муниципальной службы: поступление, аттестация, квалификационный экзамен
- Публичные слушания, опросы, правотворческая инициатива, обращения граждан, мирные массовые акции
- Система федеральных органов государственной власти России
- Собрания (сходы) граждан: проведение и решения сходов
- Совет Федерации: структура, порядок формирования, предметы ведения
- Судебная система в РФ: структура, полномочия, основные направления судебной реформы
- Территориальное общественное самоуправление: система, функции, полномочия
- Управление конфликтами в системе государственной службы: причины и последствия конфликта интересов, виды и этапы конфликтов
- Таким образом, на государственного служащего возлагается обязанность уведомления о конфликте интересов как своего непосредственного начальника, так и представителя нанимателя.
- Управление муниципальным имуществом: операции купли – продажи, обмена, дарения, аренды
- Финансово – экономические основы местного самоуправления
Важная составляющая муниципального управления - регулирование потребительского рынка. От его состояния, уровня цен, ассортимента предлагаемых товаров и услуг зависит жизнедеятельность населения. Структуры потребительского рынка как составная часть городского хозяйства обеспечивают потребности населения в услугах торговли, общественного питания и бытовом обслуживании. Подавляющая часть потребительского рынка представлена в настоящее время частными предприятиями и организациями. В то же время огромный объем ресурсов, обращающихся в сфере потребительского рынка, делает его уязвимым звеном в системе городского хозяйства, потенциальным источником напряжения, что заставляет органы местного самоуправления внимательно следить за его состоянием, своевременно принимая предупредительные меры, поддерживая и развивая данную сферу исходя из нужд населения. Федеральный закон 2003 года относит к компетенции поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Потребительский рынок составляет сферу непосредственного экономического воздействия на человека и фактор социальной стабильности в обществе. Его сбалансированность по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров и услуг является необходимой составляющей оценки качества жизни населения.
На состояние потребительского рынка негативно воздействуют следующие факторы: - низкая покупательная способность большинства категорий граждан; - низкая конкурентоспособность части отечественных товаров по сравнению с зарубежными аналогами; - снижение управляемости процессов реализации товаров и услуг на потребительском рынке и связанный с этим резкий рост числа нарушений прав потребителей; - недостаток у предприятий потребительского рынка финансовых средств для развития, модернизации и технического совершенствования. Трансформация отношений собственности путем приватизации предприятий сферы потребительского рынка стала первым и самым характерным этапом приватизационного процесса в российской экономике. Нормативной основой процессов разгосударствления собственности стал Закон РФ от 3 июля 1991 года "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" с последующими изменениями и дополнениями. К настоящему времени в условиях свободы экономической деятельности почти 90% всех предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания перешло в частную собственность (исключение составили муниципальные предприятия школьного питания). Поэтому нормативно-правовое и экономическое регулирование потребительского рынка стало одной из важных функций как государства, так и органов местного самоуправления. Государственное и муниципальное регулирование потребительского рынка представляет собой систему скоординированных действий по организации управления и регулирования развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Основные сферы потребительского рынка Как отмечалось выше, основными сферами потребительского рынка на территории муниципального образования являются торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения. Муниципальное регулирование каждой из них имеет свою специфику. Социально-экономическими предпосылками развития сети торговли являются ориентация на рыночные отношения и прогнозируемый рост благосостояния населения, следствие которого - повышение платежеспособного спроса. Торговые предприятия классифицируются по различным группам (рис. 4.6.1). Рис. 4.6.1. Структура торговой сети Общественное питание в 90-е годы прошлого века утратило свою популярность. Это видно по сокращению доли отрасли в расходах населения, числа предприятий и мест в них в расчете на 1000 жителей, числа занятых работников и другим показателям. Особенно это касается предприятий общественного питания, обслуживающих массовые слои населения по месту работы и учебы. Основная задача общественного питания в городах и сельских поселениях на ближайшие годы - восстановление его места в организации питания населения. Для решения этой задачи необходимо, во-первых, полнее, интенсивнее использовать мощности имеющихся предприятий, во-вторых, существенно увеличить число самих предприятий, повысить плотность сети, равномернее распределять предприятия по территории муниципального образования, сделать их доступными для всех жителей. В ближайшие годы необходимо направить основные усилия на создание условий для более интенсивного использования имеющейся сети, особенно предприятий закрытого типа и малозагруженных предприятий открытого типа (рестораны в низкоразрядных гостиницах, отдельные кафе, столовые и т.п.). Особое внимание должно уделяться организации рабочего, школьного, студенческого питания, питания в сфере туризма (в том числе международного), а также на обеспечение общественным питанием малообеспеченных слоев населения, развитие сети предприятий питания в местах отдыха и проведения досуга, в том числе во время спортивных мероприятий, массовых гуляний и т.д. Бытовое обслуживание населения включает различные предприятия, способные предоставлять около 700 различных видов бытовых услуг. Сфера бытового обслуживания населения зависит от особенностей регионов и ценовой доступности услуг. Обеспеченность предприятиями бытового обслуживания в целом по России составляет около 20%, однако, по данным социологического исследования, спрос населения на бытовые услуги удовлетворяется на 70 - 80%. Такое распределение обусловлено тем, что более 1/3 населения не имеет экономической возможности пользоваться бытовыми услугами. Главным препятствием для потребителей являются высокие цены, которые устанавливают предприятия бытового обслуживания, несоответствие объема и качества выполняемых работ и несвоевременность выполнения работ. Основная задача органов местного самоуправления в сфере бытового обслуживания населения - содействие созданию в каждом поселении (в отдельных случаях - в муниципальном районе) предприятий по оказанию социально значимых услуг повседневного спроса на нормативном уровне: ремонт одежды, обуви, мебели, бытовой техники, ремонт и изготовление металлоизделий, приемные пункты химчистки и прачечные, парикмахерские, услуги бань, саун, оздоровительных центров, фотографии. Задачи и механизмы муниципального регулирования потребительского рынка Основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка: - обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса населения на товары и услуги; - защита интересов низкодоходных групп населения; - обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка; - защита прав потребителей. Решение этих задач возможно путем использования административных, правовых и экономических мер регулирующего воздействия на субъекты рынка. Поскольку потребительский рынок в настоящее время почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных нормативно-правовых актов. Наряду с этим муниципальные органы управления могут воздействовать на частные и акционерные предприятия путем предоставления им информации, аналитических и маркетинговых данных о развитии потребительского рынка, разработки рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка. Важным и эффективным рычагом муниципального воздействия на потребительский рынок являются механизмы приватизации и регулирования процессов, связанных со сменой форм собственности. Муниципальные органы имеют возможность: - не допускать, используя юридические и экономические методы, изменения профиля социально значимых приватизированных предприятий потребительского рынка; - оперативно корректировать льготы и преимущества, предоставляемые трудовым коллективам в ходе приватизации, чтобы обеспечивать эффективное развитие предприятия; - постоянно контролировать деятельность приватизированных предприятий, соблюдение ими условий договоров купли-продажи муниципального имущества. Для социально значимых предприятий, обеспечивающих решение вопросов местного значения, возможен отказ от приватизации и сохранение в муниципальной собственности используемых ими нежилых помещений. Такая мера представляет собой один из основных рычагов муниципального регулирования потребительского рынка. Определенную часть предприятий потребительского рынка составляют организации с муниципальным участием. Основной задачей регулирования их деятельности является максимально прибыльное использование принадлежащих муниципалитету паев и акций. Важную роль в контроле над муниципальным потребительским рынком должны играть объединения граждан - союзы потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей, общества защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления должны наладить взаимодействие с этими объединениями, оказывать содействие в их работе, использовать формы общественного контроля над потребительским рынком. В соответствии с Федеральным законом "О защите прав потребителей" (с последующими изменениями) органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе: - рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты их прав; - обращаться в суды в защиту прав потребителей; - при выявлении по жалобе потребителя товаров (услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (услуг).
|