Аграрная политика: понятие, основные направления, методы деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аграрная политика: понятие, основные направления, методы деятельности



Аграрная политика: понятие, основные направления, методы деятельности

Аграрная политика – это политика, направленная на динамичное и эффективное развитие не только сельскохозяйственного производства и других отраслей агробизнеса, но и обеспечения на этой основе роста жизненного уровня населения и общественного процесса в стране.

Каждое государство осуществляет свою агарную политику в соответствии со своими методами и целями.

Аграрные преобразования в стране происходили по нескольким направлениям.

Первое - реформирование АПК, включая земельную реформу, реорганизацию колхозов и совхозов, приватизацию предприятий отраслей, поставляющих сельскому хозяйству средства производства и услуги, перерабатывающих и доводящих до потребителя его продукцию. В стране формируются новые земельные отношения, основу которых составляет частное землевладение, представленное сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хозяйствами населения, включающими личные подсобные хозяйства, садоводческие и огородные товарищества.

Второе - разгосударствление системы закупок и реализации продукции, продовольственной оптовой и розничной торговли. В результате резко сократились закупки сельскохозяйственной продукции государственными заготовительными организациями и потребительской кооперацией. Стали развиваться новые каналы реализации, в том числе оптовые рынки, биржи, ярмарки и др. Удельный вес централизованных закупок зерна в общем объеме его реализации уменьшился с 63% в 1993 г. до 25 в 1997 г., картофеля соответственно - с 52 до 29, овощей - с 71 до 40, мяса скота и птицы - с 79 до 45, молока и молочных продуктов - с 97 до 82, яиц - с 92 до 74%.[3]

Третье - изменение системы государственного регулирования аграрного сектора: перестройка организационных структур и методов управления АПК. Начинает формироваться адекватная рынку финансово-кредитная система, включающая ценовые дотации и компенсации, денежный кредит, выделяемый на льготных условиях (не более 25% учетной ставки ЦБ), лизинг на поставку техники и оборудования, добровольное страхование сельскохозяйственной деятельности. Сельским товаропроизводителям предоставляются льготы по налогообложению. Начиная с 1994 г., складывается система защиты внутреннего рынка от импортных товаров путем установления таможенных пошлин, однако общий уровень тарифов у нас ниже, чем во многих странах с развитой экономикой.

Четвертое направление реформы связано с попытками освободить сельскохозяйственные организации от функций по содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры посредством передачи последних в ведение сельских муниципалитетов, сформировать систему социальной защиты безработных и стимулировать несельскохозяйственную занятость населения.

 

Государственные органы особой компетенции: характеристика Прокуратуры, Счетная палата, Центрального Банка, Федерального казначейства, Центральной избирательной комиссии, Уполномоченного по правам человека

Прокуратура РФ в соответствии с Конституцией РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов. Она состоит из Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур (транспортных, природоохранных), прокуратур городов и районов, иных территориальных и межведомственных прокуратур, а также научных и образовательных учреждений. Органы прокуратуры имеют между собой строгую субординацию с вертикальным соподчинением нижестоящих вышестоящим во главе с Генеральным прокурором РФ.

Конституция РФ 1993 г. устанавливает лишь самые общие принципы организации и полномочия Прокуратуры РФ (ст. 129), оставляя регулирование всех прочих вопросов ее правового статуса за федеральным законом. Порядок деятельности Прокуратуры России строится на основе международных договоров РФ и ФКЗ «О Прокуратуре Российской Федерации» в ред. от 17 ноября 1995 г.

Счетная палата РФ имеет видовой особенностью своей компетенции финансовый контроль за исполнением федерального бюджета. Она является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и ему подотчетным. Конституция РФ (ч. 5 ст. 101, п.«и» ч. 1 ст. 102, п. «г» ч. 1 ст. 103) определяет общий статус и порядок ее формирования по правилу паритета между палатами Федерального Собрания: Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности половину аудиторов и председателя, а Совет Федерации - другую половину аудиторов. Срок полномочий аудиторов Счетной палаты - шесть лет. Они являются должностными лицами, возглавляющими определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения.

Счетная палата представляет обеим палатам парламента ежегодный отчет о результатах своей деятельности и ежемесячно публикует информацию о своей работе в издаваемом ею бюллетене.

Введение этого специализированного органа явилось конституционно-правовой новеллой современной российской практики. Аналогичные органы в других государствах имеют широкие полномочия, а их акты во многом предопределяют решения парламентов в финансово-бюджетной сфере.

Центральный банк РФ - главный государственный банк страны, наделенный властными полномочиями в сфере регулирования финансово-кредитных отношений. Конституция РФ поручает ему функции денежной эмиссии (ч. 1 ст. 75), защиту и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2 ст. 75), которые он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Согласно ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции от 26 апреля 1995 г. его исключительная прерогатива - эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории РФ. Банк России обеспечивает в том числе покупательную способность и устойчивость курса рубля по отношению к иностранным валютам, а также физическую защиту выпускаемых в обращение денег (банкнот и монет), всех выпускаемых им ценных бумаг от подделок. К основным задачам Банка России относятся: регулирование денежного обращения, единая федеральная кредитно-денежная политика, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций, денежные операции по внешнеэкономической деятельности и др. В этих целях им применяются прежде всего такие основные инструменты и методы денежно-кредитной политики, как: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; валютные интервенции (купля-продажа валюты на рынке) для воздействия на курс рубля, на суммарный спрос и предложение денег.

Федеральное казначейство - финансовый орган государства, ведающий кассовым исполнением федерального бюджета. Правовой основой его деятельности служат Бюджетный кодекс Российской Федерации и Положение «О Федеральном казначействе России», утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 января 1997 г. № 109. В ряде стран казначейство ведает также взиманием государственных налогов и других сборов, выпуском казначейских билетов и казначейских обязательств.

Центральная избирательная комиссия РФ - главный избирательный орган государства, возглавляющий систему избирательных комиссий. В систему также входят: избирательные комиссии субъектов РФ, окружные, территориальные (районные, городские и другие) участковые избирательные комиссии. Они являются специальными коллегиальными органами, обеспечивающими практическую подготовку и проведение выборов. Система, порядок образования и полномочия избирательных комиссий определяются, как правило, законами о выборах. В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 г. избирательные комиссии организуются для проведения: выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ; выборов в органы государственной власти субъектов РФ и в выборные органы местного самоуправления; а также - федеральных референдумов.

Здоровья населения

Здравоохранение является одним из важнейших подразделений социальной

инфраструктуры муниципального образования. Соблюдение конституционных

гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-

эпидемиологических условий жизнедеятельности населения предполагает структурные

преобразования в системе здравоохранения, предусматривающие:

• новые подходы к принятию политических решений и формированию бюджетов

всех уровней с учетом приоритетности задач охраны здоровья населения;

• формирование новой нормативно-правовой базы деятельности учреждений

здравоохранения в условиях рыночной экономики;

• приоритетность в системе здравоохранения профилактических мероприятий

по снижению заболеваемости и смертности населения, угроз возникновения

эпидемий;

• защиту прав пациента на получение своевременной и качественной медицинской

помощи как исходное условие формирования здорового образа жизни.

Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в области

охраны здоровья населения является Конституция РФ, федеральные законы

«О медицинском страховании граждан в РФ», «О лекарственных средствах»,

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также «Концепция

охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г.» и иные нормативные

правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения.

Конституция РФ определяет здравоохранение как предмет совместного ведения

РФ и ее субъектов. В соответствии с этим система управления здравоохранением

носит иерархический характер. Основной объем массовых видов медицинской

помощи населению оказывается на муниципальном уровне.

Муниципальная система здравоохранения включает в себя находящиеся в муниципальной

собственности лечебно-профилактические и иные учреждения системы

здравоохранения, ведомственные учреждения (как переданные, так и не

переданные в муниципальную собственность), фармацевтические учреждения,

располагающиеся на территории муниципального образования, а также органы

муниципального управления охраной здоровья населенрш (рис. 5.4.1).

Цели и задачи муниципального здравоохранения

Главная цель муниципального здравоохранения — удовлетворение потребностей

населения в услугах сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения

местного самоуправления, на уровне не ниже государственных минимальных со-

циальных стандартов. В конкретных условиях могут формироваться локальные

цели, например удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения

на принципах общедоступности, соблюдение гарантий предоставления объемов

медицинских услуг (лечебно-профилактических, оздоровительных, медико-

диагностических и др.), обеспечение их качества и т. п.

Федеральный закон 2003 г. возлагает решение вопросов местного значения в сфере

здравоохранения на муниципальные районы и городские округа. К числу этих вопросов

отнесены вопросы организации скорой медицинской помощи (за исключением

санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помопди в амбулаторно-

поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам

в период беременности, родов и послеродовой период. Иные, более сложные виды

медицинской помощи могут оказываться через муниципальную систему здравоохранения

в виде государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления

одновременно с соответствующими финансовыми средствами.

Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан определены государственные

полномочия в области охраны здоровья, передаваемые органам местного

самоуправления. К ним относятся:

• контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;

защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

• формирование органов управления муниципальной системой здравоохранения;

• координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций

государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах

своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной

помощи в частной системе здравоохранения;

• осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;

• лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной

территории по поручению органа государственного управления

здравоохранением субъекта РФ;

• регулярное информирование населения о распространенности социально значимых

заболеваний;

• создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации

инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами; организация

их обучения, профессиональной переподготовки и трудового устройства, создание

специализированных учреждений для неизлечимо больных пациентов;

• санитарно-гигиеническое образование населения.

Субъектами здравоохранительной деятельности на муниципальном уровне являются

в основном муниципальные учреждения, номенклатура которых утверждается

федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Органы местного самоуправления осуществляют оптовую закупку лекарственных

средств для лечебно-профилактических учреждений, контроль за деятельностью

всех фармацевтических учреждений на территории муниципального образования,

независимо от формы собственности, так как лекарственное обеспечение

населения является одной из важнейших социальных задач. Федеральным законодательством

для ряда категорий населения установлены широкая система льгот

при оплате лекарственных средств, бесплатный отпуск отдельных лекарств по рецептам

врачей, а также лекарственных средств при лечении в медицинских стационарах,

для чего требуются крупные бюджетные расходы. Однако государство

далеко не полностью компенсирует муниципальным органам расходы, связанные

с льготной и бесплатной выдачей лекарств.

Для муниципальных учреждений местная администрация может выдавать муниципальный

заказ на лекарственное обслуживание населения и устанавливать

предельный размер надбавок к оптовым ценам на лекарственные средства. В условиях

бюджетного дефицита органы местного самоуправления вынуждены жестко

подходить к установлению льгот на лекарственные средства, ограничивать сумму

муниципального заказа.

Одной из важных задач органов местного самоуправления является обеспечение

санитарного благополучия населения. Во взаимодействии с государственными

органами санитарно-эпидемиологического надзора органы местного самоуправления

разрабатывают и реализуют местные программы обеспечения санитарного

благополучия населения.

Необходимым условием обеспечения санитарного благополучия населения

является гигиеническое воспитание и образование граждан. Гигиеническое воспитание

и образование граждан осуществляется в образовательных учреждениях

путем включения в программы обучения и воспитания разделов о гигиенических

знаниях. В процессе профессиональной подготовки и аттестации руководителей,

специалистов предприятий и организаций, характер деятельности которых связан

с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов

и питьевой воды, коммунальным и бытовым обслуживанием населения

и т. д., предусматривается гигиеническая подготовка.

Органы местного самоуправления обязаны регулярно информировать население,

в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально

значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для

окружающих. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 19)

устанавливают, что граждане имеют право на регулярное получение достоверной

и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья

или оказывающих на него вредное влияние. Основное внимание уделяется информации

о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных

нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным

нормам и правилам. Эта информация должна представляться органами

местного самоуправления через средства массовой информации, а также непосредственно

гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Финансирование муниципального здравоохранения

Одной из самых сложных проблем муниципального здравоохранения является

его финансирование, которое носит многоканальный характер

За счет бюджетных средств финансируются профилактические мероприятия,

обеспечиваются санитарно-эпидемиологическое благополучие на территории, детское

здравоохранение, лечение отдельных заболеваний (туберкулез, психические

заболевания) и т. п.

Система обязательного медицинского страхования состоит в бесплатном предоставлении

гражданам за счет средств государственного внебюджетного Фонда

обязательного медицинского страхования (ФОМС) определенного набора медицинских

услуг. Этот набор определяется в перечнях, утверждаемых органами

государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (региональные

и муниципальные программы обязательного медицинского страхования).

Источником средств ФОМС являются страховые взносы, уплачиваемые

работодателями за своих работников в составе единого социального налога. Нормативы

взносов устанавливаются федеральным законом. За неработающее паселение страховые взносы до недавнего времени выплачивались из местных бюджетов,

причем муниципальные образования были крупными должниками ФОМС.

Затем эти функции были переданы органам государственной власти субъектов РФ.

Страховые организации, в распоряжение которых поступают средства ФОМС,

заключают договоры с лечебно-профилактическими учреждениями и оплачивают

оказанные ими медицинские услуги по фактически пролеченному количеству

пациентов и характеру оказанных услуг. Таким образом, пациент, имеющий

полис обязательного медицинского страхования, в принципе имеет возможность

выбора между лечебно-профилактическими учреждениями, что позволяет создать

конкурентную среду в медицинском обслуживании и повысить его качество.

Фактически система обязательного медицинского страхования работает неустойчиво

и нуждается в серьезном реформировании.

Договор добровольного медицинского страхования может быть заключен со

страховой организацией гражданином, желающим бесплатно получать отдельные

дополнительные медицинские услуги, не включенные в региональные и муниципальные

программы обязательного медицинского страхования.

Остальные медицинские услуги оказываются на платной основе, причем органы

местного самоуправления утверждают цены и тарифы на услуги, оказываемые

муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями. Они устанавливаются

с учетом специфики муниципальных организаций здравоохранения, вида

оказываемых ими услуг, структуры потребностей в них населения, местных особенностей

и других факторов.

В качестве дополнительных источников финансирования муниципального здравоохранения

могут рассматриваться доходы от ценных бумаг, банковские и другие

кредиты, безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования, иные

источники, не запрещенные законодательством РФ.

Проблемы муниципального здравоохранения

Возможность решения поставленных перед муниципальным здравоохранением

задач, реализация принятых программ зависят от системы управления муниципальным

здравоохранением, эффективности ее влияния на процессы, происходящие

в сфере здравоохранения. В условиях острого дефицита бюджетных средств

обеспечение гарантированных прав населения в области здравоохранения требует

оптимального использования предназначенных для этого ресурсов, что, в свою

очередь, предполагает выбор приоритетов развития здравоохранения, определения

и финансирования наиболее эффективных форм медицинской помощи. В частности,

следует больше акцентировать внимание на профилактическом направлении

охраны здоровья граждан с соответствующим перераспределением финансовых

средств из стационарного в амбулаторно-поликлинический сектор.

Серьезной проблемой является низкая заработная плата работников этой отрасли,

что негативно отражается не только на текущем состоянии здравоохранения,

но и на его развитии, так как современные медицинские технологии весьма

трудоемки. Часто применение нового диагностического и лечебного оборудования

требует дополнительного числа специалистов различного профиля.

В связи с недостаточным финансированием, не позволяющим обеспечить нормальное

функционирование материально-технической базы учреждений и организаций

здравоохранения, особую актуальность приобретает эффективное управление инф-

раструюурой организаций и учреждений здравоохранения. Одним из направлений развития

здравоохранения в условиях рыночных отношений является его коммерциализация,

объективными предпосылками которой служат следующие обстоятельства:

• недостаточность бюджетного финансирования для должного развития материально-

технической базы, наращивания научно-практического потенциала,

материального стимулирования работников;

• повышение спроса населения на высококвалифицированную медицрш-

скую помощь, комфортные условия пребывания в стационаре;

• наличие законодательной базы для оказания платных медицинских услуг.

Муниципальные органы управления здравоохранением

Для осуществления собственной и переданной компетенции в области охраны

здоровья населения органы местного самоуправления создают управленческие

структуры в форме отделов (комитетов, управлений) здравоохранения. В небольших

муниципалитетах либо выделяется ставка специалиста по вопросам здравоохранения

в комплексном отделе социальной политики, либо полномочия по управлению

здравоохранением возлагаются на главного врача территориального медицинского

объединения (ТМО).

При муниципальных органах здравоохранения могут создаваться комиссии

для коллегиального обсуждения вопросов охраны здоровья местного населения,

рассмотрения муниципальных программ здравоохранения, в частности определения

видов, объемов и объектов медицинской помощи, источников ее финансирования,

порядка предоставления бесплатной медицинской помощи, контроля за

выполнением установленных норм и правил.

Муниципальные органы управления здравоохранением осуществляют свою

деятельность в соответствии с планами, сформированными с учетом региональных

планов развития здравоохранения, анализа состояния здоровья населения муниципального

образования, имеющихся местных ресурсов отраслевой системы.

Государственное управление – это целенаправленное, организующее и регулирущее воздействие государства через систему своих структур на общественные процессы, отношения и деятельность людей, которое опирается на его властную силу.

 

Системный подход к изучению государственного управления позволяет представить его как функционирование нескольких сложных социальных систем. Условно назовем их:

· система управляющая - государство как определяющий субъект управления;

· система управляемая - компоненты общества, подверженные государственному воздействию как объекты управления;

· система взаимодействия - различные институты государства и общества, реализующие связи: прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и пр. Сущностной характеристикой этой системы является наличие в ней разного рода отношений: субъектно-субъектных, субъектно-объектных.

Для государственного управления, системное выражение его компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение. Ведь другие виды управления не обладают ни таким множеством элементов, ни таким многообразием их взаимосвязей. Состояние системы государственного управления сказывается на всех общественных процессах, явлениях и отношениях, и если она плохо организована и сумбурно функционирует, то, в конечном счете, это приведет к нерациональной деятельности не только государственных и общественных институтов, но и человека.

Предметом системы государственного управления являются формы и методы воздействия на производственную, социальную и духовную жизнедеятельность людей, связанных между собой общностью политической и экономической систем.

Предметом системы государственного управления является территориальное образование. Территориальное образование может выступать в роли государства, региона или любого другого территориального поселения, располагающего административными границами, являющегося составной частью региона, а также наделенного формальной способностью к самоуправлению. Основу системы управления территориальными образованиями составляют вертикальные и горизонтальные связи, создающие устойчивые для каждого образования структуры управления. Определяющие характер работы составляющих эти структуры социальных институтов.

Понятие муниципальной службы. Должности. Квалификационные требования

Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Основными принципами муниципальной службы являются:

· приоритет прав и свобод человека и гражданина;

· равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

· профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

· стабильность муниципальной службы.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы.

Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: высшие должности муниципальной службы; главные должности муниципальной службы; ведущие должности муниципальной службы; старшие должности муниципальной службы; младшие должности муниципальной службы.

Порядку предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе посвящена специальная глава в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Статья 11. «Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе» устанавливает:

1. Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

2. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

3. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.

Ряд положений статьи, определяющие порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, не являются новеллами, и содержались в изданных ранее законодательных актах.

Так в Общих принципов поведения государственных служащих, утвержденных. Указом Президента Российской Федерации
от 12 августа 2002 г. № 885, было установлено, что государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов.

В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» имеется специальная статья 19, которая посвящена урегулированию конфликта интересов на гражданской службе. Согласно требованиям законав случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

Помимо заявления государственного гражданского служащего о деятельности, приносящей доход, которая может явиться причиной конфликта интересов, представителю нанимателя не запрещается использовать и иную информацию.

Источниками информации о конфликте интересов могут являться:

результаты служебных проверок соблюдения государственным служащим установленных законодательством ограничений и не нарушения запретов;

материалы проверок достоверности представляемых в установленном порядке сведений о себе и членах своей семьи, а также сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи;

информация, полученная от организаций или граждан, считающих себя пострадавшими от неправомерных действий государственного служащего, связанных с конфликтом интересов;

материалы публикаций в средствах массовой информации.

Если, по мнению представителя нанимателя, в представленной информации в деятельности «попавшего под подозрение» государственного гражданского служащего существует конфликт интересов, данная ситуация с государственным гражданским служащим также может подлежать рассмотрению в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Вторым субъектом, на которого Федеральный закон от 25 декабря
2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» возлагает обязанность принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является представитель нанимателя.

В частях 4 и 5 статьи 11 данного закона содержится указание на основные способы предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной или муниципальной службе. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются также путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В настоящее время процесс отвода (самоотвода) государственного служащего не урегулирован. Понятие отвода (самоотвода) ранее в законодательстве о государственной не использовалось и было характерно в основном для сферы юрисдикционной деятельности. Так, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации в определенных случаях отводу подлежат судьи, эксперты, специалисты, переводчики, прокуроры, следователи. По аналогии можно предположить, что отвод (самоотвод) государственного служащего не связан с его отстранением от должности, а может касаться недопущения его к рассмотрению конкретного дела, принятия определенного управленческого решения, осуществления контроля деятельности определенной организации и т.п.

Рассмотренные способы не являются исчерпывающими в предотвращении и урегулировании конфликта интересов. В определенных случаях предотвращение или урегулирование конфликта интересов может быть достигнуто только путем увольнения государственного служащего.

Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. №261, определила не только стратегию дальнейшего развития государственной службы, но и конкретные задачи и приоритеты, которые раскрывают содержание развития государственной службы, мобилизующие и организующие государственных служащих на высокопрофессиональную эффективную служебную деятельность.

Среди задач Федеральной программы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.110.49 (0.153 с.)