Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
А что такое вообще Антуан Рокантен? Нечто абстрактное. Тусклое воспоминание
Содержание книги
- Живописных святилищах, прощайте, прекрасные лилии, наша гордость и
- Маркиз де Рольбон только что умер во второй раз.
- Великое предприятие под названием Рольбон кончилось, как кончается
- Всех ощущений, которые гуляют внутри, приходят, уходят, поднимаются от боков
- Лебединым крылом бумаги, я есмь. Я есмь, я существую, я мыслю, стало быть,
- Бьется, бьющееся сердце -- это праздник. Сердце существует, ноги существуют,
- Самоучка вынул из бумажника два картонных прямоугольника фиолетового
- Отвлеченная, что я ее стыжусь.
- Двоих, медленная, тепловатая жизнь, лишенная всякого смысла -- но они этого
- Он смотрит на меня умоляющим взглядом.
- Найти что-нибудь другое, чтобы замаскировать чудовищную бессмыслицу своего
- Взглядом, казалось, раздевая им меня, чтобы выявить мою человеческую
- Неистовую ярость. Да-да, ярость больного: руки у меня стали трястись, кровь
- Слегка разочарован, ему хотелось бы побольше энтузиазма. Что я могу
- Я знаю, что кроется за этой лицемерной попыткой примирения. В общем-то,
- На улице. Для вас они всего только символы. Вас умиляют не они, вас умиляет
- Я молчу, я принужденно улыбаюсь. Официантка приносит мне на тарелке
- Тут я замечаю, что в левой руке по-прежнему держу десертный ножик.
- Вдруг здание исчезло, осталось позади, ящик заполнился живым серым светом,
- Расслабиться, забыться, заснуть. Но я не могу: я задыхаюсь, существование
- Переваривающий пищу на скамье, -- в этой общей дремоте, в этом общем
- Неподвижный, безымянный, он зачаровывал меня, лез мне в глаза, непрестанно
- Удивительная минута. Неподвижный, застывший, я погрузился в зловещий
- Определенная идея. Все эти крошечные подрагивания были отделены друг от
- Башмаки, А другие предметы были похожи на растения. И еще два лица: той
- Решение принято: поскольку я больше не пишу книгу, мне незачем
- Поднимаю глаза. Анни смотрит на меня даже с какой-то нежностью.
- Это знание прошлого меня сокрушает. По Анни даже не скажешь, что она
- Анни смотрит на меня, усердно выказывая заинтересованность.
- Красном ковре, который ты всюду с собой возила, и глядела бы на меня
- Неизменной, покуда Анни говорит. Потом маска спадает, отделяется от Анни.
- Обвиняешь меня в том, что я все забыл.
- Насчитать, и в конце концов предположила, что они неисчислимы.
- Кожа у меня на редкость чувствительна. Но я ничего не чувствовала, пока мы
- Я поднимаю взгляд. Она смотрит на меня с нежностью.
- Загляну в Париж, я тебе напишу.
- Завтра дневным поездом я вернусь в Бувиль. Я останусь в нем не больше
- Вся моя жизнь лежит позади меня. Я вижу ее всю целиком, ее очертания и
- Их город, проникла повсюду -- в их дома, в их конторы, в них самих. Она не
- Своих ног город, поглощенный утробой природы. А впрочем, Какая мне разница.
- В половине пятого пришел Самоучка. Мне хотелось пожать ему руку и
- Высокомерный. Его приятель, кряжистый толстяк с пушком над губой, подтолкнул
- Разглядеть то, что разыгрывается в двух шагах от меня в этой тишине. Я
- Куда люди приходят набраться знаний, случались вещи, от которых в краску
- Но едва я опустил коротышку на пол, тот снова почувствовал себя
- А что такое вообще Антуан Рокантен? Нечто абстрактное. Тусклое воспоминание
- И голос поет и не может умолкнуть, и тело бредет, и есть сознание всего
- Нечего, А наложить на себя руки не хватит духу.
- Неприглядности, и мне стыдно за себя и за все то, что перед ней существует.
- Им глотки, и на них всей тяжестью навалится бесконечный знойный сон. Но
обо мне мерцает в моем сознании. Антуан Рокантен... И вдруг "я" начинает
Тускнеть, все больше и больше -- кончено: оно угасло совсем.
Среди стен домов остается сознание, трезвое, неподвижное, опустошенное,
Оно само себя воспроизводит. Оно стало необитаемым. Еще недавно кто-то
говорил: "я", кто-то говорил: "мое сознание". Кто же это? Раньше во вне
Находились говорящие улицы со знакомыми запахами и красками. Теперь остались
Безымянные стены, безымянное сознание. Итак, в наличии: стены домов и между
Ними малюсенькая, живая и безликая прозрачность. Сознание существует как
Дерево, как былинка. Оно дремлет, ему скучно. Маленькие мимолетные
Существования поселяются в нем, как птицы на ветках.
Поселятся, а потом исчезнут. Забытое, заброшенное -- среди стен домов
под серым, пасмурным небом сознание. А смысл его существования вот в чем:
Оно сознает, что оно лишнее. Оно разжижается, распыляется, тщится затеряться
На темной стене, возле фонаря или там, дальше, в вечерней дымке. Но забыться
Ему не удается НИКОГДА; оно сознает, что оно сознание, которое пытается
забыться. Такова его участь. Есть сдавленный голос, который произносит:
"Поезд отходит через два часа", и есть сознание этого голоса. Есть также
Сознание некоего лица. Окровавленное, перепачканное, медленно проплывает
Оно, и в больших глазах стоят слезы. Его нет среди этих стен, его нет нигде.
Оно исчезает, его вытесняет сутулая фигура с окровавленной головой, она
Удаляется медленными шагами, и на каждом шагу кажется -- сейчас она
Остановится, и она не останавливается никогда. Есть сознание этой фигуры,
Медленно бредущей по темной улице. Она идет, но не удаляется. Темная улица
Не имеет конца, она теряется в небытии. Ее нет среди этих стен, ее нет
нигде. Есть сознание сдавленного голоса, который произносит: "Самоучка
бродит по городу".
Нет, не по этому городу, не среди этих безжизненных стен! Самоучка
Бродит по свирепому городу, который его не забыл. Есть люди, которые о нем
думают, например корсиканец или толстая дама. А может, и все остальные
жители города. Он еще не затерян, он еще не может потерять свое "я",
истерзанное, окровавленное "я", которое они не пожелали добить. У него болят
губы, болит нос: "Мне больно", -- думает он. Он бродит, ему надо бродить.
Если он остановится хоть на минуту, вокруг него внезапно вырастут стены
Библиотеки, и он окажется взаперти, и рядом очутится корсиканец, и сцена
повторится снова во всех подробностях, и дама крикнет с издевкой: "Таким
негодяям место на каторге". Он бродит, он не хочет возвращаться домой: дома
его поджидает корсиканец, и толстуха, и двое юнцов. "Отрицать бесполезно, я
видел". И сцена повторится снова. "Господи, -- думает он, -- и зачем я это
сделал, хоть бы я этого не сделал, хоть бы все было неправдой!"
Взволнованное лицо вновь и вновь проходит перед сознанием: "А вдруг он
покончит с собой". Но нет, эта кроткая, затравленная душа не может думать о
Смерти.
Есть сознание, сознающее самое себя. Оно видит себя насквозь, спокойное
И опустелое среди этих стен, оно освобождено от человека, обитавшего в нем,
оно чудовищно, потому что оно никто. Голос говорит: "Багаж сдан. Поезд
отходит через два часа". Стены домов тянутся справа и слева. Есть сознание
дорожного покрытия, скобяной лавки, амбразур казармы, и голос говорит: "В
последний раз".
Осознается Анни, толстая Анни, старая Анни в номере отеля, осознается
Страдание, страдание осознает себя среди бесконечных стен, которые уходят и
никогда не вернутся. "Будет этому конец?" -- голос среди домов поет джазовую
мелодию "Some of these days", будет этому когда-нибудь конец? и мелодия
Тихонько возвращается и, подкравшись сзади, незаметно вновь обретает голос,
|