Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Посещение Пресвятой девой праведной елисаветы. Рождение Иоанна предтечи. Его жизнь, проповедь и мученическая кончина.

Поиск

 

Благодатная весть о Боговоплощении еще оставалась в тайне. Душа Святой Девы Марии была переполнена неизреченной радо­стью о Боге Спасителе Своем. Но всемирное событие не могло дол­го оставаться сокрытым. И вот Святая Дева спешит из Назарета в горнее селение в Иудее, чтобы повидаться с Елисаветой и поде­литься с ней своей радостью.

Войдя в дом священника Захарии, Мария обратилась с при­ветствием к престарелой родственнице. Елисавета в это время уже шестой месяц носила в себе чудесного младенца, будущего Предтечу и Крестителя Христова Иоанна. Как бы увидев перед собой грядущего Мессию, младенец во чреве пришел в радостное возбуждение. Вместе с тем и Елисавета была обрадована встре­чей и, исполнившись Святого Духа, стала громким голосом про­славлять Божию Матерь: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Тво­его дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказан­ное Ей от Господа».

В ответ на приветствие своей родственницы Святая Дева вос­пела чудную пророческую, хвалебно благодарственную песнь: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спа­сителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отны­не будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящим­ся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлени­ями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смирен­ных...» Эта песнь, исполненная глубокого духовного смысла, ли­лась из глубины благодарного и смиренного сердца Богородицы.

И до настоящего времени эта дивная песнь Святой Девы поет­ся Христовой Церковью за утренним богослужением, наполняя души верующих радостным благоговением перед Пресвятой Бого­родицей. Она учит последователей Христовых, что величайшее и святейшее свойство души человеческой есть смирение, благода­ря которому человек достигает истинного величия. Бог увидел смирение Святой Девы и сделал Ее Царицей неба, поставив Ее вы­ше Ангелов небесных.

Пресвятая Богородица провела в доме Захарии около трех меся­цев, освящая праведное семейство Своим благодатным присутстви­ем, после чего возвратилась в Назарет к своему обручнику Иосифу.

Вскоре после ухода Божией Матери в Назарет дом священни­ка Захарии посетила новая большая радость. Праведная Елисаве­та в старости своей родила долгожданного сына. Весть об этом чу­десном событии быстро облетела всю окрестность горнего селе­ния, и на восьмой день, когда надо было обрезать дивного младен­ца, дом Захарии был переполнен людьми.

Родственники и знакомые советовали назвать новорожден­ного именем Захария, по имени отца, так как у иудеев в те вре­мена было принято передавать в одном роду одни и те же имена из поколения в поколение. Елисавета же хотела назвать его Ио­анном и настаивала на своем. Тогда все присутствующие обрати­лись к священнику Захарии и знаками стали спрашивать его, как он желает назвать своего сына. Захария попросил дощечку и на ней написал: «Иоанн имя ему». И все удивились.

В тот же момент Захарии возвратился дар речи, и он, вдохнов­ленный Святым Духом, начал прославлять Бога и пророчески воз­вещать о скором пришествии в мир Мессии. Затем, обращаясь к своему сыну Иоанну, он сказал: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа при­готовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в проще­нии грехов их...»

Все присутствующие от этих слов пришли в большое волне­ние. События, происшедшие в доме престарелого священника, стали предметом разговоров в горном селении и его окрестностях. Мессианские надежды были живы в это время в народе, все ожи­дали великого Посланника от Бога. Поэтому высказывались раз­личные предположения о будущей судьбе сына Захарии, при встрече слышались вопросы: «Что будет младенец сей?»

 

Святой Иоанн Креститель. Его жизнь и проповедь

Ин. 1, 1-34; Мф. 3, 1-12; Мк. 1, 1-8; Лк. 3, 1-20

 

Шел 779 год от основания Рима. После смерти Августа импе­ратор Тиберий уже пятнадцатый год правил мировой державой. Израиль полностью подпал под власть Рима и перестал быть само­стоятельным царством. В Иерусалим прибыл очередной импер­ский наместник Понтий Пилат. Первосвященниками в то время были Иосиф Каиафа и Анна, который находился на покое.

Это было необычайное время. Атмосфера ожидания прибли­жающихся великих событий была раскалена до предела. Жажда очищения, обновления, всеобщего духовного и общественного переустройства была у всех народов. Римляне мечтали о возвра­щении царства Сатурна, греки ждали наступления золотого ве­ка, а евреи готовились к встрече Мессии. Многие благочестивые иудеи день и ночь находились в храме, ожидая трубного звука, возвещающего пришествие Мессии. И ожидания их были не на­прасны.

В пятнадцатый год правления императора Тиберия на бере­гах Иордана появился последний великий ветхозаветный про­рок – святой Иоанн, которому Бог судил стать Предтечей и Крес­тителем грядущего Мессии, Господа нашего Иисуса Христа. Это был чудесно рожденный сын священника Захарии. Когда Ирод дал приказ избить младенцев в Вифлееме и его окрестностях, пра­ведная Елисавета вместе с двухлетним сыном Иоанном скрылась в Иудейской пустыне. Вскоре Иоанн лишился своих родителей и остался один жить в дикой пустыне, хранимый и подготовляе­мый Богом к великому служению.

По свидетельству Иосифа Флавия, святой Иоанн жил в трост­никах, одевался в звериные шкуры и не стриг волос. Пищей ему служили побеги растений, дикий мед и саранча. Великий аскет и молитвенник, он почти всю жизнь провел в уединении, ожидая Божественного призыва. И призыв дан был ему с неба. Когда св. Иоанну исполнилось тридцать лет, Господь послал его с пропо­ведью на берега Иордана к «заблудшим овцам дома Израилева». Он повелел ему возвестить всем людям о скором явлении в мир Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через покаяние и крещение.

И вот на зеленых берегах Иордана послышался голос велико­го пророка. К иорданскому проповеднику стал быстро стекаться народ со всей Палестины. Люди жадно ловили каждое слово про­рока о скором наступлении Царства Небесного. Наконец-то, ду­мали многие из них, наступает долгожданное Царство Мессии, Который сверхъестественной силой уничтожит ненавистное иу­деям римское владычество, а избранный Богом народ станет гос­подствовать над всем миром.

Но из уст великого проповедника и пророка они слышали сов­сем иное учение о Мессии и Его Царстве. «Не обманывайте себя пустыми мечтаниями, ¾ как бы так говорил св. Иоанн теснивше­муся вокруг него народу, ¾ не вооруженным восстанием против языческого ига ускорите вы пришествие Спасителя. Он придет в Свое время, и это время уже настало. Никакая сила в мире не может воспрепятствовать Промыслу Божию. Мессия придет не для утверждения политического мирового царства, но для сози­дания Царства Духовного, которое коренится в душе каждого че­ловека. Царство Мессии – это Царство Добра, Правды, Любви, Благодати».

Но чтобы человеку войти в это Царство Мессии, нужно совер­шить духовный переворот в своей душе, необходимо отказаться от своих предрассудков, страстей, от зла во всех его видах, ¾ нуж­но покаяться. «Покайтесь! – взывал св. Иоанн к народу, ¾ ибо приблизилось Царство Небесное». Голос его гремел над толпой, он обличал пороки, требовал справедливости. Сила духа и слова св. Иоанна производили на людей неизгладимое действие. Иосиф Флавий свидетельствует, что «народ, восхищенный его учением, стекался к нему в великом множестве... а власть этого мужа была так велика над иудеями, что они готовы были сделать по его сове­ту все».

Кто искренне верил словам св. Иоанна и каялся в своих гре­хах, тех пророк крестил в реке, погружая крещаемых в «струи Иорданские». Одни только фарисеи и саддукеи, духовно слепые народные вожди, были глухи к голосу пророка, который звал их к покаянию. Фарисеи, гордясь своим происхождением от Авраама, хвалились исполнением не только Моисеева закона, но и преданий старцев. Они были убеждены в своей праведности и считали себя достойными войти в Царство грядущего Мессии. Саддукеи же не верили ни в воскресение мертвых, ни в будущую жизнь. Следова­тельно, и им не было никакой надобности каяться и креститься.

Однако фарисеи и саддукеи не могли спокойно смотреть, как толпы народа идут к Иоанну, как он приобретает над народом все большую власть и как эта власть начинает ускользать из их рук. Вот почему и они пошли в пустыню на Иордан; но пошли не с тем, чтобы каяться и креститься, а чтобы посмотреть: что это за про­рок? Да и пророк ли он?

«Порождения ехиднины! – взывал к ним грозный проповед­ник еще издали, ¾ кто внушил вам бежать от будущего гнева? Со­творите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из кам­ней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне де­рев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3, 7-9).

Но огненные слова проповедника не тронули каменных сер­дец духовных вождей народа. Гордые фарисеи и неверующие саддукеи не принесли покаяния и не крестились. Они ушли от Иоанна, затаив злобу против грозного обличителя. На простой же народ проповедь Крестителя производила потрясающее впе­чатление: все приходившие к нему каялись и крестились. К не­му шли горожане и земледельцы, сборщики податей и воины. И для всех вестник зари Царства Божия находил нужное слово. Он звал людей к нравственному очищению и к добрым делам, чтобы через очищение человеческих сердец был подготовлен путь Господу. «Глас вопиющего в пустыне, ¾ проповедовал он народу, ¾ приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да пони­зится, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются глад­кими; и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк. 3, 4-6). Так св. Иоанн, уподобляя человеческие сердца земному рельефу, звал народ к духовному очищению.

Многим казалось, что настало давно ожидаемое время и что сам Иоанн есть тот Избавитель, Который утвердит Царство Божие на земле. Иудеи с надеждой смотрели на иорданского отшельника. Но на вопрошающие взоры людей великий Пророк отвечал: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недо­стоин развязать ремень обуви. Он будет крестить вас Духом Свя­тым и огнем» (Лк. 3, 16).

Между тем к Предтече шли все новые и новые толпы людей. Некоторые из них усердно слушали проповедь пророка и, крес­тившись от него, становились верными его учениками. Таковыми были, например, Андрей и Иоанн из Вифсаиды, будущие апосто­лы Христовы (Ин. 1, 35-41). Они помогали своему учителю совер­шать крещение народа и защищали его учение перед книжниками и фарисеями. Вскоре вокруг Крестителя образовалась община, которой он дал свои правила и молитвы.

Но Предтеча все ждал появления Мессии.

Уже сгущались тучи над головой пророка, уже по проискам Иродиады, которую он всенародно обличал в прелюбодеянии, го­товился его арест и заключение в темницу, а Христос все еще не приходил.

Смерть Иоанна Крестителя

Мф. 14, 6-12; Мк. 6, 17-29

 

Пока ученики отсутствовали, Иисус Христос продолжал один проповедовать по Галилее. Вскоре до Него дошла печальная весть о смерти величайшего из ветхозаветных пророков, Предтечи и Крестителя Иоанна.

Все это время Иоанн Креститель томился в темнице. За всена­родное обличение в незаконном сожительстве царской четы, по проискам коварной и жестокой Иродиады, Ирод Антипа при­казал заключить проповедника покаяния в тюрьму в крепости Махеронт. Правда, по повелению тетрарха св. Иоанна держали не очень стесненно; он мог общаться с учениками, и сам Антипа не­редко вызывал его к себе, слушал его речи и даже спрашивал его советов. Но и в темнице провозвестник Божественной Правды не ослабил, а, наоборот, усилил свое обличение этого позорного и беззаконного брака, говоря о нем в самых резких выражениях.

Можно себе представить, с какой злобой выслушивала Ироди­ада слова осуждения святого пророка в своем дворце. Но погубить его сразу коварная женщина не смогла. Ирод Антипа не решался казнить Иоанна Крестителя, так как боялся волнений народа. Од­нако долго Иродиада не могла терпеть. При первом же удобном случае царица решила покончить со своим врагом.

Долгожданный для нее момент наступил во время дня рожде­ния Ирода, празднование которого проходило во дворце в Махе­ронте. По этому случаю во дворец собралось много гостей и было устроено большое пиршество. Когда праздник, сопровождавший­ся обильными возлияниями, достиг своего апогея, на середину выбежала Саломия – дочь Иродиады и исполнила непристойный танец к неописуемому восторгу гостей. «Проси у меня, чего хо­чешь», ¾ говорил девице опьяненный тетрарх. Он клялся в при­сутствии своих военачальников и старейшин, что ни в чем не от­кажет ей. Саломия с радостью побежала к матери за советом и та подсказала ей, чего просить у Ирода. «Головы Иоанна Крестите­ля», ¾ требовала жестокая Иродиада. Саломия была не менее жесто­косердной, чем ее мать. Она тотчас, вероятно, взяла блюдо, вышла к присутствующим и сказала царю: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Антипа и все присутству­ющие были поражены ее просьбой. Странно было видеть молодую девушку, только что беззаботно танцевавшую перед собранием, в роли злобной и кровавой мстительницы.

Ирод не захотел нарушить свое слово перед гостями. Немед­ленно в темницу был послан палач, который вскоре вернулся, не­ся на блюде голову великого пророка и Предтечи Господня. Сало­мия отнесла свой страшный трофей кровожадной матери...

Так мученически погиб «величайший из рожденных жена­ми». Тело его отдали ученикам; они похоронили его и отправи­лись в Галилею рассказать Иисусу о махеронтской трагедии. Эта казнь вызвала большое недовольство в народе. Самому Ироду мысль об убитом пророке-пустыннике не давала покоя. Спустя некоторое время, когда Арета разбил войско Антипы и захватил Махеронт, все увидели в этом наказание за убийство Иоанна Крестителя.

 

 

Иоанн Предтеча и Креститель Господень (Мф. III, 1, Марк I, 4, Лук. I, 60-63, Иоан. I, 6) — был сын Захарии, престарелого священника, и Елисаветы, жены его (Лук. I, 13), и родился за шесть месяцев до рождения Господа Иисуса. Его рождение и служение были предсказаны ангелом Гавриилом (Лук. I, 5-15), Исайею (ХL, 3) и Малахией (IV, 5). Обстоятельства, предшествовавшие и последовавшие за рождением Иоанна Предтечи, подробно изложены в Евангелии от Луки (I, 1-80). Юность свою Иоанн провел в пустыне до самого времени своего явления народу. Одежду носил он из грубой верблюжьей шерсти, с кожаным поясом на чреслах, а пищей для него служили акриды, род саранчи, и дикий мед (Мф. III, 4, Мар. I, 6). Будучи тридцати лет от роду, Иоанн начал проповедовать в пустыне Иудейской и призывать народ к покаянию в грехах и исправлению жизни. Его проповедь была очень сильна, хотя немногословна. Покайтесь, восклицал он, ибо приблизилось царствие Божие! (Мф. III, 26). Сила оной была так велика, что Иерусалим, и вся Иудея, и вся окрестность иудейская выходили к нему, и крестились от него во Иордане, исповедуя грехи свои (Мф. III, 5). Начало проповеди Иоанна Крестителя, по словам евангелиста Луки, относится к 15 г. царствования Тиверия, в прокуратурство над Иудеей Понтия Пилата и в правление Галилеей Ирода Антипы. Первоначальным местом проповеди Иоанна была пустыня Иудейская, впоследствии берега Иордана, преимущественно Вифавара и Еннон. Увещевая народ к покаянию и исправлению греховной жизни, Иоанн проповедовал ему, что крещение водой, совершаемое им, есть только приготовление к принятию Мессии, и что Мессия, имеющий вскоре явиться, есть больший его, Иоанна Крестителя. И вот Господь Иисус Христос, Агнец Божий, хотя и безгрешный, но берущий на Себя грехи мира, приходит вместе с другими на берег Иордана и требует крещения от руки Иоанновой, дабы, как сказал Он, исполнить всякую правду (Мф. III, 15). Суровый проповедник пустыни, видя грядущего к нему Иисуса, указал на него народу и ученикам своим как на Агнца Божия, вземлющего грехи мира. Евангелисты Матфей (III, 13-17) и Марк (I, 9-11) подробно передают обстоятельства, предшествовавшие крещению Господа от Иоанна в Иордане и последовавшие за оным.

 

Засвидетельствовав затем о Христе, как об истинном Сыне Божием и Спасителе мира и пред народом (Иоан. I, 15-18), и перед священниками и левитами (I, 19-28), и перед учениками своими (I, 35-37), Иоанн продолжал свое высокое служение в духе и силе Илии (Лук. I, 17), являя при сем глубочайшее смирение. Он до того проникся смирением, что считал себя недостойным развязать ремень у обуви Его (Иоан. I, 27). Обличая пороки и заблуждения людей, Иоанн Креститель, подобно Илии, не щадил и властителей земных. Имея сильное влияние на Ирода, который, по замечанию евангелиста, даже с удовольствием слушал его (Мар. VI, 20), бесстрашный проповедник истины не поколебался громко обличать нечестивого царя за его беззаконную связь с Иродиадой, женой брата его, которая при том доводилась ему племянницей. Смелые обличения пророка не нравились царю, и он приказал заключить его в крепость Махерус, лежавшую на границе Персии и Аравии. Он готов был даже убить Иоанна, если бы не боялся народа, потому что его принимали за пророка (Мф. XIV, 5). О посольстве от Иоанна из темницы двух учеников к Иисусу Христу мы читаем в Евангелии от Матфея (XI, 2-6) и от Луки (VII, 18-23), и по отшествии посланных Господь назвал его большим, чем были все пророки во Израиле: из рожденных женами, сказал Он, нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя (Лук. VII, 28). Ненависть Иродиады к Иоанну была еще сильнее и неумолимее, чем у самого Ирода, именно вследствие того что он безбоязненно осмелился обличать ее беззаконие. Потому она искала удобного случая умертвить его. Этот желанный случай скоро представился. В день рождения Ирода, во время пира, который он давал своим вельможам, Соломия, дочь Иродиады, своей пляской доставила такое удовольствие царю и гостям его, что он предложил ей просить чего она хочет, обещая дать ей даже до половины царства (Мар. VI, 21-23). По совету матери, Соломия потребовала у царя на блюде главу Иоанна Крестителя, и он, чтобы не показаться неверным своей клятве, послал в темницу оруженосца (спекулатора), и тот, усекнув главу его, подал ее на блюде девице, а девица отдала оную своей матери.

 

Услышав об этом, ученики Иоанновы пришли и похоронили тело его, потом пошли ко Христу и рассказали Ему о случившемся (Мф. XIV, 6-12, Мар. VI, 21-29). Память великого пророка Предтечи и Крестителя Иоанна св. Церковь совершает семь раз в году, а именно: 23 сентября — в честь его зачатия, 24 июня — в день его рождения, 29 августа — в день усекновения его главы, 7 января — на другой день Крещения Господня, 24 февраля — в память первого и второго обретения его главы, 25 мая — в память третьего обретения его главы, и 12 октября — в память перенесения из Мальты в Гатчину, в 1799 году, десной руки его.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.46 (0.012 с.)