Историко-географическое и политическое положение Палестины. Религиозно-нравственное состояние еврейского народа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историко-географическое и политическое положение Палестины. Религиозно-нравственное состояние еврейского народа.



 

Земля, где совершилось воплощение Бога-Слова, по которой две тысячи лет назад ходил Господь наш Иисус Христос с пропо­ведью и на которой принес Он великую Жертву Любви за весь че­ловеческий род, называется Палестиной. Благоговейные христи­ане дали ей название «Святая Земля».

Палестина ¾ древняя родина евреев, где когда-то жили пат­риархи Авраам, Исаак и Иаков. Бог обещал эту землю их потом­кам. Поэтому землю эту евреи называли обетованной.

В конце второго тысячелетия до Рождества Христова, когда израильтяне чудесным образом бежали из Египта от фараона, они под предводительством Иисуса Навина завоевали обетованную землю у ханаанских племен и стали ее полноправными хозяева­ми.

На этой земле протекала их история целое тысячелетие, до прихода на Восток римлян, разрушения ими Иерусалима и храма Господня. На этой земле в ветхозаветные времена Гос­подь готовил избавление всему человечеству в лице грядущего Искупителя мира.

Палестина расположена вдоль восточного берега Средиземно­го моря. На севере ее окаймляют горы Ливан, Антиливан и Ер­мон. На юге она граничит с Синайской пустыней, а на востоке к ней непосредственно примыкает огромная Сирийско-Аравий­ская пустыня. Всего эта страна занимает площадь 25 124 кв. ки­лометра (см. карту).

Вдоль палестинского берега Средиземного моря проходил древний караванный путь из Египта в Месопотамию с одной сто­роны, и в Грецию – с другой. Навьюченные товарами верблюды шли через холмы Галилеи в город Дамаск, где был пограничный пункт мировой торговли.

Палестину можно назвать страной природных контрастов: здесь есть и берег великого моря, и пустыня, и горы, и долины, и озера, и реки, и леса.

Климат тоже разнообразный. Если на севере Палестины, на величественных вершинах гор Ермона, лежат вечные снега, то в долине Мертвого моря жара достигает тропической силы. В городе Иерихоне и в его окрестностях при нестерпимой жаре люди носят легкие одежды, тогда как в 20 километрах в сторону, в верхней Иудее, бывают морозы и снег. Люди здесь живут в ка­менных домах и носят теплые одежды. В районе Иерусалима кли­мат похож на среднеевропейский.

В Палестине встречается разнообразная растительность. На севере, в горах Ливана, растут пихты, кедры и другие хвойные деревья; на берегах Иордана пальмы и кипарисы; среди холмов Галилеи много дубов, маслин и смоковниц. Земля хорошо родит виноград, пшеницу и другие злаки, есть хорошие пастбища.

По характеру поверхности Палестина является плоскогорь­ем, изрезанным глубокими долинами и ущельями, по которым в зимнее время бурно несутся дождевые потоки. От Ливана на за­паде и Ермона на востоке тянутся по обеим сторонам Иордана ог­ромные горные отроги на всем протяжении страны. На западе они известны под названием Неффалимовых и Ефремовых гор; на вос­токе же – Авранских, Галаадских и Аваримских гор. Кое-где гор­ная цепь прерывается большими долинами.

На всем протяжении с севера на юг Палестина разделена на две части долиной реки Иордан. Долина Иордана представляет со­бой громадную расщелину между отвесными, оголенными, высо­кими скалами. В течение большей части года в этом ущелье стоит удушливая жара. Вероятно, поэтому на берегах Иордана никогда не было городов и по ним с древних времен не проходило дорог.

Священная река берет начало в горах Ливана и Ермона и бур­ным потоком стекает в озеро Мером. Немного южнее Иордан про­текает красивейшее в мире пресноводное и богатое рыбой Генни­саретское, или Тивериадское, озеро, называемое также Гали­лейским морем. У этого озера Господь часто проповедовал наро­ду о Царстве Божием.

От Тивериадского озера Иордан устремляется к Мертвому мо­рю, в которое и впадает.

В нижнем течении Иордана находятся те священные места, где начал свою проповедь св. Иоанн Креститель. Здесь Христос впервые явился народу и крестился от Иоанна. Здесь воды Иорда­на стали крещальной Купелью всего мира.

Мертвое море, куда впадает Иордан, производит мрачное впе­чатление. Его уровень лежит на 400 метров ниже уровня океана. Вода в нем горько-соленая и такая тяжелая, что самые мощные ветры едва колышут ее поверхность. Рыба в ней жить не может. Берега пустынные, серо-черного цвета, вулканического проис­хождения. Воды Мертвого моря во времена еврейских патриар­хов погребли под собой развращенные города Содом и Гоморру, которые были испепелены небесным огнем (Быт. 19, 24-25).

К западу от Иорданской долины расположена главная часть Палестины, которая со времени завоевания римлянами делилась на три области, считая с севера на юг: Галилею, Самарию и Иудею.

Галилея славилась плодородием и живописностью пейза­жей. Она богато орошается множеством источников, бегущих с гор Ливана и Ермона. Во времена Христа земля здесь хорошо об­рабатывалась и засеивалась самыми разнообразными злаками. Несомненно, здесь, в Галилее, Христос говорил Свои притчи о се­ятеле, семени и плевелах.

Через Галилею, как уже было сказано, проходил главный ка­раванный торговый путь из Египта, поэтому эта область страны открыта для самых разнообразных влияний как с Востока, так и Запада. Это место было как бы мостом между Африкой, Малой Азией и Европой. Здесь, в городе Назарете, Христос провел Свои юные годы. Среди галилейских рыбаков Он избрал Себе первых апостолов. Большая часть Его служения протекала на берегах Га­лилейского (или Геннисаретского) озера.

Население Галилеи было многочисленно и трудолюбиво. Га­лилеяне обладали живым характером, были впечатлительны, любили новизну и легко поддавались новым и смелым идеям; при этом они отличались глубокой религиозностью.

В этой области жило много язычников. Постоянное общение с ними вырабатывало в галилеянах дух терпимости, которого бы­ли лишены жители Иудеи, отличавшиеся мелочным формализ­мом. Жители Иерусалима постоянно упрекали галилеян за ту легкость, с которой они обращались с язычниками, и высмеивали их скверное произношение.

Главными городами Галилеи были Тивериада, Хоразин, На­зарет, Кана, Наин, Вифсаида и Капернаум, в котором Христос прожил большую часть времени Своего общественного служения.

Область Самария расположена южнее Галилеи. Это более ровная часть Палестины, очень удобная для поселения. Здесь проходило много событий еврейской истории. Когда-то вместе с Галилеей Самария составляла Северное Израильское царство, уничтоженное в VIII веке до н.э. ассирийцами. Завоеватели пере­селили в Самарию множество крестьян с востока, которые, сме­шавшись с оставшимися местными жителями, приняли их веру, сохраняя в то же время некоторые языческие обычаи. Их стали называть самарянами. Иудеи не хотели в них видеть братьев по религии, считая их полуязычниками. Это служило поводом к по­стоянным конфликтам. Вражда была так велика, что даже во вре­мена Христа иудеи, путешествовавшие из Галилеи в Иерусалим, предпочитали два раза переходить Иордан, лишь бы миновать Са­марию. Отсюда возникла и поговорка, что «иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин. 4, 9).

В южной части Палестины была расположена Иудея. Она яв­лялась полной противоположностью Северу. Гористая, бесплод­ная и угрюмая Иудея представляла собой как бы пустыню с оази­сами. Центром Иудеи был Иерусалим. Древний город, овеянный духом священных преданий и пятнадцативековой истории, во время земной жизни Христа возвышался на Сионской горе, ок­руженной могучей стеною и глубоким рвом. Сердцем Иерусалима и всей Иудеи был храм Господень. Сюда на праздник Пасхи из рассеяния со всех концов мира стекались верующие евреи, чтобы принести жертву Богу. По большим праздникам в город прихо­дил и Христос, но начальники иудейские враждебно относились к Спасителю, они преследовали Его, поэтому Иисус Христос боль­ше любил проповедовать в Галилее, нежели в Иудее.

В восемнадцати километрах к югу от Иерусалима, в низине, между холмов, расположен город Вифлеем. Здесь родился Гос­подь наш Иисус Христос.

По другую сторону Иордана, на восток, вся местность называ­ется Заиорданье. В древние времена там жили моавиты и амор­реи, преграждавшие Моисею путь к обетованной земле. Севернее лежала земля Уц, родина праведного страдальца Иова. В своей се­верной части заиорданская Палестина обнимала пять округов: Итурею, Голан, Трахонитиду, Ватанею и Авран.

К югу от Голана и к западу от Аврана был расположен ряд го­родов, известных в Евангелии под общим названием Десятигра­дия, или, по-гречески, Декаполис. Эти города не раз посещал Христос.

Южная часть Заиорданья называлась Галаад, или Перея.

 

Политическое положение Палестины

 

Перед пришествием в мир Спасителя и во время Его земной жизни Палестина находилась под властью Римской мировой державы.

Еще в 63 году до Рождества Христова римский полководец Помпеи ввел свои войска в Иудею и присоединил ее к римской провинции Сирии. Спустя немного времени (в 713 году от основа­ния Рима, или в 37 году до Рождества Христова) идумейский князь Ирод, прозванный Великим, получил от Римского Сената царский титул и в течение тридцати семи лет управлял всей Па­лестиной и Идумеей.

Войдя в состав Римской империи, иудеи оказались в самой гуще мирового политического, социального и религиозного бро­жения. В те годы Рим достиг высшего расцвета. Капитолий гордо вознесся над миром, внушая почтение и страх многочисленным народам, населявшим и окружавшим империю. Римские чинов­ники наводняли отдаленнейшие уголки огромного государства, взимая с провинций колоссальные подати.

Не затрагивая видимости самоуправления провинций, рим­ские диктаторы постепенно лишали их военной и политической са­мостоятельности. Обещая, подкупая, принуждая, они и у себя на родине положили конец всем политическим свободам, разгромив республиканскую партию и создав режим военной диктатуры. По­сле борьбы диктаторов в гражданской войне Октавиан Август стал самодержавным правителем Римской империи с титулом принцеп­са. Вскоре по всей стране Августу стали воздвигать храмы и статуи, ему пели славословия, его объявили «сотером» ¾ спасителем мира.

Это зрелище все более и более возвеличивающейся империи, подавляющей свободу и обоготворяющей своего владыку, не мог­ло не производить впечатления на людей Востока. Все чувствова­ли, что наступает нечто новое, непонятное. Для иудеев же вопрос решался просто. Для них мировая империя была царством Зверя, которое падет от меча грядущего Мессии.

Враждебно относясь к римскому владычеству, иудеи с таким же чувством относились и к Ироду Великому, который, вопреки воле народа, при поддержке римлян, захватил власть в Иудее.

Проводя политику Рима в Иудее, Ирод жестоко подавлял на­родные волнения. Сразу же после воцарения Ирод провел реорга­низацию Верховного Совета, Высшего иудейского судебного дво­ра (Синедриона). Царь приказал казнить 45 членов Совета, а так как Верховный Совет состоял, по свидетельству Иосифа Флавия, из 71 члена, то оставшиеся в живых 26 против 45-ти, вновь назна­ченных царем, ничего не могли провести в жизнь даже при со­блюдении всей законности. Так одним кровавым ударом высшая законодательная власть Иудеи оказалась в руках Ирода.

Интересы царя-идумеянина были далеки от интересов право­верных евреев. Человеку сильному, жестокому и страстному, Ироду были глубоко чужды религиозные проблемы, которые тог­да волновали иудеев и весь мир. Распутство и постройки, войны и политические интриги поглощали его целиком. Гордый и често­любивый, он мечтал затмить славу царя Соломона и развернул кипучую строительную деятельность. При нем Палестина покры­лась многочисленными зданиями. Он с одинаковым рвением за­нимался сооружением ипподрома, театров, храмов в честь импе­ратора Августа и перестройкой Иерусалимского храма. Послед­ний, правда, был предметом его особенных забот: Ирод вложил в него огромные средства и превратил в одно из чудес света. Он гордился своим храмом. Однако и эта его заслуга не завоевала ему любовь народа.

По отношению к своим подданным Ирод был деспотом, жесто­ким и кровожадным тираном. Болезненно подозрительный, он ук­реплял свой трон ценой многих преступлений. Он умертвил Мари­амну, одну из своих многочисленных жен, вместе с двумя ее сы­новьями – Александром и Аристовулом. Узнав через свою сестру Соломею о местопребывании последних потомков Хасмонеев, Ирод казнил их заодно с мужем сестры.

За пять дней до смерти Ирод казнил своего сына Антипатра. Когда об этом узнал кесарь Август, то он, указывая на Ирода, ска­зал своим приближенным: «Я хотел бы лучше быть его свиньей, чем сыном». Кесарь при этом имел в виду иудейский закон, кото­рый запрещал употреблять в пищу свиное мясо.

Но самым жестоким и кровожадным преступлением Ирода было избиение множества невинных Вифлеемских детей, о кото­ром рассказывает евангелист Матфей (Мф. 2, 16-18).

Последние дни Ирода были ужасны, его постигла мучи­тельная болезнь. На одре болезни он сыпал проклятиями, пы­тался кончить самоубийством, бредил кровавыми расправами. Иосиф Флавий сообщает, что Ирод отдал приказ своей сестре – собрать в Иерихоне 15 000 знатных иудеев и в момент его смер­ти предать их смерти, чтобы хоть этим способом заставить на­род плакать. Но приказ этот не был выполнен. Похороны Ирода были пышными.[1] За гробом, в котором последний иудейский царь лежал облаченный в багряницу и увенчанный драгоценной диа­демой, шли его три уцелевших сына: Архелай, Филипп и Антипа.

После смерти Ирода Великого император Август разделил (согласно завещанию Ирода) его царство между тремя сыновьями следующим образом: Архелай получил власть над Идумеей, Иу­деей и Самарией; Антипа – над Галилеей и Переей; а Филипп – над Итуреей, Гавлонитидой и Трахонитской областью. Антипа и Филипп получили от кесаря титулы тетрархов (четверовластни­ков), Архелай же – этнарха (областной правитель).

Архелай претендовал на царский престол Иудеи, но Август оставил за ним титул этнарха, пообещав сделать его царем при ус­ловии, что он того заслужит. Но Архелай так и не заслужил цар­ского достоинства. Подобно отцу, он был жестоким правителем, но не унаследовал от отца государственных способностей. Народ его не любил и боялся так же, как и Ирода Великого. Правление Архелая длилось до 6 года по Р. X. За избиение трех тысяч иудеев в праздник Пасхи и за другие преступления Август сослал Архе­лая в Галлию, где он и умер.

На место Архелая с этого времени Сенат стал назначать рим­ских чиновников, которые назывались прокураторами (губерна­торами). Прокуратор командовал войском, собирал налоги и имел право казнить за важные преступления, действуя именем импе­ратора. В то время Синедрион имел только видимую самостоя­тельность, на самом же деле он был во многом ограничен римски­ми законами.

Управляя Иудеей, Самарией и Идумеей, прокураторы в то же время находились в зависимости от римского правителя, легата Сирии – провинции, в которую входила и Палестина.

Местопребыванием прокураторов был портовый город Кесария, но на большие праздники, особенно Пасху, они переселялись в Иеру­салим для наблюдения за порядком и усмирения народных волне­ний, которые неоднократно происходили во время праздников.

Пятым прокуратором Иудеи был Понтий Пилат (26-36 гг. по Р. X.), при котором был казнен Господь наш Иисус Христос. Вскоре после евангельских событий за жестокое избиение сама­рян он был сослан императором Тиверием в Галлию, где окончил жизнь самоубийством.

Ирод Антипа (4-39 гг. по Р. X.), тетрарх Галилеи и Переи, был властелином хитрым, тщеславным и развратным. Он оставил свою первую жену, дочь царя Ареты, и женился на Иродиаде, ко­торая была женой его брата Филиппа. За эту преступную связь его обличал св. Иоанн Креститель (Мк. 6, 18). Иродиада вознена­видела святого пророка и добилась его смерти.

Сторонники Ирода Антипы назывались иродианами. Они так же, как и Ирод проводили в Галилее политику Рима и были враж­дебно настроены по отношению к фарисеям.

Несколько лет спустя после евангельских событий римский император Калигула сослал Ирода Антипу в Галлию (39 г. по Р.Х.), откуда впоследствии он был переведен в Испанию, где и умер.

Ирод Филипп управлял северо-восточной частью Палестины. Местом его жительства был г. Пенеас, находившийся у истоков Иордана. Филипп украсил, обстроил этот город и назвал его Кеса­рией Филипповой. Правил он до самой своей смерти (34 г. по Р. X.).

 

Религиозно-нравственное состояние еврейского народа

во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа

 

В первой части Священной Библейской истории уже кратко говорилось о религиозных сектах и религиозной жизни евреев по­сле Вавилонского плена. Надо сказать, что с тех пор и до времени пришествия Христа на землю в религиозной жизни евреев мало что изменилось. На вершине Сиона, в древнем Иерусалиме, по-прежнему утром и вечером звучали серебряные трубы левитов, возвещавшие о начале богослужения в храме Господнем. Священ­нослужители и народ собирались в храм для принесения ежеднев­ной жертвы Богу. А в праздничные дни, особенно на Пасху, в Ие­русалим стекались тысячи паломников, чтобы очиститься, помо­литься и воздать хвалу Богу Израиля.

Со времени Вавилонского плена религиозная вера в народе не угасала, она постоянно поддерживалась в нем его ревностными учителями: книжниками и фарисеями.

Каждую субботу правоверные иудеи, начиная с двенадцати­летнего возраста, посещали синагоги, которые в то время строи­лись везде, даже в небольших селениях Палестины. В больших городах их было несколько, а в Иерусалиме наряду с великим храмом их насчитывалось до четырехсот. Синагоги не только слу­жили местом для молитвенных собраний верующих, но были так­же школами для воспитания детей в Законе Божием. Благодаря синагогам закон Моисеев внедрялся в народ по всей Палестине и далеко за ее пределами.

Слово синагога обозначает собственно «дом собрания». Внут­ри такие дома представляли собой довольно просторные залы, обыкновенно прямоугольной формы, иногда разделенные колон­надой на три придела. В глубине находился особый шкаф, заве­шанный покрывалом. В нем хранились свитки Закона и других книг Священного Писания. Посреди синагоги возвышалась кафе­дра с сидением для чтеца или проповедника и с аналоем для свит­ков. Читать и толковать Священное Писание в синагоге разреша­лось каждому иудею, достигшему тридцатилетнего возраста.

Во главе синагоги стоял книжник, или учитель Закона. В Еван­гелии книжники упоминаются или вместе с первосвященниками, или с фарисеями. Но фарисей и книжник – это не одно и то же. Почти все книжники были фарисеями, из чего вовсе не следует, что и все фарисеи были книжниками. Книжники представляли класс образованных людей, знатоков Закона, поэтому их иногда называли законниками; фарисеи же представляли собой партию, выражавшую определенное религиозное течение. По своим рели­гиозным взглядам книжник мог быть и фарисеем, и саддукеем, и ессеем.

Объем деятельности у книжников был большой. Они перепи­сывали Священные книги, хранили в памяти предания. В синаго­гах, на молитвенных собраниях, они толковали Священное Писа­ние, учили детей Закону Божию, а также были юристами и судь­ями народа. Книжники придерживались буквального толкова­ния Закона, строго следуя предписаниям предания.

В религиозной жизни они были формалистами, довольству­ясь мелочным соблюдением всех внешних правил. За это Христос часто обличал книжников и фарисеев в Своих проповедях.

Как книжники, так и фарисеи в те времена взяли на себя пол­номочия духовных учителей и вождей избранного народа. Они уси­ливали в нем религиозное чувство, следили за строгим исполнени­ем закона Моисеева и предания старцев, ограждали свой народ от иностранных языческих влияний и вселяли в него чувство патрио­тизма. Но, взяв на себя такую ответственную миссию, книжники и фарисеи сами были далеки от подлинно религиозной жизни.

Религиозность книжников и фарисеев ограничивалась одной лишь обрядностью чисто внешнего характера: если внешние предписания выполнены, то человек ничего больше не должен Богу. Искреннее раскаяние, смирение и усердная молитва были чужды книжнику и фарисею. Мелочность преданий заслоняла перед ними самые важные основы Божественного Закона. Лице­мерие, безмерная гордость и презрение к «толпе» ¾ вот основные черты, составляющие характер книжника и фарисея евангель­ских времен. Правда, со стороны казалось, будто они живут и действуют исключительно во славу Божию. Однако на самом де­ле они искали славы и чести только для самих себя. Разумеется, такие духовные вожди народа и сами были далеки от спасения, и народ вводили в заблуждение. Вот почему в Евангелии мы так часто слышим грозные обличительные слова Спасителя, обращен­ные к книжникам и фарисеям. За это «слепые вожди» возненави­дели Христа, не признали в Нем посланного Богом Спасителя и предали Его смерти. Таким образом, религиозные вожди Израи­ля, думавшие, что своим «благочестием» они способствуют на­ступлению Мессианского Царства, сами того не зная, отвернулись от истинного Мессии и стали ждать лжемессию.

Другой религиозной сектой, которая враждебно относилась ко Христу, были саддукеи. По своему составу религиозная пар­тия саддукеев охватывала представителей правящей иудейской аристократии. Входили в нее в основном представители высшего духовенства. Первосвященники, занимавшие высшее положение в Синедрионе, были саддукеями. Вся цель их деятельности своди­лась к сохранению за собой господствующего положения в стра­не. Отрицая будущую жизнь и воскресение, они, естественно, приходили к тому, что единственной целью существования счита­ли достижение земных благ.

Народ, уважавший фарисеев за их веру и патриотизм, нена­видел саддукеев, которые открыто смеялись над народной рели­гией, проводили явно антипатриотическую политику и грабили население. Свой авторитет в глазах народа саддукеи потеряли еще в эпоху греческого господства. Тогда они всячески унижали свой сан, чтобы пресмыкательством добиться благосклонности у Птоломеев и сирийских царей. Заразившись греческим полуве­рием и скептицизмом, они отошли от всякого участия в знамени­той Маккавейской борьбе. Когда же на смену грекам пришли римляне, саддукеи поспешили заверить римских прокураторов в своей преданности кесарю, чтобы только сохранить за собой власть в Иудее. Боясь, как бы Великий Проповедник из Назарета не нарушил их покой и не вызвал гнев Рима, первосвященники осудили Христа на смерть.

Синедрион, который был высшим судом у евреев, в то время, как мы уже говорили, состоял из 71 члена. Все члены Синедрио­на делились на три категории: 1) первосвященники – правящий первосвященник, все бывшие первосвященники, а также и главы важнейших священнических семейств; 2) старейшины – свя­щенники и миряне, представлявшие наиболее влиятельные и богатые семьи еврейского народа; 3) книжники, или учителя Закона, которые играли важную роль в Синедрионе. Там они яв­лялись как бы судьями - экспертами, указывая в каждом нуж­ном случае подходящие нормы Закона и предания.

Синедрион, учрежденный после Вавилонского плена, выно­сил решения по важнейшим делам как религиозного, так и поли­тического характера. В евангельские времена римляне во многом урезали его власть, и, в частности, лишили его права выносить смертные приговоры.

В то время ожидание пришествия Мессии в еврейском народе достигло предела. Иудеи невольно чувствовали, что время Мессии пришло. Поэтому при появлении в Иудее выдающегося проповед­ника или пророка все невольно спрашивали, не он ли Христос. Многие при этом не ясно представляли себе, в каком виде явится Христос, и хотели видеть в Нем земного царя, который покорит иудеям весь мир и создаст на земле вечное еврейское царство. Са­мыми страстными мессианистами в то время были зилоты, кото­рые пытались насильственно ускорить явление Мессии. Иосиф Флавий выразительно называет их «мальчишками», которые бы­ли готовы отдать свою жизнь за национальное освобождение Из­раиля. Они возмущались как против Ирода - идумеянина, так и против римлян. Организованные в небольшие группы, они со­вершали вооруженные нападения по всей стране. Народ называл их сикариями - людьми с кинжалами (Деян. 21, 38). Считая толь­ко Бога своим Царем, они открыто призывали иудеев на борьбу с римлянами. Эта деятельность сикариев привела к большому восстанию в Палестине против Рима в 66 году после Р. X., кото­рое закончилось печально для иудеев.

Но не все иудеи ожидали Христа как земного царя. Более ду­ховные люди ожидали в Нем Мессию, Который искупит человека от рабства греху, водворит мир в возмущенной душе, призовет к Себе всех труждающихся и обремененных и создаст вечное Бо­жие Царство на земле.

Таково было религиозно-нравственное состояние еврейского народа, когда на землю пришел Господь наш Иисус Христос. Све­дения об этом периоде жизни иудейского народа взяты из Еванге­лия и у Иосифа Флавия, из его труда «Иудейские древности».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.05 с.)