Искушения Христа в пустыне. Первые ученики Христовы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искушения Христа в пустыне. Первые ученики Христовы.



 

Искушение в пустыне

Мф. 4, 1-11; Мк. 1, 12-13; Лк. 4, 1-13

 

После крещения Иисус Христос, исполненный Духа Святого, покинул берега Иордана и направился вглубь унылой пустыни Мертвого моря, чтобы в полном уединении, посте и молитве под­готовить Себя к великому служению искупления и спасения рода человеческого от греха и смерти.

Но силы зла противились Божественному замыслу о человеке. Они зорко следили за Иисусом Назарянином – Сыном Святой Де­вы Марии, стараясь угадать в Нем ожидаемого евреями Мессию.

И вот, когда Господь явился в Иудейскую пустыню, Диавол открыто вступил с Ним в борьбу за обладание душами человечес­кими. Страшный и темный дух гордости и злобы вышел из адской бездны и направился в пустыню, чтобы бороться за свою власть над миром. Он захотел победить Христа, как некогда победил Адама.

Бесконечно тянулись дни и ночи в знойной пустыне, над ее бескрайними песками и скалами восходило и заходило нестерпи­мо палящее солнце, а Христос, погруженный в Свой внутренний мир, молился в глубочайшей сосредоточенности духа, преодоле­вая все телесное и земное. Он, Сын Божий, Богочеловек, знал, что дух сильнее плоти, что, пребывая с Богом, человек может побе­дить в себе все искушения и слабости тела. Сорок дней и ночей Спаситель находился в молитвенном общении с Отцом Небесным, не вкушая никакой пищи. Но человеческие силы уже не могли выдержать дальнейшего голодания, и Христос почувствовал не­стерпимый голод.

Кто долго голодал, тот знает, какую душевную муку и физи­ческую боль, доходящую до глубины сердца, испытывает в такой ситуации человек при одном напоминании о хлебе или при виде его. Тут можно отказаться от всего на свете: от родных, друзей, от всего святого – только бы насытиться хлебом. Часто именно в такие минуты диавол приближается к человеку для искушения. Он внушает ему мысль, что самое главное в жизни – это хлеб для питания. Все другое, как внушает диавол, второстепенно; вера, любовь, добродетель, исполнение нравственного долга возможны лишь тогда, когда человек сыт; материальные ценности выше ду­ховных; это – закон, на котором основано все развитие, как от­дельного человека, так и всего человечества.

Именно эту ложную мысль хотел внушить диавол в пустыне Основателю Духовного Царства на земле. И вот в момент напря­женной духовной борьбы Христа злой дух приблизился к Нему и, указывая на огромные, похожие на хлебы, серые камни, сказал Ему: «Если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Злой дух ждал, что, превратив камни в хлебы, Христос Своим примером покажет, что тело важнее духа, что самое глав­ное в жизни - это насытить голод и что духовная свобода челове­ка должна подчиниться физической необходимости. Но не только эту цель преследовал диавол, он своим первым искушением хотел посеять в душе Христа сомнение в Его Мессианском достоинстве. Он как бы так говорит Христу: «Ты голоден?.. А здесь дикая, бес­плодная пустыня; здесь хлеба нет! и достать его негде... у ног Тво­их лишь камни!.. Ты умрешь тут от голода!.. Впрочем, ведь Ты Сын Божий, Ты можешь и камни эти словом Своим обратить в хлебы?! Так стоит ли мучиться? Если это правда, если Ты дейст­вительно Сын Божий, то скажи, чтобы камни эти сделались хле­бами! Ты утолишь голод, отвратишь от себя мучительную смерть и вместе с тем докажешь, что Ты Сын Божий. Иначе, кто же пове­рит Тебе, если Ты даже для Самого Себя не можешь этого сде­лать?.. К тому же Ты, кажется, хочешь создать на земле царство счастливых людей, давно ожидаемое евреями царство Мессии? Если это так, то знай, что голодных Ты не сделаешь счастливыми, если не накормишь их; пойми, что если не снимешь с людей гне­тущую их заботу о хлебе, то они и не пойдут за Тобой, они отверг­нут и Тебя, и Твое учение!.. Так преврати же теперь эти камни в хлебы, пока хотя бы лично для Себя. Ты этим избавишь Себя от голодной смерти, да кстати и испытаешь Свою чудодейственную силу, в которую Ты, несомненно, веришь. И если это чудо удастся Тебе, то мой совет: пользуйся им всегда, так как только этим Ты привлечешь к Себе весь мир, только этим Ты покоришь его. Так покажи же Свою власть! Скажи...».

Но Христос отвергает предложенный диаволом путь покоре­ния мира. Он знал, что никаким вещественным хлебом нельзя на­сытить духовную природу человека, ибо душа человеческая жаж­дет Слова Божия и без него умирает. Он также знал, что люди, ко­торые из-за куска хлеба последуют за Ним, не благонадежны для свободного Царства любви и добра, какое Он пришел основать на земле. В человеке должно господствовать не материальное нача­ло, но духовное. Поэтому, не отвергая хлеб земной, Господь боль­ше ценит Хлеб Небесный. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», ¾ ответил Хрис­тос диаволу на первое его искушение.

Тогда злой дух возводит Господа на кровлю Иерусалимского храма, с которого открывался чудный вид на весь город и его ок­рестности. Храмовые дворы были переполнены народом. Указы­вая на эти толпы иудеев, диавол как бы так начал искушать Хри­ста: «Посмотри вниз! Вот несметные толпы народа, ожидающие с нетерпением пришествия Мессии! Но не думай, что народ этот может принять Мессию в таком скромном, как Ты, человеке, хо­тя и безгрешном и творящем чудеса! Нет, народ этот слишком раз­вращен своими учителями: ему нужен или блеск земной славы, или знамение с неба. Поэтому, если Ты этот ожидаемый Избави­тель, если Ты действительно Сын Божий, то Ты должен явиться Своему народу, окруженный небесными силами, Ангелами, явиться прямо с неба, как Бог!..

Какой прекрасный случай! Бросься вниз! Ведь Ангелы тотчас подхватят Тебя и понесут к изумленному народу, который сразу же признает Тебя Мессией. Зачем же Тебе избирать другой путь – путь скорби и страданий. Не лучше ли сразу, без всяких страда­ний, в славе небесных сил явиться Израилю и всему миру? Итак, докажи, что Ты Сын Божий! Решайся! Бросься вниз!»

Но Христос отвергает и этот путь, предложенный диаволом, ¾ путь кричащего и эффектного чуда, по которому впоследствии по­шли как ложные мистики, так и поклонники «чудес техники».

Христос знал, что никакое великое чудо не сможет доказать людям тайны пришествия Бога на землю, ибо эта тайна открыва­ется человеку только в вере и любви его сердца. Христос пришел на землю не для того, чтобы силою очевидных фактов и чудесами поработить свободную волю, ум и сердце человека. Он пришел со­брать воедино чад Божиих не силой принуждения, а Жертвенной любовью. Поэтому Господь ответил сатане: «Не искушай Господа Бога твоего».

Но злой дух продолжал искушать Христа. Он возводит Его на высокую гору и показывает Ему во мгновение ока все царства ми­ра сего и славу их. Затем, обращаясь ко Христу, диавол как бы так говорит Ему: «Ты отказался превратить камни в хлебы и от­казался, конечно, потому, что не мог совершить это чудо: не в Твоей это было власти. Хотя Ты и веришь в Писание, однако побоялся положиться на помощь Божию и броситься с кровли храма вниз к стоящему там народу. Теперь я вижу, что Ты – не Сын Божий! А если так, то яви Себя в блеске земного величия, как Царь Вселенной! Ведь евреи такого-то Мессию ждут! Смотри, вот у ног Твоих все царства мира! Всмотрись в них и рассуди: ко­му послушен, кому подвластен этот мир? Богу или мне? Кто пра­вит им? Из всех людей одни забыли Бога, другие и не знали Его; а меня все чтут, все делают то, чего я хочу; все порабощены мне. Здесь все – мое, здесь – власть моя! Но я готов разделить с Тобой эту власть, я готов отдать Тебе все царства мира, если Ты будешь служить не Богу, а мне. Ты будешь тем мессией, которого ждут евреи, Ты будешь владыкой мира, великим царем Израиля. И как легко Тебе достигнуть этого. Стоит лишь послушаться меня, всту­пить в союз со мною, поклониться мне... только поклониться! Итак, все это, все царства Вселенной, все будет Твое! Только под­чинись мне! Поклонись...».

«Отойди от Меня, сатана! – ответил Христос духу ненависти и про­тивления, ¾ ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему од­ному служи». Так победоносно закончились испытания Христа.

Два духа, две силы встретились в Иудейской пустыне, споря о человеческой судьбе. Один – добрый, Божественный; другой – демонически злой. Один готов был отдать жизнь Свою за спасение падшего человека, другой – пылал злобой и ненавистью ко всему творению Божию. Диавол хотел извратить крестный путь Мессии и направить ход истории по иному пути – по пути трех искушений, по которому впоследствии пойдет антихрист – человек греха. Но Христос победил диавола и остался верным Своему Отцу Небесному. Он знал, что только путем Жертвенной любви, только через Голгофу можно вернуть человеческий род в лоно Отца Не­бесного. И Он непоколебимо избрал этот жертвенный путь, так что вся земная жизнь Христа была путем, ведущим к Голгофе.

 

Возвращение Христа на Иордан. Первые его ученики

Ин. 1, 19-51

 

Искушения в пустыне окончились. Побежденный диавол ос­тавил Христа «до времени».

Иисус Христос, подкрепленный Святым Духом и благослове­нием Отца Своего Небесного, из пустыни направился к берегам Иордана, в Вифавару, где Его Предтеча продолжал призывать на­род к покаянию. Иоанн Креститель, увидев приближающегося к нему Иисуса и указывая на Него, сказал народу: «Вот Агнец Бо­жий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я ска­зал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его... но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребываю­щего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и за­свидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». Таким образом, Пред­теча всенародно объявил Иисуса Христа – Мессией, Сыном Божи­им. По свидетельству Иоанна Крестителя, Мессия будет не полити­ческим всемирным владыкой, а Агнцем Божиим, Который столько тысячелетий предызображался в жертвоприношениях. Он так же, как невинные ягнята (агнцы) и тельцы, заклавшиеся для всесож­жения, кротко примет на Себя страдания и смерть, прольет кровь Свою за грехи всего мира, чтобы спасти людей от вечной смерти.

Вернувшись из пустыни, Христос временно поселился близ Иордана, где крестил Иоанн. На другой день Иоанн Креститель опять увидел проходившего мимо Иисуса Христа и сказал стояв­шим около него двум своим ученикам: «Вот Агнец Божий».[2]

Услышав от Иоанна эти слова, оба ученика его пошли за Ии­сусом. Один из них был Андрей, которого впоследствии Церковь стала именовать Первозванным, Другой же был Иоанн Богослов. Оба они занимались рыболовством и жили в рыбацком городке Вифсаиде.

Господь, увидев идущих за Ним Андрея и Иоанна, остановил­ся и спросил их: «Что вам надобно?» Они ответили Ему: «Учи­тель, мы желаем знать, где Ты живешь?» Христос, видя их ис­кренние сердца и доброе намерение, приглашает Андрея и Иоан­на к Себе, чтобы уже навсегда сделать их Своими последователя­ми. Он сказал им: «Идите со Мной и увидите»...

И желание ищущих Бога сердец наконец-то сбылось! Они не только увидели хижину, где жил Иисус, но, главное, нашли в Нем истинного Мессию. Господь Духом Своим коснулся их душ, и они навсегда остались преданными Ему учениками.

Обрадованный Андрей ищет своего брата Симона, чтобы по­делиться с ним своей радостью. Когда Андрей привел Симона к Иисусу, Христос, взглянув на него и предвидя в нем крепкую веру, сказал: «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)». Впоследствии слова Иисуса исполни­лись. Петр стал великим первоверховным апостолом Церкви Христовой.

После этого Господь с тремя учениками отправился в Гали­лею. По пути Он увидел Филиппа, который тоже направлялся в Галилею, так как был родом из Вифсаиды, из одного города с Петром, Андреем и Иоанном. Обращаясь к Филиппу, Иисус ска­зал: «Иди за Мною». – И этих слов Христа было достаточно, что­бы Филипп стал преданным Его учеником.

У Филиппа был друг Нафанаил. Вместе они пришли из Гали­леи на Иордан, чтобы послушать проповедь Иоанна Крестителя. Филипп находит Нафанаила и зовет его ко Христу. Он с радостью сообщает ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей... и пророки, ¾ Иисуса, сына Иосифова, из Назарета».

Но Нафанаил хотел разумом понять то, что его друг воспри­нял сердцем. Он принадлежал к разряду тех людей, которые ста­раются предварительно убедиться в истинности того, во что им предлагают верить. Зная, что жители Назарета не пользуются хорошей славой, он усомнился в истинности слов Филиппа и ска­зал: «Из Назарета может ли быть что доброе?»

Филипп не стал спорить с другом, а предоставил ему само­му убедиться в том, что Иисус из Назарета есть действительно обещанный Мессия. «Пойди и посмотри», ¾ сказал ему Фи­липп. Когда Христос увидел идущих к Нему Филиппа и Нафа­наила, Он сказал Своим ученикам, указывая на Нафанаила: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Удив­ленный этими словами Нафанаил спросил Христа: «Почему Ты знаешь меня?» Господь ответил ему: «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты, был под смоковницею, Я видел тебя». Эти слова Спасителя еще больше поразили Нафанаила, обезору­жили его скептический рассудок и коснулись сердца. Он знал, что только Богу были ведомы его сокровенные думы и молитвы, которые он совершал под смоковницей. Поэтому в порыве радо­стного чувства Нафанаил воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!» Так простые рыбаки из Вифсаиды увидели в Иисусе Назарянине Спасителя мира, чего не смогли увидеть книжники и фарисеи при всей их учености.

Выслушав исповедание Нафанаила, Господь сказал всем Своим ученикам: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисхо­дящих к Сыну Человеческому». Этими словами Спаситель на­помнил первым Его последователям о чудесном видении лестни­цы их праотцем Иаковом. Тот, Который в видении стоял наверху лестницы, теперь сошел на землю и пребывает с ними как Сын Человеческий. А в том, что это так, учеников убедили в самое ближайшее время дела, которые стал совершать Иисус Христос.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.01 с.)