Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь.



 

Избрание двенадцати апостолов

Мф. 10, 1-4; Мк. 3, 13-19; Лк. 6, 12-16

 

События в Иерусалиме на празднике Пасхи показали, что в Иудее не было еще благоприятных условий для евангельской проповеди. Поэтому Христос удаляется в Галилею к берегам лю­бимого Им Геннисаретского озера, и там, вдали от слепых привер­женцев буквы ветхозаветного Закона, приступает к подробному изложению новозаветного учения о Царстве Небесном.

Но вино новое не вливают в мехи ветхие и к ветхой одежде не пришивают новой заплаты. Подобно этому, и новозаветное учение надо было преподать людям, далеким от тупого начетничества и узкого формализма. Поэтому перед Спасителем теперь стояла задача из числа многих Своих последователей избрать таких людей, которые смогли бы воспринять Его учение и сделаться солью земли и светом миру и положить начало новозаветному человечеству.

Исполненный таким желанием и сопровождаемый толпами народа, Господь по берегу Галилейского озера подходил к Капер­науму. Недалеко от города Христос остановился на одной из гор галилейских, которая возвышалась над голубыми водами озера. Преподав учение народу и совершив чудеса исцеления больных, Христос поднялся на вершину горы и пробыл там всю ночь в мо­литве к Отцу Небесному. Он просил Своего Отца «послать делате­лей на жатву, ибо жатвы много, а делателей мало». Христос про­сил, чтобы Отец указал Ему из числа последователей двенадцать ближайших помощников, которые продолжили бы Его дело спа­сительной проповеди и после Его вознесения понесли бы свет евангельского учения во все концы вселенной для всех народов.

С наступлением дня Господь призвал на вершину горы Своих учеников и из них избрал двенадцать, которых назвал апостолами, т. е. посланниками. Это были: «Симон, называемый Петром, и Ан­дрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфо­ломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозван­ный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот...» (Мф. 10, 2-4).

Господь избрал двенадцать апостолов, чтобы будущий народ Нового Завета, подобно народу ветхозаветному, также имел две­надцать духовных родоначальников, или патриархов.

Не богатых, не ученых и не сильных мира сего избрал Хрис­тос, но самых простых людей, все достоинство которых заключа­лось в их чистых, неиспорченных никакими ложными влияния­ми душах и непорочных сердцах. Образованные классы народа, раввины и священники, увлекаясь своими человеческими знани­ями, извратили понятие о Небесном и были проникнуты преду­беждением ко всему, что выходило за пределы их мелочной учено­сти и бездушного законничества. Поэтому они стали неспособны быть носителями и проповедниками Божественной истины ново­го Откровения.

Правда, и двенадцать избранных не сразу уразумели тайну пришествия в мир Учителя. Часто они не умели уловить Его са­мую простую мысль. Тем не менее Он выбрал именно их. Чест­ные, искренние, цельные натуры, не отравленные книжнической ученостью и узким фарисейством, они лучше других могли вос­принять Истину, проникнуться ею и понести ее в мир. Апостолы не предъявляли Христу своих сомнений, подобно ученым книж­никам и саддукеям, не допрашивали Его с такой назойливостью, как гордые самоуверенные фарисеи. Они смиренно следовали за Ним, самоотверженно любили Его и с благоговейной верой при­слушивались к каждому Его слову, хотя бы оно и разрушало их прежние надежды и мечты. Христос любил эту духовную семью – основание Церкви – и ставил ее выше всякого родства.

 

6. Нагорная проповедь

Мф. 5, 1-7, 29; Лк. 6, 20-49

 

Избрание двенадцати апостолов было большим событием в проповедни-ческой деятельности Господа нашего Иисуса Хрис­та. До этого Он еще не делал такого подробного изложения ново­заветного учения, которое должно было прийти на смену ветхоза­ветному. Теперь же, с избранием преданных учеников и последо­вателей, готовых стать провозвестниками Царства Небесного сре­ди народов, Господь начал открывать им и собравшемуся на горе народу тайны и духовные сокровища Царства Божия, которое Он пришел основать на земле.

Евреи, гордые сознанием своего превосходства над всеми на­родами земли, считавшие себя народом избранным и особенно любимым Богом, думали, что они призваны господствовать над всем миром. Отуманенные такими мечтами, они перестали пони­мать духовный смысл пророчеств о Мессии и Его Царстве.

Они ждали Его как могучего царя, который не только освобо­дит их от земных угнетателей, но и поработит им весь мир. Они увлекались даже сказками о том, что Мессия станет в Иоппии на берегу моря и повелит морской стихии выбросить жемчуг и все морские сокровища к Его ногам. Затем Он оденет народ Свой в багряницу, украшенную драгоценными камнями и будет питать его манною еще более сладкою, чем та, какая посылалась в пустыне. Словом, они по-своему мечтали о Мессии и Его Царстве – и так мечтали не одни только фарисеи и книжники, но почти все евреи. Даже уверовавшие в Иисуса, как в Мессию, ждали, что вот Он на­конец объявит Себя Царем Израиля. С такими-то мечтами, с та­кими-то ложными воззрениями на Мессию они окружали теперь Иисуса на горе Блаженств.

Господь отверз уста Свои и начал благовествовать о Царстве Божием. В Своем учении Христос прежде всего Царство Небесное противопоставляет всем державам мира сего, всем видам челове­ческих организаций. Ибо Царство Небесное – «не от мира сего», оно живет по иным законам, но приходит оно в мир сей и прино­сит на землю законы Неба.

Царство Божие – это не новый общественный строй, а в пер­вую очередь новая жизнь человеческой души, мир, в котором нераздельно царствует Бог. Это царство Любви, Правды, Добра, Мира, Благодати Божией. Оно незримо присутствует среди лю­дей. Оно всюду: в семье, в обществе и прежде всего внутри каж­дого человека. В глубинах человеческого духа, в чистом сердце человеческой души обитает Бог, а вместе с Ним обитает мир, ра­дость, любовь и блаженство. Сюда-то, в этот Божественный мир, на это духовное небо, которое открывается в нашем сердце, и призывает Господь войти человека. Быть вместе с Богом, но­сить Его в своем сердце – это и есть величайшая радость, это и есть Царство Божие на земле. Ибо если человек имеет в сердце Бога, он все имеет, хотя бы и всего в мире лишился. Душа, до­стигшая блаженства, не может замкнуться в самой себе, она рас­крывается для всех, ее охватывает огонь любви ко всему миру. Поэтому Царство Божие не может остаться уделом отдельных душ. Оно неизбежно должно перерасти в Царство всечеловечес­кого духовного единства, в центре которого будет царствовать Бог. Авва Дорофей эту мысль выразил в виде круга, в центре ко­торого Бог. Чем ближе радиусы к центру, тем ближе они между собой; чем ближе люди к Богу, тем ближе они друг к другу. В центре все сливается воедино. Там «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28).

Но войти в Царство Божие человек может только посредством очищения своего духа от греха, ибо в сердце, заполненное духов­ными идолами, Бог не войдет. Еще в беседе с Никодимом Христос объяснил, что для вступления в Царство Божие необходимо ду­ховно переродиться, перевоспитать себя и с Божией помощью стать другим – духовным человеком. Для этого надо не лениться, но напрягать все свои силы, ибо «Царство Божие силой берется» и только те, кто трудятся и работают над собой, войдут в него. Чтобы войти в Царство Бога Любви, нужна постоянная борьба с самим собой. Эта борьба требует жертв, духовного очищения: ради Царства Небесного никакой подвиг не может быть слишком велик. «Если... глаз твой соблазняет тебя, вырви его... лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».

На весах ценностей Царство Божие превышает все ценности и идеалы земли, все великие и благородные цели человечества. Кто войдет в это Царство Любви и Правды, тот достигнет настоя­щего счастья (блаженства), которого человек тщетно ищет на зем­ле без Бога. А в него войдут только нищие духом, плачущие о сво­их грехах, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду.

Гордый никогда не войдет в Царство Любви и Правды; но сми­ренный, осознавший свою духовную нищету, уже стал на путь со­вершенства. Он будет плакать о своих грехах, кротко относиться к людям, жаждать правды Божией, будет милостивым к ближ­ним, будет созидать мир вокруг себя и заботиться о чистоте своего сердца. И если придут испытания его веры, он, как скала в бушу­ющем море, останется крепким, стойким и преданным Богу, не­смотря ни на какие гонения. Кто пойдет таким путем, путем ис­полнения заповедей Христовых, тот несомненно увидит Бога, при­мет Его в свое чистое сердце и будет счастлив не земным счастьем.

Преподав народу девять заповедей блаженств, Господь затем обратился непосредственно к апостолам, которым предстояло сози­дать на этих духовных основах Нового Завета Церковь Христову.

«Вы соль земли, ¾ сказал Христос Своим ученикам, ¾ Осоляй­те мир Моим учением, предохраняя его от нравственной порчи. По­мните, что если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?

Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон... Так же и вы, если не будете жить по заповедям Божиим, то жизнь ваша потеряет высший смысл и вы сделаетесь посмешищем людей...

Вы – свет мира. Просвещайте его Моим учением. Несите свет Евангелия в темное царство греха. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Вашего Небесного!»

Заповеди блаженства были настолько необычны для слуша­телей, что им, привыкшим к безжизненному, избитому учению раввинов, они могли показаться совершенно новыми, разрушаю­щими ветхий закон Моисеев, на котором основывалась вся духов­ная жизнь избранного народа. Чтобы рассеять их недоумение, Христос сказал народу: «Не думайте, что Я пришел нарушить за­кон ли пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».

Закон Божий, который заключается в любви к Богу и ближ­ним, должен оставаться непреложным на все времена. Но евреи, и прежде всего их духовные руководители книжники и фарисеи, давно уже потеряли истинный смысл Божьего закона. Они пре­вратились в формальных и мелочных исполнителей Синайского закона. Поэтому Христос предупреждает Своих слушателей: «Ес­ли праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фа­рисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».

 

Вознесение Господне.

 

Вознесение Господне

Лк. 24, 48-50; Деян. 1, 4-8

 

В течение сорока дней воскресший Господь много раз являл­ся Своим ученикам и беседовал с ними о Царствии Божием. В эти светлые дни, полные необычных явлений, радостных слов и тре­петного ожидания, Спаситель стремился показать ученикам, что Он не дух, что воскресло Его тело, взойдя, однако, на высшую сту­пень духовной телесности. Это было не возвращение к прежней жизни, а полное преображение тела, которое не знало уже пре­пятствий и ограничений, свойственных грубой материи.

В течение всех этих дней Господь открывал Своим последова­телям тайны Царства Божия, напоминал им Свое учение и гото­вил их к всемирной проповеди.

И вот настал день разлуки – сороковой день после воскресе­ния Христова. В то время все апостолы находились в Иерусалиме, куда собрались они на праздник Пятидесятницы. Когда они нахо­дились в Сионской горнице в молитве и единодушии, им внезап­но явился Христос. Беседуя с апостолами, Господь вывел их из Иерусалима, и они все вместе пошли на Елеонскую гору. Достиг­нув вершины горы, Господь стал прощаться с апостолами, запове­дуя им не расходиться из Иерусалима до тех пор, пока на них не сойдет Дух Святой. «Иоанн крестил водою, а вы, ¾ сказал им Спа­ситель, ¾ через несколько дней будете крещены Духом Святым». На мгновение к некоторым ученикам вернулись старые надежды: «Не в сие ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Изра­илю?» Он же сказал им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда на вас сойдет Дух Святой; и будете Мне свидетели в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до конца земли».

Затем Христос поднял руки и начал благословлять Своих лю­бимых учеников, и «когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо». Долго еще стояли ученики Христовы на вершине горы и смотрели на небо, куда ушел от них любимый Учитель.

Внезапно им явились два Ангела. Обращаясь к апостолам, они сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на не­бо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же обра­зом, как вы видели Его восходящим на небо».

С радостью ученики возвратились в Сионскую горницу, где пребывали всегда в единодушии, прославляя и благословляя Бо­га. Это была первая христианская община, ядро будущей славной Христовой Церкви.

Однажды, когда собрание было большим, около ста двадцати человек, по предложению апостола Петра, все единодушно избра­ли, вместо отпавшего Иуды-предателя, Матфия и причислили его к одиннадцати апостолам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.014 с.)