Беседа в праздник Обновления. Исцеление десяти прокаженных. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседа в праздник Обновления. Исцеление десяти прокаженных.



 

 

Христос на празднике Обновления

Ин. 10, 22-42

 

Настал праздник Обновления, и к Иерусалимскому храму сно­ва стал стекаться народ. Хотя этот праздник не был так популярен, как праздник Кущей, и меньше привлекал иностранных паломни­ков, тем не менее иудеи любили его. Он напоминал им одну из слав­ных страниц национальной истории, когда Иудея была освобожде­на от власти сирийского царя Антиоха Епифана и храм очищен от осквернений. Это произошло в 165 году до Рождества Христова.

Событие обновления храма праздновалось евреями в декабре. Зимнее время еще только начиналось, но уже было довольно хо­лодно, и поэтому народ собирался в утепленных пристройках хра­ма. В это время Христос с учениками находился в Соломоновом притворе и учил собравшийся здесь народ. В толпе народа были и фарисеи.

Исцеление Христом слепорожденного и рассказанная Им притча о добром Пастыре сильно подействовали на иерусалимских фарисеев, и они решили выяснить, кто же Он в самом деле этот Галилеянин, Который совершает чудеса и учит с такой Божест­венной мудростью, что с Ним не могли равняться и величайшие учители раввинских школ. Простой народ называет Его пророком и даже Мессией; но странно, что Он Сам не провозглашает Себя Мессией и вовсе не думает выступать в качестве того грозного ца­ря-завоевателя, которого так давно ожидали евреи.

И вот фарисеи решили выяснить этот вопрос сейчас – на пра­зднике Обновления. Они обступили Христа и спросили: «Долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо».

Господь понимал, какого Мессию хотят видеть в Нем духов­ные руководители еврейского народа. Но Он царь не от мира сего. Он духовный Мессия. Поэтому Христос на вопрос фарисеев отве­тил: «Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя От­ца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Мо­его, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей... Я и Отец – одно».

Последние слова привели иудеев в ярость. Они взяли в руки камни и угрожающе стали приступать ко Христу. Но Он спросил врагов Своих: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?»

«Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за бого­хульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом», ¾ ответили раздраженные иудеи.

Иисус же сказал им: «Тому ли, Которого Отец освятил и по­слал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне, и Я в Нем».

Но этот ответ Христа не дошел до сердец иудеев и вызвал лишь новый взрыв негодования и злобы. Они хотели побить Его камнями, но Он уклонился от них и ушел из храма. После празд­ника Обновления Христос покинул Иерусалим и с учениками по­шел за Иордан.

Исцеление десяти прокаженных

Лк. 17, 11-19

 

Проповедуя за Иорданом, Господь однажды проходил по гра­нице, лежащей между Галилеей и Самарией. Здесь Его встретили десять прокаженных.

Проказа с древних времен считалась болезнью нечистой и за­разной. История медицины знает об этой болезни по древнейшим ее описаниям, сделанным за много столетий до Христа, а во время Христа она описана римским ученым Цельсом. Но в те времена, ра­зумеется, не была известна причина этой болезни. И только в 1881 году еврейским биологом Ганзеном был найден микроб проказы. Что же касается симптомов болезни, то описание их современными учеными вполне совпадает с тем, что было известно из древней ли­тературы. Как происходит заражение – неизвестно, но, раз начав­шись, болезнь продолжается 5-20 лет и ведет к смерти. Бывает и самоизлечение, но очень редко. По своим клиническим формам болезнь имеет свои разновидности и «стадии», или «фазы», но все­гда очень скоро вызывает глубокие поражения кожи всего тела, по­крывающегося сперва «папулами», а затем гнойными и кровоточа­щими язвами серого цвета. Затем болезнь поражает внутренние ор­ганы и кости. Ослабевает зрение, слух, голос, разрушается нос, вы­падают все волосы. Наконец, отмирают пальцы рук и ног. Больной погибает от общего истощения и паралича сердца.

В развившейся стадии болезни вид больного бывает поистине ужасен: лицо аспидно-серого цвета, покрыто язвами и корками, изрыто рубцами, веки выворочены; рот, из которого все время те­чет слюна, перекошен, глаза слезятся; все тело издает отврати­тельный запах, нос разрушен.

В древние времена прокаженные не пользовались никакой помощью общества, они изгонялись из городов и населенных мест, бродили по безлюдным местам, питались чем попало и обяза­ны были криками предупреждать о своем приближении. Вот как описывает положение этих страдальцев св. Григорий Богослов в Слове (14) о любви к бедным: «Перед вашими глазами порази­тельное и плачевное зрелище, которому едва ли кто поверит, кроме очевидцев: люди – живые мертвецы, у которых конечности боль­шей части телесных членов отгнили... Это несчастные останки жи­вых некогда людей... Их гонят из городов, гонят из домов, с площа­ди, с дороги, и – горькая участь! – их отгоняют и от самой воды. А что всего страннее, ¾ тех, которых, как нечистых, отгоняем от се­бя, заставляем опять возвращаться к нам, потому что не даем им ни жилища, ни пищи, ни врачевства для ран, ни одежды. Потому-то они и скитаются день и ночь обнищавшие, нагие, бесприютные... слагая жалобные песни, чтобы выпросить кусочек хлеба, или ма­лейшую часть чего-нибудь вареного, или какое-нибудь разодран­ное рубище для прикрытия себя от стыда, или для облегчения боли от ран. Кто не сокрушится, внимая их стонам, сливающимся в од­ну жалобную песнь? Кто может переносить эти звуки?»

Десять таких несчастных людей, увидев Христа, издали ста­ли жалобно умолять Его, чтобы Он исцелил их от тяжелой болез­ни. Господь сжалился над бедными людьми и сказал им: «Пойди­те, покажитесь священникам». И этих простых слов было доста­точно, чтобы прокаженные послушно отправились к священни­кам для обследования. Свои слова Христос произнес как власть имеющий, поэтому прокаженные были уверены, что в Его повеле­нии кроется их спасение. Но как и когда они исцелятся? И вот по дороге они почувствовали, что страшная болезнь их совсем оста­вила. Их радости не было предела. Это значило: после мрака – свет; после нестерпимых болей – ощущение жизни в здоровом те­ле; после долгого одиночества – свободное общение с людьми; по­сле страданий – радость бытия.

Исцеленные поторопились к священнослужителям – земным врачам, забыв о своем Исцелителе. И только один из них, самаря­нин, видя совершившееся чудо, вернулся к Господу, припал к Его ногам и громким голосом прославил Бога. Девять же исцеленных евреев не нашли нужным поблагодарить своего Избавителя и по­шли своей дорогой.

Видя такую неблагодарность, Господь с грустью сказал: «Не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» Затем, обраща­ясь к исцеленному самарянину, Христос сказал: «Встань, иди; ве­ра твоя спасла тебя».

Из десяти прокаженных только один услышал от Христа сло­во о спасении, а остальные, получив избавление от тяжкого теле­сного недуга (исключительно из жалости к ним Христа), еще не стали здоровыми духовно. И еще неизвестно, воспользовались ли эти девять своим здоровьем для спасения души, ибо далеко не все­гда «в здоровом теле живет здоровый дух».

В церковной практике Евангелие «о десяти прокаженных» обычно читается на молебнах благодарения Богу за бывшие нам от Него благодеяния.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.022 с.)