Состав и структура содержания воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав и структура содержания воспитания



 

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОПЫТА
Опыт физического развития человека Опыт эстетического отношения к жизни Опыт трудовой и профессиональной деятельности Опыт познавательной деятельности Опыт нравственных отношений
Физическое воспитание Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Умственное воспитание Духовно-нравственное воспитание
Основные направления содержания воспитания

 

Составные части каждого направления содержания воспитания
Знания  
Навыки
Умения
Отношения
Творческая деятельность

 

 

Структура составных частей содержания воспитания
           
понятия, простые знания, на- Отношения навыки
категории, приемы выки, уме- и оценки знания
принципы, деятель- ния, отно- Различных    
Законы, ности, со- шения, сторон жиз-    
закономерности, вмещенные обеспечи- ни и дея-    
факты, приемы вающие Тельности    
атрибуты, деятель- творческую        
события, ности, деятель-        
символы, приемы ность      
идеи, про контроля,            
блемы, кон- приемы ре-            
цепции, ги- гулирова-            
потезы, ния            
теории      
Общенаучное содержание воспитания (общеобразовательное)
Профессиональное воспитание

 

Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов.

– Екатеринбург, 1996. – С. 51-55.

 

Иерархическая пирамида наивысших ценностей венчается «Человеком»: он – цель и мера всех вещей. Только «вочеловеченный» мир приобретает ценность, то есть мир, пронизанный идеей человека, оцениваемый с точки зрения человеческой жизни. Формирование у детей ценностного отношения к человеку как таковому составляет фундамент программы воспитания.

Провозглашение современной культурой жизни как наивысшей ценности, признание неприкосновенности жизни как принципа человеческого совместного существования на земле привносят в содержание современного воспитания в качестве второго ключевого элемента ценностное отношение к жизни. Жизни как таковой и жизни как продукту человеческого творчества.

Ценностное отношение к жизни интегрирует в себе следующие образования: 1) признание права на жизнь каждого человека; 2) бережливость по отношению к любым проявлениям жизни; 3) восприятие жизни во всех ее разновидностях, этапах, формах; 4) содействие жизни по мере сил и способностей; 5) характеристика образа жизни, достойной человека, 6) осмысленная жизненная позиция; 7) сознательное выстраивание собственной жизни в качестве ее субъекта.

Третьим содержательным блоком воспитательного процесса следует признать систему отношений, связанных с ценностью «Общества», а вернее, «сообщества», всякого рода единения людей во имя достойной жизни. Одному не взойти на ступень современной культуры – только в социальном контексте можно освоить, усвоить и присвоить культуру, только благодаря сообществу людей человек становится человеком.

Наконец, отметим еще один содержательный блок, фокусирующий в себе всю совокупность названных отношений; к человеку, к жизни, к обществу, к родине. Ценностное отношение к Труду материализует всю сумму вышеназванных отношений.

Формирование названной системы ценностей имеет свои внешние показатели – те личностные качества, которыми выявляет себя личность для других. Так как мера сформированности ценностных отношений различна в силу комплекса самых разнообразных факторов и бесконечного ряда индивидуальных отличий, то качеств оказывается чрезвычайно много. Они укладываются в широкий спектр между двух полярных величин: от «индивидуализма» до «альтруизма», от «скупости» до «щедрости», от «жестокости» до «любви», от «пессимизма» до «оптимизма», от «анархии» до «пунктуальности», от «разнузданности» до «пуританства» и т.д.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. – С. 426-436.

 

Если средством считать нечто такое, под воздействием чего из предмета труда получается планируемый результат, то приходится признать, что в воспитании средством является деятельность воспитанника. Например, если воспитатель решает задачу развить память воспитанника, то он предлагает ему систематически запоминать написанные слова, цифры, предметы различной формы и др. В результате систематических упражнений память совершенствуется.

Что же воздействовало на память? Слова и цифры? Нет, не они, их в жизни всегда достаточно. Совершенствовали память упражнения по запоминанию, т.е. систематическая деятельность воспитанника по запоминанию слов, цифр, предметов и др.

Следует различать деятельность внешнюю и внутреннюю. Оба эти вида деятельности – внешняя и внутренняя, физическая и духовная – тесно связаны между собой, вызывают одна другую, происходят одновременно, находят проявление или продолжение одна в другой и т.д., но все же это разные деятельности. В отношении к рассматриваемой категории – средству воспитания – их различение является необходимым.

Все многообразие видов человеческой деятельности для удобства анализа, формулирования общих и особенных правил их использования в воспитательных целях можно свести к некоторому ограниченному количеству их групп, типов. Не останавливаясь специально на характеристике различных подходов к классификации различных видов деятельности, примем ту их них, которая основана на представлении К.Д.Ушинского о видах деятельности как средствах воспитания. Жизненность его взглядов подтверждена в последующем в трудах П.Ф. Каптерева, психологов
Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштйна, Б.Г. Ананьева и др.

В соответствии с идеями П.Ф. Каптерева все многообразие человеческой деятельности можно свести к четырем ее видам: общению, игре, учению, труду. Понятийно-содержательная емкость этой классификации может быть иллюстрирована хотя бы тем, что спортивная, например, деятельность в зависимости от степени овладения ею, от мотива занятия может быть отнесена к игре, учению или труду. То же самое можно сказать и о художественно-творческой, управленческой и любой другой деятельности.

Важно и другое обстоятельство: рассматриваемым в таком плане деятельностям свойственны в каждом случае многообразные функции – преобразующая, познавательная, информационная, ценностно-ориентационная, энергетическая. Используемая в качестве средства воспитания любая деятельность тем и ценна, что выполняет их все в отношении участвующего в ней индивида.

Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания:

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. –М., 2000. – С.134-139.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.191.136 (0.023 с.)