Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В научной литературе (обзор)
Произошедший в обществе процесс переосмысления системы образования, основанный на репродуктивно-авторитарных принципах, способствовал появлению различного рода концепций, содержащих новый философско-методологический взгляд на образование. Среди них представлены и концепции воспитания как составной части образования. Анализ работ поможет более полно представить картину инновационных процессов в воспитании и состояние разработки новых методологических проблем в философии образования. Наша задача состоит в том, чтобы получить более или менее реальную картину движения научной мысли в направлении преобразования процесса воспитания. Все современные концепции образования так или иначе выходят на понятие «воспитание» (см. воспитание в концепции личностно-ориентированного образования. – 7). От понимания сущности воспитания во многом зависит построение концепции и содержания образования в целом. Одно из оснований, по которому можно разделить концепции: понимание воспитания в широком социокультурном и конкретном, практико-ориентированном смысле. К первому направлению относятся работы Е.В. Бондаревской (3.1); 3.А. Мальковой, Л.А. Новиковой и коллектива авторов (3.6); Б.П. Битинас, В.Г. Бочаровой и коллектива авторов (3.2); учебное пособие А.В. Мудрика (2). Концепции, касающиеся разработки новых подходов к воспитанию в определенных образовательных ситуациях (школы, детские сады, профтехучилища и др.), а также разрабатывающие отдельные аспекты воспитания (эстетическое, трудовое и т.п.), можно отнести ко второму направлению. В него вошли концепции: И.М. Таланчука (3.8); В.М. Коротова (3.5); Е.В. Квятковского (3,4); Б.М. Неменского и коллектива авторов (3.7); В качестве отдельного направления можно выделить концепции конкретных авторских и различных инновационных школ, в которых также присутствуют разделы, касающиеся воспитания, например, «Школа самоопределения» Тубельского А.И. (6). В самом общем виде в качестве приоритетов в первом направлении выдвигаются: социализация личности, приобщение ее к культуре, нормам и ценностям общества. Они рассматривают воспитание в широком контексте, не касаясь специфики воспитательного учреждения, возрастных особенностей личности. В поле внимания авторов такие проблемы, как приобщение личности к национальной культуре, социальная защита обездоленных групп населения, регионализация воспитания, развитие воспитательных систем, интеграция воспитательных влияний, создание воспитательной среды и др.
Прежде всего, воспитание рассматривается как и важнейшая функция любого общества, как процесс социальный, складывающийся из социальных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействия среды и активности самой личности как субъекта этого процесса» (Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова). Отсюда возникли понятия «общественное, социальное воспитание», которое может осуществляться как стихийное (естественное) взаимодействие человека с окружающей его средой, так и «относительно направляемый обществом и (или) государством процесс влияния на людей» (А.В. Мудрик), «целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь» (Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова). Таким образом, воспитание понимается как необходимое условие социализации личности и как важнейшая функция общества. Второй момент, отличающий понимание воспитания в широком смысле – «возвращение образования и воспитания в контекст культуры» (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова). Под этим понимается как ориентация на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуру, гуманитаризацию и гуманизацию образования, так и создание культурной среды для саморазвития личности (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, Воспитание, по мнению И.М. Таланчука и Н.Б. Крыловой, не только следует за социальными условиями. Ему принадлежит прогнозирующая, предвосхищающая роль. Сегодняшние дети – творцы сегодняшней и будущей культуры. «Процесс вхождения молодой генерации в культуру и есть одновременно создание новой культуры» (1, с. 37).
Очевидным стало вхождение в педагогическую реальность понятия «социология воспитания», которое, по мнению А.В. Мудрика, «включает в себя процессы социализации человека от момента рождения до глубокой старости». Социализация как социально-педагогическое явление понимается автором как «развитие человека на протяжении всей его жизни» во взаимодействии с окружающей средой и процесс усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит» (2, с. 23). Выделились, по крайней мере, два направления, связанных с пониманием сущности воспитания: 1 – воспитание как целенаправленное управление (или формирование) развитием и становлением ребенка (З.А. Малькова, Л.И. Новикова, В.М. Коротов, Е.В. Квятковский, И.М. Таланчук); 2 – воспитание как взаимодействие детей и взрослых (В.А. Петровский, Е.В. Бондаревская, Г.Н. Прозументова, А.И. Тубельский). Многие авторы склонны по-иному, чем в традиционной педагогике, видеть сущность воспитания: «Воспитание как гуманитарная практика, обеспечивающая условия для развития ребенка как личности и индивидуальности» (Е.В. Бондаревская);
«Общественное воспитание – педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь» (Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова); «Воспитание – мастерство и искусство, специфическая творческая деятельность по созданию зоны ближайшего и перспективного культурного развития и саморазвития личности» (Н.Б. Крылова); «Суть воспитания можно охарактеризовать как вовлечение педагогом ребенка в совместную деятельность» (Г.Н. Прозументова). Таким образом, в первом случае ключевыми словами в воспитании являются: управление, регулирование, формирование, т.е. модальность. Во втором – совместная деятельность, вовлечение, оказание помощи, создание условий, согласованная творческая воспитательная деятельность, содействие. Заявленные в концепциях цели воспитания в большинстве случаев выглядят как идеальные цели: всестороннее развитие личности (В.М. Коротов, З.А. Малькова, Л.И. Новикова); воспитание человека культуры Реальные цели присутствуют в виде задач. Их можно условно объединить в три группы: – задачи, направленные на социализацию личности, освоение ею основ культуры; – задачи, связанные с развитием конкретной личности, индивидуальности; – задачи, касающиеся средств и способов воспитания. Вместе с тем наметились и особые задачи, которые не были ранее достаточно проявлены в программах воспитания: – воспитание осознанного отношения личности к своему здоровью, саморегуляции деятельности и поведения; - воспитание национальной самобытности личности, освоение традиций национальной культуры (Е.В. Бондаревская, Е.В. Квятковский, – развитие системно-ролевого подхода к воспитанию, который предполагает концентрацию внимания на освоении ребенком различных социальных ролей: в семье, в коллективе, в обществе, в мире, в Я-сфере
– воспитание свободной личности (свободный выбор жизнедеятельности); – воспитание практичной личности, способной решать реальные жизненные проблемы (Е.В. Бондаревская). Для решения этих задач педагогам предлагаются различные пути: – усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин; – создание воспитывающих систем, воспитывающей среды; – разработка различного рода специальных обучающих и развивающих программ; – проектирование и внедрение новых моделей воспитания. В качестве средств воспитания большинство авторов заявляют: – включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием игровых форм, театрализации, праздников, практикумов и др. (Е.В. Бондаревская, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, Г.Н. Прозументова, В.А. Петровский).
– развитие субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культуротворческого процесса (Н.Б. Крылова, А.И. Тубельский); – приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников; – формирование у них бережного отношения к традициям и народным ремеслам; – приобщение к изготовлению народной игрушки, национальной одежды и др.; – включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих программ, изучение рынка сбыта и т.д.) и в тоже время участие в благотворительной деятельности (Д.М. Зембицкий); – организация культурно-досуговой деятельности, в которой будет происходить воспитывающее влияние (Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова); – обучение диалоговому общению, рефлексии (Е.В. Бондаревская, Проведенный анализ концепций воспитания дает основание для следующих выводов: 1. Понятие «воспитание» продолжает оставаться важнейшей составной частью целостного процесса образования. Произошло его принципиальное, содержательное переосмысление: воспитание понимается не как политическая, а, прежде всего, как культурно-историческая ценность. 2. Воспитанию отводится приоритетная роль в процессе социализации личности, а также в развитии ее индивидуальности и самобытности. 3. Ребенок, его развитие и самоосуществление ставится во главу угла в процессе воспитания. Субъект-субъектные отношения рассматриваются как определяющие в этом процессе.
4. Основными ориентациями в воспитании провозглашается развитие духовности, гуманности, творчества и трудолюбия. Создание условий для становления и обеспечение развития этих качеств у растущего человека видится как глобальная задача общества, семьи, школы, самой личности. 5. Большое место в воспитании отводится ориентации на национальную культуру как среду, питающую духовное и нравственное развитие ребенка. 6. Семье отводится приоритетная роль в воспитании детей. Специалисты-воспитатели призваны оказывать помощь ребенку в освоении культуры и развитии своей индивидуальности. 7. Существуют разные подходы к осуществлению процесса воспитания. При всем их многообразии важнейшим выступает условие сохранения личностно-развивающего взаимодействия взрослых и детей. 8. Возникает первостепенная задача повышения педагогической культуры и мастерства воспитателей, обретение ими гуманистической педагогической позиции, овладение технологиями творческого взаимодействия с детьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. М., 1994. 2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Уч. пособие. Пенза, 1994. 3. Опыт разработки концепций воспитания (ч. 1, 2). Ростов-на-Дону, 1993. 3.1. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ч. 1. С. 11-42. 3.2. Битинас Б.П., Бочарова В.Г. и др. Социальное воспитание учащихся. Ч. 1. С. 86-111. 3.3. Зембицкий Д.М. Некоторые концептуальные подходы к трудовому воспитанию в обновляющейся школе. Ч. 2. С. 93-102. 3.4. Квятковский Е.В. Современная концепция эстетического воспитания учащихся в общеобразовательной школе. Ч. 2. С. 53-73. 3.5. Коротов В.М. Концепция воспитания творческой самодеятельной личности школьника. Ч. 2. С. 46-52. 3.6. Малькова З.А., Новикова Л.И. и др. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. Ч. 1. С. 64-85. 3.7. Неменский Б.М. и др. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе. 3.8. Таланчук И.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. Ч. 2. С. 17-45. 4. Перовский В.А. «Воспитатели и дети», источники роста. М., 1994. 5. Прозументова Г.Н. Теоретические основы определения цели воспитания в педагогике. Автореферат дисс. … доктора наук. М., 1992. 6. Школа самоопределения / Под ред. А.Н. Тубельского. М., 1994. 7. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Ред. Н.Б. Крылова. М., 1995.
Фролова Т.В. Концепции воспитания в научной литературе // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. – М., 1995. – С. 128-131. Т Е М А 9 ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
1. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание». 2. Сущность воспитания и его особенности. 3. Закономерности и принципы воспитания. 4. Структура воспитания как педагогического процесса. 5. Содержание и средства воспитательного процесса. 6. Сущность отношений как предмета воспитания и их переход в личностные качества. 7. Результаты воспитания.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.022 с.) |