Формирование чувств ПОВЕДЕНИЯ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование чувств ПОВЕДЕНИЯ



 

Знания должны перейти в убеждения – глубокое сознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения – это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медленно и не всегда достигнет положительного результата.

Воспитание чувств – еще один непременный и очень важный компонент воспитательного процесса. Без человеческих эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть человеческого искания истины. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

Но, конечно, главный этап воспитательного процесса – деятельность. Обособленно мы выделяем этот этап только в теоретически очищенных моделях. В практике воспитания он всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем больше место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

Следующая структура основана также на выделении последовательных этапов процесса, но уже по другому критерию – связи и зависимости между компонентами, обеспечивающими эффективность протекания процесса: а) проектирование процесса, включающее в себя определение цели и конкретных задач воспитания; б) организация материальной (трудовой, природоохранной), общественной, (коллективной, организационно-управленческой, познавательной, ценностно-ориентированной) деятельности; в) регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе основных видов деятельности воспитанников; г) контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач.

В качестве критерия для выделения этапов воспитательного процесса можно применить и последовательность педагогических действий. Тогда в структуре появляются следующие компоненты: 1) ознакомление с общими нормами и требованиями; 2) формирование отношений; 3) формирование взглядов и убеждений; 4) формирование общей направленности личности. На начальном этапе, как и в предыдущих моделях, школьники уясняют требуемые понятия, нормы и правила. Затем формируется отношение ребят к предлагаемым им нормам и правилам поведения. В основе формирования отношения – осознание необходимости (неизбежности) овладеть нормами и правилами. Это сопоставление и осмысление ведет к выработке суждений типа справедливо – несправедливо, хорошо – плохо, полезно –бесполезно. Более высокая форма их развития – убеждение. Наиболее верный путь формирования убеждений и укрепления их – создание ситуаций, в которых нужно проявить свою позицию. Наконец, формирование общей направленности личности, заключающее весь процесс, – это выработка устойчивой привычки поведения, которая становится нормой. Система привычных действий, поступков постепенно переходит в черту характера, свойства личности.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высш. учеб. заведений: В 2 кн.: М., 2003. – Кн.2: Процесс воспитания. – С. 17-21.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Из всех шести компонентов педагогического процесса содержание является самым сложным и трудоемким для педагога.

 

Место содержания в педпроцессе.

 

Цель – Принципы – Содержание

Методы

Средства

Формы

 

Если воспитание – передача опыта одного поколения другому, то самым простым и доступным определением содержания будет следующее. Содержание – это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Отобранное в соответствии с целями и переработанное согласно требованиям – принципам педагогики содержание начинает выполнять в педпроцессе определенные функции (таблица 10).

 

Таблица 10

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.005 с.)