И гуманистическая концепции воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И гуманистическая концепции воспитания



Сущность и истоки

 

Истоки авторитарного воспитания уходят в глубокую древность, в тот период, когда изменившиеся условия социальной и материальной жизни людей потребовали изменить характер и направление воспитания. Это была эпоха перехода от первобытно-общинного способа организации жизни к рабовладельческому.

В эпоху феодализма концепция авторитарного воспитания в Европе формировалась и развивалась в богословских учениях христианства (католицизм, православие, протестантизм) и в философских системах, теоретически обосновывавших христианство (апологетика, патристика, схоластика). Она опиралась прежде всего на догмат христианской церкви о греховности всех людей, порочности человеческой природы. Порочность эта и связанные с ней страдания людей объяснялись преступлением перед Богом, совершенным мифическими Адамом и Евой. Этот «первородный грех» передается якобы по наследству и только служение Богу, послушание, смирение могут искупить грехи человечества.

Итак, анализ показывает, что авторитаризм в общественной жизни, в теории и практике воспитания возник не случайно, а имел экономические, социальные и идеологические предпосылки.

Реализовывалась концепция авторитарного воспитания в различных образовательных системах. Несмотря на специфику ее проявления, которая связана с конкретными условиями (страна, исторический период, экономические и политические условия и т.д.), можно выделить наиболее характерные системы авторитарного воспитания в ряде стран.

 

 

Наиболее типичной системой авторитарного воспитания, сохранившей свои прочные основы и сегодня во многих странах мира (Испания, Португалия, США, страны Латинской Америки и др.), является система иезуитского воспитания.

Созданная как цельная система, в XVI в. в ордене иезуитов концепция авторитарного воспитания в своей сущности (подавление воли детей, полное подчинение их власти педагога) нашла отражение в последующие века и в других теориях. Так, в истории педагогики известна теория воспитания Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), немецкого философа, психолога и педагога. Гербартианство как система педагогических взглядов приобрело широкую популярность уже после смерти его создателя.

В XX в. идеи авторитарного воспитания получили широкое распространение в странах с фашистскими режимами в виде культа «вождизма» и «избранности» отдельных рас и народов. В 30-е годы концепция авторитарного воспитания начинает утверждаться в официальной педагогике и школьной практике советского периода. Этому способствовали обстановка культа личности и командно-бюрократическая форма управления государством. Однако в наиболее уродливой своей форме концепция авторитарного воспитания нашла свое теоретическое обоснование и практическую реализацию в фашистской педагогике.

Авторитарное воспитание с его подавлением и насилием воли ребенка как по своей цели и содержанию, так и по методам воздействия является ярко выраженным антигуманистическим направлением в истории образования. Антигуманизм приводил и приводит к разрушению личности, к ее деградации с точки зрения общечеловеческого идеала или к различным формам протеста личности против авторитаризма в целом.

Новые приоритеты закрепились в обществе под названием «новое педагогическое мышление». Это понятие было введено на рубеже 80-90-х годов. Его истоки заложены в тех гуманистических ориентирах, которые воплощают в себе непреходящие общечеловеческие ценности духовной жизни: человек как самоценность высшего порядка, труд, мир, свобода, справедливость, равенство, добро, истина и красота. Именно эти ценности и их взаимодействие друг с другом образуют тот рубеж, с которого начинается новое педагогическое мышление, составляющее основу ориентации в определении стратегических целей образования (Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М., 1989).

В концентрированном виде гуманистические ориентации нового педагогического мышления как отражение прогрессивного опыта, накопленного человечеством в образовании, нашли в концепции общего среднего образования «Школа» (1988).

 

 

Ведущей гуманистической идеей нового педагогического мышления является идея развития. Она предполагает создание необходимых условий для развития личности; обеспечение развития и саморазвития самой системы образования.

В основе идеи демократизации образования учет интересов и потребностей личности и общества, раскрепощение педагогических отношений, преобразование их в отношения сотрудничества взрослого и ребенка; педагога и управленца; школы, общества и государства.

Реализация идеи демократизации связана с представлением определенных прав образовательным учреждениям, педагогам, обучающимся. Так, образовательные учреждения приобретают самостоятельность в выборе стратегии своего развития, целей, содержания, организации и методов работы, а также юридическую, финансовую и экономическую самостоятельность. Идеи плюрализма в образовании, его вариативности (наличие различных программ по одному предмету) и альтернативности (существование негосударственных учебных заведений) превращают образовательную систему из унитарной и унифицированной в многообразную и многоликую по целям и содержанию образования, по организации образовательного процесса.

При этом гуманитаризация содержания образования включает в себя не только увеличение объема гуманитарных дисциплин в учебном процессе, но и ориентацию на развитие творческого, критического, гуманитарного мышления личности. Такую же цель преследует и гуманитаризация предметов естественнонаучного цикла.

Идея дифференциации образования направлена на индивидуализацию образования и обеспечивает соответствующее уровню развития ребенка отношение к нему учителей. Под дифференциацией обычно понимают разбиение класса на подгруппы с различными (дифференцированными) уровнями образования.

Для обеспечения базового уровня образования школа должна опираться на фундамент обязательных государственных требований к образованию. А вот превышение этого фундамента может быть разнообразным в каждом классе, школе, городе, регионе.

Идея развивающего деятельностного характера образования нацелена прежде всего на пробуждение способности личности к самостоятельному труду во всех его формах и сферах. Она требует замены «знаниевого» подхода к обучению «развивающим». Или, иными словами, она требует отказа от репродуктивной (нетворческой) деятельности и развития в обучении творческих форм. Это означает использование деятельностного подхода в образовании, который ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на способы мышления и деятельности. Такой подход раскрывает в ребенке способность самостоятельно приобретать, усваивать и использовать знания, т.е. делает его субъектом образовательного процесса.

Идея непрерывности образования предполагает, с одной стороны, преемственность различных ступеней образования и, с другой, возможность движения личности в образовательном пространстве по любому выбранному пути.

Ее реализация, во-первых, позволяет человеку продвигаться по ступеням образования как без остановки, так и с разрывом во времени.

Во-вторых, дает возможность менять типы образования на разных жизненных этапах человека в зависимости от потребностей и интересов. Эта идея заставляет по-новому взглянуть на задачи и характер образования: образование не на всю жизнь, а через всю жизнь. Поэтому одна из основных задач школы – не только пробудить самостоятельную мысль ребенка, научить его учиться, но и помочь ему осознать жизненную необходимость постоянного обновления образования.

Таковы основные гуманистические ориентации нового педагогического мышления, составившие идеологию реформы российского образования конца XX в. Они являются обобщением мировой гуманистической мысли.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов,
Т.И. Бабаева и др. – М., 1998. – С. 123-180.

Смена парадигм воспитания

 

Уходящая парадигма может быть представлена как структура, ценностно-целевым образом направлявшаяся на социальную ориентированность, безусловную авторитетность педагога, репродуктивность в отношении транслируемых в воспитательном процессе ценностей и применяемого педагогом инструментария, отождествление государственного и личностного интереса.

Новая воспитательная парадигма предполагает:

– установку на равенство различных видов социально-приемлемого воспитательного опыта (воспитание на народных традициях, светское воспитание, религиозное воспитание);

– направленность педагогических усилий на построение самим воспитанником социально приемлемых ценностных ориентаций;

– терпимое отношение к инакомыслию, которое не пропагандирует жестокость, насилие, агрессивность к другим;

– диалогизм культурных позиций, их продуктивную кооперацию;

– освоение педагогами позиции посредника между воспитанником и культурой;

 

 

– ориентация на формирование научного мышления;

– рассмотрение культуры как полисистемного образования, аккумулирующего в себе разноголосие эпох, народов, различных подходов к миру;

– использование в воспитании народной педагогики белорусов;

– обеспечение прав ребенка и человека;

– предоставление ребенку (учащемуся, студенту) свободы выбора и принятия ответственности и самоответственности;

– единство индивидуального и коллективного опыта.

Стержневой идеей новой педагогической технологии должно выступать управление инициативой самого воспитанника в процессе педагогического взаимодействия. Со стороны педагога это предполагает как его поддержку, так и создание условий для самореализации. Такой подход способствует самоопределению личности, стимулированию способности к успешной адаптации.

Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь //

Настаўніцкая газета, 22 лютага 2000 года.

 

 

КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.013 с.)