Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И гуманистическая концепции воспитанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сущность и истоки
Истоки авторитарного воспитания уходят в глубокую древность, в тот период, когда изменившиеся условия социальной и материальной жизни людей потребовали изменить характер и направление воспитания. Это была эпоха перехода от первобытно-общинного способа организации жизни к рабовладельческому. В эпоху феодализма концепция авторитарного воспитания в Европе формировалась и развивалась в богословских учениях христианства (католицизм, православие, протестантизм) и в философских системах, теоретически обосновывавших христианство (апологетика, патристика, схоластика). Она опиралась прежде всего на догмат христианской церкви о греховности всех людей, порочности человеческой природы. Порочность эта и связанные с ней страдания людей объяснялись преступлением перед Богом, совершенным мифическими Адамом и Евой. Этот «первородный грех» передается якобы по наследству и только служение Богу, послушание, смирение могут искупить грехи человечества. Итак, анализ показывает, что авторитаризм в общественной жизни, в теории и практике воспитания возник не случайно, а имел экономические, социальные и идеологические предпосылки. Реализовывалась концепция авторитарного воспитания в различных образовательных системах. Несмотря на специфику ее проявления, которая связана с конкретными условиями (страна, исторический период, экономические и политические условия и т.д.), можно выделить наиболее характерные системы авторитарного воспитания в ряде стран.
Наиболее типичной системой авторитарного воспитания, сохранившей свои прочные основы и сегодня во многих странах мира (Испания, Португалия, США, страны Латинской Америки и др.), является система иезуитского воспитания. Созданная как цельная система, в XVI в. в ордене иезуитов концепция авторитарного воспитания в своей сущности (подавление воли детей, полное подчинение их власти педагога) нашла отражение в последующие века и в других теориях. Так, в истории педагогики известна теория воспитания Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), немецкого философа, психолога и педагога. Гербартианство как система педагогических взглядов приобрело широкую популярность уже после смерти его создателя. В XX в. идеи авторитарного воспитания получили широкое распространение в странах с фашистскими режимами в виде культа «вождизма» и «избранности» отдельных рас и народов. В 30-е годы концепция авторитарного воспитания начинает утверждаться в официальной педагогике и школьной практике советского периода. Этому способствовали обстановка культа личности и командно-бюрократическая форма управления государством. Однако в наиболее уродливой своей форме концепция авторитарного воспитания нашла свое теоретическое обоснование и практическую реализацию в фашистской педагогике. Авторитарное воспитание с его подавлением и насилием воли ребенка как по своей цели и содержанию, так и по методам воздействия является ярко выраженным антигуманистическим направлением в истории образования. Антигуманизм приводил и приводит к разрушению личности, к ее деградации с точки зрения общечеловеческого идеала или к различным формам протеста личности против авторитаризма в целом. Новые приоритеты закрепились в обществе под названием «новое педагогическое мышление». Это понятие было введено на рубеже 80-90-х годов. Его истоки заложены в тех гуманистических ориентирах, которые воплощают в себе непреходящие общечеловеческие ценности духовной жизни: человек как самоценность высшего порядка, труд, мир, свобода, справедливость, равенство, добро, истина и красота. Именно эти ценности и их взаимодействие друг с другом образуют тот рубеж, с которого начинается новое педагогическое мышление, составляющее основу ориентации в определении стратегических целей образования (Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М., 1989). В концентрированном виде гуманистические ориентации нового педагогического мышления как отражение прогрессивного опыта, накопленного человечеством в образовании, нашли в концепции общего среднего образования «Школа» (1988).
Ведущей гуманистической идеей нового педагогического мышления является идея развития. Она предполагает создание необходимых условий для развития личности; обеспечение развития и саморазвития самой системы образования. В основе идеи демократизации образования учет интересов и потребностей личности и общества, раскрепощение педагогических отношений, преобразование их в отношения сотрудничества взрослого и ребенка; педагога и управленца; школы, общества и государства. Реализация идеи демократизации связана с представлением определенных прав образовательным учреждениям, педагогам, обучающимся. Так, образовательные учреждения приобретают самостоятельность в выборе стратегии своего развития, целей, содержания, организации и методов работы, а также юридическую, финансовую и экономическую самостоятельность. Идеи плюрализма в образовании, его вариативности (наличие различных программ по одному предмету) и альтернативности (существование негосударственных учебных заведений) превращают образовательную систему из унитарной и унифицированной в многообразную и многоликую по целям и содержанию образования, по организации образовательного процесса. При этом гуманитаризация содержания образования включает в себя не только увеличение объема гуманитарных дисциплин в учебном процессе, но и ориентацию на развитие творческого, критического, гуманитарного мышления личности. Такую же цель преследует и гуманитаризация предметов естественнонаучного цикла. Идея дифференциации образования направлена на индивидуализацию образования и обеспечивает соответствующее уровню развития ребенка отношение к нему учителей. Под дифференциацией обычно понимают разбиение класса на подгруппы с различными (дифференцированными) уровнями образования. Для обеспечения базового уровня образования школа должна опираться на фундамент обязательных государственных требований к образованию. А вот превышение этого фундамента может быть разнообразным в каждом классе, школе, городе, регионе. Идея развивающего деятельностного характера образования нацелена прежде всего на пробуждение способности личности к самостоятельному труду во всех его формах и сферах. Она требует замены «знаниевого» подхода к обучению «развивающим». Или, иными словами, она требует отказа от репродуктивной (нетворческой) деятельности и развития в обучении творческих форм. Это означает использование деятельностного подхода в образовании, который ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на способы мышления и деятельности. Такой подход раскрывает в ребенке способность самостоятельно приобретать, усваивать и использовать знания, т.е. делает его субъектом образовательного процесса. Идея непрерывности образования предполагает, с одной стороны, преемственность различных ступеней образования и, с другой, возможность движения личности в образовательном пространстве по любому выбранному пути. Ее реализация, во-первых, позволяет человеку продвигаться по ступеням образования как без остановки, так и с разрывом во времени. Во-вторых, дает возможность менять типы образования на разных жизненных этапах человека в зависимости от потребностей и интересов. Эта идея заставляет по-новому взглянуть на задачи и характер образования: образование не на всю жизнь, а через всю жизнь. Поэтому одна из основных задач школы – не только пробудить самостоятельную мысль ребенка, научить его учиться, но и помочь ему осознать жизненную необходимость постоянного обновления образования. Таковы основные гуманистические ориентации нового педагогического мышления, составившие идеологию реформы российского образования конца XX в. Они являются обобщением мировой гуманистической мысли. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие Смена парадигм воспитания
Уходящая парадигма может быть представлена как структура, ценностно-целевым образом направлявшаяся на социальную ориентированность, безусловную авторитетность педагога, репродуктивность в отношении транслируемых в воспитательном процессе ценностей и применяемого педагогом инструментария, отождествление государственного и личностного интереса. Новая воспитательная парадигма предполагает: – установку на равенство различных видов социально-приемлемого воспитательного опыта (воспитание на народных традициях, светское воспитание, религиозное воспитание); – направленность педагогических усилий на построение самим воспитанником социально приемлемых ценностных ориентаций; – терпимое отношение к инакомыслию, которое не пропагандирует жестокость, насилие, агрессивность к другим; – диалогизм культурных позиций, их продуктивную кооперацию; – освоение педагогами позиции посредника между воспитанником и культурой;
– ориентация на формирование научного мышления; – рассмотрение культуры как полисистемного образования, аккумулирующего в себе разноголосие эпох, народов, различных подходов к миру; – использование в воспитании народной педагогики белорусов; – обеспечение прав ребенка и человека; – предоставление ребенку (учащемуся, студенту) свободы выбора и принятия ответственности и самоответственности; – единство индивидуального и коллективного опыта. Стержневой идеей новой педагогической технологии должно выступать управление инициативой самого воспитанника в процессе педагогического взаимодействия. Со стороны педагога это предполагает как его поддержку, так и создание условий для самореализации. Такой подход способствует самоопределению личности, стимулированию способности к успешной адаптации. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Настаўніцкая газета, 22 лютага 2000 года.
КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.179 (0.013 с.) |