Обучение в целостном педагогическом процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение в целостном педагогическом процессе



 

1. Цели обучения.

2. Содержание образования. Личностно-ориентированное содержание образования.

3. Образовательные стандарты в школе.

4. Сущность процесса обучения.

4.1. Структура процесса обучения.

4.2. Обучение как многомерное явление.

4.3. Цикличность процесса обучения.

5. Организация процесса личностно-ориентированного обучения.

6. Показатели качества и эффективности процесса обучения.

7. Продукт процесса обучения.

8. Самостоятельная работа – высшая форма учебной деятельности.

9. Компьютеризация обучения.

 

 

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

 

Основной целью общего образования, тесно связанной с рассмотренными в предыдущем параграфе целями воспитания, является обеспечение всем учащимся оптимального – с учетом их возможностей – интеллектуального развития.

Безусловно, данная цель выступает не сама по себе, а в единстве с целями воспитания (особенно воспитания социально-нравственного и эстетического), направленными на формирование личности ученика в целом, а не только ее определенных аспектов.

Достижению основной цели общего образования – обеспечение для каждого ученика условий для полного интеллектуального развития – подчинена вся деятельность общеобразовательной школы, в определенной мере и профессиональных школ. В своей деятельности учитель обеспечивает реализацию целей общего образования в неразрывной связи с его основной целью, что предполагает следующее.

n Знакомство учеников с основами систематизированных знаний о природе, обществе, технике и культуре в объеме, который позволяет им понимать основные явления, события и процессы действительности, а также использовать их в ходе воздействия на нее.

n Преподаватель обеспечивает также развитие способностей и познавательных интересов учащихся, а именно: критического мышления, внимания, воображения, памяти и разнообразных практических умений.

n В задачу преподавателя входит и формирование у детей и молодежи научного мировоззрения, т.е. системы научно обоснованной, логически стройной системы взглядов и убеждений, определяющих отношение к миру и направляющих их поведение.

n Преподаватель должен приобщить учащихся к самообразованию, формировать у них потребность в постоянном систематическом и самостоятельном пополнении имеющихся знаний и умений в ходе учебы за пределами школы.

n Целью общего образования является также ознакомление учащихся с научными основами производства и организации труда в таких важнейших отраслях, как машиностроение, электротехническая и химическая промышленность, сельское хозяйство и т.д., и формирование у них умений пользоваться простейшими техническими приспособлениями и устройствами.

Такое образование называют «политехническим»; оно должно обеспечить не столько подготовку учащихся к какой-либо профессии, сколько понимание важнейших закономерностей технических, технологических и организационных процессов, общих для многих областей промышленного и сельскохозяйственного производства и сферы услуг.

Из всего многообразия целей общего образования, опираясь на теорию определения (описания) систем, выделим два основных аспекта:

а) социальный аспект, отражающий глобальные требования общества к общему образованию и его функции, цели общеобразовательной школы как социального института;

б) личностный аспект, т.е. цели общего образования с точки зрения формирования основных сторон личности, выделяемых в теории ее структуры.

Это, говоря другими словами, макро- и микроподходы к проблеме целей общего образования, поскольку одно и то же явление по-разному объясняется на социальном и на индивидуально-личностном уровнях.

При этом будем постоянно иметь в виду разницу между общим образованием как «сквозной» линией становления личности и образованием, получаемым в общеобразовательной (базовой) школе.

Социальный аспект целей общего образования.

Наиболее характерными чертами общего образования (в его соотношении с профессиональным) является, вероятно, следующее:

n допрофессиональная, или общая, подготовка учащихся к трудовой деятельности, к жизни;

n подготовка молодежи к сознательному выбору профессии;

n подготовка всех молодых людей к последующему профессиональному образованию по любой из имеющихся в обществе профессий.

При этом в широком социальном плане можно выделить следующие основные функции общего образования: общее образование как средство передачи общей культуры последующим поколениям, как важнейшее средство всестороннего развития личности.

Личностный аспект целей общего образования.

В соответствии с социальными функциями и задачами школы, а также с представлением о структуре личности общее среднее образование, базирующееся на дошкольном воспитании в семье и дошкольных учреждениях, готовящее молодежь к активному участию в общественной жизни, к труду (в допрофессиональном смысле), к сознательному выбору профессии и последующему профессиональному образованию, имеет своей целью развитие всех сторон личности. Учитывая профиль нашей книги, особо выделим следующие линии образования, соответствующие основным «блокам» структуры личности:

1) развитие функциональных механизмов психики;

2) усвоение личностью опыта предшествующих поколений;

3) формирование обобщенных типологических свойств личности;

4) развитие положительных индивидуальных свойств человека, его способностей, интересов и склонностей.

При этом, разумеется, должно осуществляться поэтапное формирование личности, учитывающее возрастные особенности учащихся и логику развертывания учебного материала.

Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – 2-е изд., перераб. – М., 1991. – С. 58-61.

 

Цель – заранее осознанный и планируемый результат. Его достижение требует сознательной, целенаправленной деятельности человека. Цель и целеполагающая деятельность – элементы одного и того же процесса – процесса достижения намеченного результата. Она не выдумывается, а диктуется требованиями развивающегося общества. Выбор главной цели определяет средства достижения ее: методы, приемы работы школы, учителя.

В педагогической литературе имеется немало интересных, оригинальных соображений, создающих почву как для исследования целей воспитания и обучения в широком научно-прогностическом плане, так и для их конкретизации учителем в своей повседневной практической педагогической деятельности. Так, например, в работах Н.Ф. Талызиной (см. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983; Теоретические основы разработки модели специалиста. М., 1986 и др.) выделяются два уровня анализа целей обучения. Первый – конкретизация целей обучения на макроуровне: на этом уровне цель обучения определяется общественно-историческими, экономическими условиями, в которых живет человек; конкретными возможностями учащегося на данном этапе обучения; характером задач, для решения которых он готовится; второй – микроанализ целей в обучении: на уровне микроанализа цель обучения должна быть доведена до указания конкретных видов учебно-познавательной деятельности, которые необходимо сформировать, и их характеристик – степени обобщенности, уровня автоматизированности.

Формулировка глобальной цели системы, построение иерархии ее подцелей обеспечивают правильность выбора средств, методов и организационных форм обучения, выбора норм, темпа и последовательности подачи учебного материала. Глобальная или генеральная цель – это всестороннее и гармоническое развитие подрастающего поколения, творческое саморазвитие личности, формирование гражданина правового демократического государства. Глобальная цель отражает заказ общества к уровню образования и воспитания учащихся.

Вторая разновидность целей – предметные цели, которые, в свою очередь, подразделяются на общие, предметно-специфические и частные. Все цели реализуются в терминах умений и задач. Общие цели касаются учебного предмета, который изучается на протяжении всего периода обучения. Предметно-специфические цели связаны с задачами, которые должен научиться решать учащийся в результате изучения данного предмета в течение одного года. Частные цели – это цели изучения конкретных разделов, тем этих учебных предметов.

ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. – С. 141-143.

 

Практическое определение целей обучения – процесс достаточно сложный и требует от педагога тщательного продумывания. Следует, однако, помнить, что как в системе обучения вообще, так и при проведении каждого учебного занятия в отдельности реализуются три основных группы взаимосвязанных целей. К первой из них относятся цели образовательные (овладение знаниями, умениями и навыками), ко второй – цели развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей) и к третьей – цели воспитательные (формирование научного мировоззрения, нравственности и эстетической культуры). Отсюда следует, что, проектируя проведение учебных занятий, педагогу нужно детально определять как образовательные, так и развивающе-воспитательные цели, а также тот уровень, на котором будут осуществляться эти целевые установки.

Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. –

М., 1997. – С. 142.

 

Цель развивающего обучения, состоящая в развитии ученика как субъекта учения, отвечает общей закономерности развития и в этом отношении вполне реалистична. Именно становление человека в качестве субъекта – сначала отдельных элементарных действий, затем все более усложняющихся деятельностей и их систем и, наконец, жизни во всей совокупности ее проявлений – можно признать основным и важнейшим содержанием процесса развития человека.

Более того, эта цель значительно реалистичнее и «естественнее» цели традиционного обучения, состоящей в том, чтобы сделать ученика грамотным, дисциплинированным исполнителем заданных программ действий и чужих решений.

Однако до тех пор, пока существуют различные цели образования, могут и должны сосуществовать соответствующие этим целям системы обучения. Вопрос выбора той или иной из них – это, по существу, вопрос выбора той или иной цели образования.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1998. – С. 328.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

 

В педагогике принято выделять в содержании педагогического процесса две органически взаимосвязанных области – содержание образования и содержание воспитания. Каждая из этих областей имеет специфику, которую очень условно можно было бы определить следующим образом: содержание образования отвечает на вопрос «Чему учить?», содержание воспитания – «Какие качества, свойства, отношения и т.д. личности следует формировать?». Уже сама формулировка вопросов дает представление о том, что содержание образования реализуется прежде всего в процессе обучения и самообразования, т.е. в интеллектуальной деятельности (кстати, и изучается эта проблема, главным образом, в рамках дидактики), содержание воспитания имеет отношение к процессу целенаправленного формирования личности во всех сферах ее жизнедеятельности (в обучении, в труде, в общении и т.п.). Выше уже отмечалось, что это разделение условно: все функции педагогического процесса выступают только в единстве.

Гуманистическая парадигма в образовании выдвигает требования к содержанию образования, которым в наибольшей степени соответствует концепция, разработанная И.Я. Лернером. В соответствии с этой концепцией в содержании образования выделяются четыре основных компонента:

* научные знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности;

* опыт осуществления способов деятельности, включающий в себя наряду со знаниями интеллектуальные и практические умения и навыки;

* опыт творческой, поисковой деятельности;

* опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, к знаниям, к деятельности, к себе самому.

Все перечисленные компоненты содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Для отбора содержания общего образования в педагогической науке разработана следующая система критериев (Ю.К. Бабанский):

1. Критерий целостного отражения в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности.

2. Критерий высокой научной и практической значимости содержания изучаемого материала.

3. Критерий соответствия сложности содержания реальным возможностям учащихся данного возраста.

4. Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета.

5. Критерий учета международного опыта построения содержания образования.

6. Критерий соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и учебно-материальной базе образовательного учреждения.

Содержание образования определяется следующими нормативными документами: государственным образовательным стандартом, базисным учебным планом образовательного учреждения, учебными программами, учебниками и учебными пособиями. (Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1983. – С. 107-108).

Смирнов В.И. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. –

М., 1999. – С. 341-346.

 

Личностный смысл содержания образования. Традиционно под содержанием образования понимается, как правило, некоторый объем информации, предназначенной для усвоения учениками и подкрепленный соответствующими умениями и навыками. С точки зрения личностно-ориентированного обучения никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть перенесена внутрь его, если у школьника нет соответствующей мотивации и личностно значимых образовательных процессов. Невостребованная информация будет складываться в пассивном отсеке образовательного багажа и своей развивающей роли не сыграет. Вместе с тем отсутствие необходимой информации, которая «резонировала» бы с реально происходящими внутренними процессами ученика, тормозит их движение.

Под личностно-ориентированным образованием понимается «образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности» (Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование // Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. Вып. 1 / Ред.-сост. Н.Б. Крылова. М., 1995. С. 55).

Поскольку, с точки зрения субъекта обучения, содержание образования делится на внешнее – среду, и внутреннее – создаваемое учеником при взаимодействии с внешней образовательной средой, то под личностно-ориентированным содержанием образования мы будем понимать все виды содержания образования как внешнего, так внутреннего, состав и структура которого обусловлены обеспечением или отражением развития личности ученика.

Личностный смысл образования во многом зависит от мотива, которым руководствуется ученик. Психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал, что если значение является средством связи человека с реальностью, то смысл связывает его с реальностью собственной индивидуальной жизни в этом мире. Личностный смысл по А.Н. Леонтьеву – это значение, опосредованное мотивом. Отсюда следует, что смыслообразующие мотивы образования ученика, влияющие на его мировоззрение и жизненные позиции, оказываются действеннее и значимее мотивов-стимулов, побуждающих к конкретным действиям.

Таким образом, основная функция личностно-ориентированного содержания образования – обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов ученика. Такие смыслы могут образовываться на основе его взаимодействия с глубинными основами мира и самого себя.

Чтобы организовать мотивированное проявление и развитие личностных образовательных смыслов ученика, необходимо в содержании образования отразить прежде всего следующие ключевые образовательные объекты и отношения между ними: фундаментальные объекты окружающего мира; личностный опыт ученика по отношению к этим объектам; фундаментальные достижения человечества по отношению к этим объектам.

Процесс поиска и обретения образовательных смыслов ученика по отношению к данным объектам, соответственно, предполагает:

1. Личностное творчество ученика по отношению к фундаментальным объектам окружающего мира, распределенным в соответствии с образовательными областями (образовательная продукция ученика как личностное содержание его образования).

2. Самосознание личностного опыта, знаний и ценностных отношений ученика, обнаружившихся в процессе познания фундаментальных объектов и общекультурных знаний о них (рефлексивно «снятые» результаты познания и творчества).

3. Проявление позиции и соответствующей деятельности в отношении фундаментальных достижений человечества, связанных с этими объектами (отношение к предварительно отчужденным общекультурным знаниям и социальному опыту).

В соответствии с рассмотренными особенностями и назначением личностно-ориентированного содержания образования его структуру составляют следующие взаимосвязанным компоненты:

¨ предметное и метапредметное содержание образования, организованное вокруг фундаментальных образовательных объектов;

¨ деятельностное содержание образования, включающее виды, формы и способы ученической деятельности, применяемые образовательные технологии;

¨ содержание, играющее роль образовательной среды для деятельности ученика;

¨ содержание образовательной продукции ученика, полученной им в результате изучения предметного и метапредметного содержания образования;

¨ культурно-историческое содержание, выступающее аналогом образовательному продукту ученика;

¨ рефлексивно проявленная и обобщенная образовательная продукция ученика, отражающая его личностные новообразования.

Хуторской А.В. Современная дидактика:

Учебник для вузов. – СПб., 2001. – С. 185-186.

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В ШКОЛЕ

 

Наряду с принципами и критериями отбора содержания общего образования в настоящее время надежным ориентиром в его определении выступает государственный образовательный стандарт. Стандартизация образования, как таковая, вызвана, с одной стороны, необходимостью создания единого образовательного пространства в стране, что позволит обеспечить единый уровень общего образования для всех детей, обучающихся в различных типах общеобразовательных учреждений, как государственных, муниципальных, так и негосударственных частных, с другой – стремлением России войти в систему мировой культуры, что требует при формировании общего образования учета достижений в этой области международной образовательной практики. Следовательно, образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля. Это «норма», «образец», «мерило». Известный специалист-педагог по научному обоснованию стандартизации образования В.С. Леднев утверждает, что под стандартом образования следует понимать систему основных параметров, применяемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:

– владение базовыми понятиями, т.е. умениями: а) узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания; б) давать им определения; в) раскрывать содержание понятия, его объем; г) устанавливать межпонятийные связи с выше-, ниже-, рядом стоящими понятиями; д) давать практическую интерпретацию понятия;

– знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;

– умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;

– иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;

– знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении: социальных, политических, экономических, экологических, нравственных, производственных, управленческих, национальных, международных, культурных, семейных и др.;

– владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.

Изложенное представляет собой общие основы стандартизации образования по ступеням, уровням образования и конкретизируется оно по образовательным областям, конкретным учебным дисциплинам, и уже на основе требований к уровню представления учебного материала и обязательной подготовке ученика разрабатывается система заданий (тестов), служащих инструментарием для контроля и оценки уровня подготовки школьников.

Государственные образовательные стандарты приобретают реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих нормативных документах: учебном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках и т.п.).

ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов

и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. – С. 219.

 

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Структура процесса обучения

 

Для организации учебного процесса необходимо хорошо знать те внутренние структурные компоненты, из которых он состоит. С этой точки зрения в обучении, как и во всякой человеческой деятельности, обычно выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный. Все это позволяет представить внутреннюю структуру и организацию процесса обучения в виде схемы.

 


ОБУЧАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

 

Определение целей и задач учебной деятельности учащихся Формирование потребностей в знаниях и мотивов учебной деятельности Определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися Организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом Придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера Регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся Оценивание результатов учебной деятельности учащихся ОБУЧЕНИЯ
Осознание целей и задач учебно-познавательной деятельности учащихся Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение Проявление эмоционально-положительного отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности Самоконтроль и внесение коррективов в учебно-познавательную деятельность Самооценка результатов учебно-познавательной деятельности ПРОЦЕСС

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.066 с.)