Внутренняя структура и организация процесса обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренняя структура и организация процесса обучения



Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. –
М., 1997. – С. 139-140.

 

Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель. Учитель как организатор учебного процесса всегда имеет в своем сознании идеальное представление о том результате, к которому он стремится в обучающем взаимодействии с детьми. Помимо общей и главной цели – передачи детям совокупности знаний, умений и навыков, развития умственных сил учащихся – педагог постоянно ставит перед собой частные задачи по обеспечению глубокого усвоения школьниками конкретной суммы знаний, умений или навыков. Наряду с общей и частными задачами в учебном процессе присутствует и сверхзадача: формирование личности, достижение высоких воспитательных результатов.

Структурным элементом учебного процесса, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие его участников, является содержание социального опыта усваиваемого детьми. Он и объект передачи, работы учителя, и предмет познания детьми, и средство развития умственных сил, и источник образования умений и навыков.

Центральной фигурой, системообразующим началом процесса обучения является учитель – носитель содержания образования и воспитания, организатор всей познавательной деятельности детей.

Главным участником, активнейшим саморазвивающимся субъектом учебного процесса является сам ребенок, учащийся. Он тот самый объект и субъект педагогического познания, ради которого создается процесс обучения, в котором школьник вступает в субъект-объектные отношения с учителем и окружающим миром.

Важным элементом учебного познавательного процесса является и ученический коллектив как объект обучающего воздействия учителя и субъект познания. В повышении эффективности процесса обучения огромную роль играет подлинная коллективность детей, организованность коллективного познавательного действия. Коллектив как субъект обучения развивается за счет разрешения того же противоречия, что и личность. Оно возникает между стремлением его членов к активному самопроявлению в общественной жизни и нехваткой знаний, умений и навыков, способствующих организации жизнедеятельности и самоутверждению.

Существеннейшим элементом структуры познавательного педагогического процесса являются методы обучения. Они являются способами обучающего взаимодействия учителя и учащихся.

Процесс обучения немыслим без такого элемента, как организационные формы. Форма обучения представляет собой ограниченную по времени, и организованную в пространстве совместную познавательную деятельность учителей и учащихся. Ведущая форма обучения – урок. Сопутствующие формы многообразны: ученическая учебная и производственная бригада, лабораторно-практические занятия, семинар, лекция, диспут, защита проекта, индивидуальное и групповое обучение, студийные занятия, кружок.

Органичным элементом структуры процесса обучения является самостоятельная внеурочная (домашняя, библиотечная, кружковая) работа учащихся по усвоению обязательной и свободно получаемой информации, по самообразованию. Это одна из форм обучения, которая приобрела сегодня большое самостоятельное значение.

Важное место в структуре процесса обучения занимает такой элемент познания, как практическое применение знаний, умений и навыков в производительном, общественно полезном труде, в общественной жизни.

Завершающим элементом структуры процесса обучения является педагогическая диагностика. Она обеспечивается совокупностью специальных методов, способов и приемов, направленных на выявление качества знаний, умений и навыков учащихся, на получение обратной информации oб эффективности его обучающего взаимодействия со школьниками. Диагностика позволяет педагогу вносить коррективы в учебный процесс: изменять формы обучения, вводить новые методы, своевременно подтягивать отстающих и обеспечивать возможности продвигаться вперед успевающим.

Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студ. педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2001. С. 466-473.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.81.51 (0.006 с.)