Педагогический процесс: структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогический процесс: структура



ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ

 

Структура педагогического процесса

 

Цель
Принципы
Содержание
Методы
Средства
Формы

 

Это классическая структура педагогического процесса, выстраданная всей историей теоретической и практической педагогики. Из шести компонентов состоит деятельность любого педагога по организации воспитательных отношений: и талантливых А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, и бездарного, имя которого не знает никто, кроме его несчастных учеников. Эти компоненты для педагога, как ноты для музыканта: ими можно сыграть и сонаты Бетховена, и простенькую песенку. Дадим краткую характеристику данным компонентам.

Цель: как начальный компонент педагогического процесса состоит в том, чтобы педагог и воспитанник выработали или просто представили себе конечный результат своего взаимодействия.

Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Содержание – это часть опыта поколений (например. учебный материал), который передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.

Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание, перерабатывается и затем воспроизводится.

Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием, используются в единстве с методами.

Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. –
Екатеринбург, 1996. – С. 30-31.

 

Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, – педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам же педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармонического развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный – взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим. Наконец, результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Педагогический процесс – это процесс трудовой, он, как и любой другой трудовой процесс, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса – педагогическое взаимодействие.

Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выделяются объекты, средства, продукты труда. Объекты деятельности педагога – развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Объектам педагогического труда кроме сложности, системности, саморегуляции присуще и такое качество, как саморазвитие, чем и обусловливается вариативность, изменчивость, неповторяемость педагогических процессов.

Предмет педагогического труда – формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом.

Средства (орудия) труда – это то, что человек помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. В педагогическом процессе орудия труда также очень специфичны. К ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключить школьников, способы сотрудничества с ними, методика педагогического влияния. Это духовные средства труда.

О продуктах педагогического труда, на создание которых направлен педагогический процесс, уже говорилось в предыдущих разделах. Если то, что «производится» в нем, представить глобально, то это воспитанный, подготовленный к жизни, общественный человек. В конкретных процессах, «частях» общего педагогического процесса, решаются частные задачи, формируются отдельные качества личности в соответствии с общей целевой установкой.

Педагогический процесс, как и любой другой трудовой процесс, характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности, выделение которых открывает пути для обоснования критериев, позволяющих давать не только качественные, но и количественные оценки достигнутых уровней. Кардинальная характеристика педагогического процесса – время.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений:
В 2 кн. – М., 2003. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – С. 164-168.

 

В педагогике принято выделять в содержании педагогического процесса две органически взаимосвязанных области – содержание образования и содержание воспитания. Каждая из этих областей имеет специфику, которую очень условно можно было бы определить следующим образом: содержание образования отвечает на вопрос «Чему учить?», содержание воспитания – «Какие качества, свойства, отношения и т.д. личности следует формировать?». Уже сама формулировка образования реализуется прежде всего в процессе обучения и самообразования, т.е. в интеллектуальной деятельности (кстати, и изучается эта проблема, главным образом, в рамках дидактики), содержание воспитания имеет отношение к процессу целенаправленного формирования личности во всех сферах ее жизнедеятельности (в обучении, в труде, общении и т.п.). Выше уже отмечалось, что это разделение условно: все функции педагогического процесса выступают только в единстве.

Смирнов В.И. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. –М., 1999. – С. 341.

 

Содержание педагогического процесса – явление сложное, имеет свою историю, рассматривается в четырех уровнях. Ориентировочный – всестороннее и гармоническое развитие личности – это философский ориентир. Концептуально-моделирующий – разностороннее развитие личности – педагогический стандарт, в определении которого существуют разные подходы. Главное при этом – гармония и целостность личности. Конкретно нацеливающий уровень – гармония сознания, чувств, поведения – конкретные задачи по развитию, образованию, формированию личности. Предметный уровень – содержание обучения конкретному учебному предмету, содержание воспитания конкретных качеств и свойств личности.

На всех уровнях очевидна роль педагога, его конкретная деятельность: на первом – осмысление философского ориентира – прогностическая деятельность; на втором – выбор стандарта, модели содержания педагогического процесса – гностическая деятельность; на третьем – определение конкретной задачи педагогического процесса – педагогический мониторинг; на четвертом уровне – специальная деятельность по отбору содержания обучения, воспитания как составных частей целостного педагогического процесса.

Следовательно, современная парадигма содержания педагогического процесса исходит из его целостности, предполагает многоуровневость, вариативность и конкретный вид деятельности учителя на каждом из этих уровней.

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. – М., 1998. – С. 178, 179.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.006 с.)