Педагогической теории и практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогической теории и практики



Х р е с т о м а т и я

 

Витебск

Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова»

УДК 37.013(075.8)

ББК 74.00 я 7

О-75

 

Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»

 

Составитель: проректор по учебной работе (ОЗО) УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат педагогических наук, доцент В.И. Турковский

 

 

Рецензенты: заведующая кафедрой социальной и педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова», доктор психологических наук, профессор А.П. Орлова; заведующий кафедрой психологии и коррекционной работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат психологических наук, доцент С.Л. Богомаз

 

 

О-75 ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ: Хрестоматия / Сост. В.И. Турковский. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2003. – 233 с.

 

ISBN 985-425-280-3

 

В педагогической теории и практике произошли кардинальные изменения. Но эвристичность и результативность нововведений обусловлена их взаимодействием с фундаментальным педагогическим знанием, с уже апробированными теориями и ранее накопленным практическим опытом. Этим и определялись основные задачи хрестоматии. Ее содержание структурировано по основным разделам педагогической науки, по темам и отдельным вопросам. Предложены вопросы для самопроверки.

Предназначена для студентов старших курсов, а также магистрантов, аспирантов и преподавателей университета.

 

 

УДК 37.013(075.8)

ББК 74.00 я 7

 

ISBN 985-425-280-3 © УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2003

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...  
   
ТЕМА 1. Педагогика: предмет, теоретические основы и актуальные проблемы ……………………..…………..  
   
ТЕМА 2. Методология педагогических исследований ……..  
   
ТЕМА 3. Целеполагание в педагогике ………………………  
   
ТЕМА 4. Развитие, воспитание и социализация личности …  
   
ТЕМА 5. Педагогический процесс …………………………..  
   
ТЕМА 6. Дидактика как педагогическая теория обучения...  
   
ТЕМА 7. Обучение в целостном педагогическом процессе ….  
   
ТЕМА 8. Теория воспитания как составная часть педагогической науки ………………………………………….  
   
ТЕМА 9. Воспитание в целостном педагогическом процессе ………………………………………………  
   
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ……………………...  

 


В В Е Д Е Н И Е

 

В современных условиях возрастает роль педагогического знания и педагогической деятельности. Это характерно для всего общества и проявляется в жизни каждого человека (в сфере его труда, отдыха, в семье и быту, в неформальном общении).

Педагогическая деятельность – незаменимый компонент эффективной организации любого труда. Здесь находят применение многообразные методы и средства развития взаимодействий в системе «личность-личность», «коллектив-коллектив», «личность-коллектив», также и формирования сознания, эмоциональной сферы и деятельности личности. Но эти методы (убеждение, разъяснение, пример, поощрение и др.) и средства (труд, познание, общение) по условиям и характеру применения относятся и к сфере педагогики.

Следует подчеркнуть жизненное и общекультурное значение педагогических знаний и педагогической деятельности. Каждый человек и коллектив, взаимодействуя и общаясь с окружающими людьми и другими коллективами, оказывают на них (и воспринимают от других) педагогически или позитивное или негативное влияние. Обобщенное и системное выражение этих взаимодействий – определенный уровень педагогической культуры, выступающей одним из сущностных критериев общей культуры общества и личности.

Наиболее эффективный (и оптимальный по срокам) путь повышения уровня педагогической культуры социума и личности – это педагогическая подготовка будущих специалистов в вузе. Следует подчеркнуть, что в современном университете учебная дисциплина «Педагогика» включена в образовательный стандарт и преподается не только по педагогическим, но и по юридическим, медицинским и искусствоведческим специальностям. Предлагаемая хрестоматия по содержанию и его направленности ориентирована на общепедагогическую подготовку студентов по самым различным университетским специальностям. Если по какой-либо из них эта учебная дисциплина и не преподается, то общепедагогическая подготовка будущих специалистов, хотя и менее результативно, но проводится. Ведь преподаватели технологиями и методами учебного процесса и внеаудиторной деятельности ее обязательно осуществляют.

Успех в деятельности современного специалиста зависит от его компетентности, профессионального мастерства, ответственности и целеустремленности. Формирование этих качеств требует от преподавателей и студентов университета высокой результативности в преподавании и учении, в оптимальном взаимодействии теории и практики, и в разнообразной социокультурной деятельности будущих специалистов. Однако темп жизни диктует, что результативность должна достигаться сегодня, завтра, а не только в далекой перспективе. Очевидно, что уровень педагогической подготовленности преподавателей в немалой степени определяет эффективность их труда, а значит и качество профессиональной подготовки будущих специалистов. Педагогические же знания и умения студентов обусловливают эффективность их учебно-профессиональной деятельности, самообразования и самовоспитания. Поэтому в основу отбора материалов данной хрестоматии положен, во-первых, принцип тесной взаимосвязи и сопряженности преподавания и учения, во-вторых, принцип движения научной мысли от теоретико-методологических аспектов определенной проблемы к ее технолого-методическому рассмотрению. Хрестоматия будет полезной не только для будущих учителей и представителей других университетских специальностей, но и для преподавателей вузов, учителей школ, гимназий, колледжей, что также обусловлено общепедагогическим характером ее содержания.

Необходимо учитывать относительность еще встречающегося разделения педагогического знания на новое и старое. Поэтому в хрестоматии мы – при необходимости – приводим педагогические источники прежних лет, что формирует у изучающего педагогику уважение к исследователям, к истории педагогики. Педагогическое знание формируется в системе всего социально-гуманитарного знания и развивается как процесс непрерывного преобразования уже имеющихся и приращения новых научно-педагогических знаний (фактов, понятий, законов, теорий).

Педагогика отличается многоаспектностью. Она может выступать как наука, как учебная дисциплина, как образовательно-воспитательная практика и как искусство.

Человек по своей природе характеризуется целостностью. Целостность (как личностное качество) может быть гармоничной, характеризоваться различием или противоречивостью ее структурных компонентов. Сохраняя единство своей личности, человек по иному проявляет себя в разные периоды жизни и в различных сферах деятельности. Изучая образование и его влияние на развитие субъектов образовательно-воспитательных процессов, педагогика (как наука) исследует многообразные проявления человека (во взаимосвязи с его целостной структурой). Это обусловливает диалектичность и сложность педагогического знания и педагогической деятельности.

Однако всепроникающая способность и распространенность педагогического знания зачастую рождает поверхностное, легковесное отношение к нему. С другой стороны, если человек сталкивается с педагогическими проблемами на работе, в семье, а они (как правило) не поддаются быстрому и весьма результативному разрешению, то у него нередко теряется вера в педагогическую науку.

Специфика же применения этой науки в том, что достижение результатов в решении педагогических проблем предваряется рядом условий. Так, существенное значение имеет высокая общая культура человека, знание не только педагогики, но и других социально-гуманитарных наук (философии, социологии, этики, культурологии, психологии). Незаменимы наблюдательность, «чувствование» другого человека, коллектива. Необходимо постоянное стремление к развитию своего педагогического мышления, что предполагает глубокое знание сущностных основ педагогики и сформированные педагогические умения применять эти знания.

Очень важно в педагогическом знании вычленить главные, фундаментальные положения, т.е. те, которые долго не стареют, обладают гибкостью и значительной широтой переноса. Поэтому при структурировании содержания предлагаемой хрестоматии мы ставили своей целью отразить основные положения педагогики как учебной дисциплины, показать динамику этих положений (за разные периоды времени) и их содержательное многообразие (через отражение различных подходов, позиций по определенным вопросам).

Важно подчеркнуть, что учебная дисциплина «Педагогика» в университете (в отличие от средних специальных учреждений образования) ближе к структуре педагогической науки. В ней раскрываются методология и методы научных исследований, отражаются различные подходы к познанию и еще не исследованные проблемы.

Овладение системой научно-педагогических знаний и развитие умений педагогического мышления формируют у будущих специалистов теоретическую готовность к педагогической деятельности. Для осуществления следующего этапа этой деятельности – этапа практической реализации – необходим достаточно высокий уровень развития у студентов практической готовности, которая представляет собой систему педагогических умений и навыков.

Теоретическая и практическая готовность (как новообразования личности) служат основой для осуществления оптимальных взаимопереходов между педагогической теорией и практикой (триада: «мыслить-действовать-мыслить»). Для эффективной реализации данной триады будущему учителю необходимо овладеть следующими умениями: за ситуацией, событием и явлениями жизни увидеть и сформулировать педагогическую проблему; провести ее структуризацию, установить подпроблемы и последовательность их осуществления; выявить адекватную проблеме теоретическую базу; осуществить постановку педагогической задачи и разработать проект (план) ее решения; реализовать этот проект. В условиях университета теоретическое обучение педагогике предшествует педагогической практике. Теория и практика профессионально-педагогического образования подтверждают правильность такого подхода. Однако главное заключается в движении к взаимодействию (в идеале – к гармонии) теории и практики. Но к состоянию активного их взаимодействия конкретный педагог может подойти и от практики к теории.

Студенты университета на педагогической практике, а начинающие учителя (или другие специалисты) в ходе повседневной работы испытывают значительные затруднения в эффективном применении теоретического знания. Это объясняется спецификой учебно-воспитательного процесса, его природой. Здесь следует учитывать, что логика подготовки к педагогической работе (расчлененность процесса обучения, его последовательность и затруднения в использовании междисциплинарных связей) не совпадает с логикой самой педагогической работы (целостность, неповторимость и уникальность педагогической деятельности, ее многомерность и противоречивость).

Для успешной практической работы весьма значимо творческое воображение, умение поставить себя на место другого человека. Изучающему педагогику следует постоянно повышать свой общекультурный уровень, формировать адекватную самооценку, рефлексивные умения. Здесь ценную помощь оказывает постоянная актуализация событий и хода школьной и студенческой жизни, что образует содержание уже накопленного жизненного и учебно-профессионального опыта. Постижению педагогики помогает серьезное, вдумчивое осмысление и прогнозирование социально-экономической и духовной жизни страны, региона, университета.

Очевидно, что содержание, методы и результаты общепедагогической подготовки весьма специфичны. В обобщенном плане эта специфика определяется следующими факторами:

¨ педагогическое знание выступает основой эффективных решений педагогических проблем лишь при условии его постоянного взаимодействия с философским, социологическим, культурологическим и психологическим знанием;

¨ конструктивность применения педагогического знания обусловлена его комплексным характером (знание учителем целей, содержания методов воспитания и обучения, знание личности ученика и собственной личности, знание микросреды);

¨ необходимо в учебно-воспитательном процессе учитывать характер взаимодействия процессов социализации и индивидуализации, а также своеобразие каждого из этих процессов;

¨ важен анализ и последующее преобразование всего жизненного опыта личности;

¨ многофакторность и диалектичность педагогического процесса обусловливают необходимость определять ведущие противоречия и значимые тенденции в развитии личности на определенном этапе ее жизненного пути.

Главный же результат общепедагогической подготовки – становление и развитие субъектных качеств личности, формирование у будущих специалистов потребности в личностно-профессиональном саморазвитии.

Глубокое владение педагогической теорией, высокая результативность образовательно-воспитательной практики выступают незаменимыми предпосылками становления педагогического искусства учителя и преподавателя. Дальнейшее совершенствование этого искусства обусловлено динамичным развитием у них коммуникативной культуры, педагогической техники, креативных качеств личности и ее способности к импровизации.

В современных условиях труд учителя – по своим целям, методам и результатам – приближается к деятельности педагога-исследователя. Данное изменение функций педагога обусловлено следующими причинами: динамикой развития педагогического знания; неустойчивым и противоречивым социумом, в котором живет и действует учитель и ученик; многофакторностью социокультурной и образовательной среды региона университета, колледжа, школы; незаменимостью творческого подхода в повседневной педагогической работе. Все это требует новых ориентиров и подходов в деятельности университета, в работе руководителей школ и органов управления образованием.

В наше динамичное время данную тенденцию еще в большей мере следует учитывать будущим учителям – студентам университета. Важно, чтобы учитель в самом начале профессионального пути (а для студентов университета это педагогические практики) ставил перед собой весьма высокие и долговременные цели профессионального развития. В роли таких ориентиров могут выступать следующие ступени профессионального мастерства: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство (И.Ф. Харламов).

Содержательно-процессуальной основой достижения столь значимых уровней профессионально-педагогического роста выступает исследовательский подход. Суть его состоит в постоянном поиске возможностей и условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в ходе педагогической практики на предвыпускном и выпускном курсах университета и в дальнейшей профессиональной работе.

В качестве главного фактора овладения исследовательским подходом выступает постоянное развитие студентами культуры своей жизнедеятельности и самосовершенствование индивидуального стиля интеллектуальной деятельности. При этом аспектами саморазвития этого стиля являются: рационализация временных затрат и оптимизация интеллектуальных усилий; формирование и поддержание положительного эмоционального самочувствия; поиск оптимального механизма формирования и поддержания саногенного (здорового) мышления. Источником профессионально-педагогического саморазвития личности студентов выступает непрерывное повышение требований к себе, качественное изменение ценностного отношения к себе.

 


Т Е М А 1

ПЕДАГОГИКА: ПРЕДМЕТ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

 

1. Научное представление о педагогике.

2. Объект, предмет и функции педагогики. Педагогика: наука и искусство.

3. Задачи педагогической науки.

4. Понятийно-терминологический аппарат педагогики.

5. Основные категории педагогики. Сравнительный анализ основных педагогических понятий-категорий.

6. Педагогическая наука и практика.

7. Связь педагогики с другими науками и ее структура.

8. Педагогика как учебный предмет. Профессиональная компетентность педагога.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.032 с.)