Состав методологического знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав методологического знания.



ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ

 

Правомерно включить в состав методологического знания педагогики следующие его группы:

 

Социальные цели педагогической практики и науки, поставленные в партийно-государственных документах Знания о знаниях педагогики Методы педагогических исследований   Принципы и методы преобразования педагогической действительности Критериальный аппарат педагогики Философия марксизма-ленинизма и учение основоположников научного коммунизма о воспитании Понятийный фонд теории педагогики Принципы и методы педагогического прогнозирования   Принципы идеологической интерпретации направлений и результатов педагогических исследований

 

Существуют объективные причины включения указанных групп в состав методологических знаний. Во-первых, это всеобщность каждой из групп знаний по отношению ко всем сторонам педагогической действительности и соответствие их научному определению методологии педагогики как отрасли педагогической науки о принципах и методах исследования и преобразования педагогической действительности. Основанием для отнесения приведенных групп к методологическому знанию служит и их фундаментальность в решении проблемы ускорения перехода к качественно новым, эффективным формам взаимодействия педагогической науки и практики, их модернизации. В качестве логического основания предложенного состава методологического знания педагогики выдвигается целостность их комплекса и возможность гибкого перестроения, структурирования методологических знаний в зависимости от решаемых задач теоретиками и практиками. Наконец, приняты во внимание имеющиеся в общей методологии данные о структуре методологических знаний (Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 367).

Словарь методологии педагогики может ограничиться основными и общеупотребительными терминами, которые составят основу дескрипторного словаря рассматриваемого раздела науки о воспитании:

 

методология (общая),

методология педагогики,

проблема педагогическая,

метод педагогического исследования,

средство педагогического исследования,

источник педагогического исследования,

гипотеза,

результат педагогического исследования,

педагогическая закономерность,

закон педагогики,

научно-педагогическая категория,

научно-педагогическое понятие,

педагогический тезаурус,

информационно-поисковый язык (ИПЯ) педагогики,

педагогическая информатика, педагогическая информация,

педагогический опыт,

внедрение результатов педагогического исследования в практику,

педагогическая логика,

противоречие педагогического процесса,

практика педагогическая,

потребности педагогической практики в научных выводах,

критерии оценки качества исследования,

критерии оценки эффективности педагогического процесса.

Одной из первых операций с терминами методологии педагогики должна стать операция по выяснению отношения понятий к категориальным, базовым (основным) и периферийным. За основу группировки следует принять, как это делается в науковедении, фундаментальность, объем обобщенных в данном понятии явлений педагогической реальности, значимость изменений понятия для отражения прогресса педагогической науки. Такой подход носит межнаучный характер, и его применение не противоречит специфическим особенностям науки о коммунистическом воспитании (Готт В.С. Землянский Ф.М. Диалектика развития понятийной формы мышления. М., 1981. С. 89-90).

Категории методологии педагогики:

педагогическая действительность,

педагогическая наука,

педагогическая система (подсистема),

методология (общая),

методология педагогики, методология дидактики, методоло-

гия теории воспитания,

закономерность педагогическая,

педагогическая категория,

педагогическое понятие,

педагогический опыт (практика),

педагогическая теория,

педагогическая информация (информатика),

внедрение результатов педагогического исследования в практику.

Базовые (основные) понятия методологии педагогики:

педагогическая проблема,

противоречие педагогического процесса,

педагогическая логика,

потребности педагогической практики в научных выводах,

педагогический тезаурус,

метод педагогических исследований,

источник педагогического исследования,

гипотеза,

средство педагогического исследования,

результат педагогического исследования,

критерии оценки качества результата исследования,

критерии оценки эффективности педагогического процесса.

Периферийные понятия методологии педагогики: (Периферийные понятия входят в объем базовых (основных) понятий. Здесь приведена лишь часть тех, которые имеют более распространенное употребление.)

аналитический обзор источников педагогической информации,

терминологический метод исследования,

наблюдение в педагогическом исследовании,

педагогический процесс,

педагогические явления,

педагогический факт,

педагогические выводы,

научно-педагогические рекомендации,

педагогический дескриптор (лексическая единица ИПЯ).

Подобного рода словарь намечает круг основных терминов методологии педагогики. Полная картина отраженного в науке понятийного аппарата раскрывается через характеристики каждого из понятий. Иначе говоря, сам по себе термин, как бы часто он ни употреблялся в научных источниках, является лишь сигналом и дает сведения на сигнальном уровне. Гносеологические операции с ним позволяют выяснить известное и неизвестное в тех процессах и явлениях, которые обозначены данным термином.

Журавлев В.И. ХХVII съезд КПСС и проблемы методологии

педагогической науки. – М., 1988. – С. 14-16, 19.

 

 

УРОВНИ МЕТОДОЛОГИИ

 

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Второй уровень – общенаучная методология – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень – конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.

Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, как, например, проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях. Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических

учебных заведений / В.А. Сластенин и др. – М., 1997. – С. 94.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.012 с.)