Понятийный состав дидактики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятийный состав дидактики.



ДИДАКТИКА КАК СИСТЕМА

 

Какими же категориями и понятиями оперирует общая дидактика?

В понятиях, которыми пользуется каждая наука, отражаются накопленные человеческим обществом знания. Все научные понятия делятся на две основные группы: философские и частнонаучные, т.е. специфические для данной науки. Кроме того, появилась необходимость выделения особой группы понятий – общенаучных. Дидактика пользуется понятиями, принадлежащими всем этим группам.

Философские категории, отражающие наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой дидактики и той части действительности, которую она изучает. Нельзя, например, рассуждать о теории обучения, не пользуясь словами «сущность» и «явление». Как и во всех частных науках, их применение в исследовательской работе реализует методологическую функцию философии. К числу таких категорий относятся: «связь», «общее и единичное», «противоречие», «причина и следствие», «возможность и действительность», «качество и количество», «бытие», «сознание», «практика» и др.

Дидактика как одна из педагогических научных дисциплин пользуется общими понятиями педагогики: «педагогика», «воспитание», «педагогическая деятельность», «педагогическая действительность» и т.д.

Кроме того, имеется группа специфических понятий дидактики. К ним относятся: «преподавание и учение», «учебный предмет», «учебный материал», «учебная ситуация», «метод обучения», «прием обучения», «учитель», «ученик», «урок» и др. Все эти понятия находятся во взаимосвязи, они подвижны и гибки, как те явления действительности, которые в них отражаются. Их содержание обогащается по мере развития науки.

Известно, что в современной науке наряду с дифференциацией наук усилились и интеграционные процессы. Процесс сближения наук, применение комплексного подхода вызвали появление понятий, общих для многих частных наук, но отличающихся от философских категорий. Широко применяются такие понятия и в дидактике, одной из функций которой является объединение усилий разных научных дисциплин в научном обосновании обучения. Вряд ли можно в наше время, проводя фундаментальное дидактическое исследование, обойтись без таких общенаучных понятий, как «система», «структура», «функция», «элемент», «оптимальность», «состояние», «организация», «формализация» и др.

Наконец, в дидактических исследованиях можно выделить и понятия, заимствованные у смежных наук: психологии («восприятие», «усвоение», «умственное развитие», «запоминание», «умения», «навыки»), кибернетики («обратная связь», «динамическая система»).

Это не значит, что понятия, которыми пользуется дидактика, представляют собой неупорядоченную совокупность. Они выстраиваются в определенной системе. Специфические основные понятия (категории) дидактики отражают сущность и специфику ее предмета. С этой точки зрения дидактическими категориями являются «преподавание» и «учение», взятые в их единстве. Что касается понятий, заимствованных у смежных наук, они отражают отдельно взятые явления обучения. Описание этих явлений дает дидактике материал для теоретического осмысления в ее собственном предмете и понятиях. Если бы мы исключили из арсенала дидактики общенаучные понятия или понятия смежных наук как чуждые ей, у нас остался бы весьма бедный набор средств для отображения педагогической действительности. В то же время неправильно было бы подменять собственно дидактические понятия другими. Это привело бы к «размыванию» педагогической теории обучения, что означало бы шаг назад в ее развитии.

ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов

и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. –М.,1998. –С. 110-112.

 

Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения. Отсюда получаем кратное и емкое определение: дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Кратко напомним сущность некоторых других категорий, которые уже рассматривались в первой части.

Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом (П.В. Копнин).

Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание (обучение, образование) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

Форма (от лат. «forma» – внешний вид, оболочка) – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод (от лат. «metodos» – путь, способ) – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые рассмотрим ниже.

Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений: В 2 кн. – М., 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – С. 293-295.

 

Дидактика как наука описывается взаимосвязанными понятиями: смысл, цели, принципы, закономерности обучения, содержание, технологии, формы, методы, средства обучения, система контроля и оценки результатов обучения, рефлексия (самосознание) деятельности и др.

Связь этих понятий строится на определенных философских, методологических и психолого-педагогических основаниях. В зависимости от выбранных оснований конструируются различные дидактические системы, обеспечивающие достижение именно тех смысловых целей, которые задаются на глобальном мировоззренческом уровне. Вопросами такого уровня могут быть следующие: Кто есть человек? Что такое мир? Какова миссия человека в мире? Ответы на подобные вопросы задают смысловую ориентацию дидактической системы, разворачивающуюся затем в соответствующих целях и способах их достижения.

Суть дидактической системы определяется той ролью, которую она отводит учителю и ученику в определении смысла и целей обучения. Чем большую степень влияния ученика на образовательный процесс допускает дидактическая система, тем в большей степени она личностно-ориентированная и природосообразна. И наоборот, если смысл, цели, содержание и другие компоненты системы не зависят ни от ученика, ни от учителя, то это авторитарная жесткозаданная система с преобладающим влиянием внешних, например, социальных рамок для развития природной сущности ребенка.

В завершение сделаем замечание о дидактической системе самообучения. Выше утверждалось, что практически все люди обучают других, делая это явно или косвенно. Но каждый человека обучает и себя. По мнению некоторых ученых, обучать вообще можно только себя, но не других.

Самообучающими дидактическими системами являются также и те, которые предполагают взаимодействие ученика со специальным образом сконструированными средствами обучения – интерактивными учебниками, видео- и аудиокурсами, записанными на CD – Rom учебными программами, вебквестами в сети Интернет и др.

Итак, системность в дидактике характеризует связь с философскими и методологическими основаниями, определяющими смысл образования и систему ключевых общедидактических понятий и компонентов (цели, содержание, формы, методы, средства, система контроля результатов). Основные компоненты дидактических систем играют роль методологических ориентиров для построения и сопоставления различных теорий обучения.

Хуторской А.В. Современная дидактика:

Учебник для вузов. – СПб., 2001. – С. 21-23.

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИДАКТИКИ

 

Целью обучения, направленного на разностороннее развитие личности, является обеспечение всем учащимся оптимального – с учетом их возможностей – интеллектуального развития, сознательного и прочного усвоения знаний основ наук, овладения умениями пользоваться этими знаниями на практике, творчески применять их для решения новых проблем, обеспечивать самореализацию как личности. Эта цель выступает в единстве с целями воспитания, направленного на формирование личности ученика в целом, приобщение школьников к самообразованию и самовоспитанию.

Цели образования определяют его содержание. Существуют многочисленные теории отбора содержания образования.

В современной школе оно включает систему знаний о природе, обществе, технике, человеке; систему способов деятельности, воплощающихся в результате их усвоения в умения и навыки; опыт творческой деятельности, обеспечивающей развитие творческих способностей учащихся; систему норм отношения к миру и друг к другу, в совокупности обеспечивающих разносторонние качества личности, ее направленность, нравственную, эстетическую, эмоциональную культуру, ее ценности и идеалы.

Указанные цели образования достижимы при соблюдении основных принципов, разработанных на основе постоянных и преходящих целей обучения, закономерностей процесса обучения.

Основное противоречие, обусловливающее постоянное существование обучения как социального института, – рассогласование между развивающейся потребностью общества в усвоении молодым поколением основ социального опыта и фактическим уровнем подготовки молодежи к выполнению социальных функций. Это противоречие ведет за собой другие.

Главный системообразующий фактор в процессе обучения – содержание образования.

Взаимсвязанная деятельность учителя и учащихся реализуется в методах обучения.

Слово, образ и практика используются как средства обучения. Обилие форм и средств обучения вызывает неограниченное количество приемов обучения, охватываемых и объясняемых названными методами обучения.

Взаимосвязь элементов содержания образования и вытекающая их этого взаимосвязь методов обучения при учете потребностно-мотивационной сферы учащихся обеспечивают единство обучающей, развивающей и воспитывающей функций.

Единый учебный процесс имеет свою принципиальную логику: учащиеся обязательно проходят через три уровня усвоения знаний и умений – осознанное восприятие и запоминание, воплощающиеся в воспроизведении знаний, применение знаний в сходной с образцом или слегка измененной ситуации, применение их в новой ситуации, требующей творческого подхода.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов.

– М., 1993. – Т. 1. 1993. – С. 267-268.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.014 с.)