Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятийный состав дидактики.
ДИДАКТИКА КАК СИСТЕМА
Какими же категориями и понятиями оперирует общая дидактика? В понятиях, которыми пользуется каждая наука, отражаются накопленные человеческим обществом знания. Все научные понятия делятся на две основные группы: философские и частнонаучные, т.е. специфические для данной науки. Кроме того, появилась необходимость выделения особой группы понятий – общенаучных. Дидактика пользуется понятиями, принадлежащими всем этим группам. Философские категории, отражающие наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой дидактики и той части действительности, которую она изучает. Нельзя, например, рассуждать о теории обучения, не пользуясь словами «сущность» и «явление». Как и во всех частных науках, их применение в исследовательской работе реализует методологическую функцию философии. К числу таких категорий относятся: «связь», «общее и единичное», «противоречие», «причина и следствие», «возможность и действительность», «качество и количество», «бытие», «сознание», «практика» и др. Дидактика как одна из педагогических научных дисциплин пользуется общими понятиями педагогики: «педагогика», «воспитание», «педагогическая деятельность», «педагогическая действительность» и т.д. Кроме того, имеется группа специфических понятий дидактики. К ним относятся: «преподавание и учение», «учебный предмет», «учебный материал», «учебная ситуация», «метод обучения», «прием обучения», «учитель», «ученик», «урок» и др. Все эти понятия находятся во взаимосвязи, они подвижны и гибки, как те явления действительности, которые в них отражаются. Их содержание обогащается по мере развития науки. Известно, что в современной науке наряду с дифференциацией наук усилились и интеграционные процессы. Процесс сближения наук, применение комплексного подхода вызвали появление понятий, общих для многих частных наук, но отличающихся от философских категорий. Широко применяются такие понятия и в дидактике, одной из функций которой является объединение усилий разных научных дисциплин в научном обосновании обучения. Вряд ли можно в наше время, проводя фундаментальное дидактическое исследование, обойтись без таких общенаучных понятий, как «система», «структура», «функция», «элемент», «оптимальность», «состояние», «организация», «формализация» и др.
Наконец, в дидактических исследованиях можно выделить и понятия, заимствованные у смежных наук: психологии («восприятие», «усвоение», «умственное развитие», «запоминание», «умения», «навыки»), кибернетики («обратная связь», «динамическая система»). Это не значит, что понятия, которыми пользуется дидактика, представляют собой неупорядоченную совокупность. Они выстраиваются в определенной системе. Специфические основные понятия (категории) дидактики отражают сущность и специфику ее предмета. С этой точки зрения дидактическими категориями являются «преподавание» и «учение», взятые в их единстве. Что касается понятий, заимствованных у смежных наук, они отражают отдельно взятые явления обучения. Описание этих явлений дает дидактике материал для теоретического осмысления в ее собственном предмете и понятиях. Если бы мы исключили из арсенала дидактики общенаучные понятия или понятия смежных наук как чуждые ей, у нас остался бы весьма бедный набор средств для отображения педагогической действительности. В то же время неправильно было бы подменять собственно дидактические понятия другими. Это привело бы к «размыванию» педагогической теории обучения, что означало бы шаг назад в ее развитии. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. –М.,1998. –С. 110-112.
Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения. Отсюда получаем кратное и емкое определение: дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах. Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
Учение – процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Кратко напомним сущность некоторых других категорий, которые уже рассматривались в первой части. Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления. Знание – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом (П.В. Копнин). Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. Содержание (обучение, образование) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения. Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели. Форма (от лат. «forma» – внешний вид, оболочка) – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п. Метод (от лат. «metodos» – путь, способ) – путь достижения (реализации) цели и задач обучения. Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые рассмотрим ниже. Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений: В 2 кн. – М., 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – С. 293-295.
Дидактика как наука описывается взаимосвязанными понятиями: смысл, цели, принципы, закономерности обучения, содержание, технологии, формы, методы, средства обучения, система контроля и оценки результатов обучения, рефлексия (самосознание) деятельности и др. Связь этих понятий строится на определенных философских, методологических и психолого-педагогических основаниях. В зависимости от выбранных оснований конструируются различные дидактические системы, обеспечивающие достижение именно тех смысловых целей, которые задаются на глобальном мировоззренческом уровне. Вопросами такого уровня могут быть следующие: Кто есть человек? Что такое мир? Какова миссия человека в мире? Ответы на подобные вопросы задают смысловую ориентацию дидактической системы, разворачивающуюся затем в соответствующих целях и способах их достижения. Суть дидактической системы определяется той ролью, которую она отводит учителю и ученику в определении смысла и целей обучения. Чем большую степень влияния ученика на образовательный процесс допускает дидактическая система, тем в большей степени она личностно-ориентированная и природосообразна. И наоборот, если смысл, цели, содержание и другие компоненты системы не зависят ни от ученика, ни от учителя, то это авторитарная жесткозаданная система с преобладающим влиянием внешних, например, социальных рамок для развития природной сущности ребенка.
В завершение сделаем замечание о дидактической системе самообучения. Выше утверждалось, что практически все люди обучают других, делая это явно или косвенно. Но каждый человека обучает и себя. По мнению некоторых ученых, обучать вообще можно только себя, но не других. Самообучающими дидактическими системами являются также и те, которые предполагают взаимодействие ученика со специальным образом сконструированными средствами обучения – интерактивными учебниками, видео- и аудиокурсами, записанными на CD – Rom учебными программами, вебквестами в сети Интернет и др. Итак, системность в дидактике характеризует связь с философскими и методологическими основаниями, определяющими смысл образования и систему ключевых общедидактических понятий и компонентов (цели, содержание, формы, методы, средства, система контроля результатов). Основные компоненты дидактических систем играют роль методологических ориентиров для построения и сопоставления различных теорий обучения. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб., 2001. – С. 21-23.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИДАКТИКИ
Целью обучения, направленного на разностороннее развитие личности, является обеспечение всем учащимся оптимального – с учетом их возможностей – интеллектуального развития, сознательного и прочного усвоения знаний основ наук, овладения умениями пользоваться этими знаниями на практике, творчески применять их для решения новых проблем, обеспечивать самореализацию как личности. Эта цель выступает в единстве с целями воспитания, направленного на формирование личности ученика в целом, приобщение школьников к самообразованию и самовоспитанию. Цели образования определяют его содержание. Существуют многочисленные теории отбора содержания образования. В современной школе оно включает систему знаний о природе, обществе, технике, человеке; систему способов деятельности, воплощающихся в результате их усвоения в умения и навыки; опыт творческой деятельности, обеспечивающей развитие творческих способностей учащихся; систему норм отношения к миру и друг к другу, в совокупности обеспечивающих разносторонние качества личности, ее направленность, нравственную, эстетическую, эмоциональную культуру, ее ценности и идеалы.
Указанные цели образования достижимы при соблюдении основных принципов, разработанных на основе постоянных и преходящих целей обучения, закономерностей процесса обучения. Основное противоречие, обусловливающее постоянное существование обучения как социального института, – рассогласование между развивающейся потребностью общества в усвоении молодым поколением основ социального опыта и фактическим уровнем подготовки молодежи к выполнению социальных функций. Это противоречие ведет за собой другие. Главный системообразующий фактор в процессе обучения – содержание образования. Взаимсвязанная деятельность учителя и учащихся реализуется в методах обучения. Слово, образ и практика используются как средства обучения. Обилие форм и средств обучения вызывает неограниченное количество приемов обучения, охватываемых и объясняемых названными методами обучения. Взаимосвязь элементов содержания образования и вытекающая их этого взаимосвязь методов обучения при учете потребностно-мотивационной сферы учащихся обеспечивают единство обучающей, развивающей и воспитывающей функций. Единый учебный процесс имеет свою принципиальную логику: учащиеся обязательно проходят через три уровня усвоения знаний и умений – осознанное восприятие и запоминание, воплощающиеся в воспроизведении знаний, применение знаний в сходной с образцом или слегка измененной ситуации, применение их в новой ситуации, требующей творческого подхода. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М., 1993. – Т. 1. 1993. – С. 267-268.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.014 с.) |