Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Счастье – цель жизни человека и его воспитания
Счастье для человека, особенно растущего, всегда понятие многостороннее, комплексное, протяженное, изменяющееся и развивающееся. Счастье есть истина жизни в ее постепенном становлении. Итак, каковы же составляющие компоненты комплексного явления счастья, из гармонического слияния, сочетания каких элементов оно возникает и образуется? Очевидно, что прежде всего условием человеческого счастья является окружающая его природная и социальная среда. Человек, ребенок в особенности, пребывает в нормальном состоянии тела и духа, способен чувствовать себя спокойно, свободным и, при наличии других условий, когда гармоничен нормальный цикл движения природы, отсутствуют такие естественные катастрофы, как линевые дожди и наводнения, огромные лесные пожары, землетрясения, горные обвалы и сели, засухи и связанные с ними эпидемические заболевания гриппом, тифом, холерой, чумой, спидом, венерическими болезнями. Необходимо наличие и нормальных социальных условий, прежде всего общечеловеческого, общенационального, регионального и микросоциального значения. Речь идет об отсутствии войн, межнациональных и гражданских столкновений, экономических потрясений, кризисов, социальной и политической напряженности, проявлений вражды, национализма и шовинизма, лавинообразного роста преступности, проявлений безнравственности, массового распада семей, вырождения массовой культуры. Необходимы ясное историческое сознание, глубокое понимание происходящего и социальный оптимистический взгляд в будущее. Без этого ставится под угрозу не только физическое, но и психическое здоровье нации. Таковы общие условия. Однако общее, абстрактное в обществе всегда приобретает конкретно-исторический характер. Другим условиям человеческого счастья, наряду с окружающей средой, является биологическая и психофизическая среда становления и развития человека. Человеческое существо представляет собой неделимое, органически цельное существо, состоящее из физического организма и естественной организации, эмоциональной и рациональной сфер, включающих в себя как инстинктивное, бессознательное, так и разумное и интуитивное. Для погружения человека в состояние счастья необходимо не только здоровье, генетически качественное состояние каждой из вышеназванных сфер, составляющих человеческую личность, но и их гармоническое единство, взаимообусловленность и взаимозамещаемость.
Таким образом, возможность быть счастливым обеспечивается детям не только глобальными обстоятельствами, но и природными, биологическими, психофизиологическими условиями, гармонией взаимодействия внутренних и внешних начал. Третьим условием обеспечения счастья ребенка можно с полным основанием считать наличие возможностей полноценного и всестороннего развития его сущностных природных и духовных сил, самореализации его индивидуально-личностной сущности в трудовой и всякой иной деятельности. Каждый ребенок – многостороннее одаренное человеческое существо, обладающее заложенной в него биоэнергией, действующей и проявляющейся через его сущностные силы, каждая из которых естественно требует своего развития в деятельности и отношениях. До сих пор речь шла о важнейших органических и социальных условиях обеспечения счастья человека. Однако условия, будучи необходимыми для счастья, автоматически не рождают счастливого человека, не обеспечивают счастливости. Благоприятная окружающая среда, способствующая саморазвитию личности, общее здоровье и полноценное функционирование органической биоэнергии могут оставить человека в его отношении к жизни на уровне бытового удовлетворения, удовольствия, ощущения приятного благополучия. В буржуазной идеологии, в мещанском мироощущении это и принимается за счастье. Человек погружается в эгоистический кайф, приводящий его в конце концов к чувственному и нравственному отупению, ожирению, гордыне, чванству, в общем, к животности и человекоподобию. Вот почему, при прочих необходимых и равных условиях, стержнем, основанием человеческого счастья является здоровая духовность, то, что составляет самую сущность человечности и человечества. Каждому человеку для счастья необходимо в своем сознании преодолеть барьер, отделяющий человеческую животность от человеческой духовности, переступить через себя животного, войти в себя духовного.
Однако дети различных возрастов, объективно и субъективно стремящиеся к счастью, часто переживают кажущиеся им существенными и значительными, омрачающими их жизнь несчастья. В зависимости от возраста и уровня развития личности, индивидуальности, несчастья переживаются ими в виде кратких, временных случайных огорчений или длительных неудач, или длительных устойчивых неприятностей, или не всегда осознанного подлинного несчастья. К временным, случайным огорчениям можно отнести размолвки с родителями, братьями и сестрами, друзьями, товарищами по неформальному объединению. В этой группе явлений, порождающих у детей временные переживания, несчастья и срывы в учебе, и конфликты с учителями, и временные неудачи в играх, конкурсах, соревнованиях, деловых отношениях, предприятиях. Как несчастье воспринимаются детьми и подростками препятствия к исполнению мелких желаний, крушению иллюзий, стычки друг с другом, мелкие унижения и насилие со стороны старших ребят, принудительные воздействия взрослых. Ощущение длительного несчастья возникает у детей различных возрастных групп в результате плохого состояния здоровья, серьезного заболевания; утраты успешности в учении и систематической неуспеваемости; утраты позитивного статуса в коллективе, ссоры с друзьями и бойкота с их стороны, изолированности и одиночества, дефицита общения; постоянной неудовлетворенности материальных потребностей, отсутствия реальных возможностей для самореализации в практической и творческой деятельности; а для подросткового и юношеского возраста и в результате противоречий между идеальной влюбленностью и сексуальными неудовлетворенными влечениями, влюбленности без взаимности. Подростков, юношей и девушек в сегодняшних кризисных условиях жизни общества нередко подстерегают и преследуют устойчивые несчастья. Среди них – отчуждение от школы и семьи, разрыв со школой и бсперспективность социального устройства, самовыражения и самоутверждения как личности; вступление на путь мелких спекуляций и крупных правонарушений; распад в семье, господство нищеты и пьянства в ней; заражение психологией наживы, подверженность манипуляциям буржуазной массовой культуры и политических махинаций; одиночество, ущемленность в свободе, чувстве чести и человеческого достоинства; ощущение и переживание чувств ущербности, униженности и оскорбленности в результате углубляющегося социального расслоения в обществе, поляризации богатства и бедности; погружение в порочные пристрастия алкоголизма, токсикомании, наркомании, курения; сползание на социальное дно. Результатом всех этих временных, случайных, длительных и устойчивых огорчений, неудач и несчастий, при стечении неблагоприятных обстоятельств, для ребенка может случиться самое кардинальное человеческое несчастье – утрата возможности обретения подлинной духовности, нравственно-эстетического отношения к жизни, обретения нравственной свободы выбора, совести и ответственности. В светском, социокультурном смысле понимания духовности ей противостоит безнравственность и жизнь за гранью добра и зла. В религиозном толковании духовности ей противостоит греховность. Все эти детские несчастья необходимо преодолевать на основе общих положений о счастье и счастливости в процессе педагогической организации детской жизни с учетом особенностей развития детей различных возрастных групп.
Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2.5. Любовь – цель, содержание и средство воспитания
Трудно переоценить значение, место и роль любви в жизни людей и в системе воспитательных отношений детей и взрослых. С любви начинается нормальное зачатие ребенка; любовью сопровождается его внутриутробное развитие и появление на свет; любовь витает над счастливой семьей; любовью расцвечивается жизнь счастливого человека. Он любит интуитивно и готовится к большой интимной любви. Любовь к людям и всему живому делает в конце концов человека человечным, способным радоваться жизни и передавать эстафету любви будущим поколениям детей и взрослых людей. Любовь – одна из естественных и социальных основ нравственности, существования человеческого общества. В педагогике немало и нередко говорили о любви к детям как об обязательном условии педагогической деятельности взрослых. Но весьма редко поднимался вопрос о любви как основном духовном содержании нравственности личности, как цели и средстве воспитания. Пожалуй, только в христианстве говорится о воспитании в человеке любви к людям как решающем условии его нравственности и человечности. В других, особенно светских педагогических системах, речь идет скорее об отношениях любви детей и взрослых в замкнутом педагогическом пространстве, о любви как одном из средств формирования личности, ее отдельных нравственных черт и качеств. И это, конечно, важно. Однако с точки зрения общечеловеческих идеалов воспитания, любовь не только средство, но и цель, обусловливающая нравственность, гуманизм и человечность личности. Содержательную сущность воспитательской, сознательной педагогической любви можно охарактеризовать несколькими смыслообразующими идеями. Прежде всего любовь – это искреннее и неистребимое желание педагога счастья детям. Разумеется, счастья, понимаемого не как обыденное благополучие и самодовольство, а как развитие всех сущностных сил ребенка, его нравственности, способности достигать гармонии в отношениях с людьми и к самому себе. В этом отличие педагогической любви от любви родительской, нередко замыкающейся на потакании детям, ограждении и оберегании их от забот, тревог, труда, беспокойства, усилий по самообеспечению и саморазвитию.
Однако одного желания счастья детям для его реализации недостаточно. Необходимо активно-деятельное отношение к ребенку как любимому существу. Признавая ребенка субъектом воспитания, любящий педагог видит эту субъективность не в том, чтобы предоставлять ребенка самому себе, оставлять его на произвол судьбы, а в том, чтобы постоянно вступать с ним в тесные деятельные, содержательные отношения и взаимодействия сотрудничества, содружества, содействия, сотворчества, общения. Только в этих тесных взаимодействиях и рождается детская личность, раскрывается ее активно-деятельное начало, проявляются искры таланта, рождается ощущение радости и переживание счастья бытия. Любовь педагога к детям характеризуется также такими нравственными чертами личности, как преданность своим воспитанникам и жертвенность по отношению к ним. Педагогическая любовь не просто сентиментальное чувство, симпатия и эмпатия, спонтанно и свободно возникающие и затухающие в воспитателе. Это еще и исполнение высших обязанностей взрослого человека по отношению к растущему, это его высочайшая ответственность за детей перед собственной совестью и людьми, доверившими ему свое самое дорогое и святое. А, как известно, любовь –ответственность есть проявление высшей человеческой нравственности, связанной с подвижничеством, самоограничением. Отречением в ряде случает от личных удовольствий и удобств. Однако это подвижничество не негативное явление. Оно дает радостное сознание человечности и духовности, высочайшее нравственно-эстетическое удовлетворение как следствие любви к детям. Педагогической любви свойственны также терпение и способность утешения. Процесс воспитания детей – длителен, сложен, кропотлив в своем многообразии и разнообразии жизненных отношений. Человеческая природа обогащается и развивается медленно и неторопливо. И только любящий воспитатель, исполненный терпения во взаимодействиях с ребенком, способен попасть в размеренный ритм становления детской личности, вовремя поддержать воспитанника. Утешить в неудаче и стимулировать в успехе. Наконец, нельзя не отметить и такого непременного свойства педагогической любви, как требовательность воспитателя к самому себе, как самосовершенствование. Педагогу, чтобы быть на высоком уровне (духовном) любви к детям, нельзя распускаться, срываться, опускаться до обыденности, спонтанности и бесконтрольности в поведении. Для этого необходимо повседневное совершенствование своего духа, воли, мыслей, обогащение себя духовной культурой человечества и постоянные совершения практических актов любви. Это могут быть действия заботы, милосердия, терпения, сочувствия, помощи, утешения, уважения, внимания, дружеского участия. Однако педагогическая любовь – явление не одностороннее, замкнутое лишь в личности педагога. Она существует как связь, как окрашенное любовью взаимодействие с детьми, как пробуждение, развитие любви в детях и опора на это чувство в них.
Каковы же основные механизмы развития человеческой духовной любви в людях вообще и в детях особенности? Прежде всего, это создание в детском коллективе, среди детей, между детьми и взрослыми условий для возникновения и функционирования в отношениях чувств, способствующих свободному зарождению духовной любви. Это и проявление заботы друг о друге, и соблюдение определенного этикета, вежливости, даже галантности, особенно в отношениях между мальчиками и девочками. Это поощрение симпатии и сочувствия, положительных эмоциональных отношений, деликатности, доверительности. Это взаимоподдержка, верность в дружбе, товариществе и даже жертвенность. Особое значение имеет развитие в детях понимания и чувствования красоты человеческих духовных отношений, эстетики поведения, одежды, быта, всей жизни. Любовь в детской среде поддерживает вся духовно-нравственная атмосфера: терпимость по отношению к убеждениям друг друга, но и строгость, требовательность, взаимная обязательность в деловых отношениях к учению, к труду, к самим себе. Невозможно развитие любви в детях вне борьбы с безнравственными отношениями и влияниями среды, отдельных программ средств массовой информации, пропагандирующих секс, эгоизм, насилие, цинизм, допускающих глумление над духовными святынями, распространение сквернословия. Наконец, зарождение нежного, легкого ранимого цветка духовной любви в детских душах неразрывно связано с нравственным самосовершенствованием, самовоспитанием молодых людей. Нельзя любить людей, если не преодолеешь в себе неприязнь, брезгливость к другому человеку, чувство злобы, зависти и мести. Другой путь зарождения и развития любви к детям – чувствование, познание красоты мира и творение по ее законам. Красота, как объективное явление действительности, пробуждает в человеке свободное, спонтанно проявляющееся, стимулирующее поведение и деятельность субъективное чувство, доставляющее глубокое, возвышенное духовное наслаждение. Можно сказать, что красота есть сердцевина любви, ее сущность. Наконец, еще один нравственный механизм поддержания и стимулирования ростков любви в душе ребенка. Он связан с самосовершенствованием личности и заключается в развитой способности внутренней эстетической неудовлетворенности, готовности нравственного покаяния. Человеку вообще, а ребенку тем более, важно жить с сознанием и переживанием своего нравственного и эстетического несовершенства. Как бы ни жил человек, в своем развитии он никогда не может достигнуть идеала. Да и суть нравственного и эстетического воспитания вовсе не в том, чтобы добиться невозможного, абсолютных вершин красоты и нравственности. Суть заключается как раз в бесконечном, пока жив человек, самосовершенствовании, в стремлении к недостижимому, ибо нравственность – не застывший абсолют, а именно стремление, деяние, движение, процесс. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 1996. – С. 140-154.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.91.98 (0.012 с.) |