Структура и виды педагогических целей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и виды педагогических целей



 

Структура цели постоянна, она определяет ее алгоритм. Любая цель состоит из целевого объекта, целевого предмета и целевого действия.

Целевой объект (объект цели) – это человек в разных ролевых позициях, на которые предполагается воздействие.

Целевой предмет (предмет цели) – это та сторона личности воспитанника (его качества, особенности деятельности), которая должна быть преобразована в данном педагогическом процессе. Целевой предмет отвечает на вопрос: что мы развиваем в воспитаннике с учетом конкретной позиции (роли)?

Целевое действие обозначает конкретное действие педагога, которое он совершает для развития целевого предмета. Например: научить, убедить, сформировать, доказать, усовершенствовать, закрепить, раскрыть, заинтересовать и т.д. Целевое действие определяется возможностью полностью завершить его за тот промежуток времени, в который протекает педагогический процесс. Так, нельзя в течение одного урока воспитать патриотизм, любовь к профессии, но можно выявить знания по теме, раскрыть значимость операции, упражнять навыки.

Зная структуру цели, ее вполне можно самостоятельно разрабатывать или, используя готовые цели, отбирать и корректировать их.

Ученые давно занимаются разработкой таксономии целей обучения. Суть ее заключается в разработке банка подцелей (задач) в соответствии с общими целями обучения какому-либо предмету. Таксономия целей обучения предполагает формирование их в терминах научения, суммирование возможных подцелей, их систематизацию и классификацию, последовательное расположение по порядку достижения в педагогическом процессе. Предполагается, что постепенная реализация детально разработанных целей приводит практически любого педагога к достижению общей цели обучения предмету.

Виды педагогических целей разнообразны

Нормативные, т.е. государственные, цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Сегодня эти цели могут корректироваться местными органами власти: областными, городскими и даже районными. К нормативным целям относятся цели производства в области подготовки кадров. Эти цели соотносятся со стандартом образования.

Нормативные цели разрабатываются на базе широкой информации о состоянии народного образования и экономики соответственно в республике, области, городе, районе, об уровне воспитанности детей, об уровне профессиональной подготовки выпускников системы ПТО. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога.

Параллельно, а часто независимо от государственных существуют общественные цели как цели общества, его различных слоев. В отличие от государственных общественных цели не могут быть едиными. Они формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей, особенно тех, кто составляет основную базу для формирования учреждений народного образования, в том числе и профессионально-технического.

Инициативные цели – это цели, разрабатываемые непосредственно самими педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников.

Организационные цели ставятся педагогом и относятся к области его управленческой функции.

Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся.

Как организационные, так и методические цели являются вспомогательными в педагогическом процессе.

Безрукова B.C. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. –
Екатеринбург, 1996. – С. 35-39.

 

Анализ социально-политических и духовно-нравственных процессов, происходящих в нашем обществе, позволяет выделить, помимо демократических и общечеловеческих, целый ряд реально существующих, определяющих воспитательные отношения взрослых с детьми, целей и идеалов педагогической деятельности:

– авторитарные цели формирования безынициативного исполнителя, поддерживаемые идеализацией командно-административных отношений, утверждающих взгляд на человека как на средство достижения целей, а не цель. Их реализация подавляет свободу массы людей, способствует установлению привилегий и социально несправедливого расслоения общества на командные и подчиненные слои и группы;

– мелкобуржуазные цели и устремления, базирующиеся на различных видах кооперативной и частной собственности, особенно в теневой экономике, утверждающие приоритет лично-эгоистических интересов над общественными, стремление к наживе, подавление конкурента, к меркантилизму и его господству над нравственностью и духовностью;

– националистические цели, разжигающие шовинизм, экстремизм, сепаратизм, превозносящие национальную исключительность, сеющие вражду между народами, противоречия идеям подлинного национального самосознания и возрождения, духу интернационализма;

– буржуазно-космополитические цели, преподносимые как стремление к общечеловеческому единству, якобы достижимому вопреки объективным, реальным социальным противоречиям в мире, утверждающие принципы деидеологизированного и аполитичного воспитания;

– религиозные идеалы и цели, переживающие в сознании многих людей своеобразное возрождение, обусловленное общим кризисом и моральным падением общества, утверждающие абстрактно-гуманистические заповеди, опирающиеся на сокрытый дотоле мощный пласт духовной культуры, облаченной в религиозные формы;

– анархически-разрушительные цели, порожденные отсутствием у людей опыта общественной деятельности в условиях демократии, свободы и культуры общения, подкрепляемые массовой практикой стихийных митинговых страстей, забастовок, актов гражданского неповиновения, террора, насилия и вандализма;

– монархические идеалы и цели, увлекающие разуверившуюся, потерявшую социальные ориентиры, прельщенную мишурным блеском дворянских традиций молодежь;

– преступно-романтические цели достижения свободной и легкой жизни, приобретающие престижность в условиях экономического кризиса, расшатывания системы всеобщего среднего образования, падения дисциплины в школе, свертывания соединения воспитания и обучения с производственным трудом, ослабления семейных связей, трудности для подростков устройства на работу, усиления внимания преступного мира к молодежи как подрастающему резерву;

– неофашистские цели культа сильной личности, способной переступить границу добра и зла, отвергающей нравственность и совесть как проявление слабости, готовой на любую жестокость ради утверждения власти сильных над слабыми.

Это многообразие умонастроений, целей, стремлений, интересов, циркулирующее в общественном сознании, оказывает мощное влияние на детей, порождая в их среде растерянность, скептицизм, индифферентность к общечеловеческим идеалам, цинизм, отчужденность от подлинной культуры.

Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. –
М., 2001. – С. 69-70.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 847; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.008 с.)