Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Целостного педагогического процессаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются такие: 1. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу – тот ученик будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты, 2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств и способов педагогического воздействия, 3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых. 4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и других) стимулов. 5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и качества чувственного восприятия; 6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается: 1) качеством педагогической деятельности и 2) качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых. 7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса обусловлены: 1) потребностями общества и личности; 2) возможностями (материально-техническими, экономическими и другими) общества; 3) условиями протекания процесса (морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими). Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений:
Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах. В современной науке принципы – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогического процесса, таким образом, отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. До недавнего времени в рамках функционального подхода принципы обучения и воспитания рассматривались изолированно, несмотря на то, что они имеют единую методологическую основу. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического процесса и руководства деятельностью воспитанников. Принципы организации педагогического процесса. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса – ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Она не совместима с теориями стихийного, спонтанного развития детей. Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой. Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами. Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу – принцип, тесно связанный с предыдущим принципом организации педагогического процесса. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств. Однако необходимо помнить, что воспитывает не сам труд, а его социальное и интеллектуальное содержание, включенность в систему общественно значимых отношений, организация и нравственная направленность. Принцип научности является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствии с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Научно обоснованное построение педагогического процесса предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытекает из общепризнанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание вытекает, формируется и проявляется в деятельности. Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Сама природа педагогического процесса с его задачной структурой, свойствами ступенчатости и концентричности возводит в ранг организационного принципа требование преемственности, последовательности и систематичности, направленное на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование. Важнейшим организующим положением не только процесса обучения, но и всего целостного педагогического процесса, является принцип наглядности. С принципом наглядности тесно связан принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания, нормирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Принципы управления деятельностью воспитанников. В организации деятельности воспитанников педагог играет ведущую роль. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу. Отсюда значимость принципа сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе. Важнейший принцип организации детской деятельности – уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Практическая реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности, Успешная реализация указанных принципов возможна лишь при соблюдении еще одного принципа – согласованности требований школы, семьи и общественности. Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Сущность параллельного действия состоит в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. В соответствии с принципом доступности и посильности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. С предыдущим принципом теснейшим образом связан принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности. Возрастной подход прежде всего предусматривает изучение уровня актуального развития, воспитанности и социальной зрелости детей, подростков и юношей. Замечено, что эффективность учебно-воспитательной работы снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры отстают от возрастных возможностей учащихся или непосильны для них. Организующим принципом руководства деятельностью воспитанников является принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В.А. и др. – М., 1997. – С. 174-184.
Будучи частью процесса воспитания, педагогический процесс несет в себе все его признаки, противоречия, закономерности и осуществляется в соответствии с общими педагогическими принципами. При этом педагогический процесс имеет более четко выраженную структуру; между ее компонентами существуют специфические закономерные связи, анализ которых позволяет сформулировать ряд принципов, обеспечивающих реализацию педагогических целей.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЗАКОНОМЕРНО ОБУСЛОВЛЕНА:
* его целостностью, реализующейся: в единстве обучения, воспитания и развития, в единстве воспитания (образования) и самовоспитания (самообразования), в единстве, соподчиненности и вместе с тем определенной автономности процессов, этапов, актов, образующих целостный педагогический процесс, в единстве направленной на достижение общей цели деятельности образовательных учреждений, семьи, коллективов, общественных организаций, в единстве деятельности и общения при их содержательном и организационном разнообразии, в единстве гуманистических подходов к решению воспитательных задач, в единстве цели, содержания, методов воспитания и обучения, в единстве чувственного, рационального и практики, в сочетании массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм работы; * учетом всех внешних и внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей; * его последовательностью, непрерывностью, динамичностью («чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат»). * характером мотивации участников педагогического процесса, умелой организацией стимулирования воспитательных взаимодействий и деятельности участников педагогического процесса; * соответствием содержания, форм и методов воспитательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям детей, их потребностям и интересам; * соответствием цели и способа (условий, форм, методов) организации деятельности, направленной на достижение этой цели; * нравственно-психологическим климатом в коллективе, характером взаимоотношений воспитателей и воспитанников; * характером и качеством управления и самоуправления в педагогическом процессе; * организационно-педагогическими, информационно-методическими, материальными и санитарно-гигиеническими условиями его функционирования.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА:
* принцип целостного подхода к воспитанию; * принцип непрерывности воспитания; * принцип целенаправленности в воспитании; * принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагогов и воспитанников; * принцип природосообразности; * принцип культуросообразности; * принцип воспитания в деятельности и в коллективе; * принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании; * принцип единства и адекватности управления и самоуправления в педагогическом процессе; * принцип оптимизации (Ю.К. Бабанский) – постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной психологической ситуацией. Как уже отмечалось, на педагогический процесс распространяются общие принципы организации и осуществления воспитания, с которыми вы познакомились при изучении предыдущей темы. На основании анализа закономерностей процессов обучения, организации внеучебной воспитательной работы, коллективной деятельности, управления воспитательно-образовательными системами и т.п. выведен ряд принципов, которыми педагоги призваны руководствоваться при решении конкретных педагогических задач. Смирнов В.И. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 1999. – С. 331-333.
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Педагогический процесс строится с соблюдением требований научной организации педагогического труда (НОПТ). В советской педагогике большое внимание разработке теории НОПТ уделено в научных исследованиях И.П. Раченко, Ю.А. Конаржевского и др. К числу наиболее важных требований относят координацию усилий ее участников, стимулирование, оперативный контроль и учет. В общей теории научной организации человеческой деятельности на современном этапе особое внимание уделяется ее интенсификации и оптимизации. Продиктовано это тем, что к настоящему времени исчерпаны практически все резервы экстенсивной организации труда, когда решение жизненных задач осуществлялось в основном за счет наращивания трудовых ресурсов, затрат времени, средств и т.п. Все общество переходит к интенсивным методам ведения своей деятельности на основе более полного использования достижений науки и передового опыта. Интенсивность сказывается и на активизации человеческого фактора во всех возможных его проявлениях. Из всех приемов активизации деятельности отдается преимущество наиболее рациональным из них для тех или иных условий, наиболее результативным и экономичным, которые принято называть оптимальными (наилучшими для данной ситуации). Проблемы интенсификации и оптимизации имеют прямое отношение и к педагогическому процессу, к деятельности в нем педагогов и учеников. Термин «интенсио» (лат.) означает напряжение, усиление. Отсюда интенсивный – значит более напряженный, усиленный, дающий повышенную производительность. Соответственно под интенсификацией педагогического процесса понимается повышение его результативности в каждую единицу времени. Термин «оптимальный» (от лат. слова optimus – наилучший) значит наиболее соответствующий определенным условиям и задачам. Оптимизация в широком смысле этого слова – выбор наилучшего варианта решения любой задачи при данных условиях. Соответственно оптимизацией педагогического процесса называют научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта задач, содержания, форм и методов обучения и воспитания с точки зрения определенных критериев. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, А.А. Сорокин и др. / Под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. –
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.189.236 (0.008 с.) |