Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели воспитания и бесцельное воспитание
Мы наблюдали в течение некоторого периода школьного воспитания, когда идеологический вакуум общества парализовал сознание педагогов школы, такую страшную трансформацию профессиональной педагогической деятельности: из структуры ее выпал целеполагающий элемент, и тогда растерянный учитель либо отстранялся от выполнения своих профессиональных функций, либо привычно исполнял их, поставив заслон осмыслению происходящего, а вернее, протекающих перед ним событий. Отсутствие цели предопределяет беспрограммное воспитание – профессиональную деятельность педагогов, лишенную осмысленно отобранного содержания работы с детьми. Но разве такое возможно? Не только возможно, но и распространено повсеместно, несмотря на абсурдность как утверждения, так и самого понятия «бесцельное воспитание». Откликаясь на протекающие социальные обстоятельства (праздники, катастрофы, открытия, достижения, выставки, субботники и пр.), педагог вовлекает детей в деятельность, приобщая к совершающемуся событию, включает в социальное бытие через сопричастность к нему, в непосредственно развертывающуюся перед детьми действительность. Учитывая природно-погодные обстоятельства, педагог также поступает разумно, организуя деятельность детей согласно метеорологическим условиям: в теплые, солнечные дни устраиваются прогулки, в жаркий день дети купаются в речке, во время ветреных ноябрьских дней организуются теплые, уютные «гостиные». Принимая во внимание потребности возраста, воспитатель вносит необходимые коррективы в содержание работы, предоставляя возможность развиться новым потребностям и найти удовлетворение актуальным запросам. И разумеется, педагог реагирует на складывающиеся в группе ситуации и способствует их разрешению по мере своих личностных и профессиональных сил. Социальные, возрастные, погодные, характерологические или ситуационные обстоятельства как бы руководят учителем – он идет вслед за ними, не замечая, что тем самым замкнул воспитанников в узкий круг случая, закрыл их от мировых достижений культуры, которые по воле господина случая так и останутся за бортом внимания. А ведь беспрограммное воспитание не выполняет своего основного назначения – не выводит ребенка на высокие ступени культуры, вполне удовлетворяясь тем, что подбрасывает практика сегодняшнего дня.
Программа воспитания обозначает наивысшую планку нашего представления об общем развитии личности выпускника школы. Разумеется, кто-то из школьников превышает этот запланированный уровень, а кто-то отстает от запрограммированных результатов. Мера «освоения», «усвоения» и «присвоения» индивидуальна. И это означает, что уровень культуры каждого выпускника тоже строго индивидуален. Однако наличие программы обусловливает перспективы развития, динамику работы с ребенком, и, самое главное, основание для потенциального перевода социальной ситуации «сегодня» в педагогическую ситуацию, относительную независимость педагога от особенностей социальных обстоятельств, в которые помещен ребенок судьбой. Постановка воспитательной цели предотвращает принципиальные педагогические нарушения, избавляет учителя от грубых и страшных ошибок. Бесцельное воспитание, каждодневно совершаемое для личностного развития школьника, ошибочно, импотентно, поэтому центрирует все проблемы на самом ребенка, в нем, и только в нем, отыскивая истоки педагогических неудач. Поставленная и осмысленная цель служит основанием для программы воспитания (мы не находим ни одного вида деятельности человека, который бы выстраивал ее в ясном разуме без очерченной, более или менее четко, программы). Отсутствие цели исключает создание воспитательной программы, а при написании таковой преобразует ее в канцелярский документ, формально принимаемый во внимание школьными работниками. Бесцельное воспитание теряется и опускает бессильно руки, наблюдая антисоциальные явления, духовное опустошение и циничное попирательство человеческого достоинства. Присутствие цели даже самые страшные и низкие картины жизни превращает в сильное средство воспитательного влияния, переводя социальную ситуацию развития детей в педагогическую, когда учитель бесстрашно интерпретирует представшее перед детьми событие с позиции Добра, Истины, Красоты. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1998. – С. 41-42, 51-52.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.028 с.) |