Цели воспитания и бесцельное воспитание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели воспитания и бесцельное воспитание



 

Мы наблюдали в течение некоторого периода школьного воспитания, когда идеологический вакуум общества парализовал сознание педагогов школы, такую страшную трансформацию профессиональной педагогической деятельности: из структуры ее выпал целеполагающий элемент, и тогда растерянный учитель либо отстранялся от выполнения своих профессиональных функций, либо привычно исполнял их, поставив заслон осмыслению происходящего, а вернее, протекающих перед ним событий.

Отсутствие цели предопределяет беспрограммное воспитание – профессиональную деятельность педагогов, лишенную осмысленно отобранного содержания работы с детьми.

Но разве такое возможно? Не только возможно, но и распространено повсеместно, несмотря на абсурдность как утверждения, так и самого понятия «бесцельное воспитание».

Откликаясь на протекающие социальные обстоятельства (праздники, катастрофы, открытия, достижения, выставки, субботники и пр.), педагог вовлекает детей в деятельность, приобщая к совершающемуся событию, включает в социальное бытие через сопричастность к нему, в непосредственно развертывающуюся перед детьми действительность.

Учитывая природно-погодные обстоятельства, педагог также поступает разумно, организуя деятельность детей согласно метеорологическим условиям: в теплые, солнечные дни устраиваются прогулки, в жаркий день дети купаются в речке, во время ветреных ноябрьских дней организуются теплые, уютные «гостиные».

Принимая во внимание потребности возраста, воспитатель вносит необходимые коррективы в содержание работы, предоставляя возможность развиться новым потребностям и найти удовлетворение актуальным запросам.

И разумеется, педагог реагирует на складывающиеся в группе ситуации и способствует их разрешению по мере своих личностных и профессиональных сил.

Социальные, возрастные, погодные, характерологические или ситуационные обстоятельства как бы руководят учителем – он идет вслед за ними, не замечая, что тем самым замкнул воспитанников в узкий круг случая, закрыл их от мировых достижений культуры, которые по воле господина случая так и останутся за бортом внимания.

А ведь беспрограммное воспитание не выполняет своего основного назначения – не выводит ребенка на высокие ступени культуры, вполне удовлетворяясь тем, что подбрасывает практика сегодняшнего дня.

Программа воспитания обозначает наивысшую планку нашего представления об общем развитии личности выпускника школы. Разумеется, кто-то из школьников превышает этот запланированный уровень, а кто-то отстает от запрограммированных результатов. Мера «освоения», «усвоения» и «присвоения» индивидуальна. И это означает, что уровень культуры каждого выпускника тоже строго индивидуален. Однако наличие программы обусловливает перспективы развития, динамику работы с ребенком, и, самое главное, основание для потенциального перевода социальной ситуации «сегодня» в педагогическую ситуацию, относительную независимость педагога от особенностей социальных обстоятельств, в которые помещен ребенок судьбой.

Постановка воспитательной цели предотвращает принципиальные педагогические нарушения, избавляет учителя от грубых и страшных ошибок.

Бесцельное воспитание, каждодневно совершаемое для личностного развития школьника, ошибочно, импотентно, поэтому центрирует все проблемы на самом ребенка, в нем, и только в нем, отыскивая истоки педагогических неудач.

Поставленная и осмысленная цель служит основанием для программы воспитания (мы не находим ни одного вида деятельности человека, который бы выстраивал ее в ясном разуме без очерченной, более или менее четко, программы). Отсутствие цели исключает создание воспитательной программы, а при написании таковой преобразует ее в канцелярский документ, формально принимаемый во внимание школьными работниками.

Бесцельное воспитание теряется и опускает бессильно руки, наблюдая антисоциальные явления, духовное опустошение и циничное попирательство человеческого достоинства.

Присутствие цели даже самые страшные и низкие картины жизни превращает в сильное средство воспитательного влияния, переводя социальную ситуацию развития детей в педагогическую, когда учитель бесстрашно интерпретирует представшее перед детьми событие с позиции Добра, Истины, Красоты.

Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /

Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1998. – С. 41-42, 51-52.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.028 с.)