Цель воспитания и смысл жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель воспитания и смысл жизни



 

Смысл жизни связан с объективно значимыми ценностями, но такими лично принимаемыми и самим индивидом осознаваемыми ценностями, которые выступают в качестве высшей цели его деятельности и стремлений. В ценностной основе смысла жизни заключен не голый теоретический феномен, по жизненно важная, эмоционально приемлемая цель, которая не только объективно целесообразна, но и субъективно утверждена, лично приемлема и признана в качестве таковой.

Из всего сказанного выше вытекает взаимосвязанность понятий «смысл жизни» и «личность», ибо смысл жизни является существенным, фундаментальным атрибутом субъекта жизни, идет ли речь о конкретной личности или о религиозно-идеалистической персонификации мира и его явлений (бог, абсолютная идея, мировой дух).

Обретение смысла жизни предполагает свободное целеполагание индивида, поэтому его необходимым условием является свобода как человеческая форма самодетерминации (самообусловливания) бытия.

Смысл жизни не согласуется с эгоизмом, индивидуализмом, с отстранением от себя обязательств по отношению к миру, к другим людям. Если человек оказывается нужным только самому себе и весь его интерес сводится лишь к собственной персоне, перед ним открывается пропасть, он утрачивает смысл жизни, приходит к безнадежному пессимизму. Широта связей человека с внешним миром, с другими людьми увеличивает полноту его бытия.

Смысл жизни во всех тех чертах, которые кратко постулированы выше, в сознании и поведении индивида приобретает форму идеалов и долга, являющихся, в свою очередь, не чем-то извне навязанным человеку, а добровольно взятыми им на себя обязательствами, т.е. проявлением его свободы воли. Поэтому проблема свободы воли приобретает центральное значение для понимания смысла жизни. В самом деле, ведь каким бы ни был смысл жизни по своему содержанию, для любого конкретного индивида он – его собственный, смысл его жизни и таковым может быть при условии, что он свободно человеком избран, свободно им самим определен.

Москаленко А.Т., Сержантов B.Ф. Смысл жизни и личность. –

Новосибирск, 1989. – С. 6, 83-84.

 

Цели воспитания и смысл жизни, по существу, две стороны одного и того же явления: раскрытия сущности общественного существования личности. Цель воспитания, понимаемого как педагогическая деятельность, есть выражение того, какими общество хотело бы видеть своих членов.

Смысл жизни человека – в его общественном предназначении, наиболее полном раскрытии, проявлении всех творческих сил, удовлетворения в результате общественно ценной деятельности. Личная жизненная цель как более или менее адекватное отражение и понимание человеком смысла жизни есть действенный стимул активной жизнедеятельности.

Реализация цели воспитания, ее перевод в план личных целей детей, –наполнение детской жизни общественным смыслом – одна из ведущих теоретических проблем и практических задач педагогики.

Человек рождается для счастья и обретает его в процессе и результате борьбы с обстоятельствами, ибо активная, целеустремленная, социально ценная деятельность, требуя предельной мобилизации всех духовных и физических сил, дает наиболее полное и глубокое нравственное удовлетворение. Самую же трудную борьбу в процессе самосовершенствования человек выдерживает с самим собой. Пока он видит перед собой общественно значимую цель и борется за нее, он духовно богат и силен.

Однако объективный смысл человеческой жизни и цель, которую человек осознанно ставит перед собой, далеко не всегда тождественны. Если цели содержат в себе узколичные стремления, они практически вступают в противоречие с общественной ценностью жизни. Когда же личные цели неразрывно связаны с общественными интересами, тогда и индивидуальная жизнь приобретает подлинный смысл. Задача педагогической деятельности, ее целенаправленных усилий состоит как раз в том, чтобы помогать растущему человеку определять свои жизненные цели, поднимать их до уровня смысла подлинно человеческого существования.

Важное место в проблеме смысла жизни занимает стремление каждого человека к наиболее полному развитию личности и благоприятным условиям ее самореализации. Осознав общественные цели, стремясь к внутренней гармонии, он начинает стремиться деятельно проявлять себя как обладающее разнообразными способностями общественное существо. Саморазвитие, самосовершенствование и самореализация индивидуальности могут быть достигнуты только в процессе активной жизнедеятельности социально устремленного и организованного коллектива. В таком коллективе создаются условия для подлинно человеческой жизни и проявления всех способностей человека.

Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – М., 1979. – С. 73-82.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.003 с.)