Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель воспитания и смысл жизни
Смысл жизни связан с объективно значимыми ценностями, но такими лично принимаемыми и самим индивидом осознаваемыми ценностями, которые выступают в качестве высшей цели его деятельности и стремлений. В ценностной основе смысла жизни заключен не голый теоретический феномен, по жизненно важная, эмоционально приемлемая цель, которая не только объективно целесообразна, но и субъективно утверждена, лично приемлема и признана в качестве таковой. Из всего сказанного выше вытекает взаимосвязанность понятий «смысл жизни» и «личность», ибо смысл жизни является существенным, фундаментальным атрибутом субъекта жизни, идет ли речь о конкретной личности или о религиозно-идеалистической персонификации мира и его явлений (бог, абсолютная идея, мировой дух). Обретение смысла жизни предполагает свободное целеполагание индивида, поэтому его необходимым условием является свобода как человеческая форма самодетерминации (самообусловливания) бытия. Смысл жизни не согласуется с эгоизмом, индивидуализмом, с отстранением от себя обязательств по отношению к миру, к другим людям. Если человек оказывается нужным только самому себе и весь его интерес сводится лишь к собственной персоне, перед ним открывается пропасть, он утрачивает смысл жизни, приходит к безнадежному пессимизму. Широта связей человека с внешним миром, с другими людьми увеличивает полноту его бытия. Смысл жизни во всех тех чертах, которые кратко постулированы выше, в сознании и поведении индивида приобретает форму идеалов и долга, являющихся, в свою очередь, не чем-то извне навязанным человеку, а добровольно взятыми им на себя обязательствами, т.е. проявлением его свободы воли. Поэтому проблема свободы воли приобретает центральное значение для понимания смысла жизни. В самом деле, ведь каким бы ни был смысл жизни по своему содержанию, для любого конкретного индивида он – его собственный, смысл его жизни и таковым может быть при условии, что он свободно человеком избран, свободно им самим определен. Москаленко А.Т., Сержантов B.Ф. Смысл жизни и личность. – Новосибирск, 1989. – С. 6, 83-84.
Цели воспитания и смысл жизни, по существу, две стороны одного и того же явления: раскрытия сущности общественного существования личности. Цель воспитания, понимаемого как педагогическая деятельность, есть выражение того, какими общество хотело бы видеть своих членов.
Смысл жизни человека – в его общественном предназначении, наиболее полном раскрытии, проявлении всех творческих сил, удовлетворения в результате общественно ценной деятельности. Личная жизненная цель как более или менее адекватное отражение и понимание человеком смысла жизни есть действенный стимул активной жизнедеятельности. Реализация цели воспитания, ее перевод в план личных целей детей, –наполнение детской жизни общественным смыслом – одна из ведущих теоретических проблем и практических задач педагогики. Человек рождается для счастья и обретает его в процессе и результате борьбы с обстоятельствами, ибо активная, целеустремленная, социально ценная деятельность, требуя предельной мобилизации всех духовных и физических сил, дает наиболее полное и глубокое нравственное удовлетворение. Самую же трудную борьбу в процессе самосовершенствования человек выдерживает с самим собой. Пока он видит перед собой общественно значимую цель и борется за нее, он духовно богат и силен. Однако объективный смысл человеческой жизни и цель, которую человек осознанно ставит перед собой, далеко не всегда тождественны. Если цели содержат в себе узколичные стремления, они практически вступают в противоречие с общественной ценностью жизни. Когда же личные цели неразрывно связаны с общественными интересами, тогда и индивидуальная жизнь приобретает подлинный смысл. Задача педагогической деятельности, ее целенаправленных усилий состоит как раз в том, чтобы помогать растущему человеку определять свои жизненные цели, поднимать их до уровня смысла подлинно человеческого существования. Важное место в проблеме смысла жизни занимает стремление каждого человека к наиболее полному развитию личности и благоприятным условиям ее самореализации. Осознав общественные цели, стремясь к внутренней гармонии, он начинает стремиться деятельно проявлять себя как обладающее разнообразными способностями общественное существо. Саморазвитие, самосовершенствование и самореализация индивидуальности могут быть достигнуты только в процессе активной жизнедеятельности социально устремленного и организованного коллектива. В таком коллективе создаются условия для подлинно человеческой жизни и проявления всех способностей человека. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – М., 1979. – С. 73-82.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.003 с.) |