Во Фригии, расположенной на западе малой Азии, основными видами головных уборов были венец, повязка, тиара, митра. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Во Фригии, расположенной на западе малой Азии, основными видами головных уборов были венец, повязка, тиара, митра.



Характерным фригийским головным убором был войлочный колпак — пи-леус, который имел вид прилегающей к голове шляпы без полей, он мог быть самых разнообразных форм: в виде яйца, плоскодонного цилиндра, конической или прямой формы. У пилеуса верх был пригнут наперед, имелись затыльник, по бокам спускавшиеся до плеч наушники. Пилеус стал популярным и в других странах Древнего мира. Например, в Древнем Риме существовал обычай: во время празднеств сатурналий в честь бога Сатурна все надевали пилеусы (и хозяева, и рабы) как символ свободы. Когда раба отпускали на свободу Или продавали, ему также дарили пилеус. Женщины носили фригийскую шапочку, часто с удлиненной затылочной частью (см. рис. 11.2). В Древней Греции Пилеус имел форму колпака с согнутой вперед верхушкой при помощи пришитых ленточек, которые завязывались под подбородком.

В Древней Греции головной убор выполнял чисто утилитарную функцию. Шляпу или шапку надевали в случае необходимости, если приходилось продолжительное время оставаться под палящими лучами солнца, например на работе в йоле, в дороге и т.д.

Можно выделить несколько разновидностей головных уборов.

Кюнэ-шапка получила свое название от материала, из которого изготовлялась, а делали ее из собачьей кожи (затем из любой другой), она имела вид Полушария.

Пета — шляпа обычно с широкими, опущенными вниз круглыми или че. тырехугольными полями, с очень низкой тульей. С помощью прикрепленного ремешка эта шляпа фиксировалась под подбородком или свешивалась на спину, когда ее сбрасывали с головы. Каусия — шляпа, очень похожая на пету. Цвет шляп был коричневый или белый, изготовлялись они из войлока. Пета и кау сия имели общее название «пилос».

Кинэ — меховой или кожаный колпак, который носили пастухи, охранявшие на горных вершинах стада.

Головным убором воинов был шлем. В качестве шлема могла быть кюнеа — «собачья шкура», т. е. то, из чего был головной убор выполнен (затем первоначальный смысл был утрачен и так стали называть вообще головной убор). Это название осталось и тогда, когда шлем стал металлическим, без козырька и султана. Позже этот шлем получил название «корюс». Обычно шлем был украшен шишкой, дужкой и султаном из конского волоса, который мог быть окрашен в красный цвет. Из крепкого ремня был сделан подбородник, с помощью которого шлем поддерживался.

В разных регионах Греции шлемы делались по-разному. Так, коринфский шлем полностью закрывал голову, у него имелись защитная пластина для носа, фиксированные прикрытия для щек. Шлем часто украшался гравировкой; бео-тийский шлем закрывал нос, щеки, имел гребень, украшенный султаном.

Греческие женщины редко выходили из дома, поэтому мало нуждались в головных уборах. В качестве головного убора в городе и дома они использовали вуаль, которой покрывали не только голову, но и лицо (оставляя только глаза), во время разговора ее поднимали левой рукой. Иногда голова покрывалась большим пестрым платком, который обматывался вокруг головы и подбородка, был в употреблении и небольшой платок, покрывавший только волосы. Пользовались еще шляпой, плетенной из соломки, которую прикрепляли сверх покрывала во время летней жары, В дорогу женщины, как и мужчины, надевали легкий петас.

В Древнем Риме ношение головного убора также было вызвано исключительно утилитарной необходимостью — защитить голову от неблагоприятных погодных условий. Они надевали капюшон, петас, греческий пилос или каусию. Зимой надевали галло-римский кукулус.

Использовалась в качестве головного убора и вуаль, которая имела продолговатую форму, по краю могла быть отделана бахромой, но служила скорее украшением головы, чем защитой. Надевали ее в основном во время религиозных обрядов. Существовала еще брачная вуаль, которая была длиннее других и имела буро-красный цвет.

Головным убором римских воинов также был шлем — galea — головная покрышка из кожи, название которой сохранилось и позже, когда шлемы стали металлическими. Шлем из металла назывался cassis. Самый простой вид шлема состоял из круглой гладкой шапки, у которого через темя шел металлический обруч. По краям шапки имелись две пластины: одна для защиты затылка, другая, подвижная, для защиты лба и висков с обоих боков — на-щечники. В гребень шлема втыкались обычно три длинных красных или черных пера, что зрительно увеличивало рост воина. У знаменосцев времен империи шлемы могли быть обтянуты шкурой какого-либо зверя. Более украшенными были шлемы центурионов, в которых имелся посеребренный гребень с султаном из согнутых перьев или из конского волоса белого, черного и красного цветов. Назатыльники и козырьки этих шлемов были шире. Шлемы императоров и полководцев были искусно выполнены, украшены изящными рельефами (рис. 11.3).

Рис. 11.3. Головные уборы греков (а), римлян (6) и этрусков (в)

В Византии простой народ редко носил головные уборы. Но в дороге, во время работы в поле использовались шапки и широкополые меховые шляпы капюшоны. Вельможи носили расширявшиеся кверху беретообразные плоские шапки. Носили также высокую шапку, напоминавшую фракийскую. В качеств головных уборов и для сохранения причесок византийские женщины использовали шарфообразные повязки и пестрые платки. Знатные византийки носили чепцы с прикрепленными валиками из двухцветных лент. Девушки применяли лобные повязки, сетки.

Императрица надевала венец — стему — символ императорского сана, позднее венцы имели строгую цилиндрическую форму. До VI в. византийские императоры носили коронообразный широкий венец, украшенный жемчугом, по бокам которого были прикреплены две жемчужные нити. Сверху был переплет в виде креста, вскоре под этот крест стали поддевать круглую красную шапочку, позже сзади стали прикреплять в виде платка кусок материи. В преобразованном виде эта корона выглядела как две крестообразно соединенные эмалированные дуги с вертикально укрепленным крестом посередине и зубчатым ободом вокруг.

Головным убором сановников была шапка с широким бортом яйцевидной формы или шляпа с расширенным верхом. У важных лиц духовенства IV—VIII вв. головным убором служил шелковый или полотняный платок продолговатой формы красного или белого цвета, украшенный бахромой с трех сторон, накидывавшийся на волосы так, что концы его свешивались на затылок. Фиксировался этот платок трехдюймовым металлическим обручем. Постепенно он преобразовался в шапку, верх которой посередине был вогнут, нижний край был в виде полосы, расшитой золотом и спускавшейся двумя концами на затылок.

Ко второй половине IX в. появляется архиерейская шапка — митра с двумя рогоподобными выпуклостями по бокам, к XIII в. она стала походить на выпуклую корону, украшенную драгоценными камнями и вышитую жемчугом, увеличивается ее высота (рис. 11.4).

В эпоху раннего Средневековья в Западной Европе самым распространенным мужским головным убором был капюшон, получивший название «куаф» Он имел удлиненный сзади мыс. Другие головные уборы мужчин имели мягкую форму, дающую возможность драпирования на манер восточного тюрбана. Королевский женский убор представлял собой небольшое по размеру покрывало, укутывающее голову и закрывающее шею, сверху которого надевался заменяющий корону парчовый тюрбан, украшенный драгоценными камнями.

Крестьяне в суровую погоду надевали кугель — разновидность шерстяной капюшона с пелериной. Летом носили небольшие чепчики — каль, пастухи укрывали голову, плечи и грудь камалем — головным убором, который был близок по покрою и форме немецкому кугелю (рис. 11.5).

Рис. 11.4. Головные уборы в Византин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.005 с.)