Новые аспекты изображения войны в послевоенной литературе (1946-1953) (В. Некрасов, К. Воробьев, В. Гроссман, В. Панова и др. ). Внимание к «окопной правде» и быту войны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые аспекты изображения войны в послевоенной литературе (1946-1953) (В. Некрасов, К. Воробьев, В. Гроссман, В. Панова и др. ). Внимание к «окопной правде» и быту войны.



Пользуясь помощью и поддержкой Центрального Комитета КПСС, советская литература успешно преодолевала свои недостатки и ошибки, создавая произведения, в которых отразилась богатая и многообразная жизнь советского народа. Укрепление связи с действительностью сказалось прежде всего в тематическом разнообразии послевоенной литературы.
Большое место в послевоенной советской литературе заняла тема Великой Отечественной войны, привлекающая писателей не только героикой событий и подвигами советских людей, но и сложными психологическими и социальными проблемами. В таких произведениях, как «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Белая береза» М. Бубеннова, «Буря» И. Эренбурга, «За власть Советов» В. Катаева, «Звезда» и «Весна на Одере» Э. Казакевича, не только рассказано об отдельных этапах войны, но и глубоко раскрыта роль партии, вдохновителя и организатора всенародной борьбы против фашистских захватчиков, освещены освободительная миссия Советской Армии, закономерность победы Советского Союза, как носителя передовых идеалов свободы и дружбы народов.

Многие значительные произведения послевоенной литературы посвящены изображению героической борьбы и труда советских людей в период ВОв. Значительный интерес представляют документально-художественные произведения, созданные непосредственными участниками военных действий и партизанской борьбы.

Героизм советских людей, сражавшихся на фронтах войны, получил своеобразное и яркое освещение в «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого (1946). Избрав своим героем человека с необычайной, исключительной судьбой, писатель создал образ глубоко типический.

В «Спутниках» В. Панова сумела показать массовый героизм, проявленный в дни Отечественной войны обыкновенными, рядовыми, занятыми будничным делом советскими людьми. B 1947 г. В. Панова выступила с романом «Кружилиха». Действие романа относится к годам войны и развертывается в глубоком тылу, в рабочем поселке Кружилиха, где расположен большой завод, работающий на оборону; жители поселка — коренные рабочие, связанные с заводом в течение многих поколений. В центре романа — директор завода Листопад, его отношения с рядом других действующих лиц, его конфликт с председателем завкома Уздечкиным.

Изобразив в романе рядовых советских людей, инженеров, рабочих, молодежь, В. Панова пыталась создать картину жизни тыла. Однако при всей точности отдельных наблюдений писательницы, при свойственной ей тонкости психологического рисунка повесть не дала широкого представления о героизме советского тыла. Недостатком повести является чрезмерное внимание писательницы к мелочам быта, которые часто заслоняют от читателя основное содержание жизни советских людей. Стремясь к изображению правды человеческих отношений, раскрывая мотивы поведения людей, В. Панова нечетко выявляет свое авторское отношение к явлениям, не осуждает резко одних, не поддерживает активно других своих героев. Некоторые конфликты решаются слабо мотивированным примирением (например, конфликт Уздечкина с Листопадом).

Своеобразно отразилась величайшая страница истории Великой Отечественной войны в романе В. Некрасова «В окошках Сталинграда» (1946). Молодой писатель — сам участник войны, впервые выступивший в литературе, поставил перед собой задачу раскрыть героику повседневного воинского труда. Сталинградские окопы В. Некрасов показывает не сверху и не со стороны, а изнутри; он раскрывает и моменты героического подъема, смелых атак, и ежедневные заботы — о доставке патронов, об укреплении окопов: он рисует и тяготы, и скромные радости фронтовой жизни. Герои романа — рядовые люди, настойчиво и просто выполняющие свой долг перед Родиной. Это и молодые советские интеллигенты — архитектор Керженцев, аспирант Фабер, инженер Игорь, ставшие офицерами Советской Армии, и солдаты, мужественно преодолевающие все лишения и трудности.

В повести отсутствует острый сюжет, она написана как своеобразная хроника повседневной судьбы одной воинской части, боевой жизни небольшого круга людей. Широкий размах военных событий, связанных с разгромом фашистских войск, масштаб и значение Сталинградской битвы не нашли отражения в романе. Писатель не стремился к созданию исторической эпопеи. Он ставил перед собой задачу показать те частные элементы, из которых складывались большие события. Однако такое сужение проблемы привело к некоторой ограниченности романа. Ведя повествование от лица одного из своих героев, Керженцева, автор говорит лишь о том, что непосредственно окружает этого героя, что он лично видит и знает. Но Керженцеву как советскому офицеру должно было быть свойственно знание и понимание общего смысла событий, свойственен интерес к общему ходу всей Сталинградской битвы, всей войны. Этот интерес, несомненно, присущ и читателям, которых не удовлетворяет искусственная ограниченность авторского поля зрения. Тем не менее повесть В. Некрасова вызвала большой интерес и привлекла правдивым изображением будней воинской службы.

Одним из лучших произведений об Отечественной войне является небольшая повесть Э. Казакевича "Звезда" (1947). Это задушевный, проникнутый лиризмом и романтикой героического подвига рассказ о советских разведчиках, погибающих в тылу врага при выполнении ответственного боевого задания.

Писатель показывает их подвиг как обычный эпизод фронтовой жизни. Но это эпизод не случайный; в нем раскрывается значение каждого боевого подвига в общем деле борьбы с фашизмом. Бесстрашное, самоотверженное поведение лейтенанта Травкина и других разведчиков — не исключение, не единичный случай, а естественное и постоянное в условиях войны проявление высоких моральных качеств советского человека. Повесть завершается сценой, перекликающейся с ее началом: писатель рассказывает о новой группе разведчиков, которая во главе с новым командиром, сменившим погибшего Травкина, в новой фронтовой обстановке готова выполнить боевое задание. Эта «кольцевая» композиция повести соответствует общему замыслу писателя: на место погибших приходят новые герои, силы советского народа неиссякаемы, жизнь каждого принадлежит Родине. Эта мысль выражена и в условных позывных двух раций: «Звезда» — это походная рация маленькой горсточки героев, заброшенных в далекий вражеский тыл, «Земля» — это голос не только штаба, но самой Родины, пославшей героев на трудный подвиг.

В 1952 г. на страницах «Нового мира» появился первый том романа В. Гроссмана «За правое дело». Автор стремился создать большое полотно, посвященное Сталинградской битве. Однако в первом журнальном варианте романа писатель не справился в полной мере с поставленной задачей. В печати отмечалось, что В. Гроссман предоставил слишком большое место ложным философским теориям одного из своих персонажей, академика Чепыжина, и ничем не опроверг эти теории; отмечалось, что в центре внимания писателя оказались Новиков и Крымов, которые, будучи офицерами, главным образом резонерствуют, не принимая действенного участия в войне. В новом, переработанном варианте первого тома, вышедшем отдельным изданием в 1954 г., автор учел замечания критики.

В. Гроссман показывает различные слои советского общества: колхозников, вставших на защиту Родины, таких, как «гвардии колхозный активист» Вавилов и ряд других солдат; представителей советской интеллигенции, как семья Шапошниковых и их друзья, стойко выдерживающих жестокие испытания; рабочих глубокого тыла, всеми силами помогающих фронту; кадровых военных специалистов, широко осмысливающих ход войны, ее стратегию и тактику. Наиболее сильные страницы романа посвящены массовому героизму советских воинов, раскрытию их глубокой человечности, их патриотизма (главы, описывающие оборону вокзала; эпизоды, связанные с образом майора Березюша, и др.).
С другой стороны, писатель, перенося действие в расположение фашистских войск и в гитлеровскую ставку, рисует нравственную деградацию людей вражеского лагеря.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.005 с.)