Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ссср в годы Второй мировой войны (1939-1945 гг. ).

Поиск

1. Внешнеполитическая деятельность СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны.

2. Советское общество в годы Великой Отечественной войны.

3. Антигитлеровская коалиция и участие в ней СССР.

 

Цель семинара

Сформировать представление о наличии различных подходов, связанных с характеристикой внешнеполитической деятельности СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны; выявить факторы, способствовавшие победе СССР в войне с фашистской Германией.

Источники

1. История Отечества: 1920-1953. Хрестоматия. - М., 1992. С. 70-107.

2. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. - М., 1999. Гл. XXIII.

 

Литература

1. Бобылев П.Н. К какой войне готовился Генеральный штаб РККА в 1941 году? // Отечественная история. 1995. № 5. С. 3-20.

2. Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки. В 4-х кн. - М., 1998-1999. Кн. 1. С. 424-458; Кн. 2. С. 373-401; Кн. 3. С. 255-266, 301-330.

3. Гинцберг Л.И. Советско-германский пакт: замысел и его реализация // Отечественная история. 1996. № 3. С. 29-40.

4. Данилов В.Д. Сталинская стратегия начала войны: планы и реальность // Отечественная история. 1995. № 3. С. 33-44.

5. Мельтюхов М.И. Идеологические документы мая-июня 1941 года о событиях Второй мировой войны // Отечественная история. 1995. № 2. С. 70-85.

6. Наджафов Д.Г. СССР в послемюнхенской Европе. Октябрь 1938 г. - март 1939 г. // Отечественная история. 2000. № 2. С. 67-88.

7. Невежин В.А. Речь Сталина 5 мая 1941 года и апология наступательной войны // Отечественная история. 1995. № 2. С. 54-69.

8. Невежин В.А. Сталинский выбор 1941 года: оборона или..." лозунг наступательной войны"? // Отечественная история. 1996. № 3. С. 55-73.

9. Печенкин А.А. Была ли возможность наступать? // Отечественная история. 1995. № 3. С. 44-59.

10. Случ С.З. Советско-германские отношения в сентябре-декабре 1939 года и вопрос о вступлении СССР во Вторую мировую войну // Отечественная история. 2000. № 5. С. 46-58; № 6. С. 10-27.

11. Соколов А.К., Тяжельников В.С. Курс советской истории. 1941-1991. - М., 1999. С. 3-125.

12. Хоффман И. Подготовка Советского Союза к наступательной войне. 1941 год // Отечественная история. 1993. № 4. С. 19-31.

 

Методические рекомендации

При подготовке к первому вопросу обратите внимание на то, что Вторая мировая война была подготовлена совокупностью различных причин и обстоятельств. Кто виновен в ее развязывании? Советские историки, отвечая на этот вопрос, указывали на фашистскую Германию, выступившую в роли агрессора, и на Англию с Францией, действовавших в качестве его "пособников". В постперестроечный период в исторической литературе появилась точка зрения, сторонники которой всю вину за начало Второй мировой войны взваливали на СССР. Ознакомьтесь со статьей Д.Г. Наджафова, который попытался ответить на вопрос о том, какое из концептуальных положений - о полной непричастности СССР к возникновению войны или его определенной ответственности за нее - отвечает исторической истине. Какая из этих позиций представляется вам наиболее обоснованной?

В тесной связи с началом Второй мировой войны находятся события 23 августа 1939 года, когда между СССР и Германией был заключен договор о ненападении. Можно ли было СССР отказаться от сделок с какой-либо из противостоящих сторон, сохранить нейтралитет и готовиться к неизбежному нападению Германии, не помогая ей стратегическим сырьем и продовольствием и не терпя огромный моральный ущерб от сговора с фашистскими державами? Выясните, как отвечает на этот вопрос в своей статье Л.И. Гинцберг. Была ли, по его мнению, необходимость и имело ли вообще смысл заключать соглашение с Гитлером? Согласны ли вы с мнением этого историка?

Еще одна проблема, которую следует затронуть в рамках данного вопроса - это роль СССР на начальном этапе Второй мировой войны. В советской историографии утвердилось положение о нейтралитете СССР вплоть до 22 июня 1941 г. В настоящее время историки неоднозначно оценивают роль СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Обратившись к статье С.З. Случа, ознакомьтесь с рассуждениями и выводами автора по этой проблеме. Сформулируйте свое отношение к ним.

Переходя ко второму вопросу, прежде всего, следует иметь в виду, что до сих пор не поставлена окончательная точка в дискуссии относительно подготовки Сталиным упреждающего удара по Германии. Изучив рекомендованную литературу, охарактеризуйте точки зрения по этой проблеме нижеследующих исследователей: П.Н. Бобылева, В.Д. Данилова, М.И. Мельтюхова, В.А. Невежина, А.А. Печенкина и И. Хоффмана.

Раскрывая далее историю советского общества в годы Великой Отечественной войны, рекомендуем придерживаться наиболее распространенной версии трех ее этапов:

первый этап: 22 июня 1941 г. - ноябрь 1942 г. - начальный период войны;

второй этап: 19 ноября 1942 г. - конец 1943 г. - коренной перелом в ходе войны;

третий этап: начало 1944 г. - 9 мая 1945 г. - победоносное завершение войны.

Изучение третьего вопроса необходимо начать с истории формирования антигитлеровской коалиции. При этом выясните, когда началось ее формирование, какие идеи легли в основу коалиции, кто выступил в качестве ее основных участников. Затем проследите за выработкой решений о совместных действиях на различных конференциях союзников. С самого начала образования антигитлеровской коалиции встал вопрос об открытии второго фронта. Чем объяснялось затягивание союзниками СССР решения этого вопроса? Когда и при каких обстоятельствах был открыт второй фронт? Подробный материал об истории антигитлеровской коалиции содержится в четырехтомном издании "Великая Отечественная война".

Контрольные вопросы

1. В чем сходство и отличие причин Первой и Второй мировой войн?

2. Каковы причины неудач Красной Армии в начальный период войны?

3. Какие изменения в отношении государства к церкви произошли в годы войны?

4. Какие факторы способствовали СССР в короткий срок осуществить перевод экономики страны на военный лад?

5. В чем совпадали и чем отличались стратегические цели СССР и его союзников по антигитлеровской коалиции?

 

Выводы

В 1939 г. началась Вторая мировая война, составной частью которой стала Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.). На первом этапе ВОВ, в результате серьезных военных и политических просчетов советского руководства, Советский Союз оказался на грани военного поражения. Тем не менее, благодаря невероятному напряжению сил всего народа и мобилизации всей экономики, СССР смог выдержать удар гитлеровской Германии, а угроза национального уничтожения обусловила сплочение советского общества в борьбе против нацистов.

 

Тема № 10

Советский Союз в послевоенный период

(вторая пол. 1940-х – первая пол. 1980-х гг.).

1. Поздний сталинизм (1945-1953 гг.).

2. Период "оттепели": либерализация политического режима и реформы Хрущева.

3. СССР в 1964 -1985 гг.: на пути к кризису.

 

 

Цель семинара

Сформировать представление об основных тенденциях социально-экономического и политического развития страны; выявить сходства и отличия во внутренней и внешней политике советского руководства при И.В. Сталине, Н.С. Хрущеве, Л.И. Брежневе и Ю.В. Андропове.

 

Источники

1. История Отечества: 1920-1953. Хрестоматия. - М., 1992. С. 108-155.

2. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. - М., 1999. Гл. XXIV-XXV.

 

Литература

1. Зезина М.Р. Шоковая терапия: от 1953-го к 1956 году // Отечественная история. 1995. № 2. С. 121-135.

2. Зеленин И.Е. Аграрная политика Н.С. Хрущева и сельское хозяйство страны // Отечественная история. 2000. № 1. С. 76-93.

3. Зеленин И.Е. Целинная эпопея: разработка, принятие и осуществление первой хрущевской "сверхпрограммы" (сентябрь 1953-начало 60-х годов) // Отечественная история. 1998. № 4. С. 109-122.

4. Зубкова Е.Ю. Маленков и Хрущев: личный фактор в политике послесталинского руководства // Отечественная история. 1995. № 4. С. 103-115.

5. На пороге кризиса: Нарастание застойных явлений в партии и обществе. - М., 1990.

6. Новейшая история Отечества. XX век / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. - М., 1998. Т.2. С. 259-277, 324-329.

7. Попов В.П. Сталин и советская экономика в послевоенные годы // Отечественная история. 2001. № 3. С. 61-76.

8. Савельев А.В. Политическое своеобразие диссидентского движения в СССР 1950-1970-х гг. // Вопросы истории. 1998. № 4. С. 109-121.

9. Соколов А.К., Тяжельников В.С. Курс советской истории. 1941-1991. - М., 1999. С. 263-340.

 

Методические рекомендации

Подготовку к первому вопросу необходимо начать с изучения истории развития экономики в послевоенный период. Прежде всего, обратите внимание на то, в каком состоянии находилось народное хозяйство страны к моменту окончания войны, и какая модель восстановления и дальнейшего развития экономики была выбрана руководством страны. Ознакомьтесь с важнейшими направлениями восстановительного процесса народного хозяйства, выделив при этом приоритеты экономического развития. Рассматривая первый вопрос, целесообразно также воспользоваться статьей В.П. Попова. В ней автор затронул наименее исследованные аспекты экономической политики 2-й пол. 1940-х - начала 1950-х гг.: проблемы демографии и материального положения городских и сельских слоев; денежную реформу 1947 г. и политику снижения цен; зерновое производство и крестьянские налоги; развитие промышленного производства и исполнение государственного бюджета; роль Сталина в проведении экономической политики. Опираясь на статью, выясните, как автор определяет цели и результаты экономической политики послевоенного периода?

Касаясь духовной, культурной и общественно-политической жизни страны в послевоенные годы, проследите политику правительства в области идеологии и культуры. Попытайтесь выявить связь между этой политикой и протекавшими внутриполитическими процессами.

Второй вопрос семинара посвящен периоду в истории страны, получившему название "оттепели". Знакомство с ним следует начать с событий, связанных со смертью Сталина и последовавшей вслед за этим борьбой за власть в руководстве страны. Почему послесталинское руководство сразу же приступило к реформам? Что общего и особенного в отношении к реформированию страны у Маленкова, Берии и Хрущева? При ответе на эти вопросы целесообразно использовать также статью Е.Ю. Зубковой. В ней автор попыталась ответить на вопрос, в какой степени борьба за лидерство и расстановка сил в верхнем эшелоне власти определяли содержание и развитие конкретной политики. С какого времени, по мнению автора, можно говорить о политике Н.С. Хрущева в "чистом" виде?

Рассматривая далее деятельность Н.С. Хрущева, прежде всего, обратите внимание на критику "культа личности" Сталина. В связи с этим целесообразно проанализировать фрагмент из выступления Н.С. Хрущева на XX съезде партии. Почему и в чем Н.С. Хрущев обвинял И.В. Сталина? Подумайте, в чем заключалась ограниченность этой критики? Массовое общественное сознание пережило настоящий шок от разоблачения его преступлений. Что думали и чувствовали люди, когда им открылась правда о сталинских злодеяниях? Какова была общественная реакция? Оказывала ли влияние реакция общества на предпринимавшиеся шаги по десталинизации? С помощью каких средств воздействия властям удалось успокоить брожение в обществе? На все эти вопросы вы сможете ответить, прочитав статью М.Р. Зезиной.

Знакомясь с содержанием реформ Н.С. Хрущева, необходимо привлечь две статьи И.Е. Зеленина. В одной из них рассматривается ход, основные направления и результаты реформаторской деятельности Н.С. Хрущева в области сельского хозяйства, анализируются факторы, сдерживавшие развитие села. Автор выявляет отличие политики Н.С. Хрущева от И.В. Сталина. В другой статье освещаются проблемы, связанные с разработкой и принятием программы освоения целинных земель, началом ее осуществления и первыми результатами, ролью Н.С. Хрущева, а также Л.И. Брежнева в этих процессах. Исследователь отвечает и на вопрос - были ли у хрущевской программы серьезные оппоненты.

При изучении заключительного вопроса рекомендуем подготовить ответы на следующие вопросы: В чем причины установления консервативного курса нового руководства? Каковы основные достижения хозяйственной реформы 1965 г. и причины ее неудачи? Охарактеризуйте основные тенденции экономического и социального развития страны в 70-е - начале 80-х годов. В чем причины растущего отставания СССР от западных держав в эти годы? Чем вызвано появление диссидентского движения? Какую роль в истории страны оно сыграло? Подробный материал по всем этим вопросам вы можете найти в рекомендованных учебниках и учебных пособиях.

Контрольные вопросы

1. За счет каких средств и ресурсов осуществлялось послевоенное восстановление народного хозяйства?

2. Чем объясняется усиление идеологического пресса после войны?

3. В чем непоследовательность, ограниченность экономических преобразований, начатых Н.С. Хрущевым?

4. Чем было вызвано появление диссидентского движения в СССР?

5. В чем сходства и отличия в подходах к необходимости перемен у Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева и Ю.В. Андропова?

Выводы

После Второй мировой войны радикальным образом изменилась международная обстановка в мире. Сложилась биполярная система мира, с глобальным противостоянием двух военно-политических блоков – НАТО во главе с США, и Организации Варшавского договора во главе с СССР. «Железный занавес» отделил народы «социалистического лагеря» от остального мира. Надежды населения на смягчение режима после окончания Отечественной войны не оправдались. Продолжались репрессии, усилился идеологический контроль над всеми сферами общественной жизни. В послевоенное время шло быстрое восстановление народного хозяйства, прежде всего предприятий тяжелой промышленности, военно-промышленного комплекса. Реформы периода «оттепели» коснулись практически всех сторон жизни общества. Постепенно возрастал жизненный уровень населения. Вместе с тем, реформы, далеко не всегда продуманные, оказались неоднозначными по своим последствиям. В этих условиях во всех слоях общества росло недовольство Н.С. Хрущевым. Оформившаяся в рядах партийно-государственной номенклатуры, оппозиция добилась отставки Н.С. Хрущева и изменения политического курса. С середины 1970-х гг. экономика страны вступила в кризисную фазу. «Оттепель» постепенно была свернута. Но в общественном сознании уже наметились перемены. Распространялось инакомыслие и недоверие к власти. К началу 1980-х гг. в СССР отчетливо проявился системный кризис, сделавший перемены неизбежными.

Тема № 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.14.111 (0.009 с.)