Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ссср в годы Второй мировой войны (1939-1945 гг. ).Содержание книги Поиск на нашем сайте
1. Внешнеполитическая деятельность СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. 2. Советское общество в годы Великой Отечественной войны. 3. Антигитлеровская коалиция и участие в ней СССР.
Цель семинара Сформировать представление о наличии различных подходов, связанных с характеристикой внешнеполитической деятельности СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны; выявить факторы, способствовавшие победе СССР в войне с фашистской Германией. Источники 1. История Отечества: 1920-1953. Хрестоматия. - М., 1992. С. 70-107. 2. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. - М., 1999. Гл. XXIII.
Литература 1. Бобылев П.Н. К какой войне готовился Генеральный штаб РККА в 1941 году? // Отечественная история. 1995. № 5. С. 3-20. 2. Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки. В 4-х кн. - М., 1998-1999. Кн. 1. С. 424-458; Кн. 2. С. 373-401; Кн. 3. С. 255-266, 301-330. 3. Гинцберг Л.И. Советско-германский пакт: замысел и его реализация // Отечественная история. 1996. № 3. С. 29-40. 4. Данилов В.Д. Сталинская стратегия начала войны: планы и реальность // Отечественная история. 1995. № 3. С. 33-44. 5. Мельтюхов М.И. Идеологические документы мая-июня 1941 года о событиях Второй мировой войны // Отечественная история. 1995. № 2. С. 70-85. 6. Наджафов Д.Г. СССР в послемюнхенской Европе. Октябрь 1938 г. - март 1939 г. // Отечественная история. 2000. № 2. С. 67-88. 7. Невежин В.А. Речь Сталина 5 мая 1941 года и апология наступательной войны // Отечественная история. 1995. № 2. С. 54-69. 8. Невежин В.А. Сталинский выбор 1941 года: оборона или..." лозунг наступательной войны"? // Отечественная история. 1996. № 3. С. 55-73. 9. Печенкин А.А. Была ли возможность наступать? // Отечественная история. 1995. № 3. С. 44-59. 10. Случ С.З. Советско-германские отношения в сентябре-декабре 1939 года и вопрос о вступлении СССР во Вторую мировую войну // Отечественная история. 2000. № 5. С. 46-58; № 6. С. 10-27. 11. Соколов А.К., Тяжельников В.С. Курс советской истории. 1941-1991. - М., 1999. С. 3-125. 12. Хоффман И. Подготовка Советского Союза к наступательной войне. 1941 год // Отечественная история. 1993. № 4. С. 19-31.
Методические рекомендации При подготовке к первому вопросу обратите внимание на то, что Вторая мировая война была подготовлена совокупностью различных причин и обстоятельств. Кто виновен в ее развязывании? Советские историки, отвечая на этот вопрос, указывали на фашистскую Германию, выступившую в роли агрессора, и на Англию с Францией, действовавших в качестве его "пособников". В постперестроечный период в исторической литературе появилась точка зрения, сторонники которой всю вину за начало Второй мировой войны взваливали на СССР. Ознакомьтесь со статьей Д.Г. Наджафова, который попытался ответить на вопрос о том, какое из концептуальных положений - о полной непричастности СССР к возникновению войны или его определенной ответственности за нее - отвечает исторической истине. Какая из этих позиций представляется вам наиболее обоснованной? В тесной связи с началом Второй мировой войны находятся события 23 августа 1939 года, когда между СССР и Германией был заключен договор о ненападении. Можно ли было СССР отказаться от сделок с какой-либо из противостоящих сторон, сохранить нейтралитет и готовиться к неизбежному нападению Германии, не помогая ей стратегическим сырьем и продовольствием и не терпя огромный моральный ущерб от сговора с фашистскими державами? Выясните, как отвечает на этот вопрос в своей статье Л.И. Гинцберг. Была ли, по его мнению, необходимость и имело ли вообще смысл заключать соглашение с Гитлером? Согласны ли вы с мнением этого историка? Еще одна проблема, которую следует затронуть в рамках данного вопроса - это роль СССР на начальном этапе Второй мировой войны. В советской историографии утвердилось положение о нейтралитете СССР вплоть до 22 июня 1941 г. В настоящее время историки неоднозначно оценивают роль СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Обратившись к статье С.З. Случа, ознакомьтесь с рассуждениями и выводами автора по этой проблеме. Сформулируйте свое отношение к ним. Переходя ко второму вопросу, прежде всего, следует иметь в виду, что до сих пор не поставлена окончательная точка в дискуссии относительно подготовки Сталиным упреждающего удара по Германии. Изучив рекомендованную литературу, охарактеризуйте точки зрения по этой проблеме нижеследующих исследователей: П.Н. Бобылева, В.Д. Данилова, М.И. Мельтюхова, В.А. Невежина, А.А. Печенкина и И. Хоффмана. Раскрывая далее историю советского общества в годы Великой Отечественной войны, рекомендуем придерживаться наиболее распространенной версии трех ее этапов: первый этап: 22 июня 1941 г. - ноябрь 1942 г. - начальный период войны; второй этап: 19 ноября 1942 г. - конец 1943 г. - коренной перелом в ходе войны; третий этап: начало 1944 г. - 9 мая 1945 г. - победоносное завершение войны. Изучение третьего вопроса необходимо начать с истории формирования антигитлеровской коалиции. При этом выясните, когда началось ее формирование, какие идеи легли в основу коалиции, кто выступил в качестве ее основных участников. Затем проследите за выработкой решений о совместных действиях на различных конференциях союзников. С самого начала образования антигитлеровской коалиции встал вопрос об открытии второго фронта. Чем объяснялось затягивание союзниками СССР решения этого вопроса? Когда и при каких обстоятельствах был открыт второй фронт? Подробный материал об истории антигитлеровской коалиции содержится в четырехтомном издании "Великая Отечественная война". Контрольные вопросы 1. В чем сходство и отличие причин Первой и Второй мировой войн? 2. Каковы причины неудач Красной Армии в начальный период войны? 3. Какие изменения в отношении государства к церкви произошли в годы войны? 4. Какие факторы способствовали СССР в короткий срок осуществить перевод экономики страны на военный лад? 5. В чем совпадали и чем отличались стратегические цели СССР и его союзников по антигитлеровской коалиции?
Выводы В 1939 г. началась Вторая мировая война, составной частью которой стала Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.). На первом этапе ВОВ, в результате серьезных военных и политических просчетов советского руководства, Советский Союз оказался на грани военного поражения. Тем не менее, благодаря невероятному напряжению сил всего народа и мобилизации всей экономики, СССР смог выдержать удар гитлеровской Германии, а угроза национального уничтожения обусловила сплочение советского общества в борьбе против нацистов.
Тема № 10 Советский Союз в послевоенный период (вторая пол. 1940-х – первая пол. 1980-х гг.). 1. Поздний сталинизм (1945-1953 гг.). 2. Период "оттепели": либерализация политического режима и реформы Хрущева. 3. СССР в 1964 -1985 гг.: на пути к кризису.
Цель семинара Сформировать представление об основных тенденциях социально-экономического и политического развития страны; выявить сходства и отличия во внутренней и внешней политике советского руководства при И.В. Сталине, Н.С. Хрущеве, Л.И. Брежневе и Ю.В. Андропове.
Источники 1. История Отечества: 1920-1953. Хрестоматия. - М., 1992. С. 108-155. 2. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. - М., 1999. Гл. XXIV-XXV.
Литература 1. Зезина М.Р. Шоковая терапия: от 1953-го к 1956 году // Отечественная история. 1995. № 2. С. 121-135. 2. Зеленин И.Е. Аграрная политика Н.С. Хрущева и сельское хозяйство страны // Отечественная история. 2000. № 1. С. 76-93. 3. Зеленин И.Е. Целинная эпопея: разработка, принятие и осуществление первой хрущевской "сверхпрограммы" (сентябрь 1953-начало 60-х годов) // Отечественная история. 1998. № 4. С. 109-122. 4. Зубкова Е.Ю. Маленков и Хрущев: личный фактор в политике послесталинского руководства // Отечественная история. 1995. № 4. С. 103-115. 5. На пороге кризиса: Нарастание застойных явлений в партии и обществе. - М., 1990. 6. Новейшая история Отечества. XX век / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. - М., 1998. Т.2. С. 259-277, 324-329. 7. Попов В.П. Сталин и советская экономика в послевоенные годы // Отечественная история. 2001. № 3. С. 61-76. 8. Савельев А.В. Политическое своеобразие диссидентского движения в СССР 1950-1970-х гг. // Вопросы истории. 1998. № 4. С. 109-121. 9. Соколов А.К., Тяжельников В.С. Курс советской истории. 1941-1991. - М., 1999. С. 263-340.
Методические рекомендации Подготовку к первому вопросу необходимо начать с изучения истории развития экономики в послевоенный период. Прежде всего, обратите внимание на то, в каком состоянии находилось народное хозяйство страны к моменту окончания войны, и какая модель восстановления и дальнейшего развития экономики была выбрана руководством страны. Ознакомьтесь с важнейшими направлениями восстановительного процесса народного хозяйства, выделив при этом приоритеты экономического развития. Рассматривая первый вопрос, целесообразно также воспользоваться статьей В.П. Попова. В ней автор затронул наименее исследованные аспекты экономической политики 2-й пол. 1940-х - начала 1950-х гг.: проблемы демографии и материального положения городских и сельских слоев; денежную реформу 1947 г. и политику снижения цен; зерновое производство и крестьянские налоги; развитие промышленного производства и исполнение государственного бюджета; роль Сталина в проведении экономической политики. Опираясь на статью, выясните, как автор определяет цели и результаты экономической политики послевоенного периода? Касаясь духовной, культурной и общественно-политической жизни страны в послевоенные годы, проследите политику правительства в области идеологии и культуры. Попытайтесь выявить связь между этой политикой и протекавшими внутриполитическими процессами. Второй вопрос семинара посвящен периоду в истории страны, получившему название "оттепели". Знакомство с ним следует начать с событий, связанных со смертью Сталина и последовавшей вслед за этим борьбой за власть в руководстве страны. Почему послесталинское руководство сразу же приступило к реформам? Что общего и особенного в отношении к реформированию страны у Маленкова, Берии и Хрущева? При ответе на эти вопросы целесообразно использовать также статью Е.Ю. Зубковой. В ней автор попыталась ответить на вопрос, в какой степени борьба за лидерство и расстановка сил в верхнем эшелоне власти определяли содержание и развитие конкретной политики. С какого времени, по мнению автора, можно говорить о политике Н.С. Хрущева в "чистом" виде? Рассматривая далее деятельность Н.С. Хрущева, прежде всего, обратите внимание на критику "культа личности" Сталина. В связи с этим целесообразно проанализировать фрагмент из выступления Н.С. Хрущева на XX съезде партии. Почему и в чем Н.С. Хрущев обвинял И.В. Сталина? Подумайте, в чем заключалась ограниченность этой критики? Массовое общественное сознание пережило настоящий шок от разоблачения его преступлений. Что думали и чувствовали люди, когда им открылась правда о сталинских злодеяниях? Какова была общественная реакция? Оказывала ли влияние реакция общества на предпринимавшиеся шаги по десталинизации? С помощью каких средств воздействия властям удалось успокоить брожение в обществе? На все эти вопросы вы сможете ответить, прочитав статью М.Р. Зезиной. Знакомясь с содержанием реформ Н.С. Хрущева, необходимо привлечь две статьи И.Е. Зеленина. В одной из них рассматривается ход, основные направления и результаты реформаторской деятельности Н.С. Хрущева в области сельского хозяйства, анализируются факторы, сдерживавшие развитие села. Автор выявляет отличие политики Н.С. Хрущева от И.В. Сталина. В другой статье освещаются проблемы, связанные с разработкой и принятием программы освоения целинных земель, началом ее осуществления и первыми результатами, ролью Н.С. Хрущева, а также Л.И. Брежнева в этих процессах. Исследователь отвечает и на вопрос - были ли у хрущевской программы серьезные оппоненты. При изучении заключительного вопроса рекомендуем подготовить ответы на следующие вопросы: В чем причины установления консервативного курса нового руководства? Каковы основные достижения хозяйственной реформы 1965 г. и причины ее неудачи? Охарактеризуйте основные тенденции экономического и социального развития страны в 70-е - начале 80-х годов. В чем причины растущего отставания СССР от западных держав в эти годы? Чем вызвано появление диссидентского движения? Какую роль в истории страны оно сыграло? Подробный материал по всем этим вопросам вы можете найти в рекомендованных учебниках и учебных пособиях. Контрольные вопросы 1. За счет каких средств и ресурсов осуществлялось послевоенное восстановление народного хозяйства? 2. Чем объясняется усиление идеологического пресса после войны? 3. В чем непоследовательность, ограниченность экономических преобразований, начатых Н.С. Хрущевым? 4. Чем было вызвано появление диссидентского движения в СССР? 5. В чем сходства и отличия в подходах к необходимости перемен у Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева и Ю.В. Андропова? Выводы После Второй мировой войны радикальным образом изменилась международная обстановка в мире. Сложилась биполярная система мира, с глобальным противостоянием двух военно-политических блоков – НАТО во главе с США, и Организации Варшавского договора во главе с СССР. «Железный занавес» отделил народы «социалистического лагеря» от остального мира. Надежды населения на смягчение режима после окончания Отечественной войны не оправдались. Продолжались репрессии, усилился идеологический контроль над всеми сферами общественной жизни. В послевоенное время шло быстрое восстановление народного хозяйства, прежде всего предприятий тяжелой промышленности, военно-промышленного комплекса. Реформы периода «оттепели» коснулись практически всех сторон жизни общества. Постепенно возрастал жизненный уровень населения. Вместе с тем, реформы, далеко не всегда продуманные, оказались неоднозначными по своим последствиям. В этих условиях во всех слоях общества росло недовольство Н.С. Хрущевым. Оформившаяся в рядах партийно-государственной номенклатуры, оппозиция добилась отставки Н.С. Хрущева и изменения политического курса. С середины 1970-х гг. экономика страны вступила в кризисную фазу. «Оттепель» постепенно была свернута. Но в общественном сознании уже наметились перемены. Распространялось инакомыслие и недоверие к власти. К началу 1980-х гг. в СССР отчетливо проявился системный кризис, сделавший перемены неизбежными. Тема № 11
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.14.111 (0.009 с.) |