Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Революция 1917 года и гражданская война в России.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю. 2. Переход власти в руки большевиков. Формирование новой политической и экономической системы в стране. 3. Гражданская война в России 1917-1920 гг.
Цель семинара Сформировать представление о характере, сущности революционного процесса, начавшегося в феврале 1917 г.; выявить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил; определить причины и предпосылки Гражданской войны, причины победы в ней большевиков. Источники 1. Политическая история Отечества: 1861-1920 гг. Хрестоматия. - М., 1991. С. 103-155. 2. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. - М., 1999. Гл. XX-XXI.
Литература 1. Аврех А.Я. Масоны и революция. - М., 1990. С. 12-67, 104-197. 2. Бровкин В.Н. Россия в гражданской войне: власть и общественные силы // Вопросы истории. 1994. № 5. С. 24-39. 3. Бурганов А.Х. Была ли возможность создания демократического правительства после Октябрьской революции? // Отечественная история. 1993. № 5. С. 26-38. 4. Веселов С.В. Кооперация и Советская власть: период "военного коммунизма" // Вопросы истории. 1991. №№ 9-10. С. 25-37. 5. Всероссийское учредительное собрание и демократическая альтернатива. Два взгляда на проблему // Отечественная история. 1993.№ 5. С. 3-25. 6. Гайда Ф.А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия // Вопросы истории. 1996. № 3. С. 31-45. 7. Гайда Ф.А. Февральская революция и судьба Государственной думы // Вопросы истории. 1998. № 2. С. 30-43. 8. История России: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.В. Леонова. Т.2. - М., 1997. С. 113-123. 9. Коган Л.А. Военный коммунизм: утопия и реальность // Вопросы истории. 1998. № 2. С. 122-134. 10. Леонов С.В. Советская государственность: замыслы и действительность (1917-1920 гг.) // Отечественная история. 1990. № 12. 11. Литвин А.Л. Красный и белый террор в России. 1917-1922 // Отечественная история. 1993. № 6. С. 46-62. 12. Новейшая история Отечества. XX век / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. Т.1. - М., 1998. С. 173-177, 324-327. 13. Поляков Ю.А. Гражданская война в России: возникновение и эскалация // Отечественная история. 1992. № 6. С. 32-41. 14. Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание. История рождения и гибели. - М., 1997. 15. Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917 года в Петрограде. - М., 1989. 16. Суворова Л.Н. За "фасадом" "военного коммунизма": политическая власть и рыночная экономика // Отечественная история. 1993. № 4. С. 48-59. 17. 1917 год в судьбах России и мира. Февральская революция: от новых источников к новому осмыслению. - М., 1997. 18. 1917 год в судьбах России и мира. Октябрьская революция: от новых источников к новому осмыслению. - М., 1998. 19. Хеймсон Л. Об истоках революции // Отечественная история. 1993. № 6. С. 3-15. 20. Чхартшивили П.Ш. Черносотенцы в 1917 г. // Вопросы истории. 1997. № 8. С. 133-143. Методические рекомендации При изучении темы обратите внимание на то, что сегодня большинство историков предлагают рассматривать события 1917-1920 гг. как единый логически взаимосвязанный период отечественной истории с выделением внутри него 3-х этапов: Февральская революция, Октябрь 1917 г. и гражданская война. Касаясь причин и предпосылок революции, целесообразно воспользоваться статьей Л. Хеймсона. Взаимодействие каких долгосрочных и кратковременных факторов, по мнению этого исследователя, способствовало развитию революционного процесса в России? В отечественной науке до сих пор полемизируется вопрос о роли масонов в революции 1917 года. Опираясь на рекомендованную литературу, проследите, к каким выводам приходят исследователи на основе источников. Какая позиция, на ваш взгляд, представляется наиболее обоснованной? Среди историков нет единого мнения в понимании характера, сущности и смысла революционного процесса, открывшегося в Феврале 1917 года. Если одни исследователи определяют связанные с ним события, прежде всего, как буржуазно-демократическую революцию, то другие акцентируют внимание на создании в рамках этого периода предпосылок к установлению социалистического строя. Наряду с ними есть также историки, отмечающие охлократический характер революционного процесса. Обратившись к статье Ф.А. Гайды, выясните, как оценивает он события Февраля 1917 года? Проследите, к каким выводам о характере революции приходит этот исследователь, анализируя роль движущих сил, различных слоев общества в революционном процессе. С основными положениями этой статьи перекликаются и результаты другого исследования этого же автора, посвященного судьбе Государственной думы после Февральской революции 1917 года. Ознакомьтесь с ним и сформулируйте ответы на следующие вопросы: Как относились к Государственной думе различные политические силы страны? Предпринимались ли со стороны последних какие-либо попытки использовать ее в качестве символа восстановления законности? Как воспринимала Государственную думу революционная власть? О каком характере революции, с точки зрения Ф.А. Гайды, свидетельствует положение Государственной думы в этот период? Для постижения смысла и сути происходивших после Февральского переворота событий важное значение имеет изучение деятельности различных партий и общественных движений в этот период. В научной литературе достаточно подробно освещена история тех из них, которые относились к революционному и либеральному направлениям политической жизни страны. Гораздо менее известна история партий и движений монархического лагеря в 1917 году. Статья П.Ш. Чхартшивили посвящена деятельности черносотенцев. Ознакомьтесь с ней и выясните, чем, по мнению автора, черносотенное движение революционной поры отличалось от дофевральского монархизма? Какие черносотенные организации действовали в период после Февраля 1917 года? Какова позиция черносотенцев по важнейшим проблемам, стоявшим перед страной? К какому выводу о характере черносотенного движения приходит в своей работе исследователь? Приступая к рассмотрению второго вопроса, следует иметь в виду, что события Октября 1917 года, завершившиеся переходом власти в руки большевиков, в исторической науке трактуются неоднозначно. Одни исследователи оценивают их как массовое народное выступление, другие - как заговор группы профессиональных революционеров. Опираясь на рекомендованную литературу, проследите за ходом подготовки и проведения вооруженного восстания в Петрограде и сформулируйте свою точку зрения. В этой связи, обратившись к хрестоматии, выясните, какие мнения о необходимости вооруженного выступления существовали в большевистской партии. С переходом власти в руки большевиков в качестве альтернативы установлению большевистского режима была выдвинута идея формирования "однородного социалистического правительства". Насколько реальной была в это время возможность создания демократического правительства на основе коалиции различных социалистических партий? На этот вопрос попытался ответить в своей статье А.Х. Бурганов. Какая связь, по его мнению, существовала между исходом решения проблемы формирования правительства и характером дальнейшего развития революционного процесса? Кто виноват в том, что не удалось достичь соглашения по этому вопросу между социалистами? Важнейшим событием первых месяцев правления большевиков стал созыв и роспуск Учредительного собрания. Историки по-разному оценивают связанные с этим события. В связи с этим сопоставьте между собой точки зрения Л.Г. Протасова и В.И. Миллера. К каким выводам приходят эти исследователи на основании анализа результатов выборов в Учредительное собрание? Проводят ли они связь между роспуском Учредительного собрания и началом Гражданской войны? Как оценивается ими в целом возможность мирного преобразования общества в тех условиях? Большевики шли к власти, рассчитывая создать новую государственность, опирающуюся на широкую самодеятельность масс. Однако этим замыслам не суждено было осуществиться. Опираясь на статью С.Ф. Леонова, проследите, как в процессе формирования новой государственности изменялись представления большевиков о его характере и функциях. Какими обстоятельствами, по мнению автора, была вызвана трансформация их взглядов? При подготовке к третьему вопросу, прежде всего, необходимо выяснить, когда началась Гражданская война и кто виноват в ее развязывании. В историографии нет единого мнения по этим проблемам. В этой связи ознакомьтесь со статьей Ю.А. Полякова, в которой приводятся различные точки зрения историков. Как сам автор отвечает на эти вопросы? Какую периодизацию Гражданской войны предлагает он? Важным при изучении гражданской войны является обращение к проблеме соотношения красного и белого террора. Если в советской исторической науке утверждалось, что репрессии со стороны красных, по своей масштабности и жестокости, не идут ни в какое сравнение с белым террором, то в белоэмигрантской литературе получил распространение противоположный тезис. Как оценивают красный и белый террор современные исследователи? Для ответа на этот вопрос обратитесь к статье А.Л. Литвина. Какая точка зрения по этой проблеме представляется вам наиболее обоснованной? Опираясь на рекомендованную литературу, выясните, какие причины обусловили победу большевиков в Гражданской войне. При этом целесообразно проанализировать фрагмент из "Очерков русской смуты" А.И. Деникина. Какие выводы о программе и составе белого движения можно сделать, исходя из него? Как соотносятся эти выводы с объяснениями историков причин поражения антисоветских сил? Принято считать, что одной важнейших причин победы красных в Гражданской войне явилась полученная ими поддержка народа. В.Н. Бровкин в своей статье пытается пересмотреть это положение. Свой ответ на вопросы - Кто победил в гражданской войне? Кто побежден? - автор увязывает с событиями перехода к нэпу весной 1921 года. К каким выводам приходит этот историк? В рамках этого заключительного вопроса необходимо также рассмотреть внутреннюю политику Советского правительства, осуществлявшуюся в годы Гражданской войны и получившую название "военного коммунизма". Был ли "военный коммунизм" фатально неизбежен? Можно ли считать его случайностью? Каково соотношение в "военном коммунизме" стихийного и сознательного? Для ответа на эти вопросы обратитесь к статье Л.А. Когана. Для выяснения сущности "военного коммунизма" важным представляется проанализировать, во-первых, роль и место рыночных отношений и, во-вторых, взаимоотношения государства и кооперации в условиях проведения этой политики. В этой связи обратитесь вначале к статье Л.Н. Суворова и выясните, каковы были допустимые границы официально признанного с начала 1919 г. свободного частного рынка? К каким последствиям вели предпринимавшиеся властями ограничительные меры в отношении частной торговли? Далее, опираясь на статью С.В. Веселова, ознакомьтесь с тем, как строились отношения государства и кооперации в период "военного коммунизма". В чем заключалась причина противостояния Советской власти и кооперации в это время? Был ли объективно неизбежным конфликт между ними или же сыграл свою роль чисто субъективный фактор? Выиграло ли общество от борьбы государства и кооперации?
Контрольные вопросы 1. Как отличалось поведение армии в период Февральской революции от революционных событий 1905-1907 гг. и почему произошел поворот в настроениях солдатских масс? 2. Какой вариант выхода страны из кризисного положения предлагал Л.Г. Корнилов? 3. Что нового появилось в политике большевиков весной 1918 г. по сравнению с мерами, провозглашенными Декретом о земле? 4. Как и почему изменился подход большевистского руководства к строительству Красной Армии в ходе Гражданской войны? 5. Как изменялось на протяжении Гражданской войны отношение крестьянства к красным и белым?
Выводы После падения монархии в России сложилась ситуация двоевластия, связанная как с недостатком реальных полномочий у Временного правительства, так и с нежеланием эсеро-меньшевистских лидеров Советов брать всю полноту власти в свои руки. Мощным дестабилизирующим фактором в обстановке войны и экономического кризиса стала позиция большевиков, провозгласивших курс на социалистическую революцию. Попытка противопоставить программе большевиков «правую альтернативу» закончилась неудачей, что способствовало приходу большевиков к власти в октябре 1917г. Последовавшая Гражданская война в России была вызвана как политикой большевиков по форсированному насаждению социализма, так и попытками бывших имущих классов Российской империи вернуть свои привилегии. В ходе Гражданской войны против большевиков выступили умеренные социалисты, державы Антанты и их союзники, «белые». Несогласованность действий антибольшевистских сил, а также более последовательное применение большевиками принципов централизации, насилия и принуждения способствовали победе большевиков в войне.
Тема № 8
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.36 (0.009 с.) |