ТОП 10:

Советское государство в 1920-30-е гг.



1. Новая экономическая политика: сущность, практика, итоги.

2. Образование СССР.

3. Сталинская модернизация.

 

Цель семинара

Сформулировать представление о целях, задачах, сущности нэпа; выяснить предпосылки и принципы построения СССР; раскрыть характер и сущность социально-экономических преобразований 1930-х гг.

Источники

1. История Отечества: 1920-1953. Хрестоматия. - М., 1992. С. 4-69.

2. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. - М., 1999. Гл. XXII.

 

Литература

1. Гимпельсон Е.Г. Политическая система и нэп: неадекватность реформ // Отечественная история. 1993. № 2. С. 29-43.

2. Гордон Л., Клопов Э. Что это было? Размышления о предпосылках того, что случилось с нами в 30-40-е годы. - М., 1989.

3. Есиков С.А., Протасов Л.Г. "Антоновщина": новые подходы // Вопросы истории. 1992. №№ 6-7. С. 47-57.

4. Зеленин И.Е. Был ли "колхозный неонэп"? // Отечественная история. 1994. № 2. С. 105-121.

5. Зеленин И.Е. Первая советская программа массового освоения целинных земель (конец 20-х-30-е годы) // Отечественная история. 1996. № 2. С. 55-70.

6. Зеленин Е.И. "Революция сверху": завершение и трагические последствия // Вопросы истории. 1994. № 10. С. 28-43.

7. История России: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.В. Леонова. - М., 1997. Т.2. С. 232-241.

8. Новейшая история Отечества. XX век / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. - М., 1998. Т.1. С. 377-412, 432-440; Т. 2. С. 5-27.

9. Павлова И.В. Механизм политической власти в СССР в 20-30-е годы // Вопросы истории. 1998. №№ 11-12. С. 49-66.

10. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск. 1996. С. 367-373.

11. Файн Л.Е. Советская кооперация в тисках командно-административной системы (20-е годы) // Вопросы истории. 1994. № 9. С. 35-46.

 

Методические рекомендации

При подготовке к первому вопросу семинарского занятия, прежде всего, обратите внимание на кризисную ситуацию, сложившуюся в стране в конце 1920 - начале 1921 года. Ухудшение социально-экономического положения населения вследствие гражданской войны и политики "военного коммунизма" вызвало в этот период массовые антибольшевистские выступления. В этой связи проанализируйте требования участников Кронштадтского мятежа. Как вы полагаете, можно ли считать это восстание антисоветским? Далее, опираясь на рекомендованную литературу, сформулируйте цели и задачи нэпа, выделите его основные элементы, ознакомьтесь с ходом реализации новой экономической политики. Следует учесть, что нэп представлял собой комплекс мер не только экономического, но также идеологического и политического характера. В нэповский период в стране окончательно утверждается однопартийная политическая система, и партия большевиков превращается в главное звено государственной структуры. Воспользовавшись статьей И.В. Павловой, проследите, как происходил на практике переход властных функций от советов и их исполкомов к партийным комитетам. Какие характерные черты партийно-государственной системы выделяются исследователем? Что, по мнению И.В. Павловой, являлось исходным принципом работы партаппарата? Каков был порядок исполнения партийных директив государственными органами?

Рассматривая причины свертывания нэпа, нужно иметь в виду, что среди историков на этот счет существуют различные мнения. Одно из наиболее часто встречающихся утверждений: нэповский процесс свернул И.В. Сталин. Конечно, последний сыграл в этом ключевую роль. Вместе с тем такой ответ не раскрывает всех обстоятельств - объективных и субъективных, предопределивших конец нэпа. Ознакомьтесь, как отвечает на этот вопрос Е.Г. Гимпельсон. Проследив по статье Л.Е. Файна положение и судьбу кооперации в 20-х гг., попытайтесь сформулировать ваш собственный ответ на вопрос, почему стало возможным свертывание нэпа.

Изучение второго вопроса целесообразно начать с выяснения предпосылок образования СССР. Обратившись к рекомендованной литературе, выясните, какие точки зрения по вопросу о принципах построения единого многонационального государства сложились внутри большевистской партии. Проследите, как происходил процесс объединения советских республик. На каких принципах было создано союзное государство? Какое значение имело образование СССР?

Заключительный вопрос семинарского занятия посвящен социально-экономическим преобразованиям 1928-1941 гг., которые все чаще историки обозначают сталинской модернизацией. Последняя объективно преследовала те же цели, что и модернизация начала двадцатого века, и также имела "догоняющий" характер. Важнейшей составляющей преобразований 30-х гг. стала индустриализация. Опираясь на рекомендованную литературу, ознакомьтесь с ее особенностями, источниками и практической реализации курса на форсированную индустриализацию. Другой составной частью сталинской модернизации стала коренная перестройка аграрного сектора и создание коллективных хозяйств. Как проходила коллективизация? Какие методы использовало руководство страны при ее проведении? Какая связь существовала между коллективизацией и политикой "ликвидации кулачества как класса"? Какую позицию занимало крестьянство в период массовой коллективизации? С какой целью осуществлялась коллективизация? Каковы итоги "революции сверху"? Для ответа на все эти вопросы воспользуйтесь статьей Е.И. Зеленина.

В рамках преобразований, проводившихся в сельском хозяйстве, в это время осуществлялась также и первая в истории СССР программа массового освоения целинных земель. В статье И.Е. Зеленина "Первая советская программа..." проясняются некоторые конкретные вопросы, связанные с ее разработкой и реализацией. Ознакомьтесь с этой статьей и выясните, каковы результаты осуществления этой программы?

В последние годы среди отечественных и зарубежных исследователей выдвигается и обосновывается тезис о попытках сталинского руководства в начале 30-х годов под влиянием кризисной ситуации в экономике страны, особенно в сельском хозяйстве, частично вернуться к принципам нэпа, ввести своего рода "неонэп". Об этом, в частности, говорится и в статье И.Е. Зеленина "Был ли "колхозный неонэп"?. Как сказались эти новации на положении в сельском хозяйстве? Какую оценку дает автор некоторым новациям сталинского руководства в деревне? Опираясь на материалы статьи, сформулируйте ответы на эти вопросы.

В процессе сталинской модернизации происходят и заметные изменения в политической жизни страны. Среди историков нет единого мнения в подходах к определению установившейся в 30-е гг. политической системы. Одни считают возможным оперировать при этом термином "тоталитаризм", другие же - "командно-административная система". Каковы истоки этой системы? Отвечая на этот вопрос, используйте хрестоматию.

Контрольные вопросы

1. Чем отличается экономическая политика большевиков нэповского времени от периода «военного коммунизма»?

2. Какие противоречия порождала нэповская модель развития страны?

3. Каковы особенности и результаты форсированной индустриализации в СССР в 30-е годы?

4. Каковы предпосылки создания СССР?

5. При помощи каких механизмов сталинский режим держал советский народ в 30-е годы в состоянии повышенной мобилизационной готовности?

Выводы

Новая экономическая политика, рассчитанная на привлечение к сотрудничеству всего российского крестьянства, безусловно, показала свою эффективность. Однако нэповскую систему потрясали кризисы, что свидетельствовало о многочисленных внутренних социально-экономических проблемах. Противоречие между рыночной в своей основе экономикой и монополизированной большевиками политической системой, по-прежнему нацеленной на строительство социализма, являлось ключевым противоречием нэповского общества. Это и вызвало с середины 20-х годов постепенно свертывание сферы рыночных отношений, а к концу 20-х годов и полный отказ от политики НЭПа.

Образование в 1922 г. многонационального союзного государства – Союза Советских Социалистических Республик отвечало историческим и культурным традициям всех народов, когда-то объединенных в рамках Российской империи. В 30-е годы происходит постепенный поворот в национально-государственной политике, а именно фактическое превращение СССР в унитарное государство, управляемое из одного центра.

Результаты развития СССР в 30-е годы довольно противоречивы. С одной стороны, в промышленности был совершен мощный рывок в развитии производительных сил, существенно сократилось отставание советской промышленности от капиталистических стран по производству основных видов продукции. В результате сплошной коллективизации была создана система перекачки всех ресурсов из аграрного сектора в индустриальный. С другой стороны, цена индустриального «скачка» была слишком высока. «Форсированное строительство социализма в СССР» приводило к неисчислимым человеческим жертвам, сопровождалось системой внеэкономического принуждения, раскрестьяниванием деревни.

 

Тема № 9







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.96.39 (0.005 с.)