Социальные проблемы 1920-1930-х годов и их решение в творчестве А. Платонова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные проблемы 1920-1930-х годов и их решение в творчестве А. Платонова.



Платонов написал в 20 - 30-е годы замечательный по содержанию рассказ “Потомки солнца”. Рассказ “Потомки солнца” учит нас, читателей, тому, что человек должен жить в согласии с природой, не разрушать, не перестраивать её, а особенно, в таких глобальных масштабах, как это сделал инженер Вогулов.

Платонов через свои произведения показывает нам силу и величие чувств, учит жить, а не существовать, учит быть человеком с большой буквы. Необходимо всегда оставаться, прежде всего, человеком, а не “машиной”, следовать принципам гуманности и преданности тому, чему мы обязаны всем тем, что имеем.

Человек – не царь природы, а ее часть, её дитя. Он как родной сын должен любить, уважать, защищать её, не давать в обиду. Ведь человек без природы – ничто, без неё он не способен существовать.

Повесть Платонова “Котлован” — свидетельство того, что автор уже тогда понимал антидемократичность Советской власти и видел, к чему может привести такое развитие событий. Выступая против насилия над личностью, против полного физического и духовного равенства (единомыслия), Платонов обвиняет тоталитарное государство в том, что оно пытается сделать из людей марионеток. Творчество Андрея Платонова помогает современному читателю разобраться в событиях, происходивших в России в 20—30-е годы XX века, в период укрепления в нашей стране Советской власти. К числу произведений, правдиво отразивших события этого времени, относится его известная повесть “Котлован”.
Платонов начал писать ее в декабре 1929 года, в самый пик “великого перелома”, или, как говорится в самой повести, в “светлый момент обобществления имущества”.

Нет ценности выше человеческой личности, не возомни из себя бога — автор призывает читателя вернуться к вечным нравственным постулатам.

1. Повесть "Котлован" рассказывает о событиях, которые происходят во второй половине "переломного" 1929 года. Переплелись и осколки прошлого, дореволюционного, и уходящий НЭП, и начало нового строительства. Сам по себе человек ничего не значила. Главное - происхождение.

2. Вся Россия стронулась с места, сдвинут с привычной колеи уклад жизни, каждый ощутил себя странником.
3. Главный герои "Котлована" Вощев - человек ищущий, задумывающийся над смыслом жизни, что не соответствует "темпу труда" на заводе, где он работал. Он получает поэтому расчет.

4. Поиски приводят Вощева на строительство котлована для будущего дома счастливой жизни пролетариев дальше рытья котлована всё расширяющегося и расширяющегося, дело со строительством не пошло, и образе-символе котлована бала зафиксирована действительность: постоянные увеличения заданий пятилетнего плана привели к их фактическому срыву.

5. А. Платонов был твердо убежден в закономерности коллективизации как единственного возможного пути в преобразовании русской деревни, но он не мог смириться с тем, что судьбы многим и многим людей были пущены под откос, призывая не к спешке, а к разумной оценке происходящего.

"Котлован" и сегодня звучит не только как напоминание о прошлом, но и как предупреждение о будущем.
Апокалипсическое восприятие революции отразилось в повести А. Платонова «Сокровенный человек».

В 1926 г. Платонов начал работу над романом «Чевенгур», которому было суждено остаться неопубликованным (кроме первой части - «Происхождение мастера», с 1929 г. издававшаяся как отдельная повесть). Полностью роман был издан в Париже в 1972 г. (на русском языке); на родине он был опубликован впервые в журнале «Дружба народов» в 1988 г. В этом романе, как и в повести «Котлован» (1929-1930; впервые был напечатан в 1969 г. в ФРГ; в СССР - в 1987 г.; в журнале «Новый мир»), Платонов показал полную несовместимость социализма со стихией национального бытия. Уверенность, что человек может легко достичь безграничной власти над вселенной, вступает в противоречие с реальностью. В «Котловане» вместо ожидаемого возрождения материи природы происходит обратное: люди тратят свою живую плоть на мертвый камень, человеческая жизнь безвозвратно стекает в общую братскую могилу. Платонов попадает в разряд «неугодных писателей», отмеченных, по свидетельству современников, личной ненавистью Сталина. Поводом для начала кампании травли Платонова, не прекратившейся до конца его жизни, стала публикация рассказа «Усомнившийся Макар» в журнале «Октябрь». Система, сверху насаждавшая себя после революции, требовала и создавала «управляемого человека». Платоновский же герой - именно «усомнившийся», задумывающийся, созерцающий, по природе своей слабо поддающийся управлению. И во всем пространстве прозы Платонова простирается самодовлеющая жизнь, «прекрасный и яростный мир», не нуждающийся в чужом вмешательстве, многоликий и самоцветный. Поэтому и язык, слово Платонова - такая же самоцветная, живая стихия, словно бы не знающая фильтров «нормативности». Слово Платонова кажется «неправильным», словосочетания - абсурдными. Проза его трудно читается; мы чувствуем вязкость, первородность каждого слова, живущего своей жизнью, задумывающегося над ее смыслом, обнажающим суть вещей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.007 с.)