ТОП 10:

Идейно-художественные искания в драматургии 1950-1960 гг. (А. Шейн, В. Розов, А. Володин, А. Арбузов, Н.Погодин, М. Шатров и др.).



 

В своем развитии советской драматургии в послевоенные годы приходилось преодолевать серьезные отклонения от метода социалистического реализма, проявлявшиеся в творчестве ряда драматургов. Большой вред развитию драматургии приносили некоторые ложные «теории», сковывавшие творческие силы писателей, мешавшие верному и глубокому изображению действительности.
Неоценимую помощь драматургам неизменно оказывала партия, своевременно разоблачая ошибочные и вредные тенденции, чуждые духу советского искусства эстетические концепции и горячо поддерживая все лучшее, прогрессивное, передовое в драматической литературе и театре.
Все лучшее, что было создано в драматургии послевоенных лет, является воплощением принципов, провозглашенных в постановлении ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»: политической актуальности, связи с жизнью, верности жизненной правде, коммунистической идейности, борьбы за повышение художественного мастерства.
В послевоенное время было создано большое число историко-биографических пьес, посвященных жизни и творчеству выдающихся деятелей национальной науки и культуры: Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Гоголя, Белинского, Чернышевского и других. Однако в большинстве из них авторам не удалось главное — выйти за пределы частной жизни своих героев, глубоко и полноценно показать их деятельность в тесной связи с историей страны, с общественно-политической борьбой.

Борьба сторонников мира и демократии против представителей реакции создает напряженный драматизм ряда советских пьес, посвященных показу современной международной политической жизни.
В постановлении ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» перед советскими драматургами и работниками театров была поставлена задача «создать яркие, полноценные в художественном отношении произведения о жизни советского общества, о советском человеке».
Вопреки стараниям тех горе-теоретиков, которые пытались повести нашу послевоенную драматургию по пути бесконфликтности, лучшие ее произведения отличаются смелым воплощением жизненных конфликтов, отражающих реальные противоречия действительности.
Новый, своеобразный тип конфликта характерен для большинства пьес, посвященных действительности наших дней. Сущность этого конфликта — борьба нового и старого в жизни советского общества, строящего коммунизм.
Зародившийся еще в драматургии 30-х годов, этот тип конфликта многообразно проявляется в послевоенных пьесах, отражая некоторые специфические черты нашего развития, связанные именно с данным периодом. Ряд пьес, посвященных нашей интеллигенции,— «Великая сила» Б. Ромашова, «Закон чести» А. Штейна, «Чужая тень» К. Симонова — построен на идейном конфликте между подлинными советскими патриотами и людьми, зараженными антипатриотическими тенденциями.

Пафос этих пьес выражен в образах ученых-патриотов, преданных всем сердцем родной советской науке, дорожащих, как зеницей ока, ее честью, гневно разоблачающих мракобесие представителей реакционных кругов капиталистического мира.
Вместе с тем в этих пьесах отражена та борьба, которую наша общественность ведет против космополитизма, идейных заблуждений отсталой части интеллигенции, не преодолевшей рабского предрассудка о неполноценности русского народа.

Для пьесы А. Штейна «Закон чести» (1948) характерна страстная, взволнованная публицистичность, определяющая весь ее художественный строй. Автор открыто стремится превратить театр в общественную трибуну, включить зрительный зал в активное решение вопросов, волнующих героев пьесы. Основная мысль пьесы заключается в том, что достижения советской науки, направленной на решение задач мирного строительства, попав в руки врагов мира, могут быть использованы ими в преступных целях.

В послевоенной драматургии широко разрабатывается также характерный и специфичный для наших дней конфликт, основанный на борьбе творчества против застоя. Передовые советские люди, мыслящие партийно, государственно, сталкиваются в этой борьбе е людьми, которых обогнала жизнь, с людьми косными, узкими, близорукими.

Одной из тенденций,характерных для драматургии 1953—1954 гг.,является стремление глубже проникать в жизнь, смелее вскрывать ее противоречия и трудности роста, резче и непримиримее критиковать отрицательное.
Усиливаются сюжетно-тематическое своеобразие произведений драматической литературы, выбирающей сложные проблемы жизни, и острота драматургических конфликтов, отражающая остроту жизненной борьбы.
Нешаблонны, насыщены жизненным драматизмом конфликты таких пьес, как «Когда ломаются копья» Н. Погодина, «Весенний поток» Ю. Чепурина, «Опасный спутник» А. Салынского, «Годы странствий» А. Арбузова, «Сердце не прощает» А. Софронова, «Персональное дело» А. Штейна, «В добрый час» В. Розова. Нельзя не отметить и таких положительных явлений в драматургии, как расширяющееся многообразие жанров, как более отчетливое проявление творческих индивидуальностей авторов пьес.
Однако художественное мастерство наших драматургов все еще далеко не соответствует возросшим эстетическим требованиям читателей и зрителей. Схематизм, иллюстративность, неумение строить увлекательный сюжет и создавать выразительные характеры, слабость речевой характеристики персонажей наносят большой урон даже наиболее значительным пьесам последних лет. Многие замечательные стороны народной жизни — жизнь и труд рабочего класса, Советской Армии, история революционного движения пролетариата нашей страны — не находят должного художественного освещения в произведениях драматической литературы.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.245.126 (0.003 с.)