Тематическое и стилевое многообразие «малых жанров» военной прозы (публицистика, очерк, рассказ) 1941-1945 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематическое и стилевое многообразие «малых жанров» военной прозы (публицистика, очерк, рассказ) 1941-1945 гг.




В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза.. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью.

В прозе преобладала публицистика, очерк, рассказ, повесть. В прозе главенствовал очерковый жанр. Публицистике отдали дань М. Шолохов, Л. Леонов, Э. Эренбург, А. Толстой, многие другие прозаики. Первые повести стали появляться с 1942 г. К лучшим из них принадлежат «Народ бессмертен» В. Гроссмана, «Радуга» В. Василевской, «Непокоренные» Б. Горбатова. Авторы этих повестей стремились сочетать реалистическую манеру письма с обобщенно-романтическим повествованием; в поисках новых выразительных средств они обращались к фольклору, к народной поэзии, героическому эпосу. В повести В. Гроссмана заметно стремление дать философское осмысление военных событий, что найдет свое продолжение в последующих романах писателя. Традиции романтико-патетического стиля сохраняется в «Молодой гвардии» А.А. Фадеева - первом завершенном романе о Великой Отечественной войне. Уступая идеологическому давлению, Фадеев изменил концепцию романа: ввел образы партийных руководителей (Проценко, Лютиков, Бараков), которых представил подлинными руководителями партизанского движения в Краснодоне и показал несамостоятельность действий комсомольцев. Проблемы формирования личности человека в условиях войны стоят в центре повестей А. Бека «Волоколамские шоссе» и Л. Леонова «Взятие Великошумска».

Прежде всего на грозные события народной жизни откликнулись такие мобильные, оперативные жанры, как очерк и публицистическая статья, обращенные к самой широкой читательской аудитории. Развитие этих жанров было результатом повседневного участия писателей в периодической печати. Играя роль боевого оружия на фронте, военная корреспонденция, газетный очерк, статья, освещающие отдельные эпизоды войны, вместе с тем служили одной из форм постепенного накопления материала для создания произведений более крупного масштаба. В этой области с изумительной творческой продуктивностью работали такие известные художники слова, как А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, М. Шолохов, К. Симонов, А. Фадеев, Вс. Вишневский, Н. Тихонов, А. Серафимович, Ф. Гладков, В. Гроссман, Б. Горбатов, Л. Соболев, Б. Полевой, В. Кожевников, В. Ставский, и многие другие писатели старшего и младшего поколений.

Конкретные задачи, связанные с непосредственным участием писателей в газетной печати, требовали широкого использования самых разнообразных форм и способов отражения событий. Наряду с развернутыми, обобщающими статьями появляются короткие очерки, зарисовки отдельных боевых операций, литературные портреты героев фронта, циклы очерков о городах-героях, сатирические произведения и т. д. Именно в очерках впервые нашли отражение подвиги советских патриотов, были описаны лишения, страдания и великие жертвы народа в его борьбе с фашистскими варварами.
В публицистике военной поры почетное место занимают статьи А. Толстого. Они помогали глубже осознать, за что борется наш народ — преемник лучших национальных и революционных традиций, наследник всех материальных и культурных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Они раскрывали богатейшее содержание самого слова «родина», ставшего особенно дорогим в дни грозной опасности (статьи «Что мы защищаем», «Родина», «Стыд хуже смерти» и др.). Война заставила с особой силой почувствовать величайшую ценность того, чем владел народ; оглядывая пройденный путь, народ со всей полнотой ощутил свою ответственность за это достояние.

Художественную публицистику А. Толстого отличает умение раскрыть в облике русского народа черты и качества, сложившиеся за годы Советской власти. В противовес буржуазно-либеральным историкам, измыслившим легенду о смирении и пассивности русского человека, А. Толстой создает образ народа — пламенного борца, неустанного труженика, пытливого умельца. При этом писатель подчеркивает, что после социалистической революции творческие силы народных масс проявились с небывалой полнотой, что самые значительные победы были достигнуты в советскую эпоху. К публицистике А. Толстого близки по теме и стилю статьи Л. Леонова, Его статьи также характеризуются широтой исторических обобщений, раскрывают великие героические традиции русского народа. С большой страстностью выражал писатель в статьях, публиковавшихся в «Правде» и «Известиях», гнев народа, любовь к Родине, веру в победу нашего правого дела. В ряде статей Л. Леонов разоблачал зверства гитлеровцев, показывал, что фашизм уничтожает самую жизнь людей на земле, что это — чума, от которой необходимо избавить человечество как мощно скорее. С особой силой выразил Л. Леонов радостные чувства народа-победителя в статьях 1945 г. «Утро победы», «Полдень победы», «Имя радости». «Громадна сила наша,— писал он,— по широте нашей страны, по глубине наших социальных стремлений, по могуществу индустрии нашей, по величию нашего духа».

Большое патриотическое значение имели в годы войны публицистические статьи и памфлеты И. Эренбурга. Опираясь на огромный фактический материал, Эренбург рассказывал о героизме и могуществе советских людей, о величии нашего стойкого и смелого народа, призванного освободить человечество от фашистского рабства, спасти мировую культуру. Прекрасные статьи посвятил писатель друзьям Советского Союза, тем борцам за свободу, которые не сложили оружия в самые тяжелые дни временных успехов фашизма.
Особо важную роль сыграл Эренбург в развитии советской антифашистской сатиры. Разоблачая фашизм в самых различных его проявлениях, писатель показывает аморальный, звериный облик гитлеровской армии. Конкретными фактами он убеждает, что разбой, варварство, жестокость, жадность, тупоумие, слепое подчинение начальству и другие типичные качества фашистских захватчиков вырабатывались в результате многолетних усилий гитлеровских главарей, которые истребляли немецкую культуру и воспитывали молодежь в духе человеконенавистнической «философии» расизма. Вся система гитлеризма ведет к духовному обнищанию, нравственному падению, к полной потере человеческого облика — вот вывод, сделанный писателем на основе личного ознакомления с документами гитлеровского командования, с письмами и дневниками фашистских солдат и офицеров, в результате бесед с военнопленными (статьи «Фабрика убийц», «Хуже зверей», «Когда они обезоружены» и т. д.).
Для разоблачения так называемого нового порядка Эренбург широко обращается к жанрам сатирического портрета. Документальная точность, боевая идейная целеустремленность, предельная сжатость, афористичность изложения, сарказм и гневный пафос в обличении фашизма — отличительные черты публицистического стиля И. Эренбурга. Писателю достаточно подчас одного определения, одного слова, чтобы дать убийственную характеристику, заклеймить, и высмеять врага. Острое, разящее слово Эренбурга-публициста бойцы сравнивали со штыком, с пулей снайпера.

В 1942 г. появился очерк М. Шолохова с характерным заглавием «Наука ненависти». На примере одного из очевидцев фашистских злодеяний писатель показывает, как рождается ненависть к врагу, закаляется воля советских людей к победе. Очерк Шолохова строится как страстная исповедь сурового, сдержанного, опаленного огнем войны человека, чей образ раскрывается писателем как воплощение народной справедливости.
Советские писатели, придя в газету, обогатили жанр очерка и публицистики. При этом индивидуальные творческие особенности каждого писателя нашли новое воплощение в этих жанровых формах, придав им необыкновенное разнообразие.
Старейший советский писатель Ф. Гладков, мастер изображения социалистического труда, раскрывал единство фронта и тыла, как бы продолжая ту художественную летопись трудового героизма советских людей, звеньями которой являлись «Цемент» и «Энергия». Статьи и очерки Гладкова об Урале ежедневно печатались в «Известиях» и «Правде», передавались по радио, выходили отдельными сборниками в Москве и Свердловске, рассылались для передачи производственного опыта на предприятия. Такие очерки, как «Вдохновенные мастера», «Живой тон», «С огнем в душе», с художественной убедительностью раскрывали могучий советский патриотизм героев — новаторов социалистического производства.

Большое количество публицистических статей и очерков было написано К. Симоновым (сб. «От Черного до Баренцева моря»). Эти произведения почти всегда основаны на конкретных боевых эпизодах, в центре каждой статьи или очерка чаще всего стоит образ конкретного героя, бойца или командира. В публицистике Симонова отчетливо намечается тенденция к сюжетному повествованию, и многие его фронтовые корреспонденции перерастают в законченные рассказы.
Публицистические выступления Н. Тихонова были главным образом связаны с обороной Ленинграда и посвящены героическому труду защитников города. В публицистике Тихонова перед читателем проходит жизнь осажденного города в течение целого года («Ленинград в январе», «Ленинград в феврале» и т.д.); постепенно раскрываются отдельные стороны этой жизни, особенности меняющейся военной обстановки и образы людей (рабочих, сандружинниц, работников ПВО и др.), выполняющих свой повседневный воинский и трудовой долг. Очерки Н. Тихонова о Ленинграде, составляя единое целое, создают эпическую картину большого художественного звучания.
В статьях Вс. Вишневского отчетливо слышна ораторская интонация писателя-трибуна, агитатора. Эмоционально-насыщенные, боевые, эти статьи звали к немедленному действию.
Яркую страницу в публицистику военных лет вписал Василий Гроссман. Его статьи о Сталинграде («Направление главного удара» и др.), передавая атмосферу Сталинградской битвы и героизм защитников города, содержали в себе глубокий анализ военной обстановки, тактических проблем и боевых операций, зачастую приближались по своему характеру к военно-научным статьям.
Советские очеркисты и публицисты, отражая действительность в ее стремительном развитии, показали шаг за шагом весь ход Великой Отечественной войны. По статьям и очеркам военного времени можно проследить, как человек мирного, созидательного труда становился опытным воином, как в боях с фашистами закалялся его характер, как изменялось положение на фронте, приближалась победа над врагом.

В последний период войны появляются произведения об освободительных операциях нашей армии в европейских странах. Этой теме посвящена, например, книга очерков Л. Соболева «Дорогами побед» (1944). Писатель обращается к советским воинам как к носителям самой передовой культуры: «И помните; подлинная культура идет с вами. Это — любовь наша к человечеству, это муки наши, принятые за него, это мечта наша о справедливости, о дружбе народов, о счастье для всех, кому живется трудно и плохо. Это жизнь — непобедимая жизнь, рожденная в нашей стране, силой своей удержавшая кровавую руку фашизма, занесенную над миром... Там, где прошли вы, навсегда останется в сердцах след, ибо с вами прошла там высокая человеческая культура, великая душа советского народа, кровью своей омывшего мир в боях за свободу и счастье миллионов людей».

Советская художественная публицистика находила живейший отклик как среди миллионов советских людей в тылу и на фронте, так и в кругах прогрессивной зарубежной общественности. Партизан Бессонов в письме к Н.Тихонову от 31 мая 1943 г сообщал: «...Вы можете гордиться своими статьями о Ленинграде. Их читает вся оккупированная Украина, Белоруссия, Польша и Чехословакия, мы проталкиваем их и в Германию».
Очерк и публицистика военных лет имели огромное общественно-воспитательное значение.


13. Героический эпос о войне (В. Гроссман, Б. Горбатов, Л. Леонов, А. Бек, К. Симонов, М. Шолохов, А. Фадеев) 1941-1945 гг.

 

Во время войны, в 1943, 1944 годах, в газетах «Правда», «Красная звезда» начали печататься главы из романа М. Шолохова «Они сражались за Родину». Эпический «замах» этого произведения дал основание американскому литературоведу Стенли Эдгару Хаймену предположить, что «самым сильным претендентом на новую «Войну и мир» является, по-видимому, Михаил Шолохов... Теоретические предпосылки у него имеются в большей степени, чем у кого-либо другого». Прежде всего, эта книга рождает мысль о достоверности изображения. «Они сражались за Родину» - уникальное писательское свидетельство об одном из самых драматических моментов во всей войне, если не сказать, всей истории народа и государства - о лете 1942 года – на Дону.

Шолохов рассказывает, что роман начал писать на фронте, «подчиняясь обстановке». Эта «подчиненность» обстоятельствам выразилась в том, что роман начинался боевыми картинами, война шла, герои воевали, мы мало или почти ничего не знали об их прошлом, о довоенной жизни. В 1965 году Шолохов говорил: «Роман я начал с середины. Сейчас у него уже есть туловище. Теперь я приживляю к туловищу голову и ноги. Это трудно».

Повествование развивается как бы в двух планах: сцены, рисующие быт войны, перемежаются мужественными и героическими картинами сражений. Значительное место в романе занимают батальные картины.

Описания сражений пронизаны чувством восхищения перед обыкновенными советскими людьми, совершающими подвиг. Шолохов стремится раскрыть героизм многих как характерную черту Советской Армии. Умирающий ефрейтор Кочетыгов нашел в себе силы метнуть из разрушенного окопа бутылку с горючей жидкостью и поджечь немецкий танк. Подвиг совершил не только Лопахин, подбивший немецкий самолет и несколько вражеских танков. Подвигом было мужественное упорство и хладнокровие Звягинцева. В романе «Они сражались за Родину» даже в описаниях сражений возвышенное, героическое часто соседствует с комическим. Смелое сочетание драматического с будничным, высокой патетики, страстного лиризма с комическим является одним из характерных свойств Шолохова-художника. Великие события оставляют глубокие и длительные следы в народной жизни. И не только в материальных условиях жизни общества, но и во всех чрезвычайно разнообразных сферах духовной деятельности, и прежде всего в искусстве.

Великая Отечественная война, необычная по размаху происходящего, по своей значимости в судьбах мира, по героике и трагизму, не могла не стать в искусстве на длительное время одной из важнейших и ответственных тем.

Стремление к эпическому постижению народных судеб - в самой природе всеобъемлющего таланта М.Шолохова. Изображение коллективных усилий народа по преобразованию исторической действительности определяет содержание и «Тихого Дона» и «Поднятой целины». В романе «Они сражались за Родину» отчетливо проступает та же высокая цель - раскрытие в Отечественной войне подвига народа.

 

Уже в конце 1941 г., в самый тяжелый период войны, Василий Гроссман работает над романом «Народ бессмертен» (напечатан в 1942 г.).
Через все повествование В. Гроссмана проходит мысль о народных массах как о движущей силе истории, о народности Советской Армии, о единстве партии и народа, которое является источником победы над фашизмом.

Многочисленные лирические отступления о разрушенном мирном советском городе, о фашистских зверствах, о «русском небе», о «белой березе», о подвигах погибших за родину героев перерастают в обобщающие философские размышления автора, написанные в эмоционально приподнятом, взволнованном тоне.
Следуя традиции фольклора и древнего памятника «Слово о полку Игореве», Гроссман рисует природу, как бы воюющую вместе со всем народом. Птицы, кружась над головой Игнатьева, «восхваляют его смелость, веселье, доброту», «вечерний ветер звучит» в темном лесу «спокойным голосом» народа, знающего, что ему «либо умереть в рабстве, либо бороться за свободу». А позорное отступление трусливого командира Мышанского сопровождается описанием природы, в котором она выступает не равнодушной свидетельницей, а народным судьей.
Книга Гроссмана не скрадывает горьких и страшных сторон военной действительности, глубины народной трагедии в годы тяжких испытаний. Писатель говорите «великой печали», переживаемой его современниками.
Автор первой большой книги на военную тему, В. Гроссман, новаторски решая новые художественные задачи, не мог еще полностью преодолеть известную рационалистичность и схематизм в изображении участников Отечественной войны. Не все образы удались писателю. Критика справедливо указывала на то, что иные из них, например образы командующего фронтом, начальника штаба, дивизионного комиссара Чередниченко, написаны поверхностно. Отдельные сцены перегружены натуралистическими деталями. Но в целом повествование убеждало читателя художественной правдой, взволнованностью тона, проникновенным лиризмом. Художественная незавершенность романа, задуманного в большом эпическом плане, искупалась его «своевременностью». Эта книга сыграла роль боевого оружия в борьбе с фашизмом.

Очень своеобразная по стилю повесть А. Бека «Волоколамское шоссе».
Проблема воспитания советского воина стоит в центре повести Бека «Волоколамское шоссе» (1944), написанной в форме своеобразного диалога героя-рассказчика с невидимым собеседником или чаще всего в форме внутреннего монолога.
«Может, быть, по-вашему, героизм — дар природы? Или дар каптенармуса, который вместе с шинелями раздает бесстрашие, отмечая в списке: «получено», «получено»?
Я немало уже пробыл на войне, стал командиром полка и имею основание, думается мне, утверждать: это не так!»
На этот поставленный рассказчиком вопрос и отвечает вся книга Бека, в которой показано, как воевали красноармейцы в решающие дни боев на подступах к Москве, как закалялась их воля, рождались на полях сражения героизм и мужество, выверенные разумом, расчетливым планом, научным предвиденьем. Эта большая и сложная тема раскрывается на судьбе одного батальона и прежде всего в образе командира, рассказчика повести Баурджана Момыш-Улы.
Однако постоянный самоанализ героя-рассказчика, дискуссии с самим собой, пристальное всматривание в свой внутренний мир несколько суживают значение повести. Фигура командира тем самым заслоняет остальных героев, автор замыкает его в узкий круг собственных размышлений и чувств. Боевой коллектив в повести Бека получается во многом обезличенным, пассивным и целиком подчиненным инициативе своего командира. Эти недостатки повести А. Бека были отмечены на творческой дискуссии «Образ советского офицера в художественной литературе 1944 года», проведенной Союзом писателей.
Одной из сильных сторон «Волоколамского шоссе» является решение в повести ряда этических проблем, которые неразрывно связаны с вопросом воспитания человека в суровой обстановке войны. Мотив поэмы «Василий Теркин» — жизненная сила советского воина побеждает смерть — по-новому возникает в повести Бека. «Нет, в этой небывалой войне за будущее нашей родины, за будущее каждого из нас, любовь к жизни, воля жить, неистребимый инстинкт самосохранения должен стать для нас не врагом, а другом».
Задача писателя показать, как закаляется в народе эта воля к жизни, как рождается героический подвиг народных масс. Лаконичная, «спрессованная» фраза, афористичность выражений, «скупость на слова» характеризуют художественную манеру Бека. Реплика Момыш-Улы — «Я хочу быть скупым на слова, когда речь идет о любви к Родине» — имеет обобщающий смысл. Она подчеркивает художественный принцип всего повествования, лишенного внешних эффектов, полемически заостренного против ложных штампов, против всякой риторики и ходульности.


14. Своеобразие литературного процесса в послевоенный период (1946-1953). Постановления ЦК ВКП(б). Бесконфликтность и лакировка действительности в произведениях этих лет.

Послевоенные годы характеризуются серьезными сдвигами во всем характере советского многонационального литературного процесса. Углубляются и развиваются взаимосвязи между литературами народов СССР. Изменяются соотношения жанров и видов литературы. В ряде литератур, еще до войны не имевших крупных прозаических произведений, появляются романы и повести. Значительно возрастает число переводов с языков народов СССР на русский язык. Вследствие этого художественные достижения отдельных национальных литератур приобретают всесоюзный характер, становятся достоянием читателей всех республик Советского Союза.

Одержав всемирно-историческую победу в Великой Отечественной войне, советский народ вернулся к мирному созидательному труду.
Благодаря трудовому подъему широких народных масс план первой послевоенной пятилетки (1946—1950) был выполнен и перевыполнен досрочно. В мае — июне 1950 года на страницах газеты «Правда» развернулась дискуссия по вопросам языкознания.
Большое значение имел труд И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» для советской литературы. Основные положения этого труда помогли советским писателям бороться за художественное мастерство и, прежде всего, за чистоту и богатство языка, помогли бороться с пережитками натурализма и формализма в художественных произведениях. Борьба против засорения языка диалектизмами, жаргонизмами и профессионализмами, а также против формалистического псевдоноваторства, противоречащего нормам общенародного языка, является одной из важных задач литературы, обращенной к многомиллионной аудитории.
1946-1953 гг. - годы литературы позднего сталинизма, время А. Сафронова, В. Кочетова, М. Буденного, С. Бабаевского, Н. Грибачева, В. Павленко, В. Ажаева, произведения которых сегодня никто не вспоминает. Они полностью воплощали в своих книгах тот принцип социалистического реализма, который был провозглашен критиком В.Ермиловым, утверждавшим, что прекрасное и реальное уже воссоединилось в жизни советского человека, и писатели должны уделять все свое внимание изображению конфликта лучшего с хорошим.

Литература 1946-53 гг. тем не менее вовсе не исчерпывалась лакировочными произведениями. В послевоенное десятилетие были опубликованы повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда», роман «За правое дело» В. Гроссмана, одна из лучших поэм А. Твардовского «Дом у дороги», мемуарные книги К. Паустовского, М. Пришвина. Судьба этих произведений складывалась непросто.

Новые ракурсы изображения войны представлены в повестях В. Пановой «Спутники», В. Казакевича «Звезда» и «Двое в окопах», но все же именно Некрасов проложил новые дороги в изображении Великой Отечественной войны в русской литературе: после него стала возможной так называемая проза «лейтенантов» конца 1950 - начала 1960-х гг.

В 1953 г., после смерти Сталина, в русской литературе намечаются признаки оживления. Выходит в свет роман Л.М. Леонова «Лес», публикуются деревенские очерки В. Овечкина, заложившие целое направление в русской литературе 1955-1985 гг. В литературу входят В. Тендряков, Ф. Абрамов, Г. Троепольский. С 1945 по 1955 гг. Б. Пастернак работает над романом «Доктор Живаго», ставшим значительным произведением русской литературы 2-ой половины XX в.

Подробное разъяснение значения этих исторических решений Коммунистической партии было дано в выступлениях А. А. Жданова на собрании ленинградских писателей (1946) и на совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б) (январь 1948 г.).
Постановления ЦК ВКП(б) с особенной силой подчеркнули ответственность советских художников, в том числе и писателей, призванных удовлетворять растущие культурные запросы многомиллионных народных масс.
Отмечая активную, действенную роль советской литературы, А. А. Жданов говорил в своем докладе о журналах «Звезда» и «Ленинград», что «каждое значительное произведение народ рассматривает, как свою победу. Вот почему каждое удачное произведение можно сравнивать с выигранным сражением или с крупной победой на хозяйственном фронте. Наоборот, каждая неудача в советской литературе глубоко обидна и горька народу, партии, государству».

Постановления Центрального Комитета Коммунистической партии, адресованные той или иной конкретной области искусства, приобретали в то же время огромное значение для советской культуры в целом. Как и на всех предшествующих этапах истории советской литературы, политика партии была в послевоенные годы направлена на борьбу за партийную, коммунистическую идейность и боевую действенность искусства, за утверждение принципов правдивости и народности, на борьбу против безидейности, космополитизма, формализма и всяческих иных проявлений буржуазной идеологии.
В ленинградских журналах «Звезда» и «Ленинград» был напечатан ряд вредных произведений, в том числе пасквиль на советских людей М. Зощенко («Приключения обезьяны»). Серьезную критику вызвали также и стихи А. Ахматовой, проникнутые пессимизмом и упадочничеством. Большие недостатки обнаружились и в репертуаре театров. Если на более ранних этапах сторонники декадентской теории «искусства для искусства» высказывались открыто, то теперь, в условиях победы социалистического реализма, их теории преподносились в завуалированной форме.

П остановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» имело широкое принципиальное значение, как документ, нацеливший все советское искусство на борьбу против безидейности и формализма, против пережитков декадентства и эстетства. В этом постановлении содержались указания на то, что современная литература должна прежде всего опираться на передовые традиции прошлого, в частности, на традиции революционных демократов и на лучшие прогрессивные элементы классического и современного мирового искусства. В постановлении ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» эта мысль нашла свое исчерпывающее и конкретное развитие. Эти постановления имели огромное значение для всех областей искусства, вооружая деятелей искусства на борьбу за чистоту коммунистической идеологии. В постановлении с особенной силой подчеркивалось значение литературы в деле воспитания народа в духе советского патриотизма.

В идеологической работе литературе и искусству принадлежит значительная роль. Высоко оценивая успехи советской литературы, XIX съезд партии вместе с тем указал на серьезные недостатки в работе писателей. Было отмечено, что нередко появляются серые, а иногда и просто халтурные произведения, в которых вяло, скучно изображается многогранная, кипучая жизнь советских людей.
Литература должна выявлять и раскрывать высокие душевные качества, положительные черты советского человека. Советская литература создает образы людей, достойных любви, положительных героев, которым можно и нужпо подражать. Раскрытие духовного богатства советского человека, создание образа положительного героя должны сочетаться с острой борьбой против пороков, против отрицательных явлений, тормозящих наше движение вперед.

Пользуясь помощью и поддержкой Центрального Комитета КПСС, советская литература успешно преодолевала свои недостатки и ошибки, создавая произведения, в которых отразилась богатая и многообразная жизнь советского народа. Укрепление связи с действительностью сказалось прежде всего в тематическом разнообразии послевоенной литературы.
Большое место в послевоенной советской литературе заняла тема Великой Отечественной войны, привлекающая писателей не только героикой событий и подвигами советских людей, но и сложными психологическими и социальными проблемами. В таких произведениях, как «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Белая береза» М. Бубеннова, «Буря» И. Эренбурга, «За власть Советов» В. Катаева, «Звезда» и «Весна на Одере» Э. Казакевича, не только рассказано об отдельных этапах войны, но и глубоко раскрыта роль партии, вдохновителя и организатора всенародной борьбы против фашистских захватчиков, освещены освободительная миссия Советской Армии, закономерность победы Советского Союза, как носителя передовых идеалов свободы и дружбы народов.
Одной из ведущих, узловых тем послевоенной литературы является тема коммунистического созидания, тема труда.
Поэты, прозаики, драматурги стремились передать в художественных образах пафос послевоенных лет, пафос напряженного творческого труда советских людей — строителей коммунизма. В романах В. Ажаева «Далеко от Москвы», Г. Николаевой «Жатва», С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды», П. Павленко «Счастье», Вс. Кочетова «Журбины», В. Кетлинской «Дни нашей жизни», Д. Гранина «Искатели», в поэмах А.Твардовского «Дом у дороги», А. Недогонова «Флаг над сельсоветом», Н. Грибачева «Весна в «Победе», М. Луконина «Рабочий день», в очерках Б. Галина, В. Овечкина и других произведениях советским писателям удалось передать пафос созидательного труда.

Однако, несмотря на серьезные успехи, советские писатели не создали ярких типических образов представителей советского рабочего класса, недостаточно глубоко раскрыли жизнь трудящегося народа. Далеко не полно отображена современная жизнь колхозной деревни, со всеми трудностями и противоречиями, преодоление которых составляет основное содержание борьбы советских людей за подъем сельского хозяйства.
Во многих, даже наиболее популярных произведениях была сглажена острота жизненных конфликтов, поверхностно очерчены характеры; серьезные замечания вызывает и недостаточная выразительность поэтического языка.

В послевоенные годы огромное значение приобретает тема борьбы за мир и демократию, за укрепление дружбы между народами. Отражая устремления советского народа, последовательно борющегося за мир во всем мире, советская литература разоблачает агрессивные планы империалистов. Этой теме посвящены «Девятый вал» И. Эренбурга, «Русский вопрос», «Друзья и враги» К. Симонова, «Миру — мир!» А. Суркова, «Два потока» Н. Тихонова и много других произведений.

В детской литературе нашли отражение и жизнь детей в капиталистическом мире (пьеса В. Любимовой «Снежок»), и горестная история советских ребят, попавших во время Отечественной войны в капиталистические страны (пьеса С. Михалкова «Я хочу домой»). О борьбе народов за мир рассказывает детям поэма С. Маршака «На страже мира».
Во многих произведениях разнообразно отразилась жизнь современной школы, суворовских и ремесленных училищ (Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома», Ф. Вигдорова «Мой класс», Б. Изюмский «Алые погоны» и др.).
Характерной чертой послевоенной литературы является ее жанровое многообразие.
В области прозы, наряду с романом и повестью, попрежнему занимающими центральное место, получили дальнейшее развитие очерк и рассказ. Лирически-тонкие рассказы С. Антонова, публицистически острые, посвященные актуальным проблемам жизни деревни очерки В. Овечкина, очерковые повести Б. Галина, очерки о строителях Волго-Дона Б. Полевого, рассказы и очерки В. Тендрякова, А. Калинина, Г. Троепольского и других приобрели широкую известность и получили высокую оценку советской общественности.
Послевоенная поэзия представлена эпической и лиро-эпической поэмой (А. Твардовский, А. Недогонов, Н. Грибачев, М. Луконин), публицистической лирикой (К. Симонов, А. Сурков, Н. Тихонов и др.), лирической песней (М. Исаковский, Л. Ошанин и др.), басней (С. Михалков, С. Маршак и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 2137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.024 с.)