Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тематическое и стилевое многообразие «малых жанров» военной прозы (публицистика, очерк, рассказ) 1941-1945 гг.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В прозе преобладала публицистика, очерк, рассказ, повесть. В прозе главенствовал очерковый жанр. Публицистике отдали дань М. Шолохов, Л. Леонов, Э. Эренбург, А. Толстой, многие другие прозаики. Первые повести стали появляться с 1942 г. К лучшим из них принадлежат «Народ бессмертен» В. Гроссмана, «Радуга» В. Василевской, «Непокоренные» Б. Горбатова. Авторы этих повестей стремились сочетать реалистическую манеру письма с обобщенно-романтическим повествованием; в поисках новых выразительных средств они обращались к фольклору, к народной поэзии, героическому эпосу. В повести В. Гроссмана заметно стремление дать философское осмысление военных событий, что найдет свое продолжение в последующих романах писателя. Традиции романтико-патетического стиля сохраняется в «Молодой гвардии» А.А. Фадеева - первом завершенном романе о Великой Отечественной войне. Уступая идеологическому давлению, Фадеев изменил концепцию романа: ввел образы партийных руководителей (Проценко, Лютиков, Бараков), которых представил подлинными руководителями партизанского движения в Краснодоне и показал несамостоятельность действий комсомольцев. Проблемы формирования личности человека в условиях войны стоят в центре повестей А. Бека «Волоколамские шоссе» и Л. Леонова «Взятие Великошумска». Прежде всего на грозные события народной жизни откликнулись такие мобильные, оперативные жанры, как очерк и публицистическая статья, обращенные к самой широкой читательской аудитории. Развитие этих жанров было результатом повседневного участия писателей в периодической печати. Играя роль боевого оружия на фронте, военная корреспонденция, газетный очерк, статья, освещающие отдельные эпизоды войны, вместе с тем служили одной из форм постепенного накопления материала для создания произведений более крупного масштаба. В этой области с изумительной творческой продуктивностью работали такие известные художники слова, как А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, М. Шолохов, К. Симонов, А. Фадеев, Вс. Вишневский, Н. Тихонов, А. Серафимович, Ф. Гладков, В. Гроссман, Б. Горбатов, Л. Соболев, Б. Полевой, В. Кожевников, В. Ставский, и многие другие писатели старшего и младшего поколений. Конкретные задачи, связанные с непосредственным участием писателей в газетной печати, требовали широкого использования самых разнообразных форм и способов отражения событий. Наряду с развернутыми, обобщающими статьями появляются короткие очерки, зарисовки отдельных боевых операций, литературные портреты героев фронта, циклы очерков о городах-героях, сатирические произведения и т. д. Именно в очерках впервые нашли отражение подвиги советских патриотов, были описаны лишения, страдания и великие жертвы народа в его борьбе с фашистскими варварами. Художественную публицистику А. Толстого отличает умение раскрыть в облике русского народа черты и качества, сложившиеся за годы Советской власти. В противовес буржуазно-либеральным историкам, измыслившим легенду о смирении и пассивности русского человека, А. Толстой создает образ народа — пламенного борца, неустанного труженика, пытливого умельца. При этом писатель подчеркивает, что после социалистической революции творческие силы народных масс проявились с небывалой полнотой, что самые значительные победы были достигнуты в советскую эпоху. К публицистике А. Толстого близки по теме и стилю статьи Л. Леонова, Его статьи также характеризуются широтой исторических обобщений, раскрывают великие героические традиции русского народа. С большой страстностью выражал писатель в статьях, публиковавшихся в «Правде» и «Известиях», гнев народа, любовь к Родине, веру в победу нашего правого дела. В ряде статей Л. Леонов разоблачал зверства гитлеровцев, показывал, что фашизм уничтожает самую жизнь людей на земле, что это — чума, от которой необходимо избавить человечество как мощно скорее. С особой силой выразил Л. Леонов радостные чувства народа-победителя в статьях 1945 г. «Утро победы», «Полдень победы», «Имя радости». «Громадна сила наша,— писал он,— по широте нашей страны, по глубине наших социальных стремлений, по могуществу индустрии нашей, по величию нашего духа». Большое патриотическое значение имели в годы войны публицистические статьи и памфлеты И. Эренбурга. Опираясь на огромный фактический материал, Эренбург рассказывал о героизме и могуществе советских людей, о величии нашего стойкого и смелого народа, призванного освободить человечество от фашистского рабства, спасти мировую культуру. Прекрасные статьи посвятил писатель друзьям Советского Союза, тем борцам за свободу, которые не сложили оружия в самые тяжелые дни временных успехов фашизма. В 1942 г. появился очерк М. Шолохова с характерным заглавием «Наука ненависти». На примере одного из очевидцев фашистских злодеяний писатель показывает, как рождается ненависть к врагу, закаляется воля советских людей к победе. Очерк Шолохова строится как страстная исповедь сурового, сдержанного, опаленного огнем войны человека, чей образ раскрывается писателем как воплощение народной справедливости. Большое количество публицистических статей и очерков было написано К. Симоновым (сб. «От Черного до Баренцева моря»). Эти произведения почти всегда основаны на конкретных боевых эпизодах, в центре каждой статьи или очерка чаще всего стоит образ конкретного героя, бойца или командира. В публицистике Симонова отчетливо намечается тенденция к сюжетному повествованию, и многие его фронтовые корреспонденции перерастают в законченные рассказы. В последний период войны появляются произведения об освободительных операциях нашей армии в европейских странах. Этой теме посвящена, например, книга очерков Л. Соболева «Дорогами побед» (1944). Писатель обращается к советским воинам как к носителям самой передовой культуры: «И помните; подлинная культура идет с вами. Это — любовь наша к человечеству, это муки наши, принятые за него, это мечта наша о справедливости, о дружбе народов, о счастье для всех, кому живется трудно и плохо. Это жизнь — непобедимая жизнь, рожденная в нашей стране, силой своей удержавшая кровавую руку фашизма, занесенную над миром... Там, где прошли вы, навсегда останется в сердцах след, ибо с вами прошла там высокая человеческая культура, великая душа советского народа, кровью своей омывшего мир в боях за свободу и счастье миллионов людей». Советская художественная публицистика находила живейший отклик как среди миллионов советских людей в тылу и на фронте, так и в кругах прогрессивной зарубежной общественности. Партизан Бессонов в письме к Н.Тихонову от 31 мая 1943 г сообщал: «...Вы можете гордиться своими статьями о Ленинграде. Их читает вся оккупированная Украина, Белоруссия, Польша и Чехословакия, мы проталкиваем их и в Германию». 13. Героический эпос о войне (В. Гроссман, Б. Горбатов, Л. Леонов, А. Бек, К. Симонов, М. Шолохов, А. Фадеев) 1941-1945 гг.
Во время войны, в 1943, 1944 годах, в газетах «Правда», «Красная звезда» начали печататься главы из романа М. Шолохова «Они сражались за Родину». Эпический «замах» этого произведения дал основание американскому литературоведу Стенли Эдгару Хаймену предположить, что «самым сильным претендентом на новую «Войну и мир» является, по-видимому, Михаил Шолохов... Теоретические предпосылки у него имеются в большей степени, чем у кого-либо другого». Прежде всего, эта книга рождает мысль о достоверности изображения. «Они сражались за Родину» - уникальное писательское свидетельство об одном из самых драматических моментов во всей войне, если не сказать, всей истории народа и государства - о лете 1942 года – на Дону. Шолохов рассказывает, что роман начал писать на фронте, «подчиняясь обстановке». Эта «подчиненность» обстоятельствам выразилась в том, что роман начинался боевыми картинами, война шла, герои воевали, мы мало или почти ничего не знали об их прошлом, о довоенной жизни. В 1965 году Шолохов говорил: «Роман я начал с середины. Сейчас у него уже есть туловище. Теперь я приживляю к туловищу голову и ноги. Это трудно». Повествование развивается как бы в двух планах: сцены, рисующие быт войны, перемежаются мужественными и героическими картинами сражений. Значительное место в романе занимают батальные картины. Описания сражений пронизаны чувством восхищения перед обыкновенными советскими людьми, совершающими подвиг. Шолохов стремится раскрыть героизм многих как характерную черту Советской Армии. Умирающий ефрейтор Кочетыгов нашел в себе силы метнуть из разрушенного окопа бутылку с горючей жидкостью и поджечь немецкий танк. Подвиг совершил не только Лопахин, подбивший немецкий самолет и несколько вражеских танков. Подвигом было мужественное упорство и хладнокровие Звягинцева. В романе «Они сражались за Родину» даже в описаниях сражений возвышенное, героическое часто соседствует с комическим. Смелое сочетание драматического с будничным, высокой патетики, страстного лиризма с комическим является одним из характерных свойств Шолохова-художника. Великие события оставляют глубокие и длительные следы в народной жизни. И не только в материальных условиях жизни общества, но и во всех чрезвычайно разнообразных сферах духовной деятельности, и прежде всего в искусстве. Великая Отечественная война, необычная по размаху происходящего, по своей значимости в судьбах мира, по героике и трагизму, не могла не стать в искусстве на длительное время одной из важнейших и ответственных тем. Стремление к эпическому постижению народных судеб - в самой природе всеобъемлющего таланта М.Шолохова. Изображение коллективных усилий народа по преобразованию исторической действительности определяет содержание и «Тихого Дона» и «Поднятой целины». В романе «Они сражались за Родину» отчетливо проступает та же высокая цель - раскрытие в Отечественной войне подвига народа.
Уже в конце 1941 г., в самый тяжелый период войны, Василий Гроссман работает над романом «Народ бессмертен» (напечатан в 1942 г.). Многочисленные лирические отступления о разрушенном мирном советском городе, о фашистских зверствах, о «русском небе», о «белой березе», о подвигах погибших за родину героев перерастают в обобщающие философские размышления автора, написанные в эмоционально приподнятом, взволнованном тоне. Очень своеобразная по стилю повесть А. Бека «Волоколамское шоссе». 14. Своеобразие литературного процесса в послевоенный период (1946-1953). Постановления ЦК ВКП(б). Бесконфликтность и лакировка действительности в произведениях этих лет. Послевоенные годы характеризуются серьезными сдвигами во всем характере советского многонационального литературного процесса. Углубляются и развиваются взаимосвязи между литературами народов СССР. Изменяются соотношения жанров и видов литературы. В ряде литератур, еще до войны не имевших крупных прозаических произведений, появляются романы и повести. Значительно возрастает число переводов с языков народов СССР на русский язык. Вследствие этого художественные достижения отдельных национальных литератур приобретают всесоюзный характер, становятся достоянием читателей всех республик Советского Союза. Одержав всемирно-историческую победу в Великой Отечественной войне, советский народ вернулся к мирному созидательному труду. Литература 1946-53 гг. тем не менее вовсе не исчерпывалась лакировочными произведениями. В послевоенное десятилетие были опубликованы повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда», роман «За правое дело» В. Гроссмана, одна из лучших поэм А. Твардовского «Дом у дороги», мемуарные книги К. Паустовского, М. Пришвина. Судьба этих произведений складывалась непросто. Новые ракурсы изображения войны представлены в повестях В. Пановой «Спутники», В. Казакевича «Звезда» и «Двое в окопах», но все же именно Некрасов проложил новые дороги в изображении Великой Отечественной войны в русской литературе: после него стала возможной так называемая проза «лейтенантов» конца 1950 - начала 1960-х гг. В 1953 г., после смерти Сталина, в русской литературе намечаются признаки оживления. Выходит в свет роман Л.М. Леонова «Лес», публикуются деревенские очерки В. Овечкина, заложившие целое направление в русской литературе 1955-1985 гг. В литературу входят В. Тендряков, Ф. Абрамов, Г. Троепольский. С 1945 по 1955 гг. Б. Пастернак работает над романом «Доктор Живаго», ставшим значительным произведением русской литературы 2-ой половины XX в. Подробное разъяснение значения этих исторических решений Коммунистической партии было дано в выступлениях А. А. Жданова на собрании ленинградских писателей (1946) и на совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б) (январь 1948 г.). Постановления Центрального Комитета Коммунистической партии, адресованные той или иной конкретной области искусства, приобретали в то же время огромное значение для советской культуры в целом. Как и на всех предшествующих этапах истории советской литературы, политика партии была в послевоенные годы направлена на борьбу за партийную, коммунистическую идейность и боевую действенность искусства, за утверждение принципов правдивости и народности, на борьбу против безидейности, космополитизма, формализма и всяческих иных проявлений буржуазной идеологии. П остановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» имело широкое принципиальное значение, как документ, нацеливший все советское искусство на борьбу против безидейности и формализма, против пережитков декадентства и эстетства. В этом постановлении содержались указания на то, что современная литература должна прежде всего опираться на передовые традиции прошлого, в частности, на традиции революционных демократов и на лучшие прогрессивные элементы классического и современного мирового искусства. В постановлении ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» эта мысль нашла свое исчерпывающее и конкретное развитие. Эти постановления имели огромное значение для всех областей искусства, вооружая деятелей искусства на борьбу за чистоту коммунистической идеологии. В постановлении с особенной силой подчеркивалось значение литературы в деле воспитания народа в духе советского патриотизма. В идеологической работе литературе и искусству принадлежит значительная роль. Высоко оценивая успехи советской литературы, XIX съезд партии вместе с тем указал на серьезные недостатки в работе писателей. Было отмечено, что нередко появляются серые, а иногда и просто халтурные произведения, в которых вяло, скучно изображается многогранная, кипучая жизнь советских людей. Пользуясь помощью и поддержкой Центрального Комитета КПСС, советская литература успешно преодолевала свои недостатки и ошибки, создавая произведения, в которых отразилась богатая и многообразная жизнь советского народа. Укрепление связи с действительностью сказалось прежде всего в тематическом разнообразии послевоенной литературы. Однако, несмотря на серьезные успехи, советские писатели не создали ярких типических образов представителей советского рабочего класса, недостаточно глубоко раскрыли жизнь трудящегося народа. Далеко не полно отображена современная жизнь колхозной деревни, со всеми трудностями и противоречиями, преодоление которых составляет основное содержание борьбы советских людей за подъем сельского хозяйства. В послевоенные годы огромное значение приобретает тема борьбы за мир и демократию, за укрепление дружбы между народами. Отражая устремления советского народа, последовательно борющегося за мир во всем мире, советская литература разоблачает агрессивные планы империалистов. Этой теме посвящены «Девятый вал» И. Эренбурга, «Русский вопрос», «Друзья и враги» К. Симонова, «Миру — мир!» А. Суркова, «Два потока» Н. Тихонова и много других произведений. В детской литературе нашли отражение и жизнь детей в капиталистическом мире (пьеса В. Любимовой «Снежок»), и горестная история советских ребят, попавших во время Отечественной войны в капиталистические страны (пьеса С. Михалкова «Я хочу домой»). О борьбе народов за мир рассказывает детям поэма С. Маршака «На страже мира».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 2235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.76.159 (0.017 с.) |