ТОП 10:

Поэзия послевоенных лет (1946-1953) (М.Саковский, О.Берггольц, Н. Заболоцкий, И. Сельвинский и др.).



Послевоенная поэзия представлена эпической и лиро-эпической поэмой (А. Твардовский, А. Недогонов, Н. Грибачев, М. Луконин), публицистической лирикой (К. Симонов, А. Сурков, Н. Тихонов и др.), лирической песней (М. Исаковский, Л. Ошанин и др.), басней (С. Михалков, С. Маршак и др.).

В драматургии, которая в целом отставала от развития других областей литературы, также появились произведения самых различных жанров,— от исторических драм («Победители» Б. Чирскова, «Незабываемый 1919-й» Вс. Вишневского) до сатирического памфлета («Шакалы» А. Якобсона), от бытовой современной комедии («Калиновая роща» А. Корнейчука) до лирической драмы («Твое личное дело» Е. Успенской и Л. Ошанина).

Лучшим произведениям советской поэзии послевоенного периода присуще чувство современности, пафос творческого труда, созидания и борьбы за мир, пафос устремления страны вперед, к коммунизму.
Чувство советского патриотизма, которым были полны сердца советских людей, разгромивших фашизм, сливалось с чувством гордости за великую роль Страны Советов в судьбах всего человечества. Уверенный голос народа звучит в простых, воодушевленных этим гордым чувством словах поэта Исаковского:

Стоит страна большевиков,
Великая страна.
Со всех пяти материков
Звезда ее видна.
..........
Народы знают:
Правда есть!
И видят — где она.
Дороги к счастью — с ней одной
Открыты до конца,
И к ней —
К стране моей родной —
Устремлены сердца.

Идея советского патриотизма и дружбы народов проникновенно звучит в лирике Исаковского. Именно в эти годы создает он такие широко известные песни, как «Песня о Родине» и «Летят перелетные птицы» (1948).
Характер героя послевоенной поэзии раскрывался прежде всего и его отношении к труду. В первые послевоенные годы — это воин-победитель, вернувшийся на родину к мирному созиданию. Продолжение боевых традиций в новых, мирных условиях — характерный мотив многих лирических стихотворений.

Боль о погибших, чувство невозвратной утраты, переплавлявшиеся у миллионов советских людей в энергию напряженного созидательного труда, не имели, разумеется, ничего общего с настроениями усталости и пессимизма, которые проникали в произведения отдельных поэтов в первые послевоенные годы.
Ответом на подобные настроения явилось стихотворение А. Твардовского «Я убит подо Ржевом», в котором павший за Родину герой требует от оставшихся в живых беречь Отчизну, как свое счастье.

Советская поэзия давала отпор и настроениям самоуспокоенности, которые нашли отражение в творчестве поэтов, рисовавших Советскую страну как царство обретенного покоя среди мирно цветущей природы («Сад» А.Прокофьева). Фальшивые идиллические нотки, тяга к архаизации сказались и у некоторых молодых поэтов, в стихах которых исчезали типические приметы первых послевоенных лет с их напряженной стройкой, быстрыми темпами восстановления народного хозяйства. Но эти явления были исключениями. В целом наша поэзия правдиво выражала мысли и чувства советских людей, готовых к преодолению трудностей, к самоотверженному труду по восстановлению разрушенного фашистами народного хозяйства. Первым крупным поэтическим произведением послевоенных лет была поэма А. Твардовского «Дом у дороги».
Судьба советской семьи в суровые дни Отечественной войны, судьба дома у военной дороги, обитателям которого пришлось пережить много страданий, нашла отражение в ряде стихотворений А. Твардовского, написанных еще на фронте («Дом бойца», «Баллада о товарище»), и в поэме «Василий Теркин» («Перед боем»). Мотивы этих произведений органически вошли в его новую лирическую поэму, создав яркую поэтическую картину, рисующую замечательные черты простых советских людей и раскрывающую смысл борьбы народа против фашизма.

По первоначальному замыслу основным образом «Дома у дороги» должен был стать образ рядовой колхозницы Анны Сивцовой, героической труженицы-патриотки, которая бросила родной дом, спасаясь от врага. Об этом свидетельствовали первые главы поэмы, которые печатались в 1942 г. на страницах фронтовой газеты «Красноармейская правда». В окончательной редакции (1946) поэма претерпела существенные изменения. Анна Сивцова не успела оставить свой дом, попала в плен к фашистам и вместе с детьми была отправлена в гитлеровскую Германию. Это изменение в сюжете поэмы помогло А. Твардовскому с еще большей яркостью раскрыть стойкость советской женщины.

В первые послевоенные годы тема возвращения к мирной созидательной деятельности стала основной поэтической темой нового поколения поэтов, выросших в трудные годы войны. Выразительно раскрывается она в поэме молодого, безвременно погибшего поэта А. Недогонова «Флаг над сельсоветом» (1947). Агроном Егор Широков, герой поэмы, советский человек, защищавший свою Родину в жестоких боях с врагом, с еще большим подъемом принимается за мирный труд. Мечта о цветущей родной земле, захватившая Широкова, увлекает в поэме и молодых, и старых. Душевной бодростью, любовью к советской Родине, жизнеутверждающим оптимизмом проникнуты жанровые сцены, пейзажные зарисовки. Поэт показывает, как в атмосфере дружного колхозного труда возникает душевная близость людей. Изображая напряженную борьбу за богатый урожай, А. Недогонов не проходит мимо тех нездоровых настроений, которыми были заражены некоторые из «пришедших с войны». Носителем этих настроений в поэме является Андрей Дубок. Выставляя перед односельчанами свои ордена и заслуги, он претендует на отдых после войны.

В некоторых послевоенных поэмах становление характера советского человека раскрывается в образах героического прошлого. Так, поэма О. Берггольц «Первороссийск» (1951), ярко окрашенная революционной романтикой, в приподнятых лирических отступлениях и героических эпизодах гражданской войны, раскрывает образы старых большевиков — питерских рабочих первых лет революции: вдохновленные В. И. Лениным и при его поддержке, они мужественно несут в глухой Алтайский край идеи сельскохозяйственной коммуны.

Образ одного из зачинателей всенародного социалистического соревнования, Макара Мазая, создает в одноименной поэме С. Кирсанов (1951). Поэт, используя приемы романтического письма, показывает становление характера советского человека, прошедшего путь от неприметного деревенского подпаска до смелого новатора-сталевара и самоотверженного борца за коммунизм, трагически погибшего в фашистском застенке.

На материале Великой Отечественной войны решаются большие этические проблемы в драматической поэме О. Берггольц «Верность» (1954), жанр которой поэтесса определяет как современную трагедию. Написанная в диалогической форме, хотя и без отчетливой индивидуальной речевой характеристики каждого героя, поэма правдиво рисует дела и дни обороны Севастополя.

В «обращениях к трагедии», авторских ремарках, жанровых сценах, полных драматизма, в остроконфликтном сюжете раскрываются образы «непокоренных» — Андрея Морозова, бывшего председателя горсовета, организатора «городских партизан», трагически погибшего бойца Сергея и их близких, героически «стоявших на смерть».

Мужественный образ непокоренного народа, с презрением отворачивающегося от трусов и предателей, сливается с сильным образом лирического героя, поэта большого сердца, больших дум и чувств.

Но даже лучшие из поэм о современности не отобразили широкой картины величественного социалистического строительства послевоенных лет, не создали еще полнокровного образа советского человека наших дней.

Построенная скорее на принципах лирической композиции, послевоенная поэма, выдвигая на передний план образ лирического героя, намечала лишь общие контуры основных героев поэмы. Она раскрывала их чаще всего в лирическом плане, в переживаниях, в описании, а не в действии, лишая их к тому же и своеобразия речи.

Послевоенной поэзии присущи и некоторые другие недостатки. Интонационный стих иногда трудно отличить от рифмованной прозы. Многие из поэм и лирических стихотворений растянуты и многословны и вследствие этого теряют выразительность. У ряда поэтов явно не хватило художественного мастерства для создания такой сложной формы поэтического искусства, как поэма.

В некоторых произведениях поэзии последних лет наметилось измельчание лирической темы. Действенный художественный образ подменяется вялым бытовым и пейзажным описательством.

Вредную роль сыграла и в поэзии пресловутая «теория» бесконфликтности. Эта «теория» притупляла творческое зрение поэтов. Послевоенная поэзия так же, как многие произведения других жанров литературы, обращаясь к колхозной действительности, часто проходила мимо отрицательных явлений жизни деревни.

Лучшие произведения советской поэзии послевоенных лет правильно выдвигали на первый план положительные типические явления, вдохновляя советских людей на борьбу за коммунизм. Но наряду с этим заметно отставала сатирическая поэзия, направленная на борьбу с пережитками в сознании и быту советских людей. В последние годы, когда партия и широкая советская общественность обратили внимание на такое отставание, наметилось некоторое оживление на этом участке поэтической жизни.
Среди поэтических произведений, посвященных обличению темных сторон нашей действительности, выделяются отдельные сатирические портреты К. Симонова и некоторые басни С. Михалкова, высмеивающие конкретных носителей пережитков капитализма в советском обществе — подхалимов и трусов («Заяц во хмелю»), косных бюрократов («Енот, да не тот», «Текущий ремонт»). Яркие типы в лучших баснях С. Михалкова, удачно олицетворенные в образах животного и предметного мира, характерная, выразительная лексика, лаконизм и острота художественных средств определили успех поэтической сатиры, когда она била по крупной и важной цели. Но сатирические выступления К. Симонова, басни С. Михалкова, эпиграммы С. Маршака, наиболее удачные стихи С. Васильева, А. Безыменского, А. Раскина, С. Швецова, В. Дыховичного и М. Слободского, В. Масса и М. Червинского, отдельные стихотворения в журнале «Крокодил» и других изданиях были немногочисленны. Часто сатирические стихи посвящались мало существенным явлениям литературной жизни и приближались к типу «дружеских шаржей».







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.228 (0.006 с.)