Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные признаки литературного процесса 1960-1970-х годов (эпохи «застоя»).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Время с середины 60-х годов и до 1985 г. принято называть «застоем». Но если это определение и справедливо по отношению к политике и экономике, то его никак нельзя приложить к литературному процессу этих лет. Скорее наоборот: по богатству художественных явлений, по глубине затронутых вопросов литературу этого периода можно сопоставить с литературой 1920-х годов. Несомненно, это богатство литературного движения связано с ослаблением государственного идеологического контроля над литературой. Самодвижение творческого духа вызвало к жизни все лучшее и подлинное, что появилось в литературе этого периода. Главным событием литературы этого двадцатилетия было развертывание сюжетов прозы, возникших еще в годы «оттепели». Это - «военная проза», «деревенская проза», «городская проза». Менее других повезло «военной прозе» - очень мало произведений «застойной эпохи» достигло высот «окопной прозы» конца 50-х - начала 60-х годов. Во многом это было связано с тем, что именно в области «военной прозы» правящий режим мог легче всего воплотить мифы и фетиши сталинизма. Признаки официального реванша литературной номенклатуры явственно различимы в эволюции военной темы у К. Симонова (в его трилогии «Живые и мертвые») и у Ю. Бондарева (в последних его романах); ярче же всего они заметны в романах А. Чаковского «Блокада», «Победа», в «Войне» И. Стаднюка и др. Однако в то же время создаются произведения, в центре внимания которых не панорамы сражений, а исследования внутренних психологических коллизий (повести «Усвятские шлемоносцы» Е. Носова, «Сашка» В. Кондратьева, «Живи и помни» В. Распутина, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Момент истины» В.Богомолова). Огромным философско-нравственным потенциалом обладает деревенская проза 70-80-х годов. Крестьянство веками было опорой и живой силой национальной истории. Книги Ф. Абрамова (тетралогия «Братья и сестры», повести «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька»), В. Астафьева («Последний поклон», «Царь-рыба»), В. Белова («Привычное дело», «Плотницкие рассказы», «Лад»), В. Распутина («Деньги для Марии», «Живи и помни», «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Пожар»), В. Шукшина (от великолепных трагических рассказов до киноповести «Калина красная») стали призывом талантливых художников к самосохранению нации, обращенных ко всем нам в критический, переломный момент народных судеб. С силой пророческого прозрения в этих книгах было сказано о том, что деревня, крестьянство, оказавшееся в беде, - это не просто «социально-экономическая формация», но - сгусток древнейшего опыта жизни и выживания на нашей земле, опыта, ставшего духовной колыбелью нации. Авторы этих книг вовсе не призывают к реставрации патриархального мира русской деревни - они призывают современников сохранить вечные ценности, хранимые крестьянством в течение многих столетий. В фокусе «городской прозы» сходятся многие острые социальные и психологические коллизии времени. Причем, если о «деревенской прозе» можно говорить как о явлении завершенном, то «городской прозе» в условиях нашей стремительной «урбанизацией» и вызванных ею драмах и проблемах еще далеко до ухода со сцены. Здесь можно назвать книги В. Тендрякова и Ю. Трифонова, А. Битова, В. Дудинцева, Д. Гранина, С. Каледина, А. Кима, В. Маканина, Л. Петрушевской, Г. Семенова и др. Собственно эстетические процессы в литературе 1960 -х - 1990-х годов проявляются в параллельном существовании разных по эстетике картин мира: реалистической, модернистской и постмодернистской. Реализм этого периода оказал влияние на все направления и в силу значимости его поэтических и эстетических традиций в русской культуре (творчество русских классиков XIX века), и в связи с особым учительским началом русского сознания вообще. Крупнейшие писатели-реалисты второй половины ХХ века (А. Солженицын, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Белов, Ю. Домбровский, С. Залыгин, В. Распутин, В. Шукшин, Ю. Трифонов), несмотря на собственную эволюцию и ориентацию на разные системы ценностей (родовую или личностную), сходились в принципиальной оценке главных событий ХХ века (революции, коллективизации, репрессий, гражданской и Великой Отечественной войны, "оттепели" и "застоя"). Эта общность оценки была порождена кризисом гуманизма и традиционных, проверенных столетним опытом нравственных систем. Мысль о разрушительном движении цивилизации и поисках позитивного противостояния ему определяет все художественные системы этого периода, поэтому центром внимания "возвращённой", "потаённой" и публиковавшейся литературы 1960 - 1980 годов становится судьба отдельного человека и судьба нации в истории, современности и культуре. В 1970-е годы с появлением повестей В. Белова, В.Распутина, с публикациями романов С. Залыгина, В. Астафьева, Ф. Абрамова, Ч. Айтматова эта литература обретает новое качество: от постижения народного характера, она переходит к постижению национального бытия не только в истории, но и в природном универсуме. В творчество этих художников входит контекст природы, постижение законов которой, как кажется писателям, может гармонизировать социальную практику национальной жизни (С. Залыгин "Комиссия", В. Астафьев "Царь- рыба", В. Распутин "Прощание с Матёрой", А. Ким "Отец- лес"). Писатели пытались понять, насколько согласуются вековые нормы нравственности и законы социальной жизни с природой, с ее вечными законами. В прозе этого периода формируется новое качество, которое получило название онтологический реализм (онтос - греч. бытие; логос - греч. понятие, мысль, слово, наука). Чтобы понять причины кризиса современного общества, писатели онтологического реализма попытались осмыслить взаимоотношения природных, социальных и национальных начал в жизни общества (С. Залыгин, В. Астафьев, Ч. Айтматов) и тот исторический путь, который прошла нация в катастрофических испытаниях ХХ века (Ф. Абрамов, Б. Можаев, С. Антонов, В. Белов). Итогом философского осмысления в этой прозе становится ощущение ложности механистической цивилизации и неизбежности надвигающейся на человека и нацию катастрофы. И все же в культуре «периода застоя» появилась целая плеяда талантливых авторов: В.Распутин, В.Шукшин, Ю.Трифонов, Ч.Айтматов, Р.Гамзатов, режиссеры Г.Товстоногов, О.Ефремов, А.Эфрос, кинорежиссеры С.Бондарчук, Г.Данелия. Во второй половине 60-х годов в стране начался рост диссидентского движения. Одним из его течении стало правозащитничество. Делались попытки добиться от государственных органов СССР выполнения положений Конституции (свобода слова, печати, собраний, демонстрации). Появились машинописные листовки и сборники произведений - «самиздат», в которых печатались новости и работы по философии, истории, праву, запрещенные произведения. Самиздат - неотъемлемая и характерная черта образа жизни советского общества, порожденная прежде всего отсутствием действительной свободы печати в стране. Самиздат существует во всем мире, но русский самиздат - явление исключительное, его исключительность - прежде всего в невиданных масштабах и в том значении, которое он приобрел в общественном сознании России. Самиздат - это широкий, универсальный комплекс разнообразной литературы, производящейся в обществе вне официальных издательских структур. В разные годы самиздат назывался по-разному: потаенная литература, подземная, вольная. Существует версия, что термин «самиздат» принадлежит Н. Глазкову; с конца 50-х годов этот термин прочно вошел в лексикон и стал обозначать не одну только художественную литературу, но и любые тексты, распространявшиеся неофициально. В послевоенном самиздате наибольшее распространение получили стихи: в списках ходили «негласные» произведения А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, Б. Пастернака. С начала 60-х годов стала «произрастать» проза - в первую очередь М. Булгаков - списки его произведений, писем, неопубликованных работ о нем ходили по рукам вплоть до середины 1980-х гг. В глухие годы застоя самиздат сопротивлялся сталинизму. В 1970-е годы в самиздате появилась литература андеграунда - литература «подполья», если буквально перевести этот термин с английского на русский язык. Андеграунд - понятие несколько неопределенное, это не стиль, не направление, хотя можно сказать, что писателей андеграунда объединяет общая принадлежность к авангардным и модернистским течениям в современной литературе. Андеграунд возник как пересмешник «гослитературы», он отталкивался от ее этики и эстетики, пародировал, насмешничал, ерничал. Писатели андеграунда стремились эпатировать читателя так же, как когда-то благополучных читателей начала XX в. эпатировали футуристы. Литература «подполья» обратилась к запретным ранее темам: ненормативной лексике, сексуальным отклонениям, своего рода «чернухе-порнухе», создавая «другую прозу». К андеграунду в свое время принадлежали самые разные писатели - Л. Петрушевская и Т. Толстая, Вен. Ерофеев (с его знаменитой, безнадежно-трагической поэмой «Москва-Петушки»), В. Нарбикова и Евг. Попов, Вяч. Пьецух и О. Ермаков, С. Каледин и М. Харитонов, Вл. Сорокин и Л. Габышев. Это писатели разные по возрасту, поколению, стилю, поэтике. Можно указать одну общую для них черту - они остро полемичны по отношению к канонам соцреализма. Писатели андеграунда ставили себе с заслугу особую свободу художественного творчества. Однако в этом отстаивании свободы таились свои парадоксы: парадокс литературы «подполья» заключался в том, что по природе своей она могла возникнуть только в условиях несвободы - ей необходимо было от чего-то отталкиваться, чему-то противостоять, что-то пародировать. С уходом со сцены официально-номенклатурной литературы, с исчезновением идеологической несвободы кончился век и ее двойника-пересмешника - литературы «подполья». Писатели андеграунда стали в конце 1980-х - начале 1990-х годов лидерами постмодернистских течений в современной литературе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.69 (0.011 с.) |