Б. Пастернак «доктор живаго». Личность и история. Ю. Живаго и лирический герой в «стихах из романа». Взаимодействие лирики и эпоса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Пастернак «доктор живаго». Личность и история. Ю. Живаго и лирический герой в «стихах из романа». Взаимодействие лирики и эпоса.



Пастернак начал писать роман “Доктор Живаго” в 1945 году и закончил его в декабре 1955 года.. Симонов, редактор журнала “Новый мир”, отказался печатать роман и его издание на родине было запрещено более 30 лет. Это произведение было опубликовано за границей, и его автор получил Нобелевскую премию. Мне кажется, что Б. Пастернак написал в романе о том, что он и многие другие честные, думающие, болеющие душой за Россию люди выстрадали и перенесли в эпоху революции. Роман Пастернака — это плод философских раздумий о бытии, об истории, о том, как интеллигенция приняла революцию, как существовала в революционную эпоху и нужна ли интеллигенция стране, пережившей революцию. Доктор Живаго – выразитель сокровенного, лирический герой Пастернака, который и в прозе остался лириком. Реальная биография Бориса Леонидовича не давала ему возможности высказать до конца всю тяжесть положения между двумя лагерями в революции. В романе эта двойственность замечательно показана в сцене сражения между партизанами и белыми. Доктор Живаго ранит одного из юнцов Белой армии, а затем находит и у этого бойца и у убитого партизана один и тот же 90-й псалом, по представлениям того времени, оберегавший от гибели. Живаго переодевает белого солдата в одежду партизана, выхаживает его, зная намерение парня после поправки вернуться в армию Колчака. Он лечит Человека.

Юрий Живаго – представитель русской интеллигенции. Причем он – интеллигент и по духовной жизни – поэт от Бога, и по профессии милосердной, человеколюбивой – врач; по неисчерпаемой душевности, «домашности внутреннего тепла» и по стремлению к независимости.

Пастернак стремился осмыслить проблему русской интеллигенции, привыкшей к мысли о самостоятельной ценности каждого мыслящего человека, интеллигенции, которая «отшатнулась от искажений и извращений идеи, а не от самой идеи».

Интересен взгляд Г. Гачева на роман Пастернака, – он рассматривает проблему и сюжет романа, как проблему человека в водовороте истории «В XX веке История обнаружила себя как враг Жизни, Всебытия. История объявила себя копилкою смыслов и бессмертий. Многие оказываются сбиты с панталыку, верят науке и газете и сокрушаются. Другое – человек культуры и Духа: из самой истории он знает, что такие эпохи, когда водовороты исторических процессов норовят обратить человека в песчинку, не раз бывали (Рим, Наполеон). И он отказывается от участия в истории, самолично приступает к творчеству своего пространства – времени, создает оазис, где обитает в истинных ценностях: в любви, природе, свободе духа, культуры. Таковы Юрий и Лара.

История может себе позволить откладывать приход к истине, счастью. У нее в запасе бесконечность, а у людей определенный срок – жизнь. Среди сумятицы, человек призван проориентировать себя прямо на настоящее, в безусловных ценностях. Они ведь просты: любовь, осмысленный труд, красота природы, свободная мысль».

 

Главный герой романа, Юрий Живаго, — врач и поэт, пожалуй, поэт даже больше, чем врач. Для Пастернака поэт — это “вечности заложник у времени в плену”. Другими словами, взгляд Юрия Живаго на исторические события — взгляд с точки зрения вечности. Он может ошибаться, принять временное за вечное. В октябре 17-го года Юрий принимает революцию с энтузиазмом, называя ее “великолепной хирургией”. Но после того как его ночью арестовывают красноармейцы, приняв за шпиона, а затем допрашивает военком Стрельников, Юрий говорит: “Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь”. Юрий Живаго “выходит из игры”, отказывается от медицины, умалчивает о врачебной специальности, не принимает сторону ни одного из враждующих лагерей, чтобы быть духовно независимым человеком, чтобы под давлением любых обстоятельств оставаться самим собой, “не отступиться от лица”.

«Доктор Живаго» – роман об участи человека в истории. Образ дороги центральный в нем. Фабула романа прокладывается, как прокладываются рельсы… петляют сюжетные линии, стремятся вдаль судьбы героев и постоянно пересекаются в неожиданных местах – как железнодорожные колеи. «Доктор Живаго»- роман эпохи научной, философской и эстетической революции, эпохи религиозных поисков и плюрализации научного и художественного мышления; эпохи разрушения норм, казавшихся до этого незыблимыми и универсальными, это роман социальных катастроф.

Б. Л. Пастернак написал роман “Доктор Живаго” в прозе, но он, талантливый поэт, не мог не излить свою душу на его страницах более близким сердцу способом — в стихах. Книга стихотворений Юрия Живаго, выделенная в отдельную главу, совершенно органично вписывается в основной текст романа. Она — его часть, а не стихотворная вставка. В стихах Юрий Живаго говорит о своем времени и о себе — это его духовная биография. Открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознания их неизбежности, а заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. В стихотворении “Гефси-манский сад” словами Иисуса Христа, обращенными к апостолу Петру: “Спор нельзя решить железом. Вложи свой меч на место, человек”, — Юрий говорит, что установить истину с помощью оружия нельзя. Такие люди, как Б. Л. Пастернак, опальный, гонимый, “непечатаемый”, он остался для нас Человеком с большой буквы.


20. «Тихий Дон» М. Шолохова. Социально-философская концепция и художественная структура романа.

«Тихий Дон» — большое эпическое произведение, отображающее целую историческую эпоху в жизни страны и народа — империалистическую войну, февральскую и октябрьскую революции, гражданскую войну, борьбу народа за власть Советов. Развивающиеся в романе события показывают величайшие сдвиги в народной жизни, которые принесла Октябрьская революция.

«Тихий Дон» — новый шаг в развитии литературы социалистического реализма. Шолохов сумел создать на материале современной жизни народную эпопею, полотно в духе великих традиций «Войны и мира» Л. Толстого, романов-эпопей М. Горького. По широте охвата исторических событий, по разносторонности изображения эпохи, насыщенной величайшими событиями, завершившимися социалистической революцией, по богатству и социально-исторической конкретности человеческих характеров, дающих представление о коренном переломе в жизни народа огромной страны, по силе изобразительности и художественного выражения нашего мировоззрения роман Шолохова является одним из самых выдающихся произведений советской и мировой литературы последних десятилетий.

С необычайным проникновением Шолохов изобразил внутренний мир крестьянки, ее тончайшие душевные переживания, моральную силу, цельность и красоту чувств.
Художественно отточен в романе и другой женский образ — Натальи. Покорная и любящая жена, безропотно несущая вначале свой крест, она неожиданно поднимается до бурного протеста. Не прощая Григорию своей искалеченной жизни, она проклинает мужа и вместе с ним тяжкую, обидную судьбу, горькую долю женщины, воспитанной в домостроевском казачьем быту.
Печальный конец Аксиньи и Натальи, связавших свою жизнь с молодым Мелеховым, еще резче оттеняет трагическую сущность образа Григория.
Однако роман в целом глубоко оптимистичен. Отобразив в своем произведении непримиримую борьбу старого и нового в жизни народа, писатель ярко вскрыл победную силу нового, торжество дела революции, гибель всего, что сопротивляется движению народа вперед.
Шолохов показал, что лучшая часть казачества пошла за Советской властью. Трагедия Григория развивается на фоне постепенного перехода трудового казачества к новой жизни.
Ради светлого будущего мужественно умирает красноармеец-продотрядник, отдают свою жизнь Штокман, Бунчук, Анна Погудко, Котляров, Лихачев. Вера в победу дела революции вливает в них силу, позволяет, как и многим другим изображенным в романе командирам и бойцам Красной Армии, стойко держаться перед лицом смерти. В противовес Григорию Мелехову они ясно видят свой путь, конечные цели революционной борьбы. Они твердо убеждены, что дело народа победит.
Образы коммунистов даны писателем в единстве их устремлений и многообразия индивидуальных характеров. Среди них выделяется Штокман, опытный революционер-организатор, мудро и спокойно ведущий трудную работу собирания и воспитания кадров, умеющий в решительный момент подчинить людей своей убежденности и воле. Штокман помог пробудиться классовому сознанию многих казаков-бедняков, сформировал первую большевистскую ячейку в хуторе Татарском. Штокман знакомит Котлярова, Михаила Кошевого, молодежь станицы с прошлым «казачьей вольницы», разоблачает иллюзии сословных представлений, навязанных царизмом, разъясняет сущность классовой борьбы в среде казачества.
С большой любовью очерчены образы чистого, прямого душой Ивана Алексеевича Котлярова, ставшего председателем хуторского ревкома, и бойца Бунчука.
Характер казака-бедняка Михаила Кошевого формируется в необычайно трудной обстановке. Он всей душой тянется к новой жизни, до многого доходит своим классовым чутьем. Жизнелюбие, забота о людях, непосредственность и сердечность сочетаются у него с жгучей ненавистью, с непримиримостью к врагу. Беспредельно преданный революционному делу, он тверд в своих поступках и поведении. Он ведет беспощадную борьбу со всеми, кто мешает созданию новой жизни.
Многолика и многообразна галерея персонажей «Тихого Дона». Образы Шолохова отличаются необыкновенной разносторонностью. Характеры в романе даны в движении, развитии, в их эволюции. Вместе с изменением жизни, социально-политической обстановки изменяются и герои «Тихого Дона», раскрывающиеся иной раз с самой неожиданной стороны. В умении убедительно, художественно мотивированно показать эти перемены в человеке, тончайшие движения и изгибы его души, сложные противоречия, не нарушающие цельности характера,— одна из самых сильных сторон шолоховского реализма.

Пристальное внимание Шолохова к внутреннему миру своих героев не уводит его от изображения больших событий революционной эпохи. Сложный и многоплановый сюжет романа насыщен острыми социальными конфликтами, подлинным драматизмом.
Советский читатель знает Шолохова как несравненного мастера пейзажа. Описания природы в «Тихом Доне», проникнутые глубоким лиризмом, не только раскрывают красоту родной природы, не только художественно оттеняют переживания людей, сопутствуют их радостям и страданиям, но и создают оптимистический пафос всего произведения, говорят о цветении жизни, передают радость творчества, радость борьбы и созидания.

Лирические отступления о неизбывной печали матери, о неутешных вдовах, об осиротевших казачках сменяются взволнованными обращениями к привольным донским степям, к родному краю, к его величавым просторам. В этих поэтических обращениях голос автора сливается с голосом всего народа. Народный колорит создается в романе и благодаря широкому использованию Шолоховым сказовой манеры письма, передаче разноголосого народного говора, употреблению крылатых слов и выражений, прибауток, пословиц, благодаря напевным интонациям, характерным для народного эпоса.
Многообразны стилистические средства, применяемые Шолоховым: строго-эпическое, спокойно-размеренное иногда нарочито замедленное повествование сочетается с взволнованным лиризмом; от комических сцен писатель, в соответствии с жизненной правдой, переходит нередко к трагическим ситуациям; колоритные бытовые зарисовки переплетаются с глубоким философским раздумьем. Мастер портрета Шолохов лепит живые, пластические фигуры своих героев с неповторимым внешним обликом, передает особенности их мимики, жестов, походки, своеобразие речи.

Так складывается особый жанр произведения – жанр эпопеи. Каковы же особенности этого жанра?

1. Произведение показывает жизнь народа в переломный период исторического развития. Подобно древней эпопее, роман Шолохова запечатлел жизнь казачества в ситуации «начала времён», т.е. не просто в сложных исторических испытаниях, но в период начала новой истории, нового устройства мира, нового государства, попыток создания «нового человека». Героические события, представляющие общенациональный интерес, находятся в центре изображения. Автор стремился не только «захватить всё», Но и «дойти до корня» в изображении и осмыслении жизни.

2. Отсюда масштабность и глубина изображения жизни, пространственно – временная и социальная многоаспектность (события охватывают более 10 лет, в рассказах об истории героев – ещё более протяжённый период времени). Место действия – Дон, Австрия, Петербург и т.д. – вся Россия, а странствия по ней – это процесс познания родины. Представлены основные слои населения, важнейшие идейные течения, в частности, разные планы решения судьбы Дона. Исторические и семейно – бытовые коллизии (столкновение, борьба действующих сил и лиц, вовлечённых в конфликт между собой).

3. Судьба народа – в центре изображения. Важную роль в этом играют массовые сцены, автор опирается на традиции фольклора, начиная с эпиграфов.

4. Писатель показывает, как исторические события разрушают традиционные основы бытия человека на земле, как происходит разлом патриархально – семейной жизни и связей людей по родству, землячеству, совместному труду, которые вытесняются иным типом общности – на классовых, идейных началах. Герои действуют, не только своими личными убеждениями, но и общей идеей, которая проводит новый водораздел между ними.

5. «Мысль народная» составляет основу авторской позиции. В романе выражено многообразие точек зрения, согласие и несогласие с происходящим, философские раздумья над человеческой судьбой. В задачу автора входит изображение трагического в революции и гражданской войне, противоречий героев и самой жизни.

6. В центре повествования эпический герой – Григорий Мелехов, в индивидуальной судьбе которого автор сумел воссоздать всю гамму противоречий, метаний, конфликтов, пережитых народом.

7. Роману присущи черты различных жанров: исторического романа (точная датировка событий, реальные исторические лица, введение документов), семейно – бытового романа (сцены мирной жизни), черты публицистического романа, психологического, философского; введены элементы трагедии, драмы, лирического начала.

8. Судьба человека «вписана» в историю, в судьбу народа, страны. История касается людей, принадлежащих к разным социальным слоям, и судьба каждого вливается в общую судьбу. Это соотношение передаёт и композиция романа, которая помогает показать взаимосвязь всего и утверждать вечные ценности жизни: дом, семья, сын.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 946; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.011 с.)